Комитет по образованию администрации муниципального образования «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области
МОУ"Ново-Девяткинская СОШ №1"
Авторская разработка внеклассного мероприятия
Ленинград! Твой подвиг бессмертен!
Верланова Татьяна Георгиевна, учитель русского языка и литературы
2021г.
«Ленинград! Твой подвиг бессмертен»
1. ЗАСТАВКА « С ДНЕМ ПОБЕДЫ», пока рассаживаются гости
2. Видео «1941-1945…» ( НА слова: мы помним,- выходят ведущие и поющие. 3. ЗВУЧИТ ВОЕННЫЙ МАЙСКИЙ ВАЛЬС ( сделать тише, когда говорят дети)
1. Победа!
– красивое слово!
Подарок для нас и для Вас. Ведущие е стоят по обеим сторонам сцены.
Победа! – и слышится снова
Военного времени вальс.
2. Смотрите,
идут ветераны!
Из вечности в вечность идут.
И взрослыми ставшие рано,
Они победили беду…
3.Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои.
И память, через годы пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
4.Сегодня будет день воспоминаний
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний
О подвиге и доблести отцов.
Ведущий 1: Вам, ветеранам Великой Отечественной, детям войны и всем присутствующим
Вместе: Посвящается!
4. 1.Звучит песня из к/ф «Офицеры»
2.Девушка в военной форме: Почему все люди на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза? Что случилось, скажи нам, ветер? (Пауза) Мир весь вздрогнул — это война?
3.Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели. Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где не знали сами.
4.Качается рожь несжатая, шагают бойцы по ней. Шагают по ней девчата, похожие на парней. Нет, это горят не хаты, то юность горит в огне. Идут по войне девчата, похожие на парней.
Девочки в военной форме рассаживаются у костра. Звук костра
1-я: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите, девочки, вам еще рано на фронт»... Нам по 16 лет было, но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы уже шли к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.
2-я: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне «Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте делать-то будешь? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мама-то с первых же дней ушла на фронт. Она у меня врач.
3-я: А я взяла с собой на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке... А еще духи взяла... Думала, ненадолго еду, война скоро кончится.
2.Девушка в военной форме: У каждой из нас была своя дорога на фронт, но цель одна — защищать Родину.
Держа письма-треугольники, выходят мать и девушка
Мать: «Сынок, дорогой, здравствуй! Боюсь, что это письмо не застанет тебя на старом месте, и ты будешь уже на другом участке фронта. Умоляю тебя – будь осторожен. Пусть спасёт тебя моя любовь. Твоя мама».
Девушка 1, держа в руке письмо - треугольник: Во многих семьях сохранились солдатские треугольники. Это — письма, которые писали с фронта отцы и братья, в перерывах между боями. Они писали, что вернутся домой с победой!
Открывается занавес.
У костра мальчики пишут и, выходя по одному на середину сцены, читают «фронтовые письма» и уходят. 5. Звучит мелодия «В землянке»
1 солдат:
Дорогие мои родные, мама и папа!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю я вас!
2
солдат: Здравствуй, дорогой Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утром — снова в бой!
Будем мы фашистов гнать,
Береги, сыночек, мать.
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец,
До свиданья. Твой отец.
3 солдат:
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Буду немцев без жалости бить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
4
солдат:
Жди
меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Выходят две девушки. Читают стихотворение. К ним присоединяется маленькая девочка. 6. Звучит мелодия из кинофильма «Белорусский вокзал»
1
девушка:
Сколько, когда бы не твердили:
«У войны не женское лицо»,
А на фронт девчонки уходили
По стопам и дедов и отцов.
2 девушка:
Где в тебе бралась такая сила:
Стиснув зубы, пересилив страх,
Раненых из боя выносила
3 девушка:
Ты
на хрупких девичьих плечах.
В зной и в дождь, и в лютые морозы
Ты всего хватила через край
И шептала им, глотая слезы:
«Потерпи, родной, не умирай»
Действующие лица:
КАТЮША. Военная медсестра, 20 лет.
ВАСИЛИНКА. Девочка-санитарка. 15 лет. Говорит с украинским акцентом.
ГУЗЕЛЬ РИНАТОВНА. Военный хирург. 30 лет.
ИВАН. Раненый солдат. Носит повязку на глазах и голове. 22 года.
ШОТА ГЕОРГИЕВИЧ. Раненый солдат. Носит повязки на руке и голове. 50 лет. Говорит с грузинским акцентом.
КАРТИНА ПЕРВАЯ. Негромко, фоном, звучит «Синий платочек». На сцене – антураж госпитального двора. Весна. На скамейке сидит Шота. У него перевязаны рука и голова. Из-за кулис появляются Иван и Василинка. У Ивана повязка на глазах, Василинка ведёт его за руку, усаживает рядом с Шотой.
ВАСИЛИНКА. Вот… Посидите тут трошки…
ИВАН. Вот спасибо, Васька…
ВАСИЛИНКА. Я не Васька, скильки вже казать! Василина я! (Обиженно уходит).
ШОТА (добродушно смеётся). Ай, Ваня, зачем девочка дразнишь? Лучше комплимент скажи!
ИВАН (дотрагивается до руки Шоты). Это вы, дядя Шота?
ШОТА. Я, Ваня, я. Вышел, свежим воздухом подышать…
ИВАН. Вот и я тоже решил воздухом подышать. Завтра повязку обещают снять… Буду ли видеть, ещё неизвестно. А дышать мне ни один фашист не запретит.
ШОТА (укоризненно). Ай, зачем так говоришь, Ваня? Всё хорошо будет! Главное – войне скоро конец, а видеть ты обязательно будешь. Всё ещё увидишь!
ИВАН. Мне бы дом свой увидеть… Посмотреть, как Волга разливается… Невесту мою, Галинку, встретить… Да сначала хотя бы письмо от неё прочитать! (Достаёт из кармана сложенный втрое лист). Три дня уже, как получил, а прочитать не могу.
ШОТА. Так попроси кого-нибудь, пусть прочитают! Она же, наверное, ответа твоего ждёт.
ИВАН. Нет, дядя Шота. Я так решил. Если завтра окажется, что я слепой, тогда уж попрошу… Катю, медсестричку, или вон - Василинку… А ответ… Буду видеть – будет ответ… А, если, нет… Зачем я ей – слепой?
ШОТА. Как ты можешь так говорить, Ваня? Если девушка любит, она тебя всякого будет любить.
На сцене появляется Катюша. Она с улыбкой подходит к бойцам.
КАТЮША. Ну, что, кавалеры, подышали? На перевязку пора!
ШОТА. Сейчас, дочка… Ещё пару минут . Ничего, Ваня… скоро все домой поедем. Будем мирными делами заниматься. Приезжай ко мне, в Тифлис, посмотришь, какая у нас природа!
ИВАН. Не знаю, дядя Шота… Буду ли видеть. Так что, лучше вы ко мне приезжайте, посмотрите, какой красивый у нас Куйбышев! Какая великая река – Волга!
ШОТА. Ай, Ваня, всё будет хорошо! Это ты увидишь, какая великая у нас Кура! А какие сады цветут весной на её берегах!
ИВАН. Сады и у нас цветут… Вы таких садов у себя и не видели, дядя Шота!
На сцену выбегает Василинка. Сердито смотрит на Шоту и Ивана.
ГУЗЕЛЬ РИНАТОВНА. Почему не на перевязке, товарищи?
ШОТА. Да мы уже идём, дочка, идём…
ГУЗЕЛЬ РИНАТОВНА (Василинке, строго). Ну, а ты чего стоишь? Марш в процедурную помогать, медсестра одна не справляется!
ВАСИЛИНКА: Да я зараз, Анна Ивановна… Зараз! (Убегает).
КАРТИНА ВТОРАЯ. На сцену усталой походкой выходит Гузель. На ходу снимает медицинскую шапочку, присаживается на скамейку. Из-за кулис появляется Катя. Подходит, становится позади, смотрит с сочувствием на докторшу.
КАТЮША. Вы бы поели что-нибудь, А И …
ГУЗЕЛЬ. Потом, Катя…
КАТЮША. Да что потом… Вчера – потом, сегодня – потом!
ГУЗЕЛЬ. (Кивает на скамейку). Сядь. Не суетись… Документы на умершего оформила?
КАТЮША (присаживается рядом). Оформила.
ГУЗЕЛЬ : Сколько лет проигрываю смерти… А привыкнуть не могу.
КАТЮША. Да как же проигрываете? Сколько раненых спасли за войну! Да и она вот-вот уже закончится.
ГУЗЕЛЬ. Война… Война, Катенька, не закончится, пока будет жив последний её солдат… Вон их сколько – через наш госпиталь прошли… Искалеченных, пулями прошитых, без рук, без ног… оглохших, ослепших… Всё это – война, Катюша. А сколько таких госпиталей, как наш…
КАТЮША. Ничего… Скоро расформируют наш госпиталь… Разъедемся кто куда… Вернётесь в свой институт, дальше будете хирургов готовить…
ГУЗЕЛЬ. Не вернусь я туда, Катя… Не смогу… Одна – не смогу…
КАТЮША. Ну, как же… Там – ваш дом…
ГУЗЕЛЬ (горько усмехается). Дом… Дом, это когда тебя ждут… Вот тебя кто-то ждёт?
КАТЮША. Ждёт… Мама ждёт, сёстры ждут…
ГУЗЕЛЬ. А меня никто не ждёт. Значит, нет у меня никакого дома…. Ну, ладно… Пойду, посмотрю, что там у утренних… А ты тоже долго не рассиживайся. На тебя весь персонал равняется… (Уходит).
Катя смотрит вслед доктору. Василинка осторожно подходит, садится рядом.
КАТЮША (только увидела Василинку). А, это ты…
ВАСИЛИНКА. Я… (кивает вслед докторше). А шо, у А.И и правда, дома немае? Зовсим, як у мене?
КАТЮША. Они с мужем вместе в медицинском институте преподавали… Вместе на фронт ушли.
ВАСИЛИНА. А де вин зараз? Ну, чоловик… КАТЮША. Убило его… Осколком, прямо во время операции. А.И. за него сама ту операцию закончила… Прямо под обстрелом, рядом с убитым мужем раненого спасала. А мама с детьми в Ленинграде вместе с детьми в блокаду , в блокаду …(УХОДЯТ)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «БЛОКАДА Ленинграда»
1. Комната.
Мама: (громко) Майя! Майя!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую..мы с папой на Первомайские праздники покупали..(копается вчемодане)*выходит Майя
Майя!: (берет рубашку с колен матери)Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?
Мама: Действительно (утыкается лицом в рубашку)..
Майя!: Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война кончиться и мы с тобой поедем и заберем Шурку!
Мама: Майя! Майя!! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончиться - наши войска пока отступают.
Майя!: Ну вот! А в эвакуации безопасно! Шурик и так плачет постоянно - боится взрывов снарядов. Мама, ты подумай!
Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его)Я уже подумала, Майя! Мы останемся в Ленинграде все вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа..
Майя!: И будем мы опять жить одной дружной семьей!
Сцена2.3
Мама: (Кате) Почему не в бомбоубежище?
Катя: Да ладно, мам! Пока оденешься, спустишься- уже отбой.
Мама: Вот, принимай подружку. Стоит у дверей, плачет. Постучать стесняется..
Катя: (подбегает к подруге, помогает снять торбу) Аня! Ты что? Проходи, скорей, - только чайник закипятила. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?
Аня: Некому отпускать. Страшно одной в квартире…
Мама: (присела на кровать, вытянула усталые ноги) А бабушка?
Аня: (присаживается к столу, вытирает нос) Умерла бабушка… Ты когда-нибудь ночевала с умертвым?
Катя: вешает мамину одежду на спинку кровати) Нет.
Аня: (оглядывается вокруг)Вам хорошо, у вас коммуналка. Вон, соседи за стенкой живут.
Катя: Нет соседей.
Мама:Одна наша семья во всей квартире осталась - кто в эвакуации, кто от голода умер давно. (матери)
Катя: Есть будешь?
Мама:Сил даже на еду нет.
Аня: (встает у стула, обращается к Маме) Тетя Света, а возьмите меня к себе жить, а? У меня еще вот (кладет торбу на стол, показывает Кате содержимое) продукты кой-какие остались.*Мама с Катейпереглядываются
Мама: Да оставайся уж. И Кате все повеселей будет, а то я до ночи на работе.
Сцена Появляются Даша и Машаи. У Даши в руках санки. Сл. 2 « Улица»
Вася: Ты куда идёшь Майка ?
Майя!: В булочную. Только хлеба, наверное, сегодня уже не будет.
Вася: Ну удачи тебе. Май, а дежурить на крышу тушить зажигательные бомбы пойдешь?
Майя!: Нет, наверно. Бывай Вась.
Вася: А я пойду если, что присоединяйся. Эй, девчонки! Куда это вы с санками собрались?
Даша Маша: Кататься!
Вася: Ага, дела.. (жалобно) А вы не за едой случайно едете? Ну, там, склад какой разбомбило или магазин?
Даша: Ты, кроме еды, о чем-нибудь думать можешь?
Вася: А вы можете?!
Маша: (присаживается на ступеньки)Можем! Расскажи ему, Даша, все равно не отвяжется. А мы опоздаем!
Даша: Ну, слушай, прилипала! Мамка наша на Васильевском острове работает, это километров за пять отсюда. А трамваи уже с лета не ходят.
Вася: Ну. И что?
Маша: И то!
Даша: Она по два часа на дорогу тратит! Домой приходит совсем уставшая. Мы ей тазик с горячей водой ставим, что бы опухоль с ног прошла. А она все равно час сидит, как неживая.
Маша: И вот мы придумали - какой день уже ходим ее встречать с санками - пусть хоть обратно будет не идти, а ехать!
Вася: Ничего себе! А что мать?
Даша: (усмехнулся) Первый раз, когда нас увидела на Васильевском, чуть по шее не дала. Да сил не было. А мы строго ей:
Даша Маша: «Садись! Будем тебя возить»
Маша: (засмущался) А кто о ней позаботиться, если не мы? Папка на войне погиб еще в июне.
Вася: Ну, вы и молодцы, девчонки.
Сцена Улица 7 Выходит Майя, замечает что-то на земле, наклоняется и поднимает потерянные кем-то карточки. Достает свои, сравнивает.
Майя: Ой, Юрка, ты что тут стоишь?
Юрка: Майка, а у тебя санки дома есть? Сл.3 «Санки»
Майя: Есть. (подозрительно) А зачем тебе?
Юрка: Мамку в морг отвезти. Семеныч, дворник, пообещал помочь на улицу вынести.
Майя: (тихо садится на ступеньку) Ох! Когда она…умерла?
Юрка: Три дня назад. Остались мы с бабкой совсем одни и без довольствия.
Майя: (садится рядом, трогает его за плечо) Как же вы теперь, Юра?
Юрка: (горько) Да никак, Май.. Санки дашь?
Майя (тихо) Дам. И санки дам, Юрка, и..вот это..*достает из кармана найденные карточки, протягивает Юрке
Юрка: (растерянно) Это что? Ты что это? Это как?!
Майя: Нашла я их вот здесь, когда в булочную шла. Если бы ты раньше меня здесь был, то ты бы их нашел. Бери, Юрка!
Майя: Карточки. Рабочие. На целый месяц.
Юрка: Это месяц жизни, Майка.. Для меня и бабули моей. (отворачивается, смахивает слезы)
Ведущий 1: Имя Тани Савичевой знает весь мир. Она жила в Ленинграде, в большой дружной семье. Школьнице Тане Савичевой было 11 лет. В дни блокады вела дневник. В этом дневнике всего 9 страниц и на шести из них даты смерти близких людей.
Девочка: «Женя умерла 28 декабря в 12 ч. 30 мин утра 1941 г. Сл.4. Дневник»
Бабушка умерла 25 января в 3 ч. Дня 1942 г.
Лёка умер 17 марта в 5 ч. Утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 ч. Ночи 1942 г.
Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 ч. Утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Ведущий 2. Умирающую девочку удалось вывезти из блокадного Ленинграда. Но спасти её было уже невозможно. Она умерла 1 июля 1944 года. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников.
Ведущий 3: Война и дети... Нет ничего страшнее, чем эти два слова, поставленные рядом. Потому что дети рождаются для жизни, а не для смерти. А война эту жизнь отнимает...
Ведущий
4: Понятие «дети войны» довольно объёмное. Всех детей
войны очень много — их миллионы, начиная с тех, чьё детство оборвалось 22 июня
1941 года и, кончая теми, кто родился в первые дни мая 1945-го. Все родившиеся
в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.
Ведущий 1: Среди защитников Родины были дети. Дети, попавшие
на фронт, или воевавшие в партизанских отрядах. Таких мальчишек- подростков
называли «сыновьями полков». Они воевали наравне со взрослыми воинами и даже
совершали подвиги. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за
различные боевые заслуги.
Вед 2. Ведущий 1: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира.
7.1.Песня «Дети войны»+ танец
1: Блокада Ленинграда – одна из самых трагических и печальных страниц истории нашей страны. О мужестве блокадников слагались песни и снимались фильмы. Их были тысячи, а выжили - единицы. Каждый день жизни в блокадном Ленинграде – это подвиг. Подвиг, который не меркнет в памяти поколений.
Сл. 5 «Дорога Жизни»
2: С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинграда. Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру.
3: Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу. Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".
Сл.6 «Музей «Дорога Жизни»
4: Есть в нашем городе самое большое в мире кладбище – Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. С утра до вечера идут сюда люди: в мороз и зной, в праздники и будни. Особенно много здесь бывает ленинградцев, петербуржцев – родных и близких тех, кто покоится под холмами братских могил.
Сл.7 «Пискаревское кладбище»
5: Этот мемориал – символ стойкости, мужества и силы духа советских людей, символ страданий, которые принесла миру война. Много времени прошло с тех пор, многое изменилось. Выросли поколения, не знавшие войны и блокады. Но никакие сроки не смогут приуменьшить величие подвига ленинградцев – подвига, равного которому не знает история.
7.2. МИНУТА МОЛЧАНИЯ
- Продолжительность блокады Ленинграда – 872 дня (8 сентября сентябрь 1941 – 27 января 1944 гг.). Численность жертв ее превосходит потери США и Великобритании, вместе взятые, за всю Вторую мировую войну. В период фашистской блокады от голода умерли не менее 800 тысяч человек.
- За период блокады на город было сброшено 107 000 бомб и выпущено 150 000 артиллерийских снарядов.
- Подвиги совершали вне зависимости от возраста или пола. В блокадном городе располагался 34-й отдельный инженерный батальон миноразыскников и истребителей танков. Он состоял из 18-летних девочек-добровольцев (так называемая «девичья команда»). Слайд 8«Девичья команда».
- За годы войны ленинградки с помощью военных собак обнаружили и обезвредили тысячи мин и фугасов и протянули километры проводов связи. Знай наших!
ВСТАВКА ( говорят мальчики) + Сл.9 «Блокадная ласточка»
- Великой Отечественной война продолжалась 1418 дней и ночей
- от Москвы до Берлина 1600 км СЛАЙДЫ 10-12
- поездом - 4 суток
- самолетом – 4 часа
- перебежками, по- пластунски – 4 долгих года
Слайд 13 «ЗНАМЯ НАД РЕЙХСТАГОМ»
Вед.1: Закончилась
война. Солдаты вернулись домой и занялись мирным трудом. Но память порой
возвращает их к дням той страшной войны. Снится им грохот орудий, лица друзей -
однополчан, могилы которых разбросаны по всей нашей земле.
Вед 2: Бывшие фронтовики - это скромные люди, которые
не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполнили свой долг
солдата, долг сына своей Родины.
Песня « И все о той весне»
1. - Почему мы вновь и вновь вспоминаем о минувшей войне?
2. Это наш долг перед теми, кто не дожил до Победы, сгорел заживо, задушен в газовых камерах, затравлен собаками, расстрелян, замучен.
9. Песня «Бессмертный полк» (клип)
Герасим : Дети из разных регионов страны исполнили хором песню «Аист на крыше» в рамках акции во имя сохранения памяти о героях Великой Отечественной войны. Мы присоединяемся к этой акции.
ВСЕ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «АИСТ НА КРЫШЕ»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.