Программы "Юный спасатель" имеет физкультурно-спортивную направленность. Программа рассчитана на учащихся младшей и средней школы. В программе входят разделы по изучению работы в аварийно-спасательной службе МЧС, по пожарно-прикладным видам спорта, поисково-спасательной работах. Основная идея привлечь учащихся определенным навыкам поведения в быту.Образовательная программа "Юный спасатель"
школа118 юный спасатель 2017-2018 (3).doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 118 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБОУ школа № 118
Выборгского района Санкт – Петербурга
протокол № ____ от __________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа № 118
Выборгского района Санкт – Петербурга
___________________
Приказ № ____ от _____________2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Юный спасатель»
Возраст учащихся: 9 16лет
Срок реализации: 2 года
Составитель:
Онышкевич Наталия Александровна
Педагог дополнительного образования Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный спасптель» разработана согласно
требованиям следующих документов:
Федерального Закона от 29.12.2012 №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726р);
СанПиН 2.4.4.317214 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования детей». (Постановление Главного государственного санитарного
врача РФ от 04.07.2014 № 41);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008. «Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных
образовательных организациях СанктПетербурга, находящихся введении Комитета по образованию (Распоряжение Комитета
по образованию от 01.03.2017г. №617р);
Направленность
Данная программа «Юный спасатель» имеет физкультурноспортивную направленность.
Уровень освоения общекультурный.
Актуальность программы в том, что все приобретенные знания и навыки необходимы подросткам в жизни: в школе на уроках,
при поступлении в училища, техникумы и институты, на работе и при службе в армии. потребностью общества в специалистах, владеющих профессиональными навыками и умениями. (быстрое принятие решений,
умелое и правильное использование специальных средств и техники при спасении, эвакуации и т.п., в экстремальных
ситуациях).
определением и выбором учащимися профессии спасателя.
более легкой адаптацией «во взрослой» жизни.
Содержание Образовательной программы «Юный спасатель» имеет физкультурноспортивную направленность.
Программа рассчитана на два года обучения, для детей возраста от 11 до 16 лет. В программу входят разделы по изучению
работы в аварийноспасательной службе МЧС, по пожарноприкладным видам спорта, поисковоспасательной работе и
разделы, посвященные общей физической подготовки.
Одним из направлений образовательной программы «Юный спасатель» являются подготовка обучающихся к
соревнованиям по пожарноприкладным видам спорта и к соревнованиям по программе Международного комитета по
предупреждению и тушению пожаров (СТIF) среди дружин юных пожарных. К районным соревнованиям при участии МЧС
России, отделений Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество», Санкт
Петербургского государственного казенного учреждения «Пожарноспасательный отряд ППС СанктПетербурга».
Программа имеет физкультурноспортивную направленность.
Отличительной особенностью основная идея привлечь учащихся определенных навыков поведения в бытовых ситуациях.
Умение оказать первую доврачебную помощь. Оказание помощи учащимся в определении в будущей профессии и «найти
себя» в будущем.
Адресат программы.
Данная программа «Юный спасатель» предназначена для учащихся младших и средних классов (916 лет.) Программа
ориентирована здоровых детей с нормальным развитием.
Цель программы: подготовить школьников к правильным действиям в чрезвычайных ситуациях. Задачи программы
обучить теоретическому овладению материала;
применить практические навыки действии в экстремальных чрезвычайных ситуациях;
подготовить спортивный резерв пожарноприкладных видах спорта;
научить оказывать доврачебную помощь.
Обучающие:
1. Обучить учащихся действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства
избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
2. Обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи;
3. Совершенствовать двигательные умения и навыки прикладного характера, развить двигательные качества на основе
общей физической подготовленности.
4. Пропаганда и изучение правил пожарной безопасности.
Развивающие:
1. Всестороннее совершенствование личностных качеств: психологическая устойчивость, физическая сила,
выносливость, быстрота принятия решений, наличие необходимых знаний и навыков, позволяющих успешно
действовать в экстремальных ситуациях;
2. Развитие памяти, логического мышления и мотивации личности к познанию;
3. Развитие внимательности и осторожности.
Воспитывающие:
1. Ориентация на труд, собственные усилия;
2. Удовлетворение потребности детей в общении;
3. Воспитание приоритета общественных ценностей;
4. Сформировать у учащихся высокий уровень духовнонравственного развития, чувство причастности к историко
культурной общности российского народа и судьбе России.
5. Сформировать внутреннюю позицию личности по отношению к окружающей социальной действительности;
Условия реализации программы: условия набора учащихся в объединение, условия формирования групп: принимаются все желающие без предварительного
отбора, при наличии медицинского допуска к занятиям. Группы формируются с учетом состояния здоровья, уровня
физической подготовленности и функционального состояния организма детей.
возможность и условия зачисления в группы второго года обучения: группы 2 года обучения комплектуются из учащихся,
освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания, умения.
материальнотехническое обеспечение:
Учебный класс
Спортивные каски
Пожарные каски
Боевая одежда пожарного
Веревка
Пожарные рукава
Аптечка
Шины медицинские
Маты
Секундомер
Пожарные рукава
Трёхходовое разветвление
особенности организации образовательного процесса:
Сроки реализации программы: 2 года.
1й год обучения 144 часа
2й год обучения 144 часа
Возраст учащихся: данная программа рассчитана на детей в возрасте 9 16 лет.
1я группа дети 10 13 лет.
2я группа дети 1316 лет.
Режим занятий.
1й год обучения: 144 часа 2 раза по 2 часу; 2й год обучения: 144 часа 2 раза по 2 часу;
Наполняемость учебной группы:
1 год 15 учащихся
2 год 12 учащихся
Форма организации деятельности учащихся: групповые, индивидуальногрупповые, коллективные, индивидуальные,
работа в парах.
Формы проведения занятий:
Традиционное занятие: знакомство, беседы, практические и теоретические занятия
Комбинированное занятие: интерактивные занятия, игровая деятельность, мини соревнования в подгруппах,
интервальное занятие для развития выносливости, ОФП.
Внутригрупповые, районные, городские соревнования тестирование.
Планируемые результаты
Личностными результатами освоения, учащимися содержания программы объединения «Юный спасатель» являются
следующие умения: знакомство учащихся с правилами и методами оказания первой медицинской помощи, с правилами
пожарной безопасности. Это является весьма актуальным, так как дети в этом возрасте начинают активно интересоваться
окружающим миром, пытаются подражать действиям взрослых. Привитие практических навыков одевание боевой одежды
пожарных, ознакомление со средствами и способами пожаротушения. Основными формами контроля достижений учащихся
являются практические занятия по медицинской подготовке, решение ситуационных задач, позволяющие оценить умение,
применять на практике полученные теоретические знания, результативность участия в районных и городских соревнованиях.
Метапредметные результатами освоения, учащимися содержания программы объединения «Юный спасатель» являются
следующие умения:
(развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности,
активности, аккуратности и т.п.); Предметные результатами освоения, учащимися содержания программы объединения «Юный спасатель» являются
следующие умения:
расширение знаний об истории пожарной охраны СанктПетербурга и России;
владение навыками работы пожартехническим оборудованием;
уверенность в себе на соревнованиях по пожарно прикладных видах спорта;
Учебный план
1го года обучения
Название раздела (темы)
всего
Количество часов
теория
практика
№
п/п
1
Комплектование группы. Инструктаж по безопасности.
Организационный урок. Введение. Наиболее значимые
события в истории пожарной охраны России.
Знатоки правил и знаки пожарной безопасности
2
3 Медикосанитарная подготовка
4
5 Аварийноспасательные средства
Боевая одежда пожарных
6 Индивидуальные средства пожаротушения.
7 Первичные средства пожаротушения.
8 Общефизическая и специальная подготовка.
9 Участие в районных и городских соревнованиях
Итого
10
18
20
14
8
6
8
46
14
144
10
14
8
2
2
6
8
6
2
58
4
12
12
6
40
12
86 Учебный план
2го года обучения
Название раздела (темы)
всего
Количество часов
теория
практика
№
п/п
1
2
Комплектование группы. Инструктаж по безопасности.
Знатоки правил и знаки пожарной безопасности
Боевая одежда пожарных.
3 Медикосанитарная подготовка
4
5 Аварийноспасательные средства
6
7 Общефизическая и специальная подготовка
8
Первичные средства пожаротушения.
Участие в районных и городских соревнованиях
Итого
10
18
20
16
6
8
42
24
144
10
6
2
2
4
24
12
18
16
6
6
42
20
120 Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юный спасатель»
на 20172018 год.
Год
обучения
1 год
Дата начала
обучения по
программе
01.09.2017
Дата окончания
обучения по
программе
31.05.2018
2 год
01.09.2017
31.05.2018
Всего учебных
недель
Количество учебных
часов
Режим занятий
36
36
144
144
2 раза в неделя по 2
часа
2 раза в неделя по 2
часа ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 118 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБОУ школа № 118
Выборгского района Санкт – Петербурга
протокол № ____ от __________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа № 118
Выборгского района Санкт – Петербурга
___________________
Приказ № ____ от _____________2017 г.
Рабочая программа
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающие программе
«Юный спасатель» 1 год обучения
Возраст учащихся: 916 лет
На 20172018 учебный год
Пояснительная записка
Составитель:
Онышкевич Наталия Александровна
Педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Юный спасатель» первого года обучения составлена на основе дополнительно общеобразовательно
общеразвивающе программы
физкультурноспортивно йй направленности «Юный спасатель».
йй
йй
йй
Данная рабочая программа полностью отражает уровень подготовки учащихся по разделам программы на 1 году обучения.
йй
Программа конкретизирует содержание тем образовательно программы «Юный спасатель» первого года обучения и даёт
распределение педагогических часов по разделам программы.
Программа реализуется через проведение теоретических и практических занятии. Содержание программы соответствует:
современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности учащихся).
Содержание программы направлено на 1 год обучения
1.История пожарной охраны России и СанктПетербурга.
Теоретические занятия: Ознакомить учащихся с наиболее значимые события в
истории пожарной охраны России и СанктПетербурга.
2. Знатоки пожарной безопасности:
Теоретические занятия: – Изучение вопросов пожарной безопасности в быту,
школе, общественных места. Ознакомить запрещающими
и предписывающими знаками.
изучение по ГОСТ знаков.
3.Медикосанитарная подготовка:
Теоретические занятия: Личная гигиена и профилактика заболеваний.
Кровоостанавливающие жгуты и закрутки.
Практические занятия: Наложение кровоостанавливающего жгута и закрутки.
Наложение транспортных шин (рука, нога) и шин из
Подручных средств
4. Боевая одежда пожарного.
Практические занятия: Изучение элементов боевой одежды пожарного (Каска, ремень, карабин куртка, брюки),
тренировка норматива по
надеванию боевой одежды и снаряжения пожарного.
5. Первичные и индивидуальные средства пожаротушения.
Теоретические занятия: Изучение первичных средств пожаротушения (огнетушители,
ломы, багры, укомплектованность щитов и ящиков с первичными средствами).
Практические занятия: Работа с огнетушителями, приведение в действия
(углекислотные, порошковые, аэрозольные, воздушно
пенные) область применения.
6. Аварийноспасательные средства:
Теоретические занятия: Лестница, веревка, носилки, медицинская аптечка,
ознакомление с работой механизированного пожарного
инструмента (электрического, пневматического)
Практические занятия: отработка упражнения по переносу пострадавшего с помощью
лестницыпалки и ознакомление с работой механизированного
пожарного инструмента (электрического, пневматического).
7. Общефизическая подготовка:
Практические занятия: Включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья
опорнодвигательного аппарата ребенка. Упражнения общеразвивающего характера дают возможность воздействовать не
только на весь организм детей, но и на определенные ослабленные группы мышц:
1.обеспечить «начальную школу движений», т.е. научить управлять относительно простыми движениями в основных
звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
2.обучить детей действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства
избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
3.сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки обучающихся,
необходимые в повседневной трудовой, спортивной и прикладной сфере деятельности.
8. Пожарноприкладной спорт.
Совершенствовать умениями и навыками прикладного характера. При проведении занятий по специальной физической
подготовке особое внимание уделено соблюдению технике безопасности и охране здоровья школьников Практические занятия: тренировки по отработке нормативов по преодолению 100метровой полосы с препятствиями, подъём
по штурмовой лестнице в окно учебной башни, боевое развёртывание от пожарной автоцистерны с подачей пожарного ствола
в очаг пожара (мячмишень), вязание пожарных узлов 4мя способами, вязка спасательной петли.
Цель программы: приобщение обучающихся к миру современных танцев через обучение аэробикой, развитие физических
способносте , получение навыков командо работы.
йй
йй
Задачи
1. Задачи, направленные на достижения предметных результатов:
научить способом работы с пожарнотехническим вооружением;
научить приемом работы с пожарнотехническим вооружением;
научить действиям в различных чрезвычайных ситуациях.
2. Задачи, направленные на достижения мета предметных результатов:
умение работать в команде;
развить четкость движений в преодолениях препятствий;
3. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
воспитать чувство товарищества и партнерства;
помочь найти общи язык со сверстниками
Развить слаженность в команде и коллективной работе.
йй
Сведения об обучающихся имеют соответствующи возрастным нормам уровень интеллектуального и физического
развития, практически здоровы. Основными требованиями к обучающимся при зачислении в объединение являются желание
физически совершенствоваться в команде сверстников. В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказании. Группа формируется из обучающихся разных возрастов.
йй
Режим занятии: на освоение программы первого года обучения отводится 4 часа в неделю, всего 144 часа за учебны год.
йй
Расписание занятии
Вторник 15:0017:00 Четверг 15:0017:00
Формы и методы проведения занятии
1. Словесны метод обучения (рассказ)
йй
йй
2. Наглядны метод обучения (просмотр видео материалов, наблюдение за соревнованиями).
3. Практически метод обучения
йй
4. Объяснительноиллюстративно метод (показ)
йй
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальны йй – одновременная работа со всеми учащимися;
коллективны йй – организация проблемнопоискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
группово – йй
организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
в парах – организация работы по парам;
индивидуальны – йй индивидуальное выполнение задании, решение проблем.
Организация контроля освоения программы
Качество освоения обучающимися программы осуществляется посредством следующих видов контроля:
1. Периодически – в декабре и в мае;
йй
йй
2. Тематически – в течение учебного года, в соответствии с учебным планом;
3. Итоговы контроль:
йй a) Промежуточная аттестация по окончании учебного года;
b) Подведение итогов реализации программы – по окончании программы.
Формы подведения итогов реализации программы
1. Соревнования и тестирование между группами;
2. Участие в районных и городских соревнованиях.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты первого года обучения
По результатам занятии по программе 1 года обучения обучающихся
Будет знать:
историю пожарной охраны СанктПетербурга и России;
уметь оказывать первую доврачебную помощь;
надевание боевой одежды пожарного
. работать с пожарнотехническим вооружением
Будет уметь:
работать в команде, в паре;
работать в движении с пожарнотехническим оборудованием;
четко выполнять движения в преодолении полосы препятствий. Будет владеть:
приемами работы с пожарнотехническим оборудованием;
первичными знаниями пожарного дела,
правильного поведения в быту.
Планируемые результаты по итогам первого года обучения.
По завершении первого года обучения:
предметные результаты освоения программы
• знание о работе пожарной охраны СанктПетербурга и России;
• знание о доврачебной медицинской помощи;
• знание о пожарном деле;
метапредметные результаты:
• развитие четкости при выполнении специальных движении с пожарным оборудованием;
• развитие координации движении при выполнении упражнений на буме;
• умение работать в команде, в паре;
• желание совершенствоваться в данном виде спорта. личностные результаты:
• чувство товарищества и партнерства;
• общии язык со сверстниками.
Учебный план
1го года обучения
№
п/п
1
Название раздела (темы)
всего
теория
практика
Количество часов
Формы контроля
Введение. Наиболее значимые события в
истории пожарной охраны России.
10
10
Групповая,
индивидуальная,
фронтальная 2
Знатоки правил и знаки пожарной
безопасности
3 Медикосанитарная подготовка
4
Боевая одежда пожарных.
5
Аварийноспасательные средства
6
7
Индивидуальные средства пожаротушения.
Первичные средства пожаротушения.
18
20
14
8
6
8
14
8
2
2
6
8
4
12
12
6
Фронтальная
В Парах,
Групповая,
Коллективная
Фронтальная,
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах
Фронтальная,
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах
Фронтальная,
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах
Групповая,
Индивидуальная,
Фронтальная
Фронтальная,
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах 8
Общефизическая и специальная подготовка.
46
9
Участие в районных и городских
соревнованиях
14
Итого
144
6
2
52
40
12
92
Фронтальная,
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
Календарно тематическое планирование
1 год обучения
№
Раздел
Тема
Количество часов
теория
практика
Дата проведения
По плану По факту
Формы контроля
1. Вводные занятия
2. История пожарной охраны.
3. История пожарной охраны.
Ознакомление с расписанием
занятий, правила поведения на
занятии. Вводный инструктаж по
охране труда.
Техника безопасности.
Наиболее значимые события в
истории пожарной охраны России
.
Становление пожарной охраны
России 1643г.
Наиболее значимые события в
истории пожарной охраны Санкт
2
2
2
Групповая,
Фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
Групповая,
Фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая 4. История пожарной охраны.
5. История пожарной охраны.
6. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
7. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
8. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
9. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
10. Подготовка к
соревнованиям
11. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности
.
12. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
13. Знатоки правил и знаков
Петербурга.
Становление вольной пожарной
дружины.
Пожарная охрана как основы
формирования МЧС.
Создание отрядов Юных
пожарных. Чем занимались
«Потешные отряды» в России.
Эвакуационные знаки.
Запрещающие знаки.
Предупреждающие знаки.
Тестирование « Азбука пожарной
безопасности»
Внутригруппные соревнования.
Различие звуковых сигналов,
оповещение о пожаре и звуковые
сигналы другого назначения.
Размещение знаков пожарной
безопасности в здании с
массовым пребыванием людей
(школы, сады, магазины, дома
культуры и тр.)
Изучение планов эвакуации по
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная пожарной безопасности.
этажам.
14. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
15. Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
Изучение теоретических
вопросов по пожарной
безопасности (просмотр
видеофильма)
Тестирование и практические
занятия по плану эвакуации.
16. Медикосанитарная
подготовка.
Первичная доврачебная помощь,
снаряжение санитарной сумки.
17. Медикосанитарная
подготовка.
18. Медикосанитарная
подготовка, подготовка к
соревнованиям
19. Медикосанитарная
подготовка.
20. Медикосанитарная
подготовка.
Лекарственные растения.
Аптечка.
Тестовые задания.
Виды ран.
Наложение транспортных шин
(рука, нога) и шин из подручных
материалов на место перелома.
2
2
2
2
21. Медикосанитарная
подготовка.
Подготовка к соревнованиям
22. Медикосанитарная
Внутригруппные соревнования.
Подготовка к районным
соревнованиям.
Ранение затылка,
наложение
2
2
2
2
2
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Фронтальная подготовка.
повязки
восьмиобразная)
(крестовидная и
23. Медикосанитарная
подготовка.
Термические ожоги предплечья.
Первая доврачебная помощь
24. Медикосанитарная
подготовка.
Термические ожоги предплечья.
Первая доврачебная помощь.
25. Медикосанитарная
подготовка.
26. Боевая одежда пожарного.
27. Боевая одежда пожарного.
28. Боевая одежда пожарного.
Транспортировка пострадавших.
2
Изучение элементов боевой
одежды пожарного. ( Каска,
ремень, карабин, куртка, брюки)
Надевание боевой одежды
пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
29. Боевая одежда пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
30. Боевая одежда пожарного.
31. Боевая одежда пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
32. Боевая одежда пожарного.
Надевание боевой одежды
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная пожарного. (На время)
33. Аварийноспасательные
средства.
34. Аварийноспасательные
средства.
Ознакомить с видами аварийно
спасательных средств. Просмотр
слайдов и видеофильма.
Тренировать вязание пожарных
узлов.
35. Аварийноспасательные
средства.
Тренировка вязания петли для
самоспасения.
36. Аварийноспасательные
средства.
37. Подготовка к районным и
городским соревнованиям
«Пожарный дозор»
38. Подготовка к районным и
городским соревнованиям.
39. Индивидуальные средства
пожаротушения.
40. Индивидуальные средства
пожаротушения.
Тренировка вязания петли для
самоспасения. (На время)
Обсуждение фильма. Задачи по
экзаменационным карточкам.
Обсуждение фильма. Задачи по
экзаменационным карточкам
по условиям соревнований.
Изучение индивидуального
снаряжения.
Изучение индивидуального
снаряжения щита первичных
средств пожаротушения.
41. Индивидуальные средства
пожаротушения.
Изучение
индивидуального
снаряжения щита первичных
средств пожаротушения.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая 42. Первичные средства
пожаротушения.
Изучение видов огнетушителя
43. Первичные средства
пожаротушения.
Углекислотный и порошковый
огнетушители и его устройство.
44. Первичные средства
пожаротушения.
Водяные, воздушнопенный
огнетушитель и его устройство.
45. Первичные средства
пожаротушения.
Изучение внутренних пожарных
кранов.
46. Общефизическая
подготовка.
47. Общефизическая
подготовка.
48. Общефизическая
подготовка.
49. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
2
2
2
2
2
2
2
50. Общефизическая
подготовка.
51. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
2
2
2
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
В парах
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая 52. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
53. Общефизическая
подготовка.
54. Общефизическая
подготовка.
55. Общефизическая
подготовка.
56. Общефизическая
подготовка.
57. Общефизическая
подготовка.
58. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
59. Общефизическая
подготовка.
60. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная 61. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
62. Общефизическая
подготовка.
63. Общефизическая
подготовка.
64. Общефизическая
подготовка.
65. Общефизическая
подготовка.
66. Общефизическая
подготовка.
67. Общефизическая
подготовка.
68. Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
69. Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
70. Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
71. Подготовка и участие в
районных и городских
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая соревнований.
72. Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
2
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 118 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
ГБОУ школа № 118
Выборгского района Санкт – Петербурга
протокол № ____ от __________ 2017 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ школа № 118
Выборгского района Санкт – Петербурга
___________________
Приказ № ____ от _____________2017 г.
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающие программе
Рабочая программа
«Юный спасатель»
2 год обучения
Возраст учащихся: 916 лет
На 20172018 учебный год Пояснительная записка
Составитель:
Онышкевич Наталия Александровна
Педагог дополнительного образования
Рабочая программа «Юный спасатель» первого года обучения составлена на основе дополнительно общеобразовательно
общеразвивающе программы
физкультурноспортивно йй направленности «Юный спасатель».
йй
йй
йй
Данная рабочая программа полностью отражает уровень подготовки учащихся по разделам программы на 1 году обучения.
йй
Программа конкретизирует содержание тем образовательно программы «Юный спасатель» первого года обучения и даёт
распределение педагогических часов по разделам программы.
Программа реализуется через проведение теоретических и практических занятии. Содержание программы соответствует:
современным образовательным технологиям, которые отражены в принципах обучения (индивидуальности, доступности,
преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного
обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе
результатов деятельности учащихся).
Содержание программы направлено на
2 год обучения
1.История пожарной охраны России и СанктПетербурга.
Теоретические занятия: Ознакомить учащихся с наиболее значимые события в
истории пожарной охраны России и СанктПетербурга. 2. Знатоки пожарной безопасности:
Теоретические занятия: – Изучение вопросов пожарной безопасности в быту,
школе, общественных места. Ознакомить запрещающими
и предписывающими знаками.
изучение по ГОСТ знаков.
3.Медикосанитарная подготовка:
Теоретические занятия: Личная гигиена и профилактика заболеваний.
Кровоостанавливающие жгуты и закрутки.
Практические занятия: Наложение кровоостанавливающего жгута и закрутки.
Наложение транспортных шин (рука, нога) и шин из
Подручных средств
4. Боевая одежда пожарного.
Практические занятия: Изучение элементов боевой одежды пожарного (Каска, ремень, карабин куртка, брюки),
тренировка норматива по
надеванию боевой одежды и снаряжения пожарного.
5. Первичные и индивидуальные средства пожаротушения.
Теоретические занятия: Изучение первичных средств пожаротушения (огнетушители,
ломы, багры, укомплектованность щитов и ящиков с
первичными средствами).
Практические занятия: Работа с огнетушителями, приведение в действия
(углекислотные, порошковые, аэрозольные, воздушно
пенные) область применения. 6. Аварийноспасательные средства:
Теоретические занятия: Лестница, веревка, носилки, медицинская аптечка,
ознакомление с работой механизированного пожарного
инструмента (электрического, пневматического)
Практические занятия: отработка упражнения по переносу пострадавшего с помощью
лестницыпалки и ознакомление с работой механизированного
пожарного инструмента (электрического, пневматического).
7. Общефизическая подготовка:
Практические занятия: Включены физические упражнения, которые позволяют воздействовать на различные звенья
опорнодвигательного аппарата ребенка. Упражнения общеразвивающего характера дают возможность воздействовать не
только на весь организм детей, но и на определенные ослабленные группы мышц:
1.обеспечить «начальную школу движений», т.е. научить управлять относительно простыми движениями в основных
звеньях двигательного аппарата, создав тем самым исходную базу для более сложных форм двигательной деятельности;
2.обучить детей действиям, которые будут использоваться как «подводящие» упражнения, либо как средства
избирательного воздействия на развитие отдельных физических качеств, способностей;
3.сформировать и довести до необходимой степени совершенства основные двигательные умения и навыки обучающихся,
необходимые в повседневной трудовой, спортивной и прикладной сфере деятельности.
8. Пожарноприкладной спорт.
Совершенствовать умениями и навыками прикладного характера. При проведении занятий по специальной физической
подготовке особое внимание уделено соблюдению технике безопасности и охране здоровья школьников
Практические занятия: тренировки по отработке нормативов по преодолению 100метровой полосы с препятствиями, подъём
по штурмовой лестнице в окно учебной башни, боевое развёртывание от пожарной автоцистерны с подачей пожарного ствола
в очаг пожара (мячмишень), вязание пожарных узлов 4мя способами, вязка спасательной петли.
Цель программы: приобщение обучающихся к миру современных танцев через обучение аэробикой, развитие физических способносте , получение навыков командо работы.
йй
йй
Задачи
4. Задачи, направленные на достижения предметных результатов:
научить способом работы с пожарнотехническим вооружением;
научить приемом работы с пожарнотехническим вооружением;
научить действиям в различных чрезвычайных ситуациях.
5. Задачи, направленные на достижения мета предметных результатов:
умение работать в команде;
развить четкость движений в преодолениях препятствий;
6. Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
воспитать чувство товарищества и партнерства;
помочь найти общи язык со сверстниками
Развить слаженность в команде и коллективной работе.
йй
Сведения об обучающихся имеют соответствующи возрастным нормам уровень интеллектуального и физического
развития, практически здоровы. Основными требованиями к обучающимся при зачислении в объединение являются желание
физически совершенствоваться в команде сверстников. В объединение принимаются все желающие, не имеющие медицинских
противопоказании. Группа формируется из обучающихся разных возрастов.
йй
Режим занятии: на освоение программы первого года обучения отводится 4 часа в неделю, всего 144 часа за учебны год.
йй
Расписание занятии
Вторник 15:0017:00
Четверг 15:0017:00
Формы и методы проведения занятии 1. Словесны метод обучения (рассказ)
йй
йй
2. Наглядны метод обучения (просмотр видео материалов, наблюдение за соревнованиями).
3. Практически метод обучения
йй
4. Объяснительноиллюстративно метод (показ)
йй
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальны йй – одновременная работа со всеми учащимися;
коллективны йй – организация проблемнопоискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
группово – йй
организация работы по малым группам (от 2 до 7 человек);
в парах – организация работы по парам;
индивидуальны – йй индивидуальное выполнение задании, решение проблем.
Организация контроля освоения программы
Качество освоения обучающимися программы осуществляется посредством следующих видов контроля:
1. Периодически – в декабре и в мае;
йй
йй
2. Тематически – в течение учебного года, в соответствии с учебным планом;
3. Итоговы контроль:
йй
a) Промежуточная аттестация по окончании учебного года;
b) Подведение итогов реализации программы – по окончании программы. Формы подведения итогов реализации программы
1. Соревнования и тестирование между группами;
2. Участие в районных и городских соревнованиях.
Ожидаемые (прогнозируемые) результаты второго года обучения
По результатам занятии по программе 1 года обучения обучающихся
Будет знать:
историю пожарной охраны СанктПетербурга и России;
уметь оказывать первую доврачебную помощь;
надевание боевой одежды пожарного
. работать с пожарнотехническим вооружением
Будет уметь:
работать в команде, в паре;
работать в движении с пожарнотехническим оборудованием;
четко выполнять движения в преодолении полосы препятствий.
Будет владеть:
приемами работы с пожарнотехническим оборудованием; первичными знаниями пожарного дела,
правильного поведения в быту.
Планируемые результаты по итогам первого года обучения.
По завершении первого года обучения:
предметные результаты освоения программы
• знание о работе пожарной охраны СанктПетербурга и России;
• знание о доврачебной медицинской помощи;
• знание о пожарном деле;
метапредметные результаты:
• развитие четкости при выполнении специальных движении с пожарным оборудованием;
• развитие координации движении при выполнении упражнений на буме;
• умение работать в команде, в паре;
• желание совершенствоваться в данном виде спорта.
личностные результаты:
• чувство товарищества и партнерства; • общии язык со сверстниками.
Учебный план
2го года обучения
№
п/п
1
2
Название раздела (темы)
Введение. Наиболее значимые события в
истории пожарной охраны России.
Знатоки правил и знаки пожарной
безопасности
3 Медикосанитарная подготовка
всего
10
18
20
Количество часов
теория
практика
Формы контроля
10
6
2
12
18
Групповая,
индивидуальная,
Групповая,
Коллективная
Групповая,
Индивидуальная,
В парах 4
5
6
7
8
Боевая одежда пожарных.
Аварийноспасательные средства
Индивидуальные и первичные средства
пожаротушения
Общефизическая и специальная подготовка.
Участие в районных и городских
соревнованиях
Итого
16
6
8
42
24
144
2
4
24
16
6
6
42
20
120
Индивидуальная,
В парах
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах
Групповая,
Индивидуальная,
Фронтальная,
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
В парах
Групповая,
Коллективная,
Индивидуальная,
Календарно тематическое планирование
2 год обучения
№
Раздел
Тема
Количество часов
теория
практика
Дата проведения
По плану По факту
Формы контроля 1 Вводные занятия
2 История пожарной охраны.
3 История пожарной охраны.
4 История пожарной охраны.
5 История пожарной охраны.
6
7
8
9
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
10 Подготовка к
соревнованиям
Знатоки правил и знаков
11
Ознакомление с расписанием
занятий, правила поведения на
занятии. Вводный инструктаж по
охране труда.
Техника безопасности.
Наиболее значимые события в
истории пожарной охраны России
.
Становление пожарной охраны
России 1643г.
Наиболее значимые события в
истории пожарной охраны Санкт
Петербурга.
Становление вольной пожарной
дружины.
Пожарная охрана как основы
формирования МЧС.
Создание отрядов Юных
пожарных России и Санкт
Петербурга
Эвакуационные знаки.
Запрещающие знаки.
Предупреждающие знаки.
Тестирование « Азбука пожарной
безопасности»
Внутригруппные соревнования.
Различие звуковых сигналов,
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Групповая,
Фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
Групповая,
Фронтальная
(одновременная
работа со всеми
учащимися)
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Коллективная
Групповая
Коллективная
Групповая пожарной безопасности
12
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
13
14
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
Знатоки правил и знаков
пожарной безопасности.
15 Подготовка к
соревнованием
16 Медикосанитарная
подготовка.
17 Медикосанитарная
подготовка.
18 Медикосанитарная
подготовка, подготовка к
соревнованиям
оповещение о пожаре и звуковые
сигналы другого назначения.
Размещение знаков пожарной
безопасности в здании с
массовым пребыванием людей
(школы, сады, магазины, дома
культуры и тр.)
Изучение планов эвакуации по
этажам.
Изучение теоретических
вопросов по пожарной
безопасности (просмотр
видеофильма)
Тестирование и практические
занятия по плану эвакуации.
Правила наложение повязок,
снаряжение санитарной сумки.
Лекарственные растения.
Аптечка.
Тестовые задания.
2
19 Медикосанитарная
Виды ран.
подготовка.
20 Медикосанитарная
подготовка.
21
Медикосанитарная
подготовка.
Наложение транспортных шин
Крамера (рука, нога) и шин из
подручных материалов на место
перелома.
Внутригруппные соревнования.
Подготовка к районным
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Групповая
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая Подготовка к соревнованиям соревнованиям.
22 Медикосанитарная
подготовка.
Ранение затылка,
повязки (Чепец и крестовидная)
наложение
23 Медикосанитарная
подготовка.
24 Медикосанитарная
подготовка.
25 Медикосанитарная
подготовка.
26 Боевая одежда пожарного.
27 Боевая одежда пожарного.
28 Боевая одежда пожарного.
Термические ожоги предплечья.
Первая доврачебная помощь
Термические ожоги предплечья.
Первая доврачебная помощь.
Транспортировка пострадавших.
Изучение элементов боевой
одежды пожарного. ( Каска,
ремень, карабин, куртка, брюки)
Надевание боевой одежды
пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
29 Боевая одежда пожарного.
30 Боевая одежда пожарного.
31
Боевая одежда пожарного.
32 Боевая одежда пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного.
Надевание боевой одежды
пожарного. (На время)
33 Боевая одежда пожарного.
34 Аварийноспасательные
средства.
Надевание боевой одежды
пожарного. (На время) в группах.
Ознакомить с видами аварийно
спасательных средств. Просмотр
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
В парах
Коллективная
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Коллективная
Групповая
Фронтальная
Групповая 35 Аварийноспасательные
средства.
слайдов и видеофильма.
Тренировать вязание пожарных
узлов.
36 Аварийноспасательные
средства.
Тренировка вязания петли для
самоспасения.
37 Аварийноспасательные
средства.
38 Подготовка к районным и
городским соревнованиям
«Пожарный дозор»
39 Подготовка к районным и
городским соревнованиям.
40 Первичные и
индивидуальные средства
пожаротушения.
41 Первичные и
индивидуальные средства
пожаротушения.
42 Первичные и
индивидуальные средства
пожаротушения.
43 Первичные и
индивидуальные средства
пожаротушения.
44 Общефизическая
подготовка.
Тренировка вязания петли для
самоспасения. (На время)
Обсуждение фильма. Задачи по
экзаменационным карточкам.
Обсуждение фильма. Задачи по
экзаменационным карточкам
по условиям соревнований.
Изучение индивидуального
снаряжения. Изучение
внутренних пожарных кранов.
Водяные, воздушнопенный
огнетушитель и его устройство.
Изучение
индивидуального
снаряжения щита первичных
средств пожаротушения.
Изучение видов огнетушителя
Углекислотный и порошковый
огнетушители и его устройство.
Общефизическая и специальная
подготовка.
45 Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
Групповая
Коллективная 46 Общефизическая
подготовка.
47 Общефизическая
подготовка.
48 Общефизическая
подготовка.
49 Общефизическая
подготовка.
50 Общефизическая
подготовка.
51 Общефизическая
подготовка.
52 Общефизическая
подготовка.
53 Общефизическая
подготовка.
54 Общефизическая
подготовка.
55 Общефизическая
подготовка.
56 Общефизическая
подготовка.
57 Общефизическая
подготовка.
58 Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
В парах
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
В парах
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная
Групповая
Фронтальная
Групповая 59 Общефизическая
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
60 Общефизическая
подготовка.
61 Общефизическая
подготовка.
62
Общефизическая
подготовка.
63 Общефизическая
подготовка.
64 Общефизическая
65
подготовка.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
66 Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
67 Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
68 Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
69 Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
70 Подготовка и участие в
районных и городских
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Общефизическая и специальная
подготовка.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Групповая
Коллективная
Индивидуальная
В парах
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Индивидуальная
Групповая
Коллективная
Групповая
Групповая
Индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая
Коллективная
Фронтальная
Групповая соревнований.
соревнований.
71 Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
72
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
Подготовка и участие в
районных и городских
соревнований.
2
2
26
118
Фронтальная
Индивидуальная
В парах
Фронтальная
Групповая
№
Раздел
Формы занятий
Приемы и методы
Формы подведения итогов
Методическое обеспечение программы
1
2
Вводное занятие.
Инструктаж по технике
безопасности
Знакомство
Беседа
Словесный
Объяснительноиллюстративный
Фронтальный
Опрос на понимание правил поведения
Стартовая диагностика
Общая физическая и
специальная подготовка
Интервальная тренировка для
развития выносливости и быстроты.
Комбинированное занятие
Практическое занятие
Соединение пожарных рукавов в
движении, ствола.
Стартовый разгон.
Финиширование.
Соревнование
Словесный
Наглядный
Практический
Объяснительно иллюстративный
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
Самостоятельная работа
Прохождение дистанции на время. 3
4
История пожарной
охраны России и Санкт
Петербурга.
Статьи, печатные издания.
Комбинированное занятие
Мини конкурсы, тестирования в
подгруппах
Знатоки правил и знаков
пожарной охраны.
Практическое занятие Огнетушители
ОП3(З),
Углекислотные ОУ,
Воздушнопенные ОВП,
Огнетушители самосрабатывающие
ОСП
Словесный
Наглядный
Практический
Объяснительно иллюстративный
Видеофильмы
Слайды
Фронтальный
Групповой
Индивидуальный
В парах
Контрольные срезы на овладение знаниями и
навыкам
Тестирование
Соревнования
Опрос
Спортивные соревнования
Показательны выступления
5 Медикосанитарная
подготовка
Практическое занятие
Беседа
Репродуктивный
Статьи
Положения, условия о
соревнованиях
Рассказ педагога с использованием
наглядного материала
Практический
Объяснительно иллюстративный
Фронтальный
Тестирование
Практические занятия на время.
6
7
Боевая одежда
пожарных
Практические занятия по надеванию
боевой одежды пожарного.
Наглядный
Практический
Соревнование на время по одевании одежды
пожарного на время.
Аварийноспасательные
средства
Практические занятия по видам
аварийноспасательных средств.
Вязание пожарных узлов.
Наглядный
Практический
Объяснительно иллюстративный
Тестирование
Практические занятия.
Итоговое занятие
Районные и городские соревнования. Практический
Открытое занятие
Участие в районных и городских соревнованиях
Система средств обучения:
Фотографии;
Мультимедийные материалы;
Видеоматериалы для просмотра и обсуждения.
Слайды
Методические пособия
Психологопедагогическое сопровождение программы:
Методика диагностики результатов освоения обучающимися образовательной программы;
Личные карты обучающихся.
учебнометодического и материальнотехнического обеспечения
Перечень
1. Учебнометодическое обеспечение программы
Формы подведения итогов
Одним из главных показателей результативности является участие в различных городских, районных и внутренних мероприятиях. Перевод
на следующий этап обучения производится на основе анализа достигнутого учащимся, посещаемости и участия в турнирах и соревнованиях.
2.Материальнотехническое обеспечение программы.
Специализированный учебный класс
Специализированная
база пожарной охраны
Спортивные каски
1 шт.
1 шт.
4 шт. Пожарные каски
Пожарные ремни
Боевая одежда пожарного
Верёвка
Пожарные рукава
Аптечки
Шины медицинские
Огнетушители
Кепки
Футболки
Секундомеры
4 шт.
4 шт.
4 шт.
2 шт.
4 шт.
2 шт.
2 шт.
4 шт.
12 шт.
12 шт.
2 шт.
Тестовые нормативы
1й год обучения (2 год обучения)
Элементы
1.Одевание боевой одежды
2. Отжимания
3. Подтягивания
4.Работа на пресс
Колво/время
29 сек. (25 сек)
30 раз (35 раз )
9 раз (12 раз )
28 раз (35 раз ) 5. 100м полоса
6. Подъём на башню
7. CTIF
29 сек (21 сек)
10 сек. (8 сек)
49 сек. (35 сек )
Список литературы
Литература, использованная при разработке программы:
Комплект плакатов "Первичные средства пожаротушения"
Комплект плакатов "Первая медицинская помощь при ЧС"
Комплект плакатов "Правила поведения в ЧС техногенного характера"
DVD "Первая помощь при переломах, кровотечениях, ожогах",
DVD Уроки ОБЖ в школе"
CD "Оказание первой доврачебной помощи"
CD "Учись защищать себя "
CD "Скорая помощь"
CD "Медицинская помощь"
CD "Безопасность дома"
CD "Анатомия человека"
Тренажер сердечнолегочной реанимации пружинномеханический с индикацией правильности выполнения действий – манекен
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
(150х55х27/13 кг). Полная модель человека (типа "Максим II")
13. М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 6го класса. – Саратов: «Лицей», 1999.
– 80 с.
14. М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 7го класса. – Саратов: «Лицей», 1999.
– 80 с.
15. М.И.Иванюков, Основы безопасности жизнедеятельности: тетрадь с печатной основой для учащихся 5го класса. – Саратов: «Лицей», 2001.
– 64 с.
16. Ю.Л.Воробьев, В.В.Иванов, В.П.Шолох, Хрестоматия по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Для 7 класса
общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТЛТД». – 1998. – 160 с.
17.
Издательство «Лань». 2001.
Ф.В.Кармазинов, О.Н.Русак, С.Ф.Гребенников, В.Н.Осенков, Безопасность жизнедеятельности: Словарьсправочник. – СанктПетербург:
Список специальной используемой литературы 1. ГОСТ 12.2.03778 ССБТ. Техника пожарная. Требования безопасности.
2. ГОСТ 12.2.04786 ССБТ. Пожарная техника. Термины и определения.
3. ГОСТ 12.4.00983 ССБТ. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.
4. ГОСТ 12.4.02676 ССБТ. Цвета сигнальные и знаки безопасности.
5. ГОСТ 805085 Двуокись углерода газообразная и жидкая. Технические условия.
6. НПБ 16697 Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации.
7. ГОСТ Р 5105797 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Общие технические требования. Методы испытаний.
8. НПБ 15596 Пожарная техника. Огнетушители переносные. Основные показатели и методы испытаний.
9. НПБ 10595 Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности.
10. Другая специальная литература.
Приложение № 1
Гигиенические требования (условия)
1.Заниматься с детьми в хорошо проветриваемом чистом зале, при открытой форточке, с температурой в зале плюс
18°С 22°С.
2.Покрытие деревянное в спортивном зале.
3.Достаточное и удобное для каждого занимающегося пространство, чтобы не препятствовать свободе движений;
4.Для партерных упражнений используется мат для упражнений в парах.
6.Одежда должна быть лёгкой и пропускать воздух, предохранять тело, как от переохлаждения, так и от перегревания.
Она должна хорошо впитывать пот. Для пожарноприкладных видов спорта обязательное требования это длинная форма
одежды. Также она должна быть с длинным рукавом по правилам техники безопасности.7.Обувь должна быть удобной;
поддерживать амортизационную и рессорную функции стопы, соответствовать её анатомно – физиологическим
особенностям, не должна сдавливать стопу, препятствовать её естественному развитию. Во время занятий пожарно
прикладным видами спорта надо пользовать спортивной обувью, охватывающей щиколотку.
8.Ежедневно принимать теплый душ. Он очищает кожу, успокаивающе действует на нервную систему, ускоряет
восстановительные процессы. Педагогические условия, способствующие воспитанию физически здоровой личности
1.Показ личной значимости здорового образа жизни.
2.Систематическое занятие утренней физкультурой.
3.Прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
4.Соблюдение гигиенических норм и правил.
5.Воздушные, солнечные и водные процедуры по закаливанию организм.
6.Подвижный образ жизни.
7.Полноценное питание.
8.Оптимизация нагрузки
Приложение № 2
Приложение № 3
Диагностика результативности освоения программы
Значение движений для укрепления и сохранения здоровья, работоспособности подчёркивалось философами, врачами,
физиологами, педагогами на протяжении всей истории человечества.
Хорошее здоровье в основном определяется правильным расположением, устройством, функциональной деятельностью
всех органов тела, отсутствием предрасположений к какимлибо заболеванием.
Морфологические и функциональные изменения, происходящие в организме, очень сложны, но всё же о нормальном или
ненормальном ходе развития можно судить с достаточной степенью объективности по некоторым показателям, которые
внешне отражают этот процесс. Это показатели – рост тела, масса тела. Кроме того, принимаются во внимание некоторые
описательные (соматические) признаки (форма осанки и т. д.) и физиометрические признаки – частота сердечных сокращений
(ЧСС), жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ). Дети, не занимающиеся систематически физическими упражнениями, как правило, отстают в росте и развитии.
Недостаток движения (гипокинезия), если он не большой, приводит к приостановке или снижению роста и дееспособности
организма, а если большой – даже к постепенной атрофии мышц, ожирению и другим серьёзным нарушениям.
Физические упражнения являются средством профилактики возможных нарушений нормального физического развития.
Но надо помнить ещё и о том, что чрезмерно интенсивная тренировка не улучшит, а наоборот затормозит рост и развитие.
Пульс. Этим термином определяется периодическое колебание стенок артерии, вызванное движением крови в результате
сокращения сердца. Пульс подсчитывается в том месте, где легко прощупывается артерия: на виске, шее, на лучевой артерии.
При измерении пульса на лучевой артерии рука кладётся на запястье руки ребёнка таким образом, чтобы 2,3,4й пальцы
находились у основания большого пальца в бороздке между наружным краем лучевой кости и сухожилием.
Производится подсчёт пульса (ЧСС) – всегда в одинаковом положении тела в одно и то же время, лучше всего утром,
после сна, при спокойном состоянии. ЧСС проверяют не сплошным подсчётом за минуту, а на протяжении дробных 10 или 15
секундных отрезков. При систематических занятиях аэробикой у детей выражено уряжается ЧСС в покое.
Гибкость – важное свойство опорнодвигательного аппарата. Определяя степень подвижности, его отдельных звеньев,
оценивают гибкость. Поэтому следует сохранить естественную гибкость. В младшем школьном возрасте опорно
двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Гибкость зависит от многих факторов: эластичности мышц и связок, от
внешней температуры (при повышении её гибкость увеличивается), времени суток (утром гибкость существенно снижена).
Это следует учитывать при выборе условий для определения гибкости для преодоления штурмовой лестнице и прыжка
через барьер.
Для определения гибкости надо встать на гимнастическую скамейку и наклониться до предела вниз (не сгибая ноги в
коленных суставах), опустив руки. Измеряется в сантиметрах расстояние от края скамейки до кончиков пальцев (из двух
попыток – выбирать лучшую). Если ребёнок достаёт пальцами край скамейки, то подвижность позвоночника
удовлетворительная. Если ребёнок наклоняется ниже края скамейки, то подвижность оценивается как хорошая (ставится
знак +, например +5), и если пальцы не достают до края скамейки, то подвижность позвоночника оценивается как
недостаточная (в этом случае данные измерения записываются со знаком минус, например, 10 см).
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы может быть достигнуто благодаря увеличению веса
предметов, применяемых в упражнении (набивной мяч, мешочек с песком и д.р.); использованию упражнений, включающих
поднятие собственной массы, преодоление сопротивления партнёра (в парных упражнениях). Сила мышц брюшного пресса –
является исключительно важной как в связи с коррекцией осанки, так и предотвращения болей в области поясничного
отдела. Для определения силы мышц брюшного пресса используется тест. Ребёнок, из исходного положения лёжа на спине,
поднимает туловище в положение сидя, стопы закреплены, руки вдоль туловища (количество раз).
Решить вопросы разностороннего развития детей, вырастить их здоровыми можно только совместными усилиями
родителей и педагогов.
Наряду с использованием традиционных форм работы (лекторий, консультация, собрание, открытые занятия) была также
разработана специальная анкета для родителей:
Какое место занимает физическая культура в вашей семье?
Портрет моего ребёнка.
В анкете «Какое место занимает физическая культура в вашей семье» 15
вопросов сгруппированных в 5 блоков:
I – информация о семье;
II – наличие знаний, умений и навыков у родителей;
III – условия для физического воспитания детей в семье;
IV – виды деятельности ребёнка дома.
V уровень педагогической культуры родителей
Целью анкеты «Портрет моего ребёнка» является выявление индивидуальных особенностей развития ребёнка, черт его
характера, интересов, взаимоотношений родителей и ребёнка.
В этой анкете 18 вопросов, сгруппированных в 3 блока:
А – Уровень самостоятельности детей, роль родителей в её воспитании;
Б – Каков ваш ребёнок?
В – Какова на ваш взгляд главная черта вашего ребёнка?
Обязанность педагога является формирование у детей нравственных качеств. Нужно постоянно внимательно следить за
отношением каждого ребёнка к себе и к товарищам. Наблюдение за детьми проводится на протяжении всего учебного года.
При оценке развития нравственного качества используется тест «ДНР» (В.И. Андреев «Пакет семи диагностических
методик…»
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных
переживаний и ощущений приятного и неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его
практической деятельности. Эмоциональное благополучие для ребёнка, всё равно, что для ростка свет, тепло, влага, почва и
т.д. Для оценки эмоционального состояния ребёнка используется «Цветовой тест» (методика Э.Т.Дорофеевой).
Процедура. Выявляется изменение чувствительности по 3м основным цветам, что связано с изменением эмоционального
состояния. Ребёнку выдают три карточки разного цвета (красная, синяя и зелёная) размером 7х7 см. и предлагают разложить
их в порядке предпочтения. Процедура повторяется 3 раза.
Внимание – состояние психологической концентрации, сосредоточенности на какомлибо объекте.
Внимания человека обладают пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью,
распределением и объёмом.
В младшем школьном возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на
определённые предметы, явления, удерживаться на них.
Методика «Исследование работоспособности» (Модификация системы Озерецкого).
Назначение: исследование утомляемости, врабатываемости, концентрации внимания.
Оборудование: две таблицы с тест – объектами (геометрические фигуры) (Приложение), секундомер.
Инструкция: вычеркнуть одной чертой сверху вниз кружочки и двумя чертами – квадратики.
Работай быстро и внимательно, старайся не пропускать. Сделаешь одну строку, переходи на другую и так далее, пока не
будет команды «стоп».
Процедура обследования: задание даётся в начале занятия. Экспериментатор отмечает чертой на листе количество
просмотренных знаков. Формируется время выполнения задания – 4 минуты.
В конце занятия на второй тест – таблице даётся – 4 минуты на выполнение аналогичного задания для определения
утомляемости обследуемого.
Показатели, характеризующие здоровый образ жизни, отслеживаются методом наблюдения и беседы.
Так же определяется резистентность (степень инфекционной устойчивости) организма.
Если ребёнок болеет не более 3х раз в год, то его резистентность нормальная. Если он болеет от 4 до 6 раз, то его
резистентность снижена, это часто болеющий ребёнок.
Нужно подсчитать, сколько раз ребёнок болел за год.
В течение года проводятся контрольные срезы на овладение знаниями и навыками аэробных упражнений, элементарных
знаний и представлений о строении и функциях человеческого тела. Приложение № 4
1 часть. Анкетирование или собеседование.
Входная диагностика. 1 год обучения.
1. Для чего нужна профессия пожарного?
2. Почему вы выбрали пожрано прикладной вид спорта?
3. Почему нужно знать первую доврачебную помощь?
4. Какие части тела человека вы знаете?
5. Что такое пожар?
6. Когда возникла пожарная охрана? Потешные отряды?
7.Какие современные виды танцев вы знаете?
Входная диагностика. 2 год обучения.
Вопросы:
1.Когда родилась пожарная охрана России и СанктПетербурга?
2.Что такое первая медицинская помощь?
3.Какие бывают эвакуационные выходы? Перечислите их.
4. Что такое боевая одежда пожарного (БОП)?
5. Какие бывают знаки пожарной безопасности и где их применяют?
6. Какие бывают средства пожаротушения?
7. Виды огнетушителя?
8. Какие есть отличительные особенности пожрано прикладных видах от других видов спорта?
9. Что такое ПТВ? 2. Практическая часть.
Одевание боевой одежды пожарного, проход дистанции 100 метровая полоса, подъем на штурмовую лестницу.
Приложение № 5
Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
индивидуального подхода к каждому ребёнку в условиях коллективного обучения;
доступности и наглядности;
прочности в овладении знаниями, умениями, навыками;
сознательности и активности;
взаимопомощи.
Работа с родителями: организация родительских собраний с целью совместного решения проблем воспитания
учащихся, развития творческих способностей ребёнка привлечение родителей к мероприятиям, способствующим совместной
деятельности родителей и детей. Такая работа способствует формированию общности интересов детей, родителей и
педагога, служит эмоциональной и духовной близости.
Обеспечение программы методической продукцией
Учебнометодическая продукция:
Разработки игр, тестов по предмету изучения;
Разработки беседобсуждений видеоматериалов;
Конспекты открытых занятий;
Лекционный материал для занятий;
Памятки для обучающихся
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Авторская программа "Юный спасатель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.