Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Оценка 5
Занимательные материалы
doc
русский язык
3 кл
18.06.2018
Данный материал по теме "На службе правописания словарных слов" поможет учителю правильно и осмысленно выстроить работу на уроке со словарными словами. Систематическая работа над словарными словами на каждом уроке позволяет сформировать у детей грамотное и осознанное запоминание непроверяемых слов. Итогом такой работы будет безошибочное написание слов.Данный материал поможет учителям в работе с детьми при изучении новых словарных слов в занимательной форме.
словарная работа.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Миасская средняя общеобразовательная школа №2»
На службе
правописания
словарных слов.
Аттестационная работа на высшую категорию
учителя начальных классов
Загребельной Натальи Геннадьевны с. Миасское 2007г
Содержание.
I. Вступление.
II. Приёмы работы со словарными словами:
1) Причины трудности усвоения словарных слов;
2) Мнемотехнический приём усвоения словарных слов;
3) «Этимологический
непроверяемыми написаниями;
4) Использование методов ярких ассоциаций;
5) Упражнения для закрепления правописания
словарных слов;
6) Фрагменты уроков.
III. Приложения:
словарик» слов с
приложение 1: образцы рисунков словарных слов;
приложение 2: языковой материал:
а) лексическое значение слова
б) однокоренные слова
в) синонимы,
фразеологические
антонимы,
сочетания, этимологическая справка
г) словосочетания
д) предложения
е) рисунок, где буква « ожила»
ж) пословицы, поговорки,
загадки, ребусы,
кроссворды.
приложение 3:
тематическая группировка
словарных слов;
приложение 4: карточки:
а ) для индивидуальной работы;
б ) назови одним словом.
IY.Качественный анализ контрольных словарных
диктантов за последние три года.
Y.Литература. Нет такого учителя, который не стремился бы к достижению
высокого уровня грамотного письма. Одной из основных задач
уроков русского языка является целенаправленная работа
учителем по формированию у младших школьников навыков
безошибочного письма.
Трудно даётся детям изучение русского языка.
Русский язык результат напряжённого поиска и
размышлений о том, как заставить учеников слушать на
уроке. С помощью каких средств и методов зажечь в их
глазах пытливый огонёк жажды знаний.
Как же сделать уроки русского языка не
скучными, а увлекательными, творческими, а самое
главное высокоэффективными, такими, чтобы у детей
глаза светились от радости, чтобы у них была
возможность проявить свою фантазию, творчество и
испытывать чувство победы над ошибками? Постоянные
поиски чего то нового ...
Одним из наиболее трудных участков работы по
русскому языку – правописание слов с непроверяемыми
и трудно проверяемыми орфограммами.
Вопрос этот в методике изучен недостаточно и не
получил всестороннего освещения в методической
литературе. На страницах методических журналов, в
основном, даётся практический материал, который
учитель может использовать на уроках русского языка
при проведении словарной работы, рекомендуется
разнообразная работа с орфографическим словарём при
выполнении различных видов работы как в классе, так и
дома. Умение обращаться к словарю и работать с ними я
считаю, что это одно из условий успешного обучения
орфографии. Для того чтобы выработать у учащихся
навык работы со словарём, отводила и отвожу на
уроках русского языка время на специальные
упражнения. П. А. Грушниковым глубоко освещён вопрос «
Методика работы со словарём». К статье П. А.
Грушникова примыкает близкая ей по содержанию
статья В. П. Козловой . Автор указывает недостатки в
постановке словарноорфографической работы в
начальных классах и пути их устранения, раскрываются
основные этапы в работе над словами с непроверяемыми
орфограммами, при чём большое внимание уделяется
описанию различных видов письменных работ.
Практика показывает, что дети делают ошибки
даже в тех словах, которые встречаются на каждой
странице ( например, слово который). Это такие слова,
которые не подчиняются правилам, значит, их надо
запомнить. А как? Писала слова на карточках крупным
шрифтом, выделяла красным цветом буквы на месте «
опасности», записывали дети в тетрадь, составляли для
закрепления предложения, продумывала этапы урока
так, что слово с непроверяемой гласной неоднократно
прозвучало на уроке. Но сколько же можно слово писать
и переписывать? Сколько драгоценного времени
тратится на уроке, чтобы написание этих слов у детей
не вызывало затруднений.
Использовала широко опыт П. С. Тоцкого. В
основе методики П.С. Тоцкого лежит орфографическое
чтение и артикуляционная память.
В течение четырёх лет младший школьник должен
изучить достаточное количество слов, в которых
безударная гласная не проверяется. Особенно трудно
усваивают такие слова учащиеся у которых плохо
развита зрительная память.
Что надо делать, чтобы лучше усваивали
написания таких слов, меньше допускали ошибок?
Это одна из сложнейших задач, стоящих перед
учителем, да и запоминание у детей проходит
длительный и не всегда успешный путь. В чём дело? Как
помочь учащимся преодолевать этот трудный барьер?
Особую актуальность приобретает разнообразие
методов и приёмов, способствующих правильному
запоминанию написания,
поэтому с проблемой
запоминания слов с непроверяемыми орфограммами я
столкнулись с первых шагов работы в школе. Однако, применение в процессе обучения множество
традиционных приёмов, рекомендуемые современной
методикой, было не слишком эффективно.
Проанализировав весь предлагаемый современной
методикой комплекс орфографической работы над
словарными словами, я пришла к выводу, что трудности
возникают по следующим причинам:
1. Любой алгоритм работы над словарным словом
достаточно трудоёмок, а внимание и волевая сфера у
младших школьников развита ещё слабо.
2. Длительная работа по запоминанию этих слов
ещё не всегда результативна.
3.
Наглядно иллюстративный материал из
школьного картинного словаря «лишь привлекает»
внимание учащихся к работе,
а запоминанию
непроверяемой буквы он не способствует.
4. Буква для семилетнего ребёнка только, что
научившегося писать лишь набор элементов, она «
неживая», « неинтересная», к тому же и пишет он её
кривовато, смотреть не хочется. А её ещё надо
запомнить с помощью многократного прописывания
слова
.
Таким образом, комплекс орфографической
работы над словарными словами в малой степени
учитывает
проблему
взаимодействия « язык ученик», а однообразие многих
приёмов не даёт нужного развивающего эффекта.
психолингвистическую
Повышение эффективности усвоения слов передовые
учителя связывают с изменением характера их
запоминания: запоминание графического облика слов
должно быть осмысленным, а не механическим.
Практика показывает,
что если первое
впечатление при знакомстве со словарным словом будет
ярким, тогда и результат выше.
Поэтому важно больше всего уделять первому
знакомству со словарным словом, показать его так, чтобы оно сразу привлекло внимание,
работу мышление, затронуло эмоции ребенка.
включило в
Традиционно слова с непроверяемым написанием
усваиваются младшими школьниками путем
механического запоминания их графического облика.
Осмысленность запоминания может быть достигнута на
основе понимания значения изучаемого слова.
Интересно, что младшие школьники, стараясь облегчить
себе запоминание непроверяемых написаний, нередко
пытаются интуитивно, непроизвольно отыскать опору
запоминания.
Такой приём запоминания психологи называют
мнемотехническим и считают самым и наиболее
тренируемым и лучшим для запоминания «Оживить»
букву подключать следует и детей.
Можно
практиковать и такие задания:
Ученикам предлагается тематическая группа
работа с которыми
новых словарных слов,
осуществляется в несколько этапов:
1. 3ная признаки основных орфограмм и владея
умением ставить перед собой орфографическую задачу,
т.е. обнаруживать орфограммы , учащиеся записывали
слова под диктовку с пропуском букв на месте всех
орфограмм.
2)Поиск ответа на вопрос: « Какую букву вставить
в пропуск и почему?» Здесь осуществляется подбор
проверочных слов, используется обращение к словарю.
3) Ставится задача, как запомнить непроверяемую
букву легко, быстро и интересно ( «
оживить букву»).
4) Осуществляется решение учебной задачи
сначала по заданиям типа: « Придумайте, на что похожа
буква, свяжите образ буквы со значением слова.
5) Совместный поиск лучшего варианта.
6) Самый удачный рисунок — образ дети
зарисовывают в тетрадях. Наблюдается повышенная активность детей,
каждый стремится
рассказать свой способ, помогают родители.
А в тетради появятся слова из привычных букв в
сочетании с рисунком
буквой.
Таким образом проводилось первичное закрепление
новых знаний. Учащиеся по желанию отвечали на
вопрос: « Как запомнить букву в слове?»
Мнемотехнические приёмы заучивания словарных
слов мы применяли в процессе обучения сначала
эпизодически, только в тех случаях, когда у детей
возникали
трудности при запоминании букв
традиционным способом. Затем стали создавать
комплекты таблиц практически на каждое словарное
слово с целью апробирования мнемотехнического
приёма
Начали
целенаправленную работу с использованием этих
таблиц.
запоминания
для
слов.
Один раз в две недели ученикам предлагается
тематическая группа новых слов, работа с которыми
осуществляется в несколько этапов:
1. Зная признаки основных орфограмм и владея
умением ставить перед собой орфографическую задачу,
т.е. обнаружить орфограммы, учащиеся записывали
слова под диктовку с пропуском букв на месте всех
орфограмм.
2. Начинался поиск ответа на вопрос; «Какую
букву вставить в пропуск и почему?» Здесь
осуществляется подбор проверочных слов используется
обращение к словарю и к предложенной учителем
верной записи слова.
3. Ставилась задача (сначала учителем, а в
последующем и самими учащимися): как запомнить
непроверяемую букву правильно, легко, быстро,
интересно.
4. Осуществлялось решение учебной задачи
сначала по заданиям учителя, типа: «Придумайте., на что похожа буква, свяжите образ буквы со значением
слова».
5.
Совместный поиск лучшего варианта
обыгрывания буквы.
6. Самый удачный рисунок дети зарисовывали
цветными ручками на месте «дырки».
Систематически и целенаправленно проводимые
словарноорфографические упражнения вызывают у
детей интерес к изучению трудных слов, способствуют
лучшему их запоминанию,
расширяет активный
словарный запас детей. А чем богаче словарный запас
человека, тем содержательнее, грамотнее и красивее его
устная и письменная речь.
Знакомство со словом строится в следующем
порядке:
1) Постановка цели. Предъявление слова, чтение,
уточнение его значения, частичный звукобуквенный
анализ с целью выделения орфограммы. 2) Орфографическое проговаривание, запись
слова, выделение орфограммы в записанном слове.
3) Сообщение учащимся этимологической
справки.
4) Подбор однокоренных слов.
5) Составления словосочетаний или предложений
с изученным словом.
Фрагмент урока.
Предположим на уроке учащимся предстоит
ознакомиться с написанием безударной гласной « е» в
слове медведь при изучении темы « Мягкий знак в конце
слов».
Учитель предлагает прослушать загадку и отгадать её.
Проспит зиму,
Проспит силу,
Весной проснётся
На волю вернётся,
Ягод наберёт,
Мёду надерёт.
Поворчит поваляется,
Как зверь называется? ( медведь)
Когда загадка отгадана . следует спросить детей,
по каким словам загадки они догадались, что это
медведь.
Учитель показывает картинку с изображением медведя.
Учитель спрашивает: « знаете ли, дети, почему так
назвали медведя? И даёт этимологическую справку:
(медведь это « зверь, едящий , мёд » .)
Учитель, сосредоточив внимание детей, произносит
слово «медведь» без выделения слогов, но с сильным
ударением на ударном слоге, так же произносят его и
дети по слуху.
Определяют , что второй слог ударный, а первый
безударный. Так проводится слуховой анализ слова.
После слухового анализа приступить к зрительному
анализу его
написания. Учитель показывает карточку со словом « медведь», где
«е»
выделено красным цветом.
Учитель говорит : « мы слово произносим, а теперь
посмотрим как
оно пишется. В первом слоге гласная пишется не так,
как
слышится; надо запомнить, что пишется буква «Е». Если
вы
запомнили, что медведь это зверь, едящий мёд, то
никогда не
сделаете ошибку.
Перед записью слово проговорить орфографически: «
скажите так,
как будете писать».
Затем дети пишут слово в тетрадь.
Из изложенного видно, что при изучении трудного
слова было прежде всего осмысленно его значение,
затем привлечена слуховая память, потом зрительная,
моторная. Известно, что чем большим количеством
анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее
оно запоминается. Именно поэтому словарная работа
организуется таким образом, чтобы в усвоении каждого
нового слова активное участие принимали и слух, и
зрение, и рука, и память, и сознание.
Фрагмент урока:
Сегодня мы познакомимся с новым словом. Угадайте, о ком
идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а
зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос(Вывешивается
картинка с изображение медведя, карточка со словом
медведь.Что вы знаете о медведе. Где он живет? Чем питается?
Почему медведя считают лакомкой?
— Нам нужно запомнить правописание слова
медведь. Прочитайте его по слогам. Сколько слогов в этом слове? Назовите первый слог, второй. Произнесите
слово с ударением. На какой слог падает ударение?
Назовите безударную гласную в слове.
Запомните: слово медведь пишется с безударной
гласной е в первом слоге.
(Слово орфографически проговаривается и
записывается.)
Как вы думаете, почему медведь так называется?
(Сообщается этимологическая справка — см.
«Словарик».)
Теперь нам понятно, почему слово медведь
пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд.
Запомните. (Краткая запись справки.) Вывод: как
пишется слово медведь? Почему оно пишется с буквой
е? Фрагмент урока.
Учитель. Пришла я сегодня в класс, а на столе
корзина с овощами. Ее прислала нашему другу
Почемучке бабушка. Почемучка захотел поблагодарить
бабушку за посылку. Сел он бабушке письмо писать и
стал старательно каждую сомнительную букву
проверять. А в некоторых словах буквы никак не
проверяются и как раз в тех, которые из письма не
выкинешь. Давайте напишем эти слова и поможем
Почемучке записать в «дырки» пропущенные буквы.
Учитель диктует слова, показывая овощи: корзина,
овощи, морковь, помидор, огурец, горох. В тетрадях у
детей появляется запись:
к.рзина, ов.щи, м.рковь,
п.м.дор, .гурец, г.рох. При помощи вспомогательных
слов она, они учащиеся вставляют окончания в слова
корзина и овощи и проверяют парный согласный в слове
морковь. Затем учащиеся путем подбора однокоренных
слов убеждаются в том, что безударные гласные в
остальных случаях проверке не поддаются.
Учитель сообщает, что правильность написания
таких «упрямых» слов можно узнать в
«Орфографическом словаре» (показывает словарь), а
непроверяемые буквы в этих словах надо запоминать.
Сегодня будем учиться запоминать слова вместе с
волшебницей из сказки«Золушка» (учитель показывает
волшебницу перчаточную куклу или плакат с ее
изображением).
Помните, как она превратила в сказке тыкву в карету?
А сегодня вместе с ней мы будем превращать буквы в...
рисунки. В слове горох надо запомнить букву о.
коснулась волшебница палочкой буквы, и она
превратилась в...
Кто догадался? (При
учитель
показывает горошинку.) Конечно, в
горошинку. Ведь буква о и горошинка так похожи по
затруднении форме. Учащиеся простым карандашом рисуют на месте
«дырки» круг горошинку и закрашивают.
Работа над словарём трудных слов имеет место на
каждом уроке. При работе часто группируем слова по
темам. Разбиваем слова из словарика на группы по 56
слов. Данная группа слов отрабатывается в течении
недели. Каждый блок отдельный лист, который
вывешивается на неделю. Работа идет по плану:
1день:
знакомство со словом;
орфографическое проговаривание;
их запись; выделение орфограммы; выделение значения
слова.
2день: образование однокоренных слов;
синонимы, антонимы.
Здень : составление словосочетаний,
предложений с этими словами.
4день: сочинение миниатюра по опорным
словам.
5день словарный диктант ( анализируем
сочинения, отбираем
лучшее, и пишем это сочинение под диктовку.)
Смысловая группировка словарных слов позволяет
широко использовать их в творческой работе учащихся. Например: группа слов на тему « Школа».
Сочинение , использованное для диктанта.
/
Наш класс большой и светлый. Девочки и мальчики
дружные ребята. Дети приготовили к уроку тетради.
Дежурные полили цветы.
Учитель вошёл в класс.
Начался урок.
Тема : « Огород»
Наступила осень.
Ребята вышли в школьный сад
собирать богатый урожай. Они взяли с собой корзины.
лопаты. Одни срезали тяжёлые кочаны капусты. Другие
рвали морковь. Дружно работали дети.
Тема: « Москва».
Москва столица нашей Родины. Это прекрасный город.
Утром бегут по дорогам машины, мчатся автомобили.
Особенна хороша наша столица в праздники. В небе
горят, сверкают разноцветные искры салюта.
Тема: « Зима в лесу».
Зимняя картина. Засыпаны снегом ели,
берёзы, осины. Серебром покрыты все деревья.
Волшебница зима украсила маленькие ёлочки инеем.
Такая работа позволяет активизировать процесс
обучения, повышает качество усвоения изучаемых
орфограмм, расширяет активный словарный запас,
развивает интерес учащихся к родному языку.
Итак,широко использую в работе этимологический
анализ слов, преимущество которого в том, что на помощь
памяти он приводит силы сознательной интеллектуальной
деятельности учащихся, а изучение трудных слов
превращается в сознательный процесс.
Цель этимологического анализа
установить
первоначальную форму слова и его первичное, исходное
значение .
Для этого мы сравниваем слова разных родственных
языков, имеющих фонетическое и грамматическое
сходство и сходство в значении даёт также возможности
установить связь между названием и называемым, т.е.
узнать причину наименования предмета или явления
таким словом и определить происхождение слова. Этимология проста и доступна, если она сближая
производную основу с первичной, наглядно объясняет
мотивы названия предмета и одновременно даёт
фонетическую опору для письма.
Например: слово « салют» родственно с латинским «
salve»npocтa, доступна, легко запоминаема. Воспринятая с
интересом этимология большинством учащихся
запоминается с одного раза, т.к. обучение идёт на высокой
степени напряжения внимания и всех интеллектуальных
сил детей при участии воображения. Ученику не
обязательно заучивать этимологические данные : это
вспомогательный материал, и он выполнит свою
обучающую роль, если ученик на его основе усвоит
написание слова.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем
самым повышающих правильность и прочность
запоминания словарных слов, является этимологический
анализ , в упрощённом и сокращённом варианте
этимологическая справка.
Нередко обращение к истории слова позволяет
мотивировать его современное правописание.
Например:
МАЛИНА в основу названия был положен признак плода
ягоды, состоящая из малых частей. Слово малина
образовано от слова малый«маленький».
Малина малый «состоящая из маленьких частей» .
БЕРЁЗА лиственное дерево с тонкими , розовато
коричневыми веточками, с гладкой белой корой ,
покрытой тёмными полосками.
Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в
языке существовало слово бер, что значит «светлый,
ясный, белый», от которого и образовалось берёза.
В старину защитить это место от врагов, захватчиков,
люди обносили его высоким забором, частоколом,
стеной (деревянной или каменной). Такое огороженное
и укрепленное стеной место, крепость и стали называть
городом.
Город городить «огороженное, укрепленное место».
ДЕРЕВНЯ небольшое поселение людей.
В старину, чтобы основать такой поселок, построить
дома, распахать землю, люди должны были расчистить
место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с
корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а потом строили
дома, распахивали пашню, стали называть деревней.
Деревня дерево — «место, очищенное от деревьев».
ДОРОГА узкая полоска земли, по которой движутся
машины, идут люди.
Интересно, что исторически слово дорога оказывается
родственным словам деревня, дерево (см. слово
деревня).
Дорога
дорг, дёргать = «проданное в лесу
пространство». Вьётся цента через лес И доходит до
небес.
(Загадка.)
ЗАВОД промышленное предприятие, на котором
производят какуюлибо продукцию:
автомобили,
велосипеды, станки, суда или разводят
Например:
МАЛИНА в основу названия был положен признак
плода ягоды, состбящего из малых частей. Слово
малина образовано от слова малый «маленький».
Малина малый «состоящая из маленьких частей».
БЕРЕЗА лиственное дерево с тонкими, розовато
коричневыми веточками, с гладкой белой корой,
покрытой темными полосками.
Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в
языке существовало слово бер, что значит «светлый,
ясный, белый», от которого и образовалось — берёза.
ВОРОБЕЙ маленькая птичка с коричневатосерым
оперением, живущая обычно близ строений.
Так, воробей назван по своему чириканью, от
звукоподражательного вор.
Воробей вор, ворк = «воркует, издает переливчатые
звуки».
ВОРОН крупная птица с блестящим черным оперение,
родственная ворону (у вороны голова крылья и хвост
черные, а все тело серое).
Названия птиц родственны слову вороной «черный».
Ворону и ворона назвали так за черное оперение.
Ворон, ворона — вороной — «черный».
ГОРОД • крупный населенный пункт, место большого
поселения людей. Свое название корова получила по наличию рогов: от
латинского кор «рог», корна «рогатая», «имеющая
рога».
Корова — кор, корна = «рог», «рогатое животное».
ЛИСИЦА хищное животное с острой мордой и
длинным пушистым хвостом.
Лиса образовано от лис.
Лисица — лис.
ЛОПАТА орудие труда с длинной ручкой и плоским
широким концом. Применяется для рыхления земли.
Раньше было слово попа то же, что рука, ладонь. От
него и образовалось лопата «похожая на ладонь».
Лопата — лопа, лопасть — «похожая на ладонь, руку».
МАЛИНА душистые сладкие, обычно красного цвета
ягоды.
В основу названия был положен признак плода ягоды,
состоящего из малых частей. Слово/малина образовано
от слова малый «маленький».
Малина — малый — «состоящая из маленьких частей».
МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА крупное хищное
животное с большим грузным, покрытым шерстью телом
и короткими ногами.
Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где
найти в лесу мед.
Медведь мёд, ведающий = «знающий, где есть мед».
МОСКВА столица нашей Родины, один из самых
крупных и красивых городов в нашей стране и во всем
мире.
Город Москва по названию реки.
Москварека — моцка = «небольшая река, водоем».
НАРОД население государства, жители страны.
Слово образовалось от род со значением «родиться,
народиться». Исторически в нем выделяется приставка
на. У слова народ много родственных слов: родина
место рождения, родители отец и мать, урожай — то,
что уродилось на земле, родной, родня, родственник —
близкие по рождению люди.
Народ —род (корень) с приставкой на— «те, кто
родился, народился».
ОГОРОД — участок земли, на котором посажены
овощи: картофель, помидоры, огурцы и др. Слово огород образовалось от городить — «место,
огороженное забором».
Огород городить, город, огороженный «место,
обнесенное забором».
ОДЕЖДА то, чем человек покрывает свое тело:
пальто, платье, брюки и др.
В слове одежда исторически выделяется приставка о.
Одежда деть приставкой о «то, чем покрывают
тело».
ПЕНАЛ — длинная коробочка, футляр для хранения
ручек, карандашей, перьев.
Свое название корова получила по наличию рогов: от
латинского кор «рог», корна «рогатая», «имеющая
рога».
Корова — кор, корна = «рог», «рогатое животное».
ЛИСИЦА хищное животное с острой мордой и
длинным пушистым хвостом.
Лиса образовано от лис.
Лисица — лис.
ЛОПАТА орудие труда с длинной ручкой и плоским
широким концом. Применяется для рыхления земли.
Раньше было слово попа то же, что рука, ладонь. От
него и образовалось лопата «похожая на ладонь».
Лопата — лопа, лопасть — «похожая на ладонь, руку».
МАЛИНА душистые сладкие, обычно красного цвета
ягоды.
В основу названия был положен признак плода ягоды,
состоящего из малых частей. Слово/малина образовано
от слова малый «маленький».
Малина — малый — «состоящая из маленьких частей».
МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА крупное хищное
животное с большим грузным, покрытым шерстью телом
и короткими ногами.
Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где
найти в лесу мед.
Медведь мёд, ведающий = «знающий, где есть мед».
МОСКВА столица нашей Родины, один из самых
крупных и красивых городов в нашей стране и во всем
мире.
Город Москва по названию реки.
Москварека — моцка = «небольшая река, водоем».
НАРОД население государства, жители страны. Слово образовалось от род со значением «родиться,
народиться». Исторически в нем выделяется приставка
на. У слова народ много родственных слов: родина
место рождения, родители отец и мать, урожай — то,
что уродилось на земле, родной, родня, родственник —
близкие по рождению люди.
Народ —род (корень) с приставкой на— «те, кто
родился, народился».
ОГОРОД — участок земли, на котором посажены
овощи: картофель, помидоры, огурцы и др.
Слово огород образовалось от городить — «место,
огороженное забором».
Огород городить, город, огороженный «место,
обнесенное забором».
ОДЕЖДА то, чем человек покрывает свое тело:
пальто, платье, брюки и др.
В слове одежда исторически выделяется приставка о.
Одежда деть приставкой о «то, чем покрывают
тело».
ПЕНАЛ — длинная коробочка, футляр для хранения
ручек, карандашей, перьев.
В старину писали гусиными перьями, позднее
металлическими. Для хранения перьев и карандашей
люди придумали специальный ящичек.
Пенал пенна = «перо», «ящичек для перьев».
ПЕТУХ домашняя птица с ярким, разноцветным
оперением, красным гребешком на голове и красной
бородкой.
Петух — петь, певенъ, певун — «поющая птица»,
«любящая петь».
ПЛАТОК кусок ткани обычно квадратной формы.
Слово образовалось от плат «кусок ткани, холста».
Интересно, что так же образовалось платье
«изготовленное из куска ткани».
Платок — плат — «кусок ткани».
ПОГОДА — состояние природы в определенное время:
Слово образовалось с помощью приставки по от год
«подходящее, благоприятное время, праздник».
ПОРТФЕЛЬ — четырехугольная сумка с застежкой и
ручкой для ношения книг, тетрадей, деловых бумаг. Слово портфель
пришло в русский язык из
французского. Первая часть слова порт означает
«нести», «носить», вторая фель «лист».
Портфель — порт, фель — «то, в чем носят листы
бумаги, документы».
ПОСУДА хозяйственные предметы, предназначенные
для хранения продуктов, а также для еды, питья:
кастрюля, тарелка, чашка и др.
В старину словами посуда, посудина называли
небольшую лодку, судно.
Посуда судно, судёнышко с приставкой по =
«похожая на лодку, судно».
РАБОТА нахождение в действии, занятие чемнибудь,
труд.
Слово образовалось от слова раб «лишенный чего
нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжелым
трудом».
Работа раб — «подневольный человек, занимающийся
тяжелым трудом».
РАБОЧИЙ, РАБОТНИК тот, кто работает,
трудится.
СОБАКА домашнее животное,
человеком для охраны, на охоте, в упряжке.
Собака друг человека. И название свое она получила
от древнего корня соб (местоимение «себя, собою»),
родственного слову собственный «существо, имеющее
хозяина, принадлежащее хозяину».
Собака — соб = «существо», «собственность».
СОЛОВЕЙ маленькая певчая перелетная птица с
сероватобурым оперением, отличающаяся красивым
пением.
В слове соловей раньше выделялся корень солв,
который имел значение «серый, с рыжеватым
оттенком».
Соловей солв, соловый — «желтоватый, серый» или
«серый, с рыжеватым оттенком».
СОРОКА — птица с белой грудью и белым брюшком,
черными головкой и крыльями и длинным черным
хвостом, издающая характерный крик — стрекотание.
Свое имя сорока получила от исходного сорка,
передающего особенности ее пения.
Сорока сорка = «стрекочет, трещит, тарахтит».
используемое ТЕТРАДЬ сшитые, в обложке, листы чистой бумаги
для письма, рисования.
Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что
значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные
вчетверо и сшитые листы бумаги.
Тетрадь тетра — «четвертая часть листа».
УРОЖАЙ то, что уродилось (выросло, созрело) на
земле.
Урожай род с приставкой у «то, что уродилось на
земле»
ЯГОДА небольшой сочный плод кустарников и трав:
земляники, черники, малины, смородины и др.
Слово образовалось от яг «щечки» с помощью
суффикса од. Ягоды названы так потому, что похожи
на щечки.
О работе над словарными словами пишут много. Больше
всего материалов о том, как разнообразить работу по
словарю. Опыт показывает, если первое впечатление при
знакомстве со словарным словом будет ярким, тогда и
результат выше.
Иногда ребята запоминают слова с первого урока.
Значит, отпадает необходимость часто вставлять их в
разные виды упражнений, т.е. освобождается ценное
время для отработки других важных тем. поэтому в
своей работе над словарем больше всего внимания я
уделяю первому знакомству со словом.
Дети запоминают слова с трудом:
1. Волевая сфера у младших школьников развита еще
слабо.
2. Длительная работа по запоминанию этих слов не
всегда результативна.
3. Наглядноиллюстративный материал из
школьного «Картинного словаря» лишь привлекает
внимание учащихся к работе, а запоминанию
непроверяемой буквы он не способен.
Таким образом, комплекс орфографической работы над
словарными словами в малой степени учитывает
психолингвистическую проблему взаимодействия
«языкученик», а однообразие приемов не дает нужного
развивающего эффекта.
Но есть способы, которые позволяют запомнить
непроверяемую букву интересно,
с учетом психологической особенности мышления младших
школьников.
Ушинский К.Д. писал: «Ребенок мыслит образами».
Для этого надо «оживить» букву, создать ее «образ» в
конкретном слове. И тогда буква О в слове,
АВТОМОБИЛЬ превратится в колесо, в слове ШОССЕ
в дорожный знак.
А в тетради появятся слова го привычных букв в
сочетании с рисунком буквой: А писать и одновременно рисовать запоминать
трудную букву будет интересно, весело, легко: ты
становишься волшебником ведь обычная буква О
превращается в циферблат часов, то в спасительный
круг,
то
планету.
в Иногда для обоснования рисунка использую
лексическое значение слов: «Аллея «дорожка, с двух
сторон обсаженная деревьями». «Цревратим букву Л
в стволы деревьев, а между ними нарисуем дорожку». Очень помогает такой прием, как отгадывание ребусов. Я Ц Дети так чутки к слову, к образу, им всё интересно. Стихотворная
форма словарного материала ( весёлые стихи, рифмованные
упражнения , правила в стихах и т. д.) благотворно влияют на
выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая
интерес к стихам, поэзии, русской речи, языку.
Психологами доказано, что знания усвоенные без интереса,
не окрашенные собственным положительным отношением,
эмоциями, не становятся полезными это мёртвый груз. Ученик на
уроке читает , пишет, но эта работа не затрагивает его мыслей, не
вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что то он усваивает, но
пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных
знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба не захватывает их.
Занимательность может быть задана неожиданной для
учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием
проблемной ситуации. Всегда можно отыскать что то интересное и
увлекательное( оно окружает нас), а тем боле в русском языке.
Нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к
подобным находкам и открытиям.
Вставила А ножки в красные сапожки .
Важно шагает и нам помогает.
2)Для запоминания словарных слов широко используются
рифмованные строки: хОрОшО, что хОрОшО Пишется через три
О Иногда ребята перед повторным написанием этого слова,
вспоминают стихи, стараются про себя это слово проговорить.
Дождик,дождик, лейлей!
На траву и на людей.
И на грядку капкап !
Где капуста сладкая.
Будет вкусная капуста
Сколько радости и хруста!
К сожалению, не к каждой букве можно придумать рисунок
отражающий смысловое значение слова или ассоциацию с этим
словом. Поэтому в некоторых случаях для запоминания
применяем:
1)приём « слово в слове».
слово
путеШЕСТвие запомнили так: учащиеся находили в нём по
заданию учителя слово шест, объясняли значение этого слова
( палка, носок, помогающий при ходьбе, особенно по неровной
местности).
Например, Затем учащиеся читали заранее написанное на доске стихотворение
Шест в путешествие возьмём, С шестом мы легче путь
пройдём.
2) Широко используем приём « сквозная буква».
Суть метода: трудная орфограмма словарного слова связывается с
ярким ассоциативным образом, который вспоминается при
написании данного словарного слова, помогая правильно написать
орфограмму.
Методика:
1) Записать словарное слово и поставить ударение. Например:
берёза
2) Выделить слог, который вызывает трудности при написании. бе
рё за.
3)Выписать определённый слог, вызывающий сомнение, выделив
сомнительную гласную Е.
4)Найти ассоциативный образ , связанный со словарным словом и
записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу:
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со
словарным словом каким то общим признаком:
Словарное слово Ассоциативный образ
Модель:
признак признак
ассоциативная связь может быть по:
цвету
форме
месту расположения
звучанию
действию
вкусу
материалу
назначению количеству.
б) ассоциативный образ должен иметь в своём написании
не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в
словарном слове.
Например: словарное слово берёза ассоциативный образ п
белая
нужен
гребень,
чтобы расче сать ее.
по форме, как буква Е (гребень.)
Изобразить словарное слово, объединённое с ассоциативным
образом ( рисунок или пересечение слов через сомнительную
орфограмму) Б
Л
А
Я Прочитать словарное слово и чётко воспроизвести вслух
ассоциативный образ, представляя их объединения и
связывающую их сомнительную орфограмму.
П
блюда и поэтому из неё идёт пар)
(в кастрюле готовят горячие
кастрюля
Некоторые слова предметной картинкой изобразить
трудно, поэтому при знакомстве с такими словами
( мороз, быстро,
весело) лучше использовать
литературный материал ( стихи, загадки, пословицы)
в сочетании с сюжетными картинками (
практический материал для такой работы можно
найти в методическом пособии Канакина В. П. «
Работа над трудными словами в начальных классах»,
Москва Просвещение , 1991 г.
Для лучшего усвоения нового слова можно
использовать
различные приёмы закрепления написания:
записать слово с делением на слоги;
слова;
подобрать
написать в форме множественного числа;
написать с предлогами;
родственные Например: закрепление правописания слов:
Родина, работа, хороший, урожай.
На
Вспомним лето, ромашки на лугу. Одна
волшебная ромашка у нас в
гостях.
лепестках
безударные
гласные.
Родина
капуста
хороший
урожай
. О Для закрепления написания: девочка, ребята,
работа, товарищ, фамилия
Игра : « Чудесная яблоня» , на яблоне
карточки
безударными
гласными.
с Закрепление правописания слов:
ветер, медведь, машина, медведь, собака, ветер Часто в словарной работе беру группу слов;
1) Как тебя зовут?
Ворона Карловна
Где сидишь ты ?
На карнизе.
Что ты делаешь, ворона?
Кар каю!
Что клюёшь, ты?
Кар тофель.
Что берёшь, ты?
Кар андаш, кар тон.
Что рисуешь, ты?
Кар тину
А что кричишь, ты?
Нра вится.
! 2)Р…дина
Р .ссия Ст. лица М. сква
Родина, Россия, столица, Москва Дорогие сердцу слова
Напишу их с буквой О
И запомню хорошо.
4) Из школьного детства помним рифмовки, помогающие
усвоить правописание слов с непроизносимыми
согласными:
Ужасно опасно Писать напрасно В слове» прекрасно»
Букву »т».
И опасно и ужасно Букву»т» писать напрасно Всем
известно, как прелестно Букву « т» писать уместно.
А ведь это не что иное, как приём мнемоники ( мнемоника
система различных приёмов , облегчающих запоминание и
увеличивающих объём памяти за счёт образования
искусственных ассоциаций)
Для лучшего запоминания словарных слов детьми
используются предложения типа: « КОСтя пришёл в
КОСтюме, а ПАвел в ПАльто.
С точки зрения культуры умственного труда мнемоника
один из самых лучших приёмов запоминания.
Использую в работе рифмованные двустишия.
Зябнут ноги, щиплет нос, Старый дедушка ....(мороз)
Живут коровы далеко Дают коровы....(молоко)
Есть у неё четыре шины, Называется .... (машина)
Растёт в лесу, как и калина Наивкуснейшая .... (малина)
Весь я знанием проник Я примерный ... (ученик).
Эта вещь — товарищ наш Синий, красный ...
(карандаш).
Зачирикал веселей Забияка ... (воробей).
Будем цифры в ней писать Если в клеточку ...
(тетрадь).
Нас от школы до порога Ведёт длинная ... (дорога).
Покупаю порошок Достираю .... (хорошо).
Такое начало в игровой форме настраивает детей на
рабочий лад. Дети с удовольствием работают над словами, конец
которых, по их мнению, они додумали сами ( в этом случае
им можно сказать: «Сейчас вы станете поэтами и поможете
закончить стих.» )
О работе со словарными словами пишут много, но , в
основном, пишут о том, как разнообразить работу по
словарю.
Практика показывает, что если первое впечатление при
знакомстве со словарными словами будет ярким, тогда и
результаты выше.
Тогда дети запоминают слова с первого урока.
Значит, отпадает необходимость часто вставлять их в
разные виды упражнений, т.е. освобождается ценное время
для отработки других важных тем. Создаётся резерв
времени.
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Авторская разработка учебно-методического материала по теме "На службе правописания словарных слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.