Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной школы
Оценка 4.9

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной школы

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
10 кл
22.01.2018
Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной  школы
В статье рассматривается последовательность проектной деятельности в условиях работы частной школы. Поскольку наполняемость старших классов невелика, учитель может привлечь к данной работе сразу всех учащихся одного или даже нескольких классов.Что, в конечном итоге, и позволяет старшеклассникам приобретать опыт познавательной и учебной деятельности, а следовательно, легче адаптироваться в дальнейшей жизни. Учебные проекты, упоминаемые в статье, успешно реализованы на практике.
Михайлова Елена Валерьевна.docx
ПРОЕКТНО­ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ЧАСТНОЙ ШКОЛЫ. Е.В.   Михайлова,   зам.   директора   общеобразовательной школы «Исток»   по   УР,   учитель   русского   языка   частной Образованный   человек   в  современном  обществе   ­  это  не   только   и   не   столько   человек, вооруженный   знаниями,   но   умеющий   добывать,   приобретать   знания,   делать   это целенаправленно по мере возникновения у него потребности   решения   стоящих перед ним проблем, умеющий применить имеющиеся знания в любой ситуации. В связи с этим возникают новые   для   образования   проблемы:   формирование   у   учащихся   информационной   и коммуникативной   компетенций.   Инновационный   поиск   новых   средств   обучения     приводит педагогов   к   пониманию   того,   что     нужны   деятельностные,   групповые,   игровые,   ролевые, практико­ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения, которые в последние годы приобретают все большую популярность среди педагогов. [1] Среди приоритетных направлений частной общеобразовательной школы «Исток» (г. Усть­ Каменогорск)   ­   использование   элементов   технологии   проблемно­   эвристического   или исследовательского   метода,   метода   проектов;   разработка   путей,   приемов,   способов формирования способностей самостоятельно приобретать знания,  способности самообучаться. Необходимость выбора определенной технологии ­ это объективное требование, и поэтому, как   правило,   каждый   учитель   со   временем   её   вырабатывает.   И   здесь   можно   пойти   двумя путями: 1) создать собственную технологию; 2) перенять то, что открыто другими. [2] Не   стала,   что   называется,   изобретать   велосипед,   и   выбрала   путь   второй   –   не   менее интересный, творческий, эффективный.   Проект. В последнее время это слово прочно вошло в нашу жизнь и ассоциируется со смелыми   и   оригинальными   начинаниями   в   области   интеллектуальной   или   практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. Важнейшим признаком метода проектов, отражающим его сущность, является самостоятельная деятельность обучающихся.  В   плане   работы   нашей   школы   основными   задачами   на   текущий   учебный   год   стоят организация   поиска   и   внедрение   способов,   приемов,   путей   формирования   у   школьников способностей   самостоятельно   приобретать   знания,   способности   самообучаться; совершенствование профессионализма учителя и качества обучения через активизацию научно –  исследовательской  деятельности  с  выходом  на  конечный  результат.  Ведь   именно  умение самостоятельно   и   мотивированно   организовывать   свою   познавательную   деятельность   (от постановки цели до получения и оценки результата), активность выступают сегодня ключевыми показателями успешности образования. Один из  способов решения этой задачи в обучении старшеклассников – использование на уроках русского языка и литературы метода проектов. Метод дает простор для творческой инициативы, подразумевает дружеское сотрудничество учителя и учеников, что в конечном итоге создает положительную мотивацию подростка   к учебе. Как   правило,   отдаю   предпочтение   групповой   форме   проектной   работы,   так   как   в исследовательскую   деятельность   в   условиях   частной   школы,   с   небольшой   наполняемостью классов, на мой взгляд, должны быть вовлечены сто процентов учащихся. Чаще всего включаю данную деятельность в тематический план по русскому языку, но если проект долгосрочный, вывожу его во внеурочную деятельность. Так, например, проект «Живой Пушкин» мы с десятиклассниками (напомню, что Пушкина «проходят» в девятом) вели   в   течение   второй   четверти   вне   расписания   учебных   занятий   и   приурочили   защиту исследования ко дню Памяти поэта. Причем проект реализовывался от меньшего к большему: от поиска любопытных фактов биографии А.С. Пушкина до создания элементов костюмов, модных в первой половине  XIX  века. А к процессу исследования, по настоянию участников проекта,   на   начальном   этапе   были     привлечены   дети   с   3   по   11   классы   школы.   Защита состоялась после уроков и была праздничной и даже где­то экстравагантной. Тогда   как   работа   над     проектами   «Л.Н.   Толстой     и   художники­передвижники», «Профессиональный русский» осуществлялись в процессе уроков русской литературы в 10 классе  и  программного курса «Практическая стилистика и культура речи», предусмотренного вариативной частью учебного плана, в течение всего учебного года. При этом  в первом случае проектная деятельность способствовала формированию образного и аналитического мышления, литературно­творческих   способностей;   совершенствованию   умений   сравнительно­ сопоставительного анализа; определению  и использованию необходимых источников, включая работу с книгой и художественными альбомами, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета   и   др.  К   проекту  был   привлечен   учитель   изобразительного   искусства.   Пришлось познакомиться с такой наукой как культурология. Эта кропотливая работа оставила после своей   презентации   большое   количество   дидактического,   иллюстративного   материала   для дальнейшего его использования на уроках литературы. Во втором случае исследование способствовало формированию у старшеклассников не только умения анализировать тексты, в том числе профессиональной направленности,  исходя из  критериев     точности, выразительности,  логичности  и  уместности.  Но  и составлять  свои собственные   тексты   (рефераты,   статьи,   деловые   бумаги,   резюме,   эссе   и   др.),   выстраивать устные выступления (сообщения, доклады, диалоги на профессиональные темы, интервью и пр.).   Уверена,   если   ученик   получит   в   школе   исследовательские   навыки   ориентирования   в потоке информации, научится  анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче   будет   адаптироваться   в   дальнейшей   жизни,   осознанно   выберет   пути   продолжения образования, будущую профессию, станет жить творческой жизнью. [4]    При   этом   информационно­коммуникативная   деятельность   ведется   по   нескольким направлениям:   грамотная   подача   понятий   и   определений,   приведение   аргументированных доказательств; умение развернуто обосновывать собственные суждения. Кроме того, свободная работа   с   текстами   разных   стилей,   полное   понимание   их   специфики;   владение   навыками редактирования   текста,   в   том   числе   рерайта;   создание   собственного   текста,   сообщения; наконец, владение переводом информации из одной знаковой системы в другую. Последнее способствует   совершенствованию   навыков   использования   мультимедийных   ресурсов, компьютерных технологий.  Ведь   на  сегодняшний  день ни  один,  даже  крошечный  учебный проект немыслим без презентации результатов познавательной и практической деятельности.  На   старте   работы   над   проектом   акцентирую   внимание   участников   на   том,   что исследовательский проект, как минимум, приближен к настоящему научному исследованию: он логичен, имеет конкретное оформление и определенную презентационную подачу. В частности, оговариваю   структуру   исследовательских   проектов:   1)   актуальность   принятой   для исследования   темы,   ее   аргументация;   2)   определение   проблемы   исследования,   предмета   и объекта;   3)   определение     задач   исследования   в   последовательности   принятой   логики;   4) определение методов исследования; 5) выдвижение гипотез решения проблемы и  определение путей   ее   решения;   6)   обозначение   основных   источников   информации;   7)   обсуждение результатов исследования, постановка выводов; 8) оформление результатов исследования; 9) обсуждение формы и последовательности защиты (презентации). Справедливости ради нужно заметить, что краткосрочные или же в чистом виде творческие проекты, как правило, не имеют столь   детально   проработанной   структуры   совместной   деятельности   участников.   Но   общую схему структуры все же стараемся соблюдать. Этапы работы над проектом. 1.Подготовительный. Нужно отметить, что поиск темы любого проекта мы проводим вместе   с   ребятами.   Методика   проста:   учитель   предлагает   направление,   учащиеся «набрасывают»   варианты   тем.   Порой   из   несколько   вариантов   затейливой   мозаикой вырисовывается одна ­ нужная и, главное, интересная для всех. Одно из требований: проблема должна быть, как правило, оригинальной. А если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение. [5]  2.Составление плана работы. Выбираем  способы сбора и анализа информации.  Определяем основные источники (как правило, это делает учитель, а старшеклассники   корректируют и дополняют предложения учителя). Распределяем виды деятельности конкретно для каждого ученика: позже объем выполненной работы будет оценен в процентном отношении – по степени объема участия в проекте. Обсуждаем возможные методы исследования, поиска информации, творческих   решений. Конечно,   важна   дифференциация     при   распределении   заданий,   ведь степень   познавательной   активности   у   школьников   разная.   Но   при   этом     уточняем,   что ответственность  за конечный  результат несут  все  члены  команды,  выполняющие  проектное задание. 3.Непосредственно   разработка   проекта.   Идет   накопление   информации   путем   работы   с литературой,   интернет­ресурсами,   иногда   даже   привлечение   к   определенному   виду информации учеников других классов. То есть ведется поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации. Проводим консультации, координирование работы исследователей. Следует заметить, что консультации зачастую проводит не только учитель, но и сильные учащиеся. При этом должны соблюдаться принципы демократии и взаимоуважения. Кстати, учитель тоже порой берет на себя роль консультируемого. Это происходит, когда исследование   выходит   за   рамки   «обычности».   Искренний   интерес   учителя   еще   более подогревает интерес участников процесса. 4.Оформление   результатов.   Оформление   результатов     производим   согласно   заранее выбранной   форме   отчета.   Один   из   оригинальных   способов   –   составление   иллюстративных схем­опор, сравнительных таблиц   или таблиц взаимоотношений героев проекта. В процессе исследования обычно рождается множество идей. Пожалуй, этот этап работы над проектом самый интересный: есть уже основной материал, и вот теперь наступает время для полного творчества. 5.Презентация.     По   возможности   приглашаем   на   презентацию   большую   аудиторию, состоящую как из экспертов – взрослых и учащихся других классов, так и зрителей. Стараемся предоставить выполненную работу в атмосфере торжественности, порой даже праздника. Этот этап отрабатываем детально, вплоть до интонации, жестикуляции – все имеет значение!   6.Оценивание.   Оно   производится   по   заранее   разработанным   критериям.   Кроме традиционных, как упоминалось выше, есть и  процент участия   на каждом этапе работы. Этот критерий   оценивается   путем   коллективного   обсуждения   и   самооценки.   В   свою   очередь, экспертная группа выявляет  неиспользованные возможности, потенциал продолжения работы. Итак,   на   практике   доказано,   что   подобная   работа   вызывает   большой   интерес   у старшеклассников, оживляет учебный процесс. Как правило, подростки охотно вовлекаются в деятельность и хорошо справляются с подобными заданиями. А учитель, во­первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, так как в процессе  работы ученики аргументируют свой выбор, дают обобщенную характеристику данному исследованию. Во­вторых,   учитель   изучает   индивидуальные   способности   учащихся,   наблюдает   за   их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров, таким образом,   выполняя задачу школы в работе с интеллектуальной одарённостью: воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне   высоконравственных   убеждений.   А   также   поддерживает     учеников,   нуждающихся   в помощи     учителя,   формируя   ответственное   отношение   к   учебному   труду.   Таким   образом, учитель частной школы «Исток» работает на достижение цели, поставленной на 2017­2018 учебный год: повышение качества образования школьников через  формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., МГУ, 2000. 2.   Зенгин   С.С.   Совместное   проектирование   учебной   деятельности   как   условие   само актуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001. 3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. ­ №7. – М., ACADEMA, 1999. 4. Гин  А. Приемы педагогической техники. – М., «Вита ­ Пресс» 2005.  5. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной  школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной  школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной  школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной школы

Авторская статья "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в старших классах частной общеобразовательной  школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2018