Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Оценка 4.7

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
22.01.2017
Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".
Урок изучения нового материала по фразеологии предназначен для учащихся общеобразовательной школы воспитательной колонии, т.е. для ребят с отсутствием мотивации к обучению. Урок с применением ИКТ и игровых технологий. сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Фразеология.docx
10 рус.                                           Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление.  Цель урока: сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи. Задачи: 1) Обучающая: дать понятие фразеологии как раздела науки о языке, обобщить знания о  фразеологических единицах и их употреблении и происхождении;  сформировать умение находить  фразеологизмы в тексте, давать объяснение наиболее употребительным фразеологизмам  самостоятельно, а также с помощью толкового и фразеологического словарей; 2) Развивающая: способствовать  развитию навыков  правильного употребления фразеологизмов в  устной и письменной речи; формированию  навыков определения специфических особенностей  фразеологических оборотов, умения  отличать их от других речевых единиц в потоке речи;  содействовать развитию  творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать  словарный запас школьников;   способствовать   воспитанию   любви   к   родному   языку,   его   красоте   и 3)   Воспитательная:   многозначности.   Тип урока: изучение новой темы. Вид урока: личностно­ориентированный.   Оборудование   урока:   тетради,   учебники,   фразеологические   словари,   раздаточный   материал, интерактивная доска.                                                           Ход урока I. Мобилизующий этап. Слово учителя: «Не бей баклуши», ­ так твердила мама, Но сын ей отвечал упрямо: «Лежу я  на диване и ем груши,  Не собираюсь бить какие – то баклуши!»          ­ Почему сын не понял маму?   Вступительное слово учителя. Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!», «Не тяни резину!», «Не тяни кота за хвост!» 1 Каждый человек,  хорошо владеющий родным языком, прекрасно понимает, о чём идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почему­то идет в четверг. Поможет нам в этом во всём разобраться изучение сегодняшней темы. Итак, не будем бить баклуши. Вы засучите рукава. Задания приготовьтесь слушать, Чтоб не кружилась голова.  II. Формирование новых понятий и способов действия 1. ­   Кто   догадался,   о   чём   мы   сегодня   с   вами   будем   говоить?   (фраза,   необычное выражение, сочетание слов). 2. Просмотр отрывка из фильма «Берегись автомобиля». СЛАЙД №1 (ролик) Просмотрите отрывок из фильма и выпишите такие необычные фразы в столбик. (Сушить сухари – готовиться к тюремному заключению. Дать в лапу – вручить взятку. Стереть в порошок – расправиться с кем­либо.) ПРОВЕРКА. ­ Что вы выписали? (фразы) 3. В переводе с греческого языка выражение – это фраза, учение – логос. Получается слово ФРАЗЕОЛОГИЯ. ­   Как   вы   думаете,   что   изучает   раздел   науки   о   языке   фразеология?   (Устойчивые выражения, сочетания слов или фразеологические единицы). СЛАЙДЫ № 2­3 4. ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА (Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление) СЛАЙД №4 5. ­ Что же обозначают выписанные вами фразеологизмы? (запись) СЛАЙД №5 Фразеологизмы представляют собой сочетание 2­х и более слов. ­ Почему их называют устойчивыми? (Нельзя в выражениях заменять слова, иначе  теряется смысл: сушить печенье, крошить сухари;   дать в руку, положить в лапу;   стереть в пыль, положить в порошок). ЭТО НЕДЕЛИМЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ!!! По этому поводу хочется вам рассказать историю. 2 Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по  отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну  необходимую новую деталь в виде буквы Ф. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут­поживают слова­детали, ими пользуются  по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой­то момент, когда  возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания­ фразеологизмы.  Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф): Вода + не разлить = водой не разольешь. СЛАЙД №6 ­ По этому поводу есть загадка: Мы очень устойчивы И просим настойчиво: На слова нас не менять, Прямо так употреблять! ­ О чём она? 6.  Изучение  параграфа  11 стр.44       СМ. вопросы, на которые следует подготовить ответы. СЛАЙД №7 ( 1. Что такое фразеологизмы?  (устойчивые словосочетания) 2.Каким членом предложения являются фразеологизмы? (одним) ПРАКТИКА Мы ему дадим в лапу. (дадим в лапу – сказуемое) 3.Что   такое   фразеология?   (раздел   науки   о   языке,   который   изучает   фразеологические единицы). 4.   Какие   писатели   и   поэты   обогатили   русскую   фразеологию?   (И.А.Крылов, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой). 5. Где можно узнать о происхождении фразеологизмов? 7. Работа со словарём фразеологизмов. СЛАЙД №8 ­ По какому принципу построен любой словарь? ­ Полное название словаря? ­ Кто является автором словаря? ­ Для чего предназначен данный словарь? 3 ЗАДАНИЕ: найдите в словаре значение фразеологизмов  СЛАЙД №9 Бабушка надвое сказала­ о ситуации, когда неизвестно, так будет или иначе. Строить глазки ­  заигрывать, кокетничать. Мотать на ус – запоминать, принимать к сведению, брать на заметку. Школьный фразеологический словарь Китайская   грамота  –  что­либо   совершенно   непонятное,  непостижимое,   недоступное пониманию. Учитель:  ­ Для вас, я думаю, тема урока не является китайской грамотой, поэтому мы не будем откладывать дело в долгий ящик и приступим к выполнению упражнений. III.  Тренировочные упражнения. №1 (У) Слайды №10 – 16    Угадай фразеологизм по рисунку. Учитель:  ­ Что обозначает фразеологизм «считать ворон»? Просмотр ролика. ­ Не будем считать ворон, продолжим нашу работу. №2.  1 человек работает индивидуально за доской с раздаточным материалом. Соедините разбросанные части фразеологизмов. Вставлять палки в    …                                колёса.  (Мешать) Кататься как сыр в  …                                 масле.   (Жить в изобилии) Как кот ….                                                   наплакал. (Мало) Знать ….                                                       назубок. (Хорошо что­то выучить) Где раки ….                                                 зимуют. (Проучить, наказать кого­то). Денег куры не  …                                       клюют. (Много) После дождичка в …                                  четверг. (Неизвестно, когда исполнится). Учитель: Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа.  Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю.  Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось, что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти мольбы   часто   оставались   тщетными,   то   поговорка   "После   дождичка   в   четверг"   стала применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.  4 №2  работа с классом.  А) Устно объяснить  пропущенные буквы. Слайды №17­19 Сл…мя голову С…деть сл…жа руки Во все л…патки В…дить за нос Вт…рать очки Бить б…клуши Вв…дить в заблуждение Со всех но… Высунув …зык Б) Выборочный диктант. 1­ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2­ой – «обманывать», 3­ий – «быстро» (категории прописаны на доске) Сломя голову                                   3 Сидеть сложа руки                          1 Во все лопатки                                  3 Водить за нос                                    2 Втирать очки                                     2 Бить баклуши                                    1 Вводить в заблуждение                    2 Со всех ног                                        3 Высунув язык                                    3 ­   Как  появляются  в   языке   фразеологизмы?   (исконно   русские,   заимствованные, крылатые слова, современные) Слайды № 20­27 №3 (У)   Найди пару          СЛАЙД №12   (12, 13) №4 (У) ИГРА  Эта игра требует не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических способностей. Вытащив   карточку,   на   которой   записан   фразеологизм,   полпробуйте   передать   его   с помощью предметов, жестов, а класс должен назвать его: 1. 2. Засучив рукава. Водить за нос. 5 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. Хлопать ушами. Сидеть сложа руки. Высунув язык. Согнуться в три погибели. Намылить кому­нибудь голову. Руки опустить. Дать по рукам. Руки чешутся. Рот разинуть. Гладить по головке. Глаза прятать. Задание № 5  Закончи фразеологизм   СЛАЙД №13    (12,13) Задание № 6 Некоторые фразеологизмы могут иметь как прямое, так и переносное значение.   Найти фразеологизмы в предложениях. Слайд №28 Задание № 7 (У)   Интерактивная игра №1   «Четвёртый лишний»  Слайды № 2­4 ­ Многие фразеологизмы   имеют близнецов, которые могут употребляться в  прямом значении. Задание № 8 Многие фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. ­ Что такое синонимы, антонимы? Слайд №29 Подобрать  к  данным  фразеологическим  сочетаниям  синонимы  из  другого  столбика, соединив стрелкой два фразеологизма. 1 вар­т Синонимы; 2 вариант – антонимы) (Задание   5     раздается   заранее   в   распечатанном   виде   на   каждую   парту.   Попутно повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.) 1) хоть пруд пруди                                                          1) куда глаза глядят 2) кто во что горазд                                                         2) в двух шагах 3) как снег на голову                                                       3) куры не клюют 4) ни рыба ни мясо                                                          4)кто в лес, кто по дрова 6 5) рукой подать                                                               5) как гром среди ясного неба 6) куда ноги несут                                                           6) ни то ни сё 7) с пустыми руками                                                       7) приводить в бешенство 8) ни кровинки в лице                                                     8) несолоно хлебавши 9) доводить до белого каления                                       9) как мел                                                                         1 вариант СИНОНИМЫ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. кто во что горазд ни рыба ни мясо рукой подать    хоть пруд пруди  с пустыми руками ни кровинки в лице доводить до белого каления в двух шагах куры не клюют кто в лес, кто по дрова ни то ни сё приводить в бешенство несолоно хлебавши как мел хоть пруд пруди кто во что горазд ни рыба ни мясо рукой подать  с пустыми руками                                                                        2 вариант АНТОНИМЫ 1. 2. 4. 5. 7. 8.ни кровинки в лице 9. за тридевять земель как кот наплакал идти в ногу в лучшем виде глазом не моргнуть рог изобилия кровь с молоком доводить до белого каления Задание № 9 (У)   Своя игра  5 мин. Слайд №30      Презентация «Своя игра» IV. Итог урока. ­ Что вы сегодня на уроке узнали? ­ Чему научились? Слайд №31  Мы сегодня не  переливали воду из пустого в порожнее, а  Мы сегодня не переливали воду из пустого в порожнее покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но  покладая ру к. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, работали не  , а работали не  не вышли из себя, а   а  7 продолжили работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы  продолжили работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы  бил баклуши или  бил баклуши       ­ Выписать фразеологизмы. тянул кота за хвост.  или тянул кота за хвост. (переливали воду из пустого в порожнее – занимались бесполезной работой,  переливали воду из пустого в порожнее – занимались бесполезной работой,  работали не покладая рук – без устали,  не вышли из себя­ рассердились, пришли в ярость, бил баклуши – бездельничал, бил баклуши – бездельничал, тянул кота за хвост­ бездельничал). тянул кота за хвост­ бездельничал). Слайд №32 Самопроверка Слайд №32 Самопроверка  Слайд №33  Для тех,  кто интересуется историей,  культурой своего народа,  фразеология ­ одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка.                                                                                Николай Максимович Шанский.     ВЫВОД: Сегодняшний урок, надеюсь, обогатил ваш фразеологический запас, научил лучше,  свободнее пользоваться этим богатством в речи. 8

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".

Разработка урока "Фразеология.  Фразеологические единицы и их употребление".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017