Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
22.01.2017
Урок изучения нового материала по фразеологии предназначен для учащихся общеобразовательной школы воспитательной колонии, т.е. для ребят с отсутствием мотивации к обучению. Урок с применением ИКТ и игровых технологий. сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
Фразеология.docx
10 рус.
Фразеология.
Фразеологические единицы и их употребление.
Цель урока:
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его
строения и употребления в речи.
Задачи:
1) Обучающая: дать понятие фразеологии как раздела науки о языке, обобщить знания о
фразеологических единицах и их употреблении и происхождении; сформировать умение находить
фразеологизмы в тексте, давать объяснение наиболее употребительным фразеологизмам
самостоятельно, а также с помощью толкового и фразеологического словарей;
2) Развивающая: способствовать развитию навыков правильного употребления фразеологизмов в
устной и письменной речи; формированию навыков определения специфических особенностей
фразеологических оборотов, умения отличать их от других речевых единиц в потоке речи;
содействовать развитию творческих способностей и образного мышления школьников; обогащать
словарный запас школьников;
способствовать воспитанию любви к родному языку, его красоте и
3) Воспитательная:
многозначности.
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: личностноориентированный.
Оборудование урока: тетради, учебники, фразеологические словари, раздаточный материал,
интерактивная доска.
Ход урока
I. Мобилизующий этап.
Слово учителя:
«Не бей баклуши», так твердила мама,
Но сын ей отвечал упрямо:
«Лежу я на диване и ем груши,
Не собираюсь бить какие – то баклуши!»
Почему сын не понял маму?
Вступительное слово учителя.
Наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!»,
«Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!», «Не тяни резину!», «Не тяни кота за
хвост!»
1 Каждый человек, хорошо владеющий родным языком, прекрасно понимает, о чём
идёт речь, и не удивляется ни “сидоровой козе”, ни дождику, который почемуто идет
в четверг. Поможет нам в этом во всём разобраться изучение сегодняшней темы.
Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
II. Формирование новых понятий и способов действия
1.
Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говоить? (фраза, необычное
выражение, сочетание слов).
2. Просмотр отрывка из фильма «Берегись автомобиля». СЛАЙД №1 (ролик)
Просмотрите отрывок из фильма и выпишите такие необычные фразы в столбик.
(Сушить сухари – готовиться к тюремному заключению.
Дать в лапу – вручить взятку.
Стереть в порошок – расправиться с кемлибо.)
ПРОВЕРКА.
Что вы выписали? (фразы)
3. В переводе с греческого языка выражение – это фраза, учение – логос. Получается
слово ФРАЗЕОЛОГИЯ.
Как вы думаете, что изучает раздел науки о языке фразеология? (Устойчивые
выражения, сочетания слов или фразеологические единицы).
СЛАЙДЫ № 23
4. ЗАПИСЬ ТЕМЫ УРОКА (Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление)
СЛАЙД №4
5. Что же обозначают выписанные вами фразеологизмы? (запись)
СЛАЙД №5
Фразеологизмы представляют собой сочетание 2х и более слов.
Почему их называют устойчивыми? (Нельзя в выражениях заменять слова, иначе
теряется смысл: сушить печенье, крошить сухари; дать в руку, положить в лапу;
стереть в пыль, положить в порошок).
ЭТО НЕДЕЛИМЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВ!!!
По этому поводу хочется вам рассказать историю.
2 Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по
отдельности. Но однажды мастер взял их, включил аппарат и сварил в одну
необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное же мы видим в жизни слов. Живутпоживают словадетали, ими пользуются
по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какойто момент, когда
возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания
фразеологизмы.
Вот символ фразеологизма (слившегося из деталей в букву Ф):
Вода + не разлить = водой не разольешь.
СЛАЙД №6
По этому поводу есть загадка:
Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять,
Прямо так употреблять!
О чём она?
6. Изучение параграфа 11 стр.44 СМ. вопросы, на которые следует подготовить
ответы.
СЛАЙД №7
( 1. Что такое фразеологизмы? (устойчивые словосочетания)
2.Каким членом предложения являются фразеологизмы? (одним)
ПРАКТИКА
Мы ему дадим в лапу. (дадим в лапу – сказуемое)
3.Что такое фразеология? (раздел науки о языке, который изучает фразеологические
единицы).
4. Какие писатели и поэты обогатили русскую фразеологию? (И.А.Крылов,
А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, Н.А.Некрасов, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой).
5. Где можно узнать о происхождении фразеологизмов?
7. Работа со словарём фразеологизмов.
СЛАЙД №8
По какому принципу построен любой словарь?
Полное название словаря?
Кто является автором словаря?
Для чего предназначен данный словарь?
3 ЗАДАНИЕ: найдите в словаре значение фразеологизмов СЛАЙД №9
Бабушка надвое сказала о ситуации, когда неизвестно, так будет или иначе.
Строить глазки заигрывать, кокетничать.
Мотать на ус – запоминать, принимать к сведению, брать на заметку.
Школьный фразеологический словарь
Китайская грамота – чтолибо совершенно непонятное, непостижимое, недоступное
пониманию.
Учитель:
Для вас, я думаю, тема урока не является китайской грамотой, поэтому мы не будем
откладывать дело в долгий ящик и приступим к выполнению упражнений.
III. Тренировочные упражнения.
№1 (У)
Слайды №10 – 16 Угадай фразеологизм по рисунку.
Учитель:
Что обозначает фразеологизм «считать ворон»?
Просмотр ролика.
Не будем считать ворон, продолжим нашу работу.
№2.
1 человек работает индивидуально за доской с раздаточным материалом.
Соедините разбросанные части фразеологизмов.
Вставлять палки в … колёса. (Мешать)
Кататься как сыр в … масле. (Жить в изобилии)
Как кот …. наплакал. (Мало)
Знать …. назубок. (Хорошо чтото выучить)
Где раки …. зимуют. (Проучить, наказать когото).
Денег куры не … клюют. (Много)
После дождичка в … четверг. (Неизвестно, когда исполнится).
Учитель:
Знакомство с фразеологией помогает понять историю и характер нашего народа.
Каждый фразеологизм имеет свою интересную историю.
Например, «После дождичка в четверг» Русичи — древнейшие предки русских — чтили
среди своих богов главного бога — бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один
из дней недели — четверг (интересно, что и у древних римлян четверг был также посвящен
латинскому Перуну — Юпитеру). Перуну возносили моления о дожде в засуху. Считалось,
что он должен особенно охотно выполнять просьбы в "свой день" — четверг. А так как эти
мольбы часто оставались тщетными, то поговорка "После дождичка в четверг" стала
применяться ко всему, что неизвестно когда исполнится.
4 №2 работа с классом.
А) Устно объяснить пропущенные буквы.
Слайды №1719
Сл…мя голову
С…деть сл…жа руки
Во все л…патки
В…дить за нос
Вт…рать очки
Бить б…клуши
Вв…дить в заблуждение
Со всех но…
Высунув …зык
Б) Выборочный диктант.
1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2ой – «обманывать»,
3ий – «быстро» (категории прописаны на доске)
Сломя голову 3
Сидеть сложа руки 1
Во все лопатки 3
Водить за нос 2
Втирать очки 2
Бить баклуши 1
Вводить в заблуждение 2
Со всех ног 3
Высунув язык 3
Как появляются в языке фразеологизмы? (исконно русские, заимствованные,
крылатые слова, современные)
Слайды № 2027
№3 (У) Найди пару СЛАЙД №12 (12, 13)
№4 (У) ИГРА
Эта игра требует не только знания фразеологии, но и сообразительности, артистических
способностей.
Вытащив карточку, на которой записан фразеологизм, полпробуйте передать его с
помощью предметов, жестов, а класс должен назвать его:
1.
2.
Засучив рукава.
Водить за нос.
5 3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Хлопать ушами.
Сидеть сложа руки.
Высунув язык.
Согнуться в три погибели.
Намылить комунибудь голову.
Руки опустить.
Дать по рукам.
Руки чешутся.
Рот разинуть.
Гладить по головке.
Глаза прятать.
Задание № 5
Закончи фразеологизм СЛАЙД №13 (12,13)
Задание № 6
Некоторые фразеологизмы могут иметь как прямое, так и переносное значение.
Найти фразеологизмы в предложениях.
Слайд №28
Задание № 7 (У) Интерактивная игра №1 «Четвёртый лишний» Слайды № 24
Многие фразеологизмы имеют близнецов, которые могут употребляться в прямом
значении.
Задание № 8
Многие фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.
Что такое синонимы, антонимы?
Слайд №29
Подобрать к данным фразеологическим сочетаниям синонимы из другого столбика,
соединив стрелкой два фразеологизма. 1 варт Синонимы; 2 вариант – антонимы)
(Задание 5 раздается заранее в распечатанном виде на каждую парту. Попутно
повторяется значение лингвистических терминов синонимы и антонимы.)
1) хоть пруд пруди 1) куда глаза глядят
2) кто во что горазд 2) в двух шагах
3) как снег на голову 3) куры не клюют
4) ни рыба ни мясо 4)кто в лес, кто по дрова
6 5) рукой подать 5) как гром среди ясного неба
6) куда ноги несут 6) ни то ни сё
7) с пустыми руками 7) приводить в бешенство
8) ни кровинки в лице 8) несолоно хлебавши
9) доводить до белого каления 9) как мел
1 вариант СИНОНИМЫ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
кто во что горазд
ни рыба ни мясо
рукой подать
хоть пруд пруди
с пустыми руками
ни кровинки в лице
доводить до белого каления
в двух шагах
куры не клюют
кто в лес, кто по дрова
ни то ни сё
приводить в бешенство
несолоно хлебавши
как мел
хоть пруд пруди
кто во что горазд
ни рыба ни мясо
рукой подать
с пустыми руками
2 вариант АНТОНИМЫ
1.
2.
4.
5.
7.
8.ни кровинки в лице
9.
за тридевять земель
как кот наплакал
идти в ногу
в лучшем виде
глазом не моргнуть
рог изобилия
кровь с молоком
доводить до белого каления
Задание № 9 (У) Своя игра 5 мин. Слайд №30 Презентация «Своя игра»
IV. Итог урока.
Что вы сегодня на уроке узнали?
Чему научились?
Слайд №31
Мы сегодня не
переливали воду из пустого в порожнее, а
Мы сегодня не переливали воду из пустого в порожнее
покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но
покладая ру
к. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя,
работали не
, а работали не
не вышли из себя, а
а
7 продолжили работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы
продолжили работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы
бил баклуши или
бил баклуши
Выписать фразеологизмы.
тянул кота за хвост.
или тянул кота за хвост.
(переливали воду из пустого в порожнее – занимались бесполезной работой,
переливали воду из пустого в порожнее – занимались бесполезной работой,
работали не покладая рук – без устали,
не вышли из себя рассердились, пришли в ярость,
бил баклуши – бездельничал,
бил баклуши – бездельничал,
тянул кота за хвост бездельничал).
тянул кота за хвост бездельничал).
Слайд №32
Самопроверка Слайд №32
Самопроверка
Слайд №33
Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология одна из
самых увлекательных и занимательных сфер языка.
Николай Максимович Шанский.
ВЫВОД:
Сегодняшний урок, надеюсь, обогатил ваш фразеологический запас, научил лучше,
свободнее пользоваться этим богатством в речи.
8
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Разработка урока "Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.