Дидактические игры на развитие у детей сенсорных навыков (цвет, форма, величина). Во время игры дети знакомятся с цветом, формой овощей и фруктов и во время игры развивается мелкая моторика. Эти игры можно использовать с детьми разного возраста. Также можно познакомить детей со счётом.Данный материал был предоставлен на педагогическом совете в нашем учреждении "Центр помощи детям г.Черемхово"
Авторские дидактические игры по теме «Мир
овощей и фруктов»
Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:
1. Образовательные:
Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов,
группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира,
замечать их форму, цвет;
обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и
использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
2. Воспитательные:
воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
3. Развивающие:
развивать познавательные процессы;
развивать мелкую моторику.
Актуальность .
Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и
формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений
окружающего мира.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и
восприятий.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» «чувство»,
«ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое
обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует
его представление о свойствах и качествах предметов.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем
богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные
ребёнком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его
ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной
познавательной деятельности.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя
потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо
предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления,развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число
сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка,
тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех
психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает
по срокам формирования и проходит неравномерно. Сенсорное развитие у
детей с задержкой психического развития также отличается качественным
своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако
процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем,
недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно
двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов:
формы, величины, цвета.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе
работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от
соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу
основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и
интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ.
Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем
мире. Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и
любознательности. Сухомлинский В. А.
Для этого мною была поставлена цель: изготовить игры на развитие
сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
«Разноцветная грядка»
Как на нашей грядке выросли загадки
ты замочек расстегни, что внутри там, посмотри
цвет и форму назови, посчитай их и сравни.
Цель: формирование сенсорных эталонов (цвет, форма); упражнять в умении
считать (10); развивать мелкую моторику; различать овощи по цвету и форме
(на ткани пришиты разноцветные замочки, в них спрятаны овощи по цвету
замочка, дети расстёгивают замочек и находят овощи)Ход игры.
Детям предлагаем игру. Знакомим с правилами игры. Назвать цвета замочков,
что растёт на грядке красного цвета (синего, зелёного и т.д.) Ребёнок находит
красный замочек, расстёгивает его и находит помидоры (и другие овощи).
Можно предложить посчитать, сравнить чего больше, меньше. И наоборот
предлагаем ребёнку разложить овощи на грядку по цвету, предварительно
расстегнуть замочек.
Игра шнуровка «Овощи»
Вот так чудоовощи детям принесли
развивают пальчики ловкие шнурки
шнурок по цвету подбирай
скорее овощ называй
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, глазомер; совершенствовать
координацию движений, гибкость кистей рук; пространственное
ориентирование; формировать понятие «вверху», «внизу», «справа», «слева»;
различать овощи по цвету и форме.
Ход игры
Предложить детям данные шнуровки, назвать овощи, описать их цвет, форму,
что можно из них приготовить. Подобрать шнурок по цвету овоща, выполнить
шнуровку по форме овоща, и с перекрещиванием шнурка.
Развивающее «Чудо дерево»Как у наших у ворот чудодерево растёт
яблоки и груши любят дети кушать
надо фрукты сосчитать, к ним задачку подобрать
Цель: формировать у детей знания о фруктах, где растут (цвет, форма);
развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в
счёте, находить чего больше, меньше, подбирать цифру, придумывать задачки.
Ход игры
Предлагаем детям назвать, что растёт на дереве и собрать урожай фруктов.
Дети рассказывают, какого они цвета, какой формы и вкус данного фрукта.
Можно посчитать, сколько яблок, груш, чего больше, подобрать цифру.
Придумать задачку про фрукты.
«Помоги ёжику собрать урожай»
Маленький ёжик в сад к нам пришёл
ёжик в саду фрукты нашёл
но по дороге их растерял
сел на пенёчек и зарыдал
ёжик, не плачь, мы поможем тебе.
фрукты найти в зелёной траве Цель: формировать у детей з
нания о фруктах (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в
пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, придумывать
задачки.
Ход игры
Рассказать детям сказку про ёжика. Однажды ёжик пришёл в сад, где росли
разные фрукты. Назовите, какие фрукты растут в саду. Какого они цвета.
Ёжик набрал на иголочки разные фрукты, но по дороге домой растерял все
фрукты. Давайте поможем ёжику собрать фрукты. Дети подбирают по цвету
нужный фрукт.
«Попади в ворота»Апельсин с клубникой в гости к нам пришли
чудесные воротики детям принесли
нас учат правильно дышать
гол в ворота забивать