Современный педагог: Кто он? Какой он?
Бабаева Эльмира Икрамовна
Учитель иностранного языка
Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Но не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию.
(Л.Н. Толстой)
Если задаться вопросом: что представляет собой современный педагог, то ответ на этот вопрос будет неоднозначным так же, как неоднозначно и само современное общество.
Современное общество находится в постоянном движении, изменении и развитии, масштабы, которых имеют различный характер. В разные эпохи и во всех культурах люди воспринимают и осознают мир по-своему, формируя и конструируя свою особую, исторически обусловленную картину мира. В научном мире каждый день происходят новые открытия и перевороты, совершенствуются старые знания. В процессе человеческого развития в нашей культуре происходят качественные изменения, что выражается в переосмыслении классических постулатов и закреплении новых идеалов, норм и ценностей. То же самое происходит и в профессии педагога: современный педагог находится в состоянии постоянного духовного и нравственного развития и поиска.
Задумываясь над тем, каким должен быть современный педагог, невольно вспоминаешь тех людей, у которых сам недавно учился. Окунаясь в воспоминания о своих школьных годах и годах учебы в ТюмГУ, я с уважением и любовью вспоминаю своих учителей и преподавателей, которые не только воспитали во мне достойного и образованного человека и специалиста, но и запали в душу и стали для меня образцом.
Прежде всего хотелось бы отметить черты, присущие каждому из моих любимых педагогов, и которые впоследствии повлияли на становление меня как личности и как педагога. В своих учителях я видела неизменные качества хорошего педагога во все времена: профессионализм, трудолюбие, целеустремленность, активность, оптимизм, честность, справедливость, доброжелательность, креативность, эрудицию, уверенность в себе, современность. Главная черта, которая присуща им всем – это любовь к детям и к своей работе. Тут же невольно вспоминаются мудрые слова Льва Николаевича Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Основой успеха педагога, несомненно, являются, и щедрость души, духовное богатство, высокий уровень эмоциональной культуры, воспитанность чувств и умение глубоко вникнуть в сущность проблемы. Кроме того в число качеств профессионально-педагогической деятельности стоит включить педагогический гуманизм, педагогический артистизм, коммуникабельность, профессиональную компетентность. По-настоящему хорошим педагогом ощущаешь себя, когда получаешь признание детей и их отношение к предмету твоей деятельности. Однако, будучи педагогом, не следует забывать и то, что ты берешь на себя огромную ответственность за тех, кому преподаешь и за то, что преподаешь, а также ты должен быть готов преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников, быть самоотверженным своему делу. Поскольку современный педагог выступает в глазах детей наставником и соратником, то он постоянно должен заниматься самообразованием, самосовершенствоваться, повышать свой профессионализм. Успешный педагог должен постараться своим личным примером привить чувство ответственности перед самими собой, пробудить желание саморазвиваться, научить мыслить, помочь заложить жизненные ценности и принципы, а также личностные качества. Современный педагог должен стремиться найти к каждому ребенку индивидуальный подход, подобрать формы работы с ним, помочь понять, что и для чего это ему нужно, помочь выделить главное для себя, заинтересовать. Из этого следует: кроме личности педагога мы также не должны забывать и о стиле его общения, т.е. современный педагог – это еще и тонкий психолог. Он должен понимать детскую психологию и вовремя прийти на помощь в трудной для ребенка ситуации, одновременно взаимодействуя и с родителями и, если понадобится, с профессиональными психологами.
Говоря о современном педагоге, существенно важно отметить и то, что современный стиль жизни открывает огромные возможности для плодотворного и эффективного процесса обучения, используя различные средства обучения. Это и мультимедийная техника, и ресурсы глобальной сети Интернет, и электронно-дидактические пособия, и компьютерная техника, и т.д. Без всего этого уже с трудом можно представить современный облик образовательного учреждения. В связи с этим требования к педагогу завышаются: современный педагог – это педагог, овладевший всеми методическими приёмами и регулярно использующий огромный выбор всевозможных образовательных ресурсов, направленных на достижение поставленных им целей и задач. Ведь современный педагог, как и современные дети, должен шагать в ногу со временем.
Таким образом, профессия современного педагога очень сложна и многогранна. Будучи профессионально компетентной и современной личностью, педагог в наши дни осуществляет образовательный процесс, эффективно используя различные современные, в том числе и технические, средства обучения, ориентируясь гуманистическими духовно-моральными ценностями, учитывая особенности развития, способности, интересы и природные задатки каждого ребенка. Он должен понимать, что современная система образования должна соответствовать изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях и деятельности его самого. Более того, в современном педагоге должна отражаться культура и богатство души. Тогда можно с уверенностью сказать, что данный педагог – не просто хороший педагог, но он также получает право стать образцом для кого-то, совершенным педагогом, передающим эстафету знаний и культуры последующим поколениям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.