Азбука безопасности
Оценка 5

Азбука безопасности

Оценка 5
docx
22.09.2024
Азбука безопасности
Азбука безопасности.docx

Муниципальное    казенное   общеобразовательное   учреждение

«Казулинская средняя общеобразовательная школа»

Сафоновского района Смоленской области

 

 

 

 

 

Рабочая  программа

внеурочной деятельности

 «Моя безопасность»

2 класс

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

                                               Логутенкова Ольга Ивановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018-2019 учебный год.

 

 

 

Пояснительная записка

В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации  привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности  и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Наиболее полно и целенаправленно эти вопросы можно реализовывать в специальной отдельной образовательной области «Азбука безопасности»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности  «Азбука безопасности» для 2 класса составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Нормативно - правовая база внеурочной деятельности.

1.Закон Российской Федерации « Об образовании» ( статьи 9, 13. 14 .15, 32 )

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерством образования науки России от 26октября 2009 года №373 ), с изменениями ( утверждены приказом Министерством образования науки России от 26.11 2010г. № 1241)

3 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений ( утверждены приказом Министерством образования науки России 04.10.2010г.)

4.СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 . №189.)

3. Договор образовательного учреждения с родителями ( иными представителями) обучающихся.

Актуальность, педагогическая целесообразность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная.

  Правительство РФ обращается  ко всем участникам дорожного движения – «сконцентрировать свое внимание на неукоснительном соблюдении ПДД, на уважении друг к другу, помня при этом, что от нашего поведения на дорогах и улицах зависит как наша собственная жизнь, так жизнь и здоровье любого человека». Находясь в социуме, каждый человек, так или иначе, влияет на уровень безопасности окружающих людей, и безопасность каждого во многом зависит от уровня сформированности культуры личной безопасности конкретного человека. Перед нами стоит актуальная задача по воспитанию культуры личной безопасности, которая является компонентом общечеловеческой культуры.

Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

Реализация программы позволит:

- привить учащимся начальные знания, умения, навыки в области безопасности жизни.

- сформировать у детей обоснованную систему понятий ОБЖ.

- выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций.

 

Занятия ориентированы на обучающихся 8-9лет.

Программа рассчитана на 1 ч. в неделю

 Всего 34часа

Изучение  «Азбуки  безопасности»  во 2  классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопасность, безопасность общества; ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей среды как основы в обеспечении безопасности жизнедеятельности личности и общества;
  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечивающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера в современных условиях жизнедеятельности; потребности ведения здорового образа жизни;
  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • формирование умений: оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; использования средств индивидуальной и коллективной защиты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.

Задачи курса:

-Развивать у детей чувство ответственности за своё поведение;

-Бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;

-Стимулирование у учащихся самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

-.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

-.Научить основным правилам дорожного движения.

-Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях

-.Формировать  личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения

-Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения

 

Формы и методы  обучения

 Словесные методы : уроки-беседы, игровые уроки, рассказ, сообщение , которые способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

практические методы: практические работы  позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.

-                 Формы работы : экскурсии,  просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, встречи с сотрудниками служб безопасности района.    Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Азбука безопасности  » необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, практические работы. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии,   проектные технологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предполагаемая результативность курса

 

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

Воспитательные результаты внеурочной   деятельности кружка «Азбука безопасности» для учащихся 2 класса распределяются по трем уровням. 

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровье и факторах влияющих на здоровье,знать правила поведения дома, в школе, на улице в  транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоёмах.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к  своему здоровью ,к своей жизни ,к  опыту своих родителей.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия в  посещении  служб безопасности района    и обработки  информации.

 Ожидаемый результат обучения по данной примерной программе в наиболее общем виде может быть сформулирован как способность обучающихся правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера.

 

Планируемые результаты

Результаты по внеурочной деятельности «Азбука безопасности» направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.

 

 

Результаты

 

 

 

Планируемые результаты (характеристики) ООП

 

Личностные

Самоопределение:

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- осознание ответственности человека за общее благополучие,

- гуманистическое сознание,

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, устойчивое следование в поведении социальным нормам,

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся  мире.

Смыслообразование:

- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий,

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,


 

 

Познавательные УУД

Общеучебные:

 - использовать  общие приёмы решения задач;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

- ставить и формулировать проблемы;

- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

 

Знаково-символические:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

Информационные:

- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Логические:

- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;

- синтез;

- сравнение,

- классификация по заданным критериям;

- установление аналогий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение рассуждения;

- обобщение.

Оценка:

- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения;

- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

Саморегуляция:

- активизация  сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта;

Коммуникативные УУД

Инициативное сотрудничество:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

Планирование учебного сотрудничества:

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Взаимодействие:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- строить понятные для партнёра высказывания;

- строить монологичное высказывание;

- вести  устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

- слушать собеседника;

Управление  коммуникацией:

- определять общую цель и пути ее достижения;

- осуществлять взаимный контроль,

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих,

-оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности,

 

 

 

Регулятивные УУД

 

Целеполагание:

- формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную,

Планирование:

- применять установленные правила в планировании способа решения;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Учебные действия:

- выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах.

- использовать речь для регуляции своего действия;

Прогнозирование:

- предвосхищать результата;

Контроль:

- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

- использовать установленные правила в контроле способа решения;

 

Основное содержание программы

 

1.      Дорожно-транспортная  безопасность (8ч)

Улица полна неожиданностей. Беседа, презентация, загадки, стихи.

.Наш поселок  и его транспорт. Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

Где и как переходить дорогу. Стихотворение Я.Пишумова «Город, в котором…», исторический материал, презентация (разметка дороги, улица с односторонним  и двусторонним движением), ролевая игра.

Где и как переходить дорогу. Инсценированная сказка по ПДД, игра «найди ошибку», работа в группах .

Дорога в школу. Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город»,беседа (пешеходные правила),практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

Наша улица, наш район. Беседа, работа с планом микрорайона (найди свою улицу, дом), индивидуальная работа (отметь на карте свой путь опасные места на нём),разбор и анализ работ.

Как рождаются опасные ситуации на дорогах. Беседа, исторический материал, дорожные ситуации, практическая работа.

Викторина «Знаем ли мы дорожные знаки». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки  из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видео вопросы  от старших).

 

2 Опасные ситуации природного характера.(5ч)

Погода и её основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений .Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года

3 Опасные ситуации социального характера (6ч)

«Правила безопасного поведения в школе и дома»

Криминальные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминальной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминальных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения, знание расположения безопасных зон (отделение милиции, посты ГИБДД и зоны повышенной опасности). Умение соблюдать правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе.

 

4 Правила пожарной безопасности (10ч)

Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности. Где дым, там  и огонь. Основные причины возникновения пожаров в быту и в лесу. Просмотр презентации с загадками. Спички детям – не игрушка Правила поведения в случае возникновения пожара в школе, ознакомление с подаваемыми сигналами, показать, где находятся эвакуационные выхода, как правильно эвакуироваться из школы. Просмотр учебного фильма «Пожар в школе». Правила поведения в квартире  изучить правила безопасного поведения в квартире (доме), правила пользования газовыми приборами, электроприборами и водопроводом. Правила поведения в случае возникновения пожара в квартире. Правила эвакуации из квартиры в случае возникновения в ней пожара. Порядок вызова пожарной охраны. Правила поведения в случае возникновения пожара в лесу и на улице. Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов. Причины  возникновения очагов возгорания в лесу, на полях с растительностью и вблизи домов. Просмотр презентации, разбор ситуаций. Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности»

 

5 Правила безопасности в природе (5 ч)

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

п/п

Разделы

 программы

Кол-во

 часов

                               УУД

1

Дорожно-транспортная  безопасность

8 ч

Познавательные УУД

самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей среды

поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);

- обработка информации

- анализ информации;

- передача информации (устным, письменным, цифровым способами);

- оценка информации (критическая оценка, оценка достоверности).

Регулятивные УУД

формулировать и удерживать учебную задачу,

- преобразовывать практическую задачу в познавательную

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

- составлять план и последовательность действий;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

Коммуникативные УУД

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,

- ставить вопросы,

- обращаться за помощью,

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

2

Опасные ситуации природного  характера

5

3

Опасные ситуации социального характера

6 ч

4

Правила пожарной безопасности

10ч

5

Правила безопасности в природе

5 ч

 

ИТОГО

34ч

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема учебного занятия

Количество часов по теме

Дата

план

Дата

 факт

Теоретические

занятия

Практические

 занятия

1

Улица полна неожиданностей

1

 

08.09

 

2

Наш поселок и его транспорт

 

1

15.09

 

3

Где и как переходить дорогу

 

1

22.09

 

4

Дорога в школу.

 

1

29 09

 

5

Наша улица

 

1

06.10

 

6

Опасные ситуации на дороге

1

 

13.10

 

7

Опасные ситуации на дороге

 

1

20.10

 

8

Викторина «Знаем ли мы дорожные знаки»

 

1

27.10

 

9

Погода и её основные показатели

 

1

12.11

 

10

Водоёмы в черте города. Состояние водоёмов в различное время года.

1

 

17.11

 

11

Меры безопасного поведения на водоёмах в различное время года

 

1

24.11

 

12

Опасные природные явления (гроза, гололёд, снежный занос, метель)

1

 

01.12

 

13

Правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений

 

1

08.12

 

14

Правила безопасного поведения в школе и дома

1

 

15.12

 

15

Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми

 

1

22.12

 

16

Безопасность у телефона

 

1

29.12

 

17

Воры в квартире

 

1

12.01

 

18

Безопасные зоны  (отделение милиции, посты ГИБДД) в поселке

 

1

1901

 

19

Правила безопасности в общественных местах, в толпе, в школе

 

1

26.01

 

20

Огонь – друг или враг? История правил пожарной безопасности

 

1

02.02

 

21

Где дым, там  и огонь

 

1

09.02

 

22

Основные причины возникновения пожаров в быту и в лесу

 

1

16.02

 

23

Спички детям – не игрушка

 

1

24.02

 

24

Правила поведения в случае возникновения пожара в школе,

 

1

02.03

 

25

Просмотр учебного фильма «Пожар в школе»

 

1

09.03

 

26

Правила пользования газовыми приборами, электроприборами и водопроводом

 

1

16.03

 

27

Порядок вызова пожарной охраны.

 

1

06.04

 

28

Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов

 

1

13.04

 

29

Тест-викторина «Мы знаем правила пожарной безопасности»

 

 

1

20.04

 

30

Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

 

1

 

27.04

 

31

Ориентирование на местности.

 

1

04.05

 

32

Определение своего места нахождения и направления движения на местности

 

1

11.05

 

33

Способы определения сторон горизонта

 

1

18.05

 

34

Порядок движения по маршруту.

 

 

 

 

26.05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационно-методическое обеспечение:

1.      Анастасова Л. П. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. – 2е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 55с. : ил.

2.      Нуждина Т. Д. Мир животных и растений. Ярославль: Академия развития: Академия и К: Академия Холдинг, 2000.

3.      Нуждина Т. Д. Мир вещей. Ярославль: Академия развития: Академия и К, 1998.

4.      Основы безопасности и жизнедеятельности. 1 – 4 классы: Школьный курс в тестах, кроссвордах, стихах, играх и задачах с картинками / Авт.-сост. Г. П. Попова. Волгоград: Учитель, 2006.

5.      Усачёв А. А., Березин А. И. Школа безопасности: Учебник для 1 класса начальной школы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». 3-е изд. М.: АСТ, 1999.

6.      Цвилюк Г. Е. Азы безопасности: Книга для детей и родителей. М.: Просвещение, 1994.

7.      Якупов А. М. Безопасность на улицах и дорогах: 1 класс: Методическое пособие для учителя. М.: АСТ-ЛТД, 1997.

 

 

 


 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Казулинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Казулинская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан

Пояснительная записка В настоящее время возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан

Занятия ориентированы на обучающихся 8-9лет

Занятия ориентированы на обучающихся 8-9лет

Предполагаемая результативность курса

Предполагаемая результативность курса

Предполагаемая результативность курса

Предполагаемая результативность курса

Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для…

Планирование учебного сотрудничества: - определять цели, функции участников, способы взаимодействия; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - задавать вопросы, необходимые для…

Основное содержание программы 1

Основное содержание программы 1

Просмотр учебного фильма «Пожар в школе»

Просмотр учебного фильма «Пожар в школе»

Учебно-тематический план № п/п

Учебно-тематический план № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Календарно-тематическое планирование № п/п

Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов 1 13

Причины возникновения пожаров в лесу и на улице вблизи домов 1 13

Информационно-методическое обеспечение: 1

Информационно-методическое обеспечение: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.09.2024