Азия в 20 веке
Оценка 5

Азия в 20 веке

Оценка 5
docx
история
9 кл—11 кл
12.12.2023
Азия в 20 веке
дополнительные материалы для уроков истории
Азия в 20 веке.docx

 

Азия в 20 веке

 

Дополнительный материал для уроков истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Реформы в 20-30-е гг. в Турции

Турция  ко времени окончания борьбы за независимость принадлежала к экономически слаборазвитым странам, ее экономика носила аграрный, полуколониальный характер. Кемалисты приняли ряд мер, направленных на обеспечение экономической независимости страны, чему благоприятствовала отмена режима капитуляций. Правительство выкупило у иностранцев почти все принадлежащие им промышленные предприятия и железные дороги, национализировало иностранную табачную монополию «Режи», создало Центральный банк.

Главным содержанием экономической политики стал этатизм – один из шести основных принципов НРП, сформулированных позже. Выраженная в этом принципе экономическая политика предполагала вложение государственных средств в промышленность, железнодорожный транспорт, а в дальнейшем в остальные отрасли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась частная инициатива.

Этатизм – форма государственного капитализма – способствовал ограничению сферы деятельности иностранного капитала, вел к укреплению позиций национальностей буржуазии. Но, несмотря на протекционистскую политику правительства, частный капитал не пошел на крупные вложения в промышленное строительство. Не принесли ожидаемых результатов и меры по привлечению иностранных инвестиций. В итоге важный пункт экономической стратегии об «осуществлении быстрого перехода от ручной промышленности к крупной фабричной, оснащенной машинами», не был выполнен. Развернувшийся в конце 20-х – начале 30-х гг. мировой экономический кризис тяжело отразился на экономике Турции. В этих условиях правительство окончательно решило взять инициативу в свои руки. Если в 20-х гг. оно уделяло основное внимание организации банковского кредита и выкупу предприятий и железных дорог, принадлежавших иностранному капиталу, то с начала 30-х гг. оно перешло к промышленному и инфраструктурному строительству за счет бюджетного финансирования или под контролем государства. Именно тогда в окончательном виде была сформирована 1931 г. кемалистская концепция «этатизма», или государственного регулирования.

Наметившийся экономический подъем укреплял положение национальной буржуазии и связанных с нею слоев. Стремясь подавить клерикально-феодальные эелементы и компрадорскую буржуазию, кемалисты приступили к коренной реформации общественной жизни. В октябре 1923 г. столица была переведена из Стамбула – оплота оппозиции – в Анкару.

Реформы 1923-1924 гг. легли в основу первой республиканской конституции, принятой 20 апреля 1924 г. и оформившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Ликвидация феодально-теократической монархии – султаната и халифата – была прогрессивным шагом.

Начиная с 1925 г. в стране устанавливался однопартийный режим НРП. Очень быстро произошло сращивание партийного руководства с государственным, что дало правящей верхушке безотказно действующий механизм авторитарной системы управления. В сознании кемалистов идеи европейской демократии прочно соединялись с традиционным, опирающимся на многовековой османский опыт, пониманием патерналистской роли государственной власти.

 В 1925-1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы. Последний запрещал многоженство, женщина получала равные права с мужчиной в вопросах брака и развода. Вводился европейский календарь и времяисчисление, европейская одежда, новый латинский алфавит сменил прежний арабский.

Реформы, проведенные под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка, наряду с политикой этатизма оживляли экономическую и общественную жизнь. В осуществлении политики этатизма, в ходе буржуазных реформ окончательно оформилась идеология кемализма – одного из течений турецкого буржуазного национализма. Эта доктрина нашла отражение в программах НРП, принятых в 1927 и 1931 гг. Основными принципами кемализма были провозглашены: «республиканизм», «национализм», «этатизм», «лаицизм» (отделение ислама от государственных дел и народного просвещения), «единство турецкого народа» (отрицание наличия классов и классовой борьбы в Турции), «революционность» (верность кемалистским идеям и реформам).

 

2.    Установление династии Пехлеви и реформы 20-30-х гг. в Иране

 

Несмотря на подавление национально-освободительного движения, Каджарская династия полностью дискредитировала себя, не сумев справится с сепаратизмом в стране, и отстоять независимость Ирана от Англии. В этих условиях 21 февраля 1921 г.  в Тегеране произошел государственный переворот. Заговор был организован связанным с англичанами сеидом Зия–эд -Дином Табатабаи, а совершен силами казачьей бригады под командованием Реза-хана. Столица была захвачена фактически без боя, правительство было низложено, произведен арест неугодных лиц и сформировано новое правительство во главе с Зия–эд-Дином и военным министром Реза-ханом, получившее название «Черный кабинет». Новое правительство опубликовало декларацию о «борьбе против аристократов». В декларации провозглашалось намерение улучшить положение рабочих и крестьян, провозглашалась независимая внешняя политика и объявлялось об аннулировании англо-иранских соглашений 1919 г. Был ликвидирован сформированный англичанами корпус южноперсидских стрелков, из страны удалили английских военных инструкторов и финансовых советников, а весной 1921 г. из Ирана были выведены английские оккупационные войска. Таким образом Англия потеряла все свои позиции, которые были завоеваны ею во время и сразу после Первой мировой войны.

26 февраля 1921 г. в Москве был подписан советско-иранский договор. Он подтвердил отказ Советской России от прежней политики царского правительства и объявил потерявшими всякую силу все заключенные Россией трактаты, договоры, конвенции и соглашения с Ираном. Советское правительство заявило о своем отказе от участия в каких бы то ни было мероприятиях, направленных на нарушение территориальной целостности и неприкосновенности Ирана.

Реза-хан, занимавший в «Черном кабинете» пост военного министра, в 1923 г. стал премьер-министром, а в декабре 1925 г. был провозглашен наследственным шахом Ирана. Меджлис принял решение о низложении династии Каджаров, а новая династия получила фамилию Пехлеви. В начале правления Реза-шах подчеркивал уважение к парламенту и буржуазным свободам. Однако со времени значение меджлиса умалялось, а роль шаха, наоборот, возрастала. Для борьбы с сепаратизмом ханов и с национально-освободительным движением новое правительство начало проводить политику централизации страны. В начале 1922 г. различные воинские части были реорганизованы в единую централизованную армию. Успешная борьба с ханами укрепила авторитет Реза-шаха среди главной опоры нового правительства – помещичье-буржуазных кругов.

Позиции старой аристократии подрывались не только с помощью военной силы, но и административными методами: ханы лишались права сбора налогов и иных посреднических государственных функций. Некоторые ханы переводились на новые места жительства, где им предоставлялись столь же обширные земли, но там у них не было традиционных связей с местным населением. За счет конфискации земель у ханов-сепаратистов и передаче ее высшим офицерам армии начал формироваться новый слой крупных землевладельцев.

В деревне сохранились полуфеодальные отношения. Для крестьян были введены новые трудовые повинности по прокладке дорог и др. Обработка земли производилась самыми примитивными орудиями труда. Крестьяне по-прежнему жили в крайней нищете, были поголовно неграмотны. Несмотря на сохранение феодальных отношений в деревне, в городах зарождалась капиталистическая промышленность. В целях развития национальной промышленности и торговли Реза-шах провел ряд мероприятий: были введены автономный таможенный тариф, «монополия внешней торговли», чайная и сахарная монополия, установлены высокие покровительственные пошлины на ввозимые товары. Эти мероприятия привели к росту национального производства и промышленности. Это стимулировало иранские власти к проведению политики государственного капитализма, которая началась в 1931 г. С этой политикой был связан внешнеполитический конфликт времен правления Реза-шаха с Англо-иранской нефтяной компанией (1932-1933 гг.). Компания, имела право экстерриториальности и отчисляла иранскому правительству лишь незначительный процент прибыли. В 1931 г. в связи с уменьшением доходов компания объявила о сокращении отчислений Ирану. Правительство Реза-шаха заявило об аннулировании концессии над потребовало повышения доли Ирана до 40% прибыли и контроля над предприятиями компании. Конфликт достиг апогея, и даже существовала угроза военных действий, но все закончилось подписанием в 1933 г. нового концессионного соглашения, в соответствии с которым выплачивалась определенная сумма с каждой тонны добытой нефти. Компания сохранила за собой право монопольной эксплуатации нефтяных месторождений еще на 60 лет. Выигрыш Ирана был незначительный, но в связи с конфликтом значительно возрос престиж Реза-шаха.

Хотя власти и подчеркивали свое уважение к религии, их реальная политика была направлена на уменьшение роли духовенства в общественной жизни. Важнейшие мероприятия в стране проводились без испрашивания санкции духовенства. В середине 30-х гг. исламским проповедникам было запрещено критиковать в своих проповедях действия властей и вообще касаться политики.

В области внешней политики правительство Реза-шаха в первый период своей деятельности поддерживал добрососедские отношения с Советским Союзом, который неизменно оказывал поддержку Ирану. Так, в период кризиса именно бартерная торговля с СССР оказалась спасением для иранской экономики. Начавшийся в конце 1932 г. по политическим мотивам бойкот советско-иранской торговли вызвал массовое недовольство населения северного Ирана, и уже в июне 1933 г. шаху пришлось дать указание о прекращении бойкота. К середине 30-х гг. в связи с постепенным поворотом правительственных кругов Ирана к Германии политика Реза-шаха по отношению к СССР стала враждебной. В 1938 г. Иран отказался заключать новый торговый договор с СССР, что привело к почти полному прекращению советско-иранской торговли.

В 1937 г. Иран урегулировал пограничные и территориальные споры с Турцией, Ираком и Афганистаном, заключив с ними Саадабадский пакт. И хотя этот пакт имел антисоветскую направленность, он отвечал безопасности стран региона и защищал от угроз профашистского блока. Позже в Иране возобладали прогерманские настроения. Германия монополизировала поставки железнодорожного и промышленного оборудования. В стране активизируются диверсионные, пропагандистские и разведывательные органы фашистской Германии. Одновременно устанавливается военно-полицейская диктатура: подавляются демократические свободы, процветает полицейский и идеологический террор.

 

3.    Китай в период национально-освободительной войны против Японии 1937-1945 гг.

 

В 1937 г. произошел конфликт между японскими и китайскими войсками у моста Лугоуцяо (известного также как «Мост Поло») недалеко от Пекина, ставший поводом к началу японо-китайской войны 1937-1945 гг.

     В воззвании ЦК КПК от 8 июля 1937 г. содержался призыв к китайскому народу сплотиться перед лицом агрессии и завершить оформление единого национального антияпонского фронта. 17 июля с заявлением выступил глава Гоминьдана Чан Кайши. В нем он также призывал народ к сопротивлению, но не исключал потенциальной возможности дипломатического урегулирования конфликта. В это время японская армия начала наступление на Пекин и Тянцзинь. Силы оказались неравны, и к 29 июля эти города были захвачены японцами. В этот период успешно завершились переговоры с СССР, по итогам которых 21 августа 1937 г. был подписан китайско-советский договор о ненападении. После его подписания в Китай прибыли советские летчики-добровольцы, включившиеся в состав НРА в борьбу против японских войск в районе Уханя.

 В сентябре 1937 г. главная опорная база КПК была переименована в Особый пограничный округ Китайской республики. В специальном заявлении лидеры компартии объявили, что они отказываются от конфискации в нем помещичьих земель и некоторых других своих идейных требований. В ответ Чан Кайши также обязывался в подконтрольных ему районах прекратить преследование коммунистов, ввести демократические порядки и созвать в ближайшем будущем Национальное собрание.

Японцы продолжали развивать свой военный успех, и в ноябре 1937 г. пал Шанхай, 11 декабря Нанкин, а 27 декабря Ханчжоу. Фактически это означало установление японского контроля над всем Восточным Китаем. После соединения японских войск, находившихся в Северном и Восточном Китае, ими было принято наступление на Гуанчжоу и Ухань, которые им удалось захватить в конце октября 1938 г. Правительство Чан Кайши, переехавшее после падения Нанкина в Ухань, вынуждено было перебраться в Чунцин. На этом первый этап японско-китайской войны был завершен. Японское правительство предложило Чан Кайши подписать мирный договор на кабальных условиях: признание независимости Маньчжоу-го, вовлечение страны в сферу «японской экономической деятельности» и присоединение к антикоминтерновскому пакту. Ванн Цзинвэй, к тому времени возвратившийся в Китай и восстановленный в Гоминьдане, занимая пост заместителя председателя ЦИК, предложил согласиться с японскими условиями. Однако Чан Кайши не пошел на это. Тогда Ван Цзинвэй уехал из Чунцина и в марте 1940 г. возглавил созданное японцами марионеточное правительство в Нанкине.

За подобными шагами стояло не только личное соперничество двух лидеров, но и определенные интересы различных слоев китайского общества. Чан Кайши являлся выразителем настроений крупного национального китайского капитала и помещиков, заинтересованных в большем расширении самостоятельности за счет устранения конкурентов в лице иностранного капитала. Вторая тенденция определялась интересами той части буржуазии, которая видела свое благополучие в сотрудничестве с японцами и терпела убытки от военных действий с этим государством.

Второй этап войны, начавшийся в 1939 г., характеризовался неспособностью обоих сторон к организации сколько-нибудь значительных военных операций и определенным равновесием сил. Используя наступившую передышку на фронте, лидеры КПК и Гоминьдана в очередной раз предприняли попытки изложить свое видение будущего Китая.

 К тому времени КПК сумела довести свою численность до 800 тыс. человек, в основном за счет крестьянства. Мао Цзэдун попытался теоретически обосновать новую роль крестьянства в партии, в программных документах определявшей себя пролетарской. В 1940 г. Мао Цзэдун обнародовал программную работу «О новой демократии», в которой сформулировал свое видение переустройства страны. Опираясь на высказанную им впервые еще в 1938 г. идею о «китаизированном марксизме», лидер КПК определил будущую китайскую революцию как «новодемократическую» и крестьянскую, которая приведет к диктатуре «союза различных революционных классов», прежде всего крестьянства. Естественно, что такая трактовка входила в противоречие с установками Коминтерна и не могла не привести  к критике Мао Цзэдуна со стороны тех лидеров КПК, которые ориентировались на Советский Союз.

В 1941-1945 гг. в КПК под руководством Мао Цзэдуна проводилась кампания по дискредитации сторонников ориентации на СССР. Против Ван Мина и так называемой «московской группы» применялись меры психологического воздействия с целью заставить подчиниться сторонникам Мао и укрепить в качестве основы партии «китаизированный марксизм». В результате на состоявшемся летом 1945 г. седьмом съезде КПК «идеи Мао Цзэдуна» были объявлены наряду с марксизмом-ленинизмом, идеологической основой деятельности партии. Сам Мао Цзэдун был избран на должность Председателя ЦК КПК, которую затем бессменно занимал вплоть до своей смерти. В состав нового ЦК и Политбюро вошло большинство его сторонников. Такому укреплению авторитета Мао Цзэдуна объективно способствовал роспуск Коминтерна в 1943 г., а также отсутствие у его потенциальных конкурентов внутри партии реальных рычагов воздействия на армию. Однако к 1943 г. территория освобожденных районов сократилась в два раза. Также наполовину уменьшился личный состав воинских формирований КПК.

Что касается Гоминьдана, то с 1939 г. перед Чан Кайши стояла проблема окончатьно определиться в отношении своих союзников и противников как внутри страны, так и на международной арене. В апреле 1939 г. лидер Гоминьдана призвал к ликвидации «коммунистических баз», блокировал особый район, но желаемых результатов эта акция не дала.

Во внешнеполитическом плане чунцинское правительство продолжало курс на укрепление отношений с Великобританией и США, а также с СССР. Однако вплоть до нападения японцев на Перл - Харбор Китай официально так и не вступил в состояние войны с Японией. Это произошло лишь 9 декабря 1941 г. Военные действия вплоть до этого периода можно разделить на два направления: локальные операции японских войск против армии Чан Кайши и боевые действия против районов, контролировавшихся коммунистами. В результате КПК и ГМД ослабляли друг друга в борьбе против общего врага – Японии. СССР недовольный таким развитием событий, весной 1940 г. объявил о прекращении поставок оружия и снаряжения чунцинскому правительству. Этот шаг возымел действие и в последующие годы внутрикитайское противостояние несколько ослабло. Смятение внутри Китая вызвало подписание в апреле 1941 г. советско-японского договора о ненападении. Ванн Цзинвэй сразу же обратился лично к Чан Кайши с призывом о сотрудничестве. Он считал, что прекращение сопротивления Японии позволит Китаю стать нейтральным государством во Второй мировой войне, а вместе с СССР и Японией защитить Азию от происков США и Великобритании. На Чан Кайши этот призыв не оказал сколько-нибудь существенного влияния.

До конца 1943 г. японские войска в основном проводили сравнительно ограниченные операции против коммунистических районов, но в 1944 г. наступила очередь Гоминьдана. В марте японцы начали наступление в провинции Хэнань, где 400-тысячная гоминьдановская группировка вынуждена была отступить. В мае-июне они развернули успешное наступление в Хунани и Гуанси, вплотную подойдя к Чунцину. До конца года ГМД потерял порядка 1 млн солдат, большое количество техники, а также территорию около 2 млн кв. км. с населением 60 млн человек.

После вступления СССР в войну с Японией Чан Кайши попытался не допустить расширения влияния КПК в стране, отдав приказ ГМД частям взять под контроль ранее оккупированные японцами районы. Коммунисты расценили эти действия, как предательство. Советский Союз в тот период стремился проводить политику формально одинаково дружественную в отношении обоих противостоящих политических сил. И.В. Сталина в то время явно не устраивало доминирование ни одной из сторон, так как СССР хотел в максимальной степени укрепить собственное влияние в послевоенном Китае.

14 августа 1945 г. сын Чан Кайши Цзян Цзинго от имени своей страны подписал договор о дружбе и союзе с СССР. Одновременно с освобожденной советскими войсками Маньчжурии оружие, захваченное у японцев и марионеточной армии Маньчжоу-го, передавалось в распоряжение КПК. Во главе новой администрации этого района был поставлен Гао Ган, известный как ярый сторонник СССР и потенциальный кандидат, по мнению Сталина, на пост главы КПК вместо Мао Цзэдуна. После неоднократных призывов Чан Кайши к Мао Цзэдуну начать политические консультации, 25 августа была опубликована Декларация ЦК КПК, в которой выражалась готовность к началу диалога. Хотя обе стороны уже тогда понимали, что рано или поздно вновь начнется формально прекращенная в 1937 г. гражданская война, в которой и определится будущее Китая.

 

4.    Индийское национально-освободительное движение в межвоенный период: основные течения, характер деятельности, итоги.

 

 Вначале 20-х гг. начинают возникать коммунистические группы на территории Индии. В 1925 г. в результате объединения усилий внутрииндийских эмигрантских коммунистических групп была создана общеиндийская коммунистическая организация – Коммунистическая партия Индии (КПИ). Однако в ее рядах не было единства. Разногласия проявлялись сразу же после объединительного съезда. Коммунистические лидеры стояли на различных позициях по целому ряду вопросов: о легальных и нелегальных методах борьбы и отношению к терроризму; о налаживании отношений с ИНК или конфронтации с ним; о курсе на буржуазно-демократическую или социалистическую революцию; о вхождении в Коминтерн и подключении к международному коммунистическому движению или признании «национального характера» индийского коммунизма и выработке самостоятельного курса, стратегии и тактики; о развертывании деятельности рабочих и профсоюзных организациях и крестьянских союзах или в установке на революционный переворот на основе военной интервенции извне и использовании армии как изначального фактора революции. Результатом разногласий был выход из КПИ двух фракций, образовавших самостоятельные объединения – Индийскую коммунистическую партию и Национальную компартию Индии.   

 Значительное расширение социальной базы национального движения за счет участия в нем крестьянства, ремесленников, мелких торговцев, фабрично-заводских рабочих потребовало выдвижения на политическую авансцену деятелей, способных отразить интересы и социальную психологию самых широких слове индийского общества. Лидером, сумевшим превратить ИНК в массовую партию, стал Мохандас Карамчанд Ганди. Значение деятельности Ганди как политика и национального лидера определилось тем, что ему удалось разработать и обосновать такую политическую модель, в рамках которой антиколониальный протест вводился в русло конституционного диалога властей и местной элиты. Основной политической целью, которую поставил Ганди перед Индией, стало поэтапное и постепенное продвижение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели – объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под единым руководством наиболее авторитетной и представительной общеиндийской организации – Конгресса.

Проведение массовой общеиндийской кампании гражданского несотрудничества должно было пройти два этапа. Первый этап предполагал такие формы бойкота колониального режима, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот официальных приемов, бойкот английских школ и колледжей, английских судов, выборов в законодательные органы, иностранных товаров, второй – уклонение от уплаты государственных налогов. Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философском принципе ахимсы (непричинения зла всему живому), характерном для религий Индостана.

Наряду с проведением массовых кампаний гражданского несотрудничества Ганди предлагал Конгрессу так называемую «конструктивную программу», состоящую из трех пунктов: всемерное развитие ручного ткачества и прядения, борьба за налаживание отношений между индусской и мусульманской общинами, борьба за ликвидацию «неприкасаемости».

В ИНК середины 20-х гг. выделяются две основные группы, получившие название «противники перемен» и «сторонники перемен». Первые во главе с Ганди выступили за проведение политики, основанной на несотрудничестве с колониальными властями во всех сферах общественно-политической жизни. Стратегию национально-освободительного движения они видели в последовательном чередовании периодов массовых сатьяграх с периодами осуществления «конструктивной программы». Вторые во главе с Мотилал Неру и Ч.Р. Дас, не отрицая значимости методов ненасильственного несотрудничества, были против бойкота законодательных органов и продолжали считать конституционною борьбу за увеличение в них индийского представительства наиболее значимой формой национально-освободительного движения. Они не видели противоречия между гражданским неповиновением и вхождением в Законодательное собрание и предлагали такую форму участия в законодательных органах, которая не разрушала приверженности Конгресса гандистским идеалам несотрудничества: вхождение в них и бойкот изнутри с целью видоизменения этих органов. По мысли «сторонников перемен» такая тактика была наиболее эффективным путем к свараджу.

В 1923 г. «сторонники перемен» провозгласили создание Свараджистской партии, разработав программу и линию поведения. Партия намеревалась выставить своих кандидатов на выборах в Законодательное собрание Индии и провинциальные Законодательные собрания. Избранные в них должны были потребовать от властей удовлетворения своих требований в определенные сроки, в случае отказа применить тактику обструкции и парализовать деятельность государственно-колониального аппарата.

Рост социальной активности масс не мог не повлиять на положение внутри ИНК. В нем к средине 20-х гг. оформилось левонационалистическое течение, представлявшее собой молодое поколение конгрессистов, требовавших активизации и радикализации Конгресса. Лидерами и идеологами левого крыла в ИНК стали Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос. Возникновение левого крыла и включение в руководство партией его представителей усилило влияние Конгресса в массах, обеспечив ему ведущие позиции во всеиндийском конгрессе профсоюзов и в рабоче-крестьянских союзах. Оформление левого крыла в Конгрессе позитивно сказалось на развитии этой организации. Оно способствовало не только радикализации национально-освободительного движения, но и объединению различных форм и методов борьбы, рассмотрению их не как противоборствующих, но и как взаимодополняющих, каждая из которых призывала сыграть свою роль в определенной обстановке и внести свою лепту в общее дело национального освобождения.

В том же году в Дели состоялась конференция Мусульманской Лиги, на которой обсуждались пути ее возможного сближение с ИНК. Мусульманские лидеры проявили готовность к принятию предложенного Конгрессом принципа совместных выборов и отказу от куриальной системы в случае представления им определенных гарантий. Ими являлись: узаконенное мусульманское большинство в законодательных органах Пенджаба и Бенгалии; отделение Синда от Бомбея; проведение реформ в Северо-Западной пограничной провинции; предоставление мусульманам 1/3 общего количества мест в Центральном законодательном собрании; предоставление в провинциальных законодательных органах каждой общине количества мест пропорционально ее численности в провинции. «Делийское предложение» Лиги в целом было восприняты Конгрессом положительно.

В ноябре 1928 г. радикально настроенные конгрессисты провели съезд общеиндийской Лиги независимости, во главе которого встали Дж. Неру и С.Ч. Бос, было принято решение о проведении новой общеиндийской кампании гражданского несотрудничества. Руководителем ее, стал М.К. Ганди. Кампания была начата в апреле 1930 г. и проходила по той же программе, что и вначале 20-х гг., предполагавшей бойкот английских товаров, отказ от занимаемых постов, от участия в Законодательном собрании и т.п.

 В 1934 г. Ганди формально вышел из ИНК, сосредоточившись на выполнении «конструктивной программы» (индусско-мусульманское единство, борьба с неприкасаемыми, развитие ручного ткачества и прядения). Им были основаны Лига борьбы с неприкасаемостью и Всеиндийская ассоциация развития сельской промышленности.

 Вторая половина 30-х гг. стала периодом размежевания Лиги и Конгресса, она же представляла собой период консолидации лево-демократических сил страны на основе борьбы за создание единого антиимпериалистического фронта. Этому способствовало усиление левого крыла ИНК начиная с 1936 г., когда Дж. Неру был избран его председателем, деятельность Конгресс-социалистической партии, Лиги прогрессивных конгрессистов, Всеиндийского крестьянского союза, Всеиндийского конгресса профсоюзов, а также изменение позиций КПИ в результате решений 7 Конгресса Коминтерна, нацелившего коммунистов на вхождение в общенациональные демократические блоки. В 1939 г. президентом ИНК был избран С.Ч. Бос, его попытка провести через руководство Конгресса разработанный им «План действий», содержащий ультимативные требования английскому правительству, закончилась его отставкой и избранием на пост президента умеренно-консервативного Р. Прасада. С.Ч. Бос со значительной группой сторонников вышел из ИНК и образовал самостоятельную партию Форвард блок. Раскол в Конгрессе повлек уход из него левых групп конгресс-социалистов и коммунистов. Создание единого антиимпериалистического фронта было непрочным и кратковременным. Накануне вступления Индии во Вторую мировую войну ее политические силы оказались разрозненными.

5.    Индия в годы Второй мировой войны

      В августе 1939 г. Англия объявила Индию воюющей стороной, и ведущие политические партии страны приняли декларацию об отношении к войне. Резолюция ИНК осуждала фашизма и объявляла о поддержке военных усилий Англии при условии официального признания английским правительством права индии на самоопределение, созыва учредительного собрания, образования на весь период военных действий правительства, представляющего различные партии и ответственного перед Центральным законодательным собранием. Отказ вице-короля лорда Линлитгоу от конгрессистского проекта реорганизации политической власти и усиление репрессивного законодательства на период участия Индии в войне подвели Конгресс, оказавшийся в сложном положении необходимости борьбы против фашизма и против метрополии, ставшей участником Антигитлеровской коалиции, к идее обращения к методам гражданского несотрудничества. В октябре 1940 г. Ганди объявил о начале кампании гражданского неповиновения. Возобновление кампании и активизация антибританской деятельности ИНК привели к массовым арестам конгрессистов и запрету этой организации в августе 1942 г., вызвавшим волну антиколониального протеста по всей стране – так называемую «августовскую революцию 1942 г.». Конгресс как партия возобновила свою деятельность лишь в 1944 г. Конгрессистская сатьяграха времен Второй мировой войны не нашла поддержки у других политических сил Индии. Они по разным причинам выступили против курса ИНК.

Покинувший Конгресс перед войной С.Ч. Бос и созданная им организация Форвард блок в целях ускорения свержения британского колониального господства пошли на союз с «державами оси», основав Индийский легион в Германии из пленных индийцев и эмигрантов и индийскую национальную армию с помощью милитаристской Японии на территории Юго-Восточной Азии из представителей индийской диаспоры. Бос разработал не только практическое обоснование своим действиям, но и подвел их под теоретическую основу, сравнив нацизм с наступательной организованной формой национализма. М.К. Ганди, не разделявший иллюзий относительно освободительной миссии Японии в отношении Индии и осудивший фашистскую агрессию в целом, считал вместе с тем, что у Великобритании и США «отсутствует моральная основа для ведения войны до тех пор, пока они не примут твердого решения отказаться от господства в Азии и Африке». Его позиция, заключалась в предпочтительности неоказания поддержки ни одной из воюющей стороны и выхода Индии из войны.

В 1942 г. легализовалась КПИ, выступившая в поддержку военных усилий Англии как действенного участника антигитлеровской коалиции. Мусульманская Лига также объявила о поддержке военных усилий Англии при условии расширения мусульманского представительства в законодательных органах. В марте 1940 г. в Лахоре состоялась 27-я сессия Лиги, вошедшая в историю как Пакистанская сессия, поскольку в принятой резолюции основной целью провозглашалось создание самостоятельного государства Пакистан как «национального очага мусульман Британской Индии».  Конгресс в знак несогласия с решениями пакистанской сессии Лиги избрал президентом ИНК на сессии в Рамгархе одного из виднейших националистов-мусульман Абул Калам Азада. Расхождения между двумя партиями к началу 40-х гг. были глубоки и препятствовали выработке единой платформы в переговорном процессе с англичанами.

6.    Япония во время Второй мировой войны

 

Япония использовала начало Второй мировой войны для активизации агрессивной политики в Юго-Восточной Азии. С согласия правительства Виши Япония оккупировала Индокитай. Она установила контроль над источниками нефти в Индонезии, Малайским архипелагом. В итоге к июлю 1941 г. почти без сопротивления Япония овладела обширными регионами Юго-Восточной Азии и установила контроль над стратегическими производствами каучука, нефти, титана. Японская экспансия вызвала резкую реакцию в США. Президент Ф. Рузвельт заморозил японские активы в США и запретил экспорт нефти. Провал переговоров по этим вопросам привел японское правительство к решению уничтожить основную часть военно-морского флота США, расположенного на Гавайских островах в Перл-Харборе, и тем самым ослабить и унизить своего соперника. Японские самолеты 7 декабря 1941 г. потопили три и серьезно повредили четыре линкора, десятки других кораблей, разрушили аэродромы и уничтожили большинство самолетов на них. Японские потери в этом нападении – 30 самолетов. Одновременно японские вооруженные силы подвергли атакам американские и британские военно-морские базы в Азии и на тихом океане.  8 декабря 1941 г., Соединенные Штаты объявили войну Японии. Тогда же, в начале декабря, Япония потопила у берегов Малайи два крупных военных корабля Великобритании. По этому поводу У. Черчиль сказал: «В Индийском и тихом океане е осталось крупных военных кораблей Великобритании и США…На океанских просторах господствует Япония».

После Перл-Харбора Япония захватила американские базы на острове Гуам, затем овладела Филиппинами, Малаккским полуостровом и Бирмой. К маю 1942 г. тихоокеанская империя Японии включала все территории к востоку от Индии и к северу от Австралии. Только в июне 1942 г. США приостановили продвижение Японии в этом регионе, проведя успешно морской бой у острова Мидуэй. Япония потеряла там свои лучшие авианосцы. Однако только в 1943 г. США удалось добиться перевеса сил над Японией на Тихом океане. Наступление вооруженных сил США и Англии против Японии развернулось в начале 1944 г. Американская авиация беспощадно бомбила японские города, промышленные районы и военные объекты. Однако для решающего перелома против Японии господства в воздухе было недостаточно. Только осенью 1944 г. в крупнейшем морском сражении у острова Лейте (Филиппины), в котором участвовало свыше 300 кораблей, японский флот был разгромлен. США освободили Филиппинские острова, Англия – Бирму. Однако японское правительство отвергало требование о капитуляции и, казалось, готово было стоять насмерть.

6 августа США применили новейшее оружие – сбросили на город Хиросиму атомную бомбу. Город был начисто разрушен и сожжен. Погибло около 90 тыс. человек, и десятки тысяч умерли позднее от лучевой болезни. 8 августа согласно договоренности Советский Союз объявил войну Японии и развернул наступление на Квантунскую армию в Маньчжурии, на японские оккупационные войска в Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. 9 августа вторая бомба была сброшена на другой город – Нагасаки. В общей сложности, в результате атомных взрывов в Японии погибло во время бомбардировки и вследствие радиации и болезней около 270 тыс. жителей этих городов. Атомные бомбардировки США  и вступление СССР в войну вынудили японские власти пойти на капитуляцию. 2 сентября 1945 г. в Токийском заливе на палубе линкора «Миссури» под председательством генерала Д. Макартура состоялось подписание Акта о капитуляции Японии.

7.    Тропическая и колониальная Африка в 20 веке.

Колониальный раздел мира в конце прошлого века был прежде всего разделом Африки. Самыми обширными и богатыми были владения Великобритании. В южной и центральной части континента: Капская колония, Натал, Бечуаналенд (ныне - Ботсвана), Басутоленд (Лесото), Свазиленд, Южная Родезия (Зимбабве), Северная Родезия (Замбия). На востоке: Кения, Уганда, Занзибар, Британское Сомали. На северо-востоке: Англо-Египетский Судан, формально считавшийся совладением Англии и Египта. На западе: Нигерия, Сьерра-Леоне, Гамбия и Золотой Берег. В Индийском океане - остров Маврикий и Сейшельские острова.

Колониальная империя Франции по размерам не уступала Британской, но население ее колоний было в несколько раз меньше, а природные ресурсы - беднее. Большинство французских владений находилось в Западной и Экваториальной Африке и немалая часть их территории приходилась на Сахару, прилегающую к ней полупустынную область Сахель и тропические леса: Французская Гвинея (ныне - Гвинейская Республика), Берег Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар), Верхняя Вольта (Буркина Фасо), Дагомея (Бенин), Мавритания, Нигер, Сенегал, Французский Судан (Мали), Габон, Чад, Среднее Конго (Республика Конго), Убанги-Шари (Центрально-африканская Республика), Французский берег Сомали (Джибути), Мадагаскар, Коморские острова, Реюньон.

Основными стимулами, которые привели к схватке европейских держав за Африку, считаются экономические. Стремление к эксплуатации природных богатств и населения Африки имело первостепенное значение. Юг континента, где обнаружились крупнейшие в мире месторождения золота и алмазов, стал давать огромные прибыли. Но до получения доходов необходимы были сперва крупные вложения для разведки природных богатств, создания коммуникаций, приспособления местной экономики к нуждам метрополии, для подавления протеста коренных жителей и изыскания эффективных способов, чтобы заставить их работать на колониальную систему. Все это требовало времени.

Но одними лишь экономическими и социальными факторами не объяснить "схватку за Африку" и те противоречия между европейскими странами, к которым она приводила. Нельзя недооценивать роль шовинистских амбиций, стремлений к имперскому величию, к поддержанию великодержавного престижа. Манипулирование патриотизмом, национальными чувствами приводило к тому, что идеи новых и новых колониальных приобретений поддерживались в европейских государствах даже теми слоями населения, которые, в сущности, ничего не получали от этих захватов.

Те общества, которые возникли в Африке как синтез колониального с традиционным и достались в наследство независимым государствам, теперь нередко называют колониальными. Но важнейшие черты этих обществ с определенностью проявились уже после первой мировой войны.

Первая мировая война была в немалой степени схваткой за передел Африки, но на жизни большинства африканских стран она сказалась не особенно сильно. Военные действия велись лишь на территории германских колоний. Они были завоеваны войсками Антанты и после войны по решению Лиги наций переданы странам Антанты как подмандатные территории: Того и Камерун поделили между Великобританией и Францией, Германская Юго-Западная Африка досталась Южно-Африканскому Союзу (ЮАС), часть Германской Восточной Африки - Руанда и Бурунди - была передана Бельгии, другая - Танганьика - Великобритании. С приобретением Танганьики сбылась давняя мечта английских правящих кругов: возникла сплошная полоса британских владений от Кейптауна до Каира.

После окончания войны процесс колониального освоения Африки ускорился. Колонии все больше превращались в аграрно-сырьевые придатки метрополий. Сельское хозяйство все больше ориентировалось на экспорт. В межвоенный период резко изменился состав сельскохозяйственных культур, выращиваемых африканцами - резко возросло производство экспортных культур. Все большее число колоний становились странами монокультурного хозяйства. Накануне второй мировой войны во многих странах от двух третей до 98% стоимости всего экспорта приходилось на какую-нибудь одну культуру. Создававшаяся промышленность - главным образом горнорудная - была в еще большей мере рассчитана на экспорт. К 1937 г. Африка занимала в капиталистическом мире внушительное место по производству минерального сырья. В Западной Африке, а также в большинстве районов Восточной и Центральной Африки экспортная продукция производилась в основном в хозяйствах самих африканцев. Европейское плантационное производство там не привилось из-за климатических условий, трудных для европейцев. Главными эксплуататорами африканского производителя были иностранные компании. Чтобы заставить большое число африканцев ежегодно покидать деревню и уходить на заработки, администрация поселенческих колоний искусственно создавала земельный голод, ограничивая районы проживания отдельных этнических групп резерватами. Эксплуатация африканского населения не могла осуществляться без той или иной формы привлечения его представителей к управлению. Колониальные власти создавали с их участием новый аппарат управления или использовали элементы существовавшего в доколониальную эпоху. Разнообразные способы привлечения африканцев к колониальному управлению в основном сводились к двум формам: прямому и так называемому косвенному управлению. В первом случае колониальная администрация назначала африканских вождей в тот или иной район, не считаясь с местными институтами власти и происхождением претендента. По сути дела их положение мало отличалось от положения чиновников колониального аппарата.

При системе косвенного управления колонизаторы формально сохраняли институты власти, существовавшие в доколониальные времена, совершенно изменив, однако, их содержание. Вождем мог быть только человек местного происхождения, обычно из "традиционной" знати. Он оставался на своем посту всю жизнь, если устраивал колониальную администрацию, получая основные средства к существованию из отчислений от суммы собранных им налогов. Система прямого управления чаще использовалась во французских колониях, косвенного - в английских. Но это вовсе не было неизменным правилом. С утверждением колониализма и развитием товарно-денежных отношений распадался привычный порядок вещей, рушился уклад жизни доколониальных обществ, основой которых была община. Изменялся и характер процессов классообразования в тех странах, где в доколониальный период они уже шли и намечалось развитие специфических раннеклассовых отношений. В межвоенный период началось сближение социальных структур народов, находившихся в доколониальную эпоху на разных уровнях социального развития.

Менялись этнические и политические связи. Колониальный раздел во многих случаях прервал естественные процессы этнической и политической консолидации. В каждой колонии создавалось свое административное деление, зачастую не совпадавшее с этническим. Некоторые народы были разделены границами колоний. Прежние политические и экономические связи если и не разрывались, то усложнялись и трансформировались. В границах колониальных административных единиц на базе новых политических и экономических связей шло формирование новых этносоциальных групп. Иногда колониальные власти даже провозглашали в административном порядке создание новых "племен". Отходничество было наиболее распространенной формой работы но найму. Необходимость уплаты налогов, стремление хоть как-то увеличить доход семьи, рост потребностей в новых товарах приводили к тому, что миллионы африканцев проводили в скитаниях всю свою жизнь - возвращались домой, но затем снова и снова вербовались на заработки. Наиболее широко было распространено отходничество, связанное с сезонными сельскохозяйственными работами, оно не заставляло африканцев уходить далеко от родных мест. Главным центром притяжения отходников на всем континенте был Южно-Африканский Союз, особенно золотые рудники Трансвааля, где ежегодно требовалось до 300 тыс. горняков. Две трети из них приходили из других стран, зачастую далеких от ЮАС. Отходничество было новым социальным явлением в африканских обществах. Но оно и само стало фактором социальной трансформации и способствовало расшатыванию традиционных устоев в деревне. Отходники привносили в деревню новые ценности и понятия. Рушились традиционные авторитеты и нормы взаимоотношений, разрушались прежние методы ведения хозяйства. С отходничества начиналось формирование нескольких слоев современного общества, прежде всего рабочего класса. Отходники оседали в городах, на шахтах и на плантациях, приобретали квалификацию, обзаводились семьями и теряли связь с родными местами. Наиболее быстро процесс формирования пролетариата шел и крупных портовых городах, таких, на железных дорогах и в крупнейших горнорудных районах. Наиболее массовый слой колониального общества - колониальное крестьянство - отличался от общинника доколониальных времен тем, что был связан с мировым или местным рынком и вел товарное хозяйство. От капиталистического же фермера его отличали многочисленные меры внеэкономического принуждения, а также сохранение натурального производства. Крестьянская среда была очень разнородна по своему составу. В ней шли процессы имущественного и социального расслоения. Для имущественного накопления важнейшее значение имела близость к колониальным властям и "туземной" администрации.

Какую бы систему управления ни использовала колониальная администрация, ей нужны были грамотные чиновники-африканцы, будь то вожди или просто служащие любой ступени колониального аппарата, иначе управление было бы невозможно. Торговый капитал - от крупнейших фирм до мелких торговцев, разъезжавших со своими фургонами по самым непроторенным дорогам Африки, - был заинтересован в появлении широкого слоя "европеизированных" африканцев с новыми потребностями и с денежными доходами, чтобы создать более емкий рынок для своих товаров. Европейские фирмы, монополизировавшие скупку сельскохозяйственной продукции, опирались на разветвленную сеть местных скупщиков-посредников. Обычно это были люди с зачатками европейского образования. Нужны были также учителя и священники-африканцы, которые могли бы более действенно распространять привитые европейцами идеи и представления, чем сами европейцы. Переводчики, писари, священники, телефонисты, телеграфисты, мелкие клерки, учителя начальных классов - с этих профессий начиналось становление такой элиты. Десятилетия колониального раздела Африки были и временем вооруженного сопротивления африканцев - в Европе это называли "колониальными войнами". Некоторые из этих войн и восстаний приходятся и на начало XX в.: восстание "Маджи-маджи" в Германской Восточной Африке, гереро и кой-кой в Германской Юго-Западной Африке, зулусов в британской колонии Натал и ряд других. Но все же в целом по Африке уже уходило в прошлое сопротивление африканских народов в прежних формах: с копьями, щитами, стрелами, с традиционной тактикой межплеменных войн. Стало очевидным, что таким способом противостоять винтовкам, пушкам и пулеметам безнадежно.

С установлением колониального господства и возникновением новых социальных групп в африканских обществах появляются иные формы протеста. Одной из наиболее ранних была религиозно-политическая, прежде всего создание афро-христианских церквей. Может показаться странным, что идеологическое обоснование антиколониализма африканцы заимствовали из той самой религии, которую навязывали им завоеватели. Произошло это потому, что христианство выступало с идеей всеобщего равенства перед Богом, кроме того, оно давало новообращенным возможность осознать себя частью более широкой общности, чем клан, семья, община. Объединяться по-новому могли лишь те люди, которые хотя бы в какой-то мере отошли от старых форм объединения. Таковы были те, кто принял новую веру. Как правило, именно эти люди оказывались больше всего выбитыми из традиционного, привычного уклада жизни. К тому же новая религия в целом больше подходила к реалиям колониального общества, чем традиционные верования. Но антиколониальный протест у ее адептов был неразрывно связан с разочарованием в европейцах как подлинных христианах, со стремлением утвердить в этой вере себя и свой мир. Афро-христианские движения характерны для многих африканских стран. Самым крупным был кимбангизм, возникший в 1921 г. в Бельгийском Конго. Его главу, бывшего протестантского священника конголезца Симона Кимбангу, считали мессией, а потом и самим богом. У него были "апостолы" и "пророки", возглавлявшие движение во многих районах страны. Лозунг Кимбангу - "Конго - конголезцам". Кимбангисты отказывались платить установленные бельгийскими властями налоги и организовывали массовые выступления против администрации и официальной церкви.

В межвоенный период возникали первые очень аморфные политические организации, создававшиеся обычно представителями образованной элиты. Наиболее известные из них - Национальный конгресс Британской Западной Африки, созданный в 1920 г. представителями четырех западноафриканских колоний Великобритании, и Младосенегальское движение. Они выступали за смягчение колониальных порядков, против наиболее одиозных проявлений колониального гнета, за распространение прав, предоставлявшихся некоторым категориям африканского населения, на более широкий круг лиц. Первой политической партией африканского населения стал Африканский национальный конгресс Южной Африки. Созданный в 1912 г., он выступал за единство африканцев в борьбе против расовой дискриминации. Он оказывал влияние на ход антиколониальной борьбы на всем южноафриканском субконтиненте и в британских владениях Центральной и Восточной Африки.

Панафриканизм зародился в конце прошлого столетия и первоначально был панне-гритянским. Движение выступало от имени всей негроидной расы и стремилось вовлечь в свои ряды как африканцев, так и афро-американское население Американского континента, прежде всего Соединенных Штатов Америки и Вест-Индии. Первая Панафриканская конференция состоялась в Лондоне в 1900 г. Подъем политической активности афро-американцев связан с распространением гарвизма - движения под лозунгом "Назад, в Африку!". Его основатель Маркус Гарви в 1920 г. провозгласил себя императором и первым временным президентом Африки. Встретившись с реальными трудностями переселения, гарвизм быстро пошел на убыль. Однако он дал толчок росту панафриканских настроений.

Инициатором и идейным вдохновителем созыва панафриканских конгрессов стал Уильям Дюбуа, Один из признанных лидеров негритянского движения США. Дюбуа обратился к президенту Вильсону и участникам Парижской мирной конференции с предложением о пересмотре правового статуса негро-африканских народов. У него было несколько проектов, в частности о создании африканского государства под международным контролем на территории бельгийских, португальских и бывших немецких колоний. Державы-победительницы не стали рассматривать эти планы. Тогда Дюбуа и его сторонники решили созвать Панафриканский конгресс, чтобы довести до сведения участников Парижской мирной конференции и мирового общественного мнения нужды негро-африканских народов и добиться понимания и поддержки.

Первый Панафриканский конгресс состоялся в Париже в феврале 1919. Председательствовал на заседаниях депутат французского парламента сенегалец Блез Диань. Конгресс впервые выдвинул развернутую политическую программу от имени афро-американцев и африканцев. Она сочетала вполне конкретные предложения с общими принципами, чаще всего для колониальных держав неприемлемыми. Конгресс призвал Парижскую мирную конференцию разработать кодекс законов в защиту интересов африканцев. В резолюциях были сформулированы принципы управления коренным населением Африки. Землю и природные богатства предлагалось использовать в интересах африканцев, инвестирование иностранного капитала регулировать таким образом, чтобы предотвратить эксплуатацию африканцев и истощение природных богатств. В резолюциях содержались призывы покончить с рабством, запретить принудительный труд и телесные наказания, предоставить всем детям в колониях право учиться читать и писать на родных языках и на языках метрополий за общественный счет. Требования следующих трех панафриканских конгрессов немногим отличались от программы, выдвинутой на первом. II конгресс заседал в Лондоне, Брюсселе и Париже в 1921 г. На нем были представлены 33 страны. Из 113 делегатов 41 прибыл из Африки. Ill конгресс состоялся в Лондоне и Лиссабоне в 1923 г. На нем преобладали афро-американцы, и было представлено только 13 стран. IV конгресс проходил в 1927 г. в Нью-Йорке. Африку на нем представляли лишь несколько африканцев, проживавших в США. В 1929 г. была сделана попытка созвать следующий конгресс уже на африканской земле, в Тунисе, но она потерпела неудачу.

В 30-х годах в среде выходцев из Вест-Индии и западноафриканских французских колоний в Париже начало формироваться течение общественной мысли, получившее название "негритюд" (т.е. "негрскость"). Наиболее яркими идеологами негритюда стали выходец с острова Мартиника поэт Э. Сэзер и будущий первый президент Сенегала, тоже поэт, Л.С. Сенгор. Сторонники негритюда, как и панафриканисты, делили человечество по расовому признаку. Однако если участники панафриканского движения исходили из реально существовавшего социального неравенства, то последователи негритюда - из надуманных духовных и физиологических особенностей "негритянской расы". Они утверждали, что негр от природы обладает такими чертами, которых лишены представители других рас, поэтому "негрская культура" заслуживает особого места в ряду прочих культур. В промышленные центры Южно-Африканского Союза социалистические и коммунистические идеи проникли в начале столетия, вместе с новым притоком иммигрантов, хлынувшим из Европы после англо-бурской войны. Накануне и во время первой мировой войны марксистские группы и кружки возникали в крупнейших городах - в Йоханнесбурге, Кейптауне, Дурбане. В 1915 г. группа социалистов-интернационалистов, выделившаяся из южноафриканской Лейбористской партии, создала Интернациональную социалистическую лигу. На ее основе, после объединения с другими группами, в 1921 г. возникла Коммунистическая партия Южной Африки. Коммунистическая партия Южной Африки оставалась в течение нескольких десятилетий единственной компартией в Тропической и Южной Африке. Она была создана представителями белой интеллигенции и профсоюзных активистов, по преимуществу недавних выходцев из Европы, но вскоре в нее стали вступать и африканцы.

Заслугой этой партии является ее борьба против белого расизма. Однако, подчиняясь указаниям Коминтерна, она в первой половине 30-х годов заняла сектантские позиции, сосредоточила внимание не на реальных проблемах Африки, а на борьбе с "троцкизмом", "оппортунизмом", с социал-демократическими настроениями, и отказывалась от сотрудничества с массовыми организациями. Эта тенденция выправилась лишь накануне и во время второй мировой войны.

 


 

Азия в 20 веке Дополнительный материал для уроков истории

Азия в 20 веке Дополнительный материал для уроков истории

Реформы в 20-30-е гг. в Турции

Реформы в 20-30-е гг. в Турции

В 1925-1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы

В 1925-1928 гг. были приняты новые, по европейскому образцу, уголовный и гражданский кодексы

Реза-хан, занимавший в «Черном кабинете» пост военного министра, в 1923 г

Реза-хан, занимавший в «Черном кабинете» пост военного министра, в 1923 г

Хотя власти и подчеркивали свое уважение к религии, их реальная политика была направлена на уменьшение роли духовенства в общественной жизни

Хотя власти и подчеркивали свое уважение к религии, их реальная политика была направлена на уменьшение роли духовенства в общественной жизни

В сентябре 1937 г. главная опорная база

В сентябре 1937 г. главная опорная база

Естественно, что такая трактовка входила в противоречие с установками

Естественно, что такая трактовка входила в противоречие с установками

Хунани и Гуанси, вплотную подойдя к

Хунани и Гуанси, вплотную подойдя к

КПИ двух фракций, образовавших самостоятельные объединения –

КПИ двух фракций, образовавших самостоятельные объединения –

Конгресса гандистским идеалам несотрудничества: вхождение в них и бойкот изнутри с целью видоизменения этих органов

Конгресса гандистским идеалам несотрудничества: вхождение в них и бойкот изнутри с целью видоизменения этих органов

В 1934 г. Ганди формально вышел из

В 1934 г. Ганди формально вышел из

Покинувший Конгресс перед войной

Покинувший Конгресс перед войной

Японии. Тогда же, в начале декабря,

Японии. Тогда же, в начале декабря,

Колониальная империя Франции по размерам не уступала

Колониальная империя Франции по размерам не уступала

После окончания войны процесс колониального освоения

После окончания войны процесс колониального освоения

Изменялся и характер процессов классообразования в тех странах, где в доколониальный период они уже шли и намечалось развитие специфических раннеклассовых отношений

Изменялся и характер процессов классообразования в тех странах, где в доколониальный период они уже шли и намечалось развитие специфических раннеклассовых отношений

Крестьянская среда была очень разнородна по своему составу

Крестьянская среда была очень разнородна по своему составу

Таковы были те, кто принял новую веру

Таковы были те, кто принял новую веру

Инициатором и идейным вдохновителем созыва панафриканских конгрессов стал

Инициатором и идейным вдохновителем созыва панафриканских конгрессов стал

Л.С. Сенгор. Сторонники негритюда, как и панафриканисты, делили человечество по расовому признаку

Л.С. Сенгор. Сторонники негритюда, как и панафриканисты, делили человечество по расовому признаку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2023