Баллада об эффектах (Поговорим о музыкальных эффектах)
Эффекты – неотъемлемая часть любой музыкальной композиции. От правильного их выбора зависит зачастую то, будет ли она удачной. И не важно, к какому жанру относится песня, эффекты используются везде. Есть люди, которые утверждают, что “настоящей” музыке эффекты не нужны. Отчасти они действительно правы. Ведь с помощью них скрываются недостатки звукозаписи, вокала, профессионализма музыкантов, а неумеренное и частое использование эффектов может попросту навредить. Но подумайте, как была бы однообразна и скучна музыка, если человечество не придумало бы эффекты.
Разберёмся когда же уместно использовать их.
Первое назначение эффектов – маскировка помех и всевозможных технических и исполнительных ошибок. Для очищения музыки от помех часто используется эффект Noise Gate. Его поддерживают многие современные программы обработки звука, в том числе всеми любимый Sound Forge, гитарные процессоры: ReValver и другие. Суть этого эффекта заключается в вырезании звука определённого уровня, соответствующего уровню всевозможных шумов, шипения, электрического гула. Эффект сжатия динамического диапазона звука – Compressor помогает сделать звук более продолжительным по длительности. Compressor хорошо маскирует недостатки вокальных данных – звучание делается более ровным, фразы кончаются более полным и насыщенным звуком. Этот эффект и его всевозможные варианты можно найти в любых звукообрабатывающих приложениях. Reverberation – реверберация, эффект присутствия – имитирует присутствие источника звука в помещении. Тоже в какой-то степени маскирует недостатки звукозаписи. Пример: сыграйте что-нибудь на гитаре и сравните оригинальный звук со звуком, обработанным этим эффектом. Во втором случае все ваши промахи и ошибки как гитариста почти не заметны. Хотя это не единственное применение реверберации.
Вторая категория – технические эффекты. Применяются, когда требуется изменить параметры исходного звука, такие как тональность, громкость, насыщенность определёнными частотами и т.д. Разумеется, в первую очередь это эквалайзер EQ. Он уже и как эффект то не воспринимается, настолько все мы к нему привыкли. Для тех, кто ещё не знает: эквалайзер нужен, для того чтобы регулировать уровень громкости заданных частот. Именно эквалайзер решает будет ли ваша музыка насыщена басами, высокими или средними частотами. В Sound Forge целых три вида эквазайзеров: графический, параграфический и параметрический. Также к этой категории можно отнести эффект Pitch Shift. Он позволяет транспонировать исходный сигнал в другую тональность без изменения его скорости. Это полезно когда требуется более низкий или, наоборот, более высокий звук.
Третий вид эффектов – художественные, т.е. эффекты в прямом смысле используемые как украшение. Это Wah-wah – примочка, неотъемлемый элемент блюза. Звук этого эффекта похож на его название – вау-вау. Основывается на периодическом изменении частоты исходного сигнала. Очень хорошо и просто, на мой взгляд, этот эффект реализован в Sound Forge. Delay – задержка. Эффект задержки реализуется смешением исходного звукового сигнала с его копиями, задержанными на заданное время. Похожий механизм реализуется и в эффекте эха Echo. Очень интересный, “плавающий” звук осуществляется эффектами Phaser и Flanger. Их механизм работы также основан на задержке. Flanger: звук смешивается со своими копиями, имеющими мизерную задержку, которая к тому же постоянно изменяется. В Phaser-е эта задержка настолько мала, что ухо воспринимает его не как собственно задержку, а как разность фаз. Tremolo – эффект циклического изменения громкости звука. Chorus – эффект хора, создаёт иллюзию одновременной игры нескольких инструментов. Звук, обработанный им, становится богатым и более текучим. Этот эффект присутствует во всех современных звуковых программах, но я предпочитаю пользоваться Chorus-ом Cakewalk-a. Overdrive и Distortion – два пожалуй самых популярных эффекта. Создают мощный, тяжёлый, насыщенный гармониками звук путём урезания амплитуды исходного сигнала. Overdrive даёт более мягкое и длительное звучание, нежели Distortion. Очень часто два этих эффекта применяют одновременно. В Cakewalk-e и Sound Forge-е Distortion и Overdrive реализованы не слишком удачно – много помех. Пользуйтесь ReValver-ом – там всё сделано гораздо продуманней.
Теперь попрактикуемся в комбинировании и использовании эффектов:
1) Открываем Sound Forge, затем меню Файл / Открыть. Найдите у себя какой-нибудь звуковой файл, который вы бы хотели обработать.
2) Теперь выберем вкладку Effects / Эффекты и нажимаем на эффект Reverb / Реверберация. Ставим готовую установку Cathedral и жмём OK.
3) Выбираем эффект Flange/Wah-Wah / Флэнжер/Вау-Вау и настройку Wah-wah 1.
4) Теперь избавимся от шумов. Жмём на Noise Gate, затем выбираем установку Noise gate 2.
5) Прослушайте, что у вас получилось.
Эффекты – неотъемлемая часть любой музыкальной
композиции. От правильного их выбора зависит зачастую то,
будет ли она удачной. И не важно, к какому жанру относится
песня, эффекты используются везде. Есть люди, которые
утверждают, что “настоящей” музыке эффекты не нужны.
Отчасти они действительно правы. Ведь с помощью них
скрываются недостатки звукозаписи, вокала, профессионализма
музыкантов, а неумеренное и частое использование эффектов
может попросту навредить. Но подумайте, как была бы
однообразна и скучна музыка, если человечество не придумало
бы эффекты.
Разберёмся когда же уместно использовать их.
Первое назначение эффектов – маскировка помех и
всевозможных технических и исполнительных ошибок. Для
очищения музыки от помех часто используется эффект Noise
Gate. Его поддерживают многие современные программыобработки звука, в том числе всеми любимый Sound Forge,
гитарные процессоры: ReValver и другие. Суть этого эффекта
заключается в вырезании звука определённого уровня,
соответствующего уровню всевозможных шумов, шипения,
электрического гула. Эффект сжатия динамического диапазона
звука – Compressor помогает сделать звук более
продолжительным по длительности. Compressor хорошо
маскирует недостатки вокальных данных – звучание делается
более ровным, фразы кончаются более полным и насыщенным
звуком. Этот эффект и его всевозможные варианты можно
найти в любых звукообрабатывающих приложениях.
Reverberation – реверберация, эффект присутствия – имитирует
присутствие источника звука в помещении. Тоже в какойто
степени маскирует недостатки звукозаписи. Пример: сыграйте
чтонибудь на гитаре и сравните оригинальный звук со звуком,
обработанным этим эффектом. Во втором случае все ваши
промахи и ошибки как гитариста почти не заметны. Хотя это не
единственное применение реверберации.
Вторая категория – технические эффекты. Применяются,
когда требуется изменить параметры исходного звука, такие
как тональность, громкость, насыщенность определёнными
частотами и т.д. Разумеется, в первую очередь это эквалайзер
EQ. Он уже и как эффект то не воспринимается, настолько все
мы к нему привыкли. Для тех, кто ещё не знает: эквалайзернужен, для того чтобы регулировать уровень громкости
заданных частот. Именно эквалайзер решает будет ли ваша
музыка насыщена басами, высокими или средними частотами. В
Sound Forge целых три вида эквазайзеров: графический,
параграфический и параметрический. Также к этой категории
можно отнести эффект Pitch Shift. Он позволяет
транспонировать исходный сигнал в другую тональность без
изменения его скорости. Это полезно когда требуется более
низкий или, наоборот, более высокий звук.
Третий вид эффектов – художественные, т.е. эффекты в
прямом смысле используемые как украшение. Это Wahwah –
примочка, неотъемлемый элемент блюза. Звук этого эффекта
похож на его название – ваувау. Основывается на
периодическом изменении частоты исходного сигнала. Очень
хорошо и просто, на мой взгляд, этот эффект реализован в
Sound Forge. Delay – задержка. Эффект задержки реализуется
смешением исходного звукового сигнала с его копиями,
задержанными на заданное время. Похожий механизм
реализуется и в эффекте эха Echo. Очень интересный,
“плавающий” звук осуществляется эффектами Phaser и Flanger.
Их механизм работы также основан на задержке. Flanger: звук
смешивается со своими копиями, имеющими мизерную
задержку, которая к тому же постоянно изменяется. В Phaserе
эта задержка настолько мала, что ухо воспринимает его не каксобственно задержку, а как разность фаз. Tremolo – эффект
циклического изменения громкости звука. Chorus – эффект
хора, создаёт иллюзию одновременной игры нескольких
инструментов. Звук, обработанный им, становится богатым и
более текучим. Этот эффект присутствует во всех современных
звуковых программах, но я предпочитаю пользоваться Chorus
ом Cakewalka. Overdrive и Distortion – два пожалуй самых
популярных эффекта. Создают мощный, тяжёлый, насыщенный
гармониками звук путём урезания амплитуды исходного
сигнала. Overdrive даёт более мягкое и длительное звучание,
нежели Distortion. Очень часто два этих эффекта применяют
одновременно. В Cakewalke и Sound Forgeе Distortion и
Overdrive реализованы не слишком удачно – много помех.
Пользуйтесь ReValverом – там всё сделано гораздо
продуманней.
Теперь попрактикуемся в комбинировании и использовании
эффектов:
1) Открываем Sound Forge, затем меню Файл / Открыть.
Найдите у себя какойнибудь звуковой файл, который вы бы
хотели обработать.
2) Теперь выберем вкладку Effects / Эффекты и нажимаем на
эффект Reverb / Реверберация. Ставим готовую установку
Cathedral и жмём OK.3) Выбираем эффект Flange/WahWah / Флэнжер/ВауВау и
настройку Wahwah 1.
4) Теперь избавимся от шумов. Жмём на Noise Gate, затем
выбираем установку Noise gate 2.
5) Прослушайте, что у вас получилось.