Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся
Оценка 4.8
Контроль знаний
docx
информатика +1
6 кл—11 кл
30.05.2017
Описываю личный опыт использования балльно - рейтинговой системы оценки деятельности обучающихся на уроке математики и информатики.Считаю, данная система является мощным мотивационным стимулом для активной образовательной деятельности обучающихся на уроке. Привожу пример расстановки баллов за каждый этап урока и формирование личного рейтинга ученика. Система приносит положительные результаты обучения детей. Обучающиеся успешно сдают экзамены по информатике, получают призовые места в олимпиадах по информатике и математике.Статья "Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся"
Статья.docx
Балльнорейтинговая система оценки
урочной деятельности обучающихся
Снегирёва Ольга Анатольевна, преподаватель
высшей квалификационной категории ФГКОУ
«Тюменское
училище», г. Тюмень
президентское
кадетское
Не секрет, что убедительная мотивация к какойлибо деятельности,
например, на изучение темы по математике является основой успеха в
достижении цели. А как замотивировать подростка на изучение темы? Сказать,
что данный материал ему пригодится во взрослой жизни? Далёкие перспективы
для подростка – не цепляет. Объяснить, что без знания этого материала
остановиться жизнь на Земле? Не поверит. Конечно, необходимо убедить
подростка, что тема важная и является камешком в фундаменте диалектической
концепции развития мира, но поймет ли? Как же убедить учиться здесь и сейчас,
на уроке?
Я выстраиваю мотивацию на изучение материала и активную работу на
уроке просто. В основе мотивации лежит жизненный принцип: за качественно
сделанную работу человек получает хорошую зарплату. Значит и ученик за
качественную работу на каждом этапе урока должен быть оценен в у.е.
(условных единицах), в моём случае, это баллы. В результате нет равнодушных,
нет тунеядцев, желающих просто отсидеться на уроке. Каждый ученик работает
и старается получить как можно больше баллов, все включаются в
образовательную деятельность. Да, не отрицаю, это игра в зарабатывание у.е., но
мой долголетний опыт показывает – балльнорейтинговая система является
отличной мотивацией на изучение предмета.
Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы кон
троля знаний как средства успешного усвоения предмета, очевидны, так как они позволяют значительно повысить эффективность как деятельности педагога, так
и самих учащихся за счет целого ряда факторов:
стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес
учащихся к конкретной теме урока, следовательно, и к предмету в
целом;
процесс обучения охватывает всех учащихся;
дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в чело
веческой природе, находит оптимальный выход в добровольной
игровой форме;
развиваются элементы творчества и самоанализа;
наблюдается поворот мышления и поведения учащихся в направлении
более продуктивной и активно поисковой деятельности;
снимается напряжение и страх.
Результат личного рейтинга всегда можно повысить, дополнительно по
работать над темой: выполнить типовые расчёты, создать программы,
разработать проект по изучаемой теме или с использованием изученного
материала выполнить межпредметный проект.
Избавленные от унизительного страха перед двойкой, кадеты обретают
уверенность, мажорное мировосприятие, оптимизм; нет питательной почвы для
зависти, эгоизма, нечестности, зазнайства; все умеют трудиться на совесть; от
ношения между ребятами товарищеские, чуткие, предупредительные и забот
ливые, исключающие грубость и неуважение; нет деления на лучших и худших,
сильных и слабых; каждый имеет возможность проявить свои лучшие качества,
реализовать свои способности.
Рассмотрим отдельно каждый этап урока (использую классификацию
уроков, предложенную И.М. Чередовым).
1) Организация и постановка цели (23 минуты). Знакомлю с темой урока,
ставлю перед учениками задачу, мы определяем цель урока, способы достижения цели. В следствии того, что мои ученики работают в балльно
рейтинговой системе, критерии оценки вырабатываются совместно, например,
проверка выполнения домашнего задания – я предлагаю оценить в 2 балла, а
ребята выполнившие домашнюю работу, столкнувшись с определёнными
трудностями при решении задач и успешно преодолевшие их могут предложить
поставить 3 балла. Справедливо? Соглашусь.
2) Актуализация знаний. Разминка – 2 балла. Вопросов 10, а кадет 20. Как
остальным заработать? Постарайся объективно оценить ответ товарища, вот
вам и баллы.
3) Введение нового материала. Разбор нового материала – 3 балла. Ценю
аккуратно структурированно составленный конспект с выделенной главной
мыслью и выводом. И поверьте мне «среднестатистический двоешник»
напишет конспект каллиграфическим почерком с датой и выделенной темой
урока. У Ваших учеников не будет проблем с ведением тетради.
4) Применение знаний на практике. Здесь может быть практическая работа
или тест – 5 баллов. Оценку ставит программа. Критерии оценки заложены в
программу строго по требованию МО. В зависимости от типа урока и тест,
если урок формирования знаний, то тест обучающий, если применение знаний,
то тест контролирующий. Тест на проверку знаний обязательно
дифференцированный. Надо помнить, что в классе ученики с разными
учебными возможностями, не нужно создавать ребёнку лишний раз стрессовую
ситуацию. Если слабый ученик реально старается разобраться с материалом,
прикладывает для этого усилия, он обязательно выполнит тест на
удовлетворительную оценку. Если ученик сдал тест на 2, то он не получает
баллы за этот вид деятельности.
Итого:
отметка «5» 1213 баллов;
отметка «4» 910 баллов;
отметка «3» 68 баллов. Отметку «2» мы обычно не оговариваем, даже если ребёнок не сделал
домашнюю работу по какойлибо причине, он вначале урока нацеливает себя на
успех. А задачки, заданные на самоподготовку (д/з) он обязательно решит, и
добавит за них баллы в личный рейтинг. Но справедливости ради скажу, двойки
на уроках редко, но бывают.
На заключительном этапе кадеты подсчитывают свои баллы, в результате
каждый имеет отметку за урок, а баллы идут в рейтинговую таблицу.
Отдельно остановлюсь на уроке контроля знаний. Контрольная работа по
информатике разбивается на две части: теоретическую и практическую.
Теоретическая часть –это тест из 2025 вопросов, который состоит из задач в
формате ЕГЭ и теоретических вопросов. Практическая часть – это задания,
которые нужно выполнить на компьютере, задачи оцениваются по уровню
сложности от 1 до 6 баллов. Таким образом за контрольную работу можно
получить до 40 баллов. Перед контрольной работой кадет знакомлю со шкалой
перевода баллов в отметку.
В конце четверти подводятся итоги по рейтинговой таблице. Кадеты дают
100% успеваемость и обычно наблюдается рост качественной успеваемости
кадет от четверти к четверти. Показательны результаты ЕГЭ по информатике
моих учеников в 2012 году сдавали предмет 24 кадета в Омском кадетском
корпусе, средний балл 80, в 2016 году все 14 кадет, подготовленные мной по
данной системе в Тюменском президентском кадетском училище, сдали ОГЭ на
пять, четверо из них набрали максимальное количество баллов.
Я выражаю свою глубокую благодарность преподавателю физики
Соколовской Наталье Евгеньевне и учителю математики Леоновой Валентине
Фёдоровне, познакомивших меня с рейтинговой системой в 2001 году. За годы
работы я усовершенствовала и адаптировала систему к условиям работы в
средних общеобразовательных учреждениях Министерства Обороны: в Омском
кадетском корпусе и Тюменском президентском кадетском училище. Активно
делюсь положительным опытом работы.
Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся
Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся
Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся
Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся
Балльно-рейтинговая система оценки урочной деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.