Банк рекомендаций для повышения качества образования детей с РАС
Учитель-дефектолог: Захлебина З.А.
Аутизм – это психическое расстройство или заболевание, для которого характерны изменения психики, утрата социальной адаптации в обществе и измененное поведение.
Симптомами раннего детского аутизма являются:
- нарушение или полное отсутствие зрительного контакта; нарушение общения с детьми;
- привязанность к неодушевленным предметам; страхи; нарушение чувства самосохранения;
- патология речи;
- стереотипии;
- особенности или нарушения интеллекта;
- особенности игры.
Рекомендации:
- задания, включенные в расписание, должны быть для ребенка доступными. Трудновыполнимые задания могут провоцировать вспышки неадекватного поведения;
- увеличение количества заданий в расписании и их усложнение должно осуществляться постепенно;
- в расписание необходимо всегда включать интересные для ребенка виды деятельности. Наиболее интересный для ребенка вид деятельности нужно помещать в конец расписания;
- ребенка нужно хвалить и поощрять после выполнения каждого задания. Это стимулирует его к дальнейшей работе;
- выполнение всех заданий, включенных в расписание, – обязательно;
- при работе по расписанию перед началом выполнения каждого вида деятельности, ребенку показывают фотографию (карточку) с соответствующим изображением так, чтобы он соотносил происходящие действия с расписанием. После выполнения каждого очередного задания, применяем такой же приём работы. Это необходимо для того, чтобы ребенок понял, что данный вид деятельности начат или завершен, и можно переходить к следующему заданию;
- при включении такого ребенка в среду сверстников очень важно быть терпеливым, соблюдать постепенность и не торопиться;
- важно, чтобы ребенок заранее познакомился и с педагогом, и с классом, выбрал себе место, прошелся по школе, и понял, где и что находится;
- вначале ребенок может находиться в классе неполный день, а всего 1-2 урока (лучше те, на которых ребенок будет успешнее);
- постепенно увеличивается «доза» и объем его пребывания в классе;
- конечно, хотелось бы, чтобы ребенок сопровождался тьютором, хотя бы на период адаптации;
- предоставлять ребенку положительную обратную связь. Очень важно награждать ребенка за любые попытки понять и вступить в коммуникацию;
- предоставьте ребенку с РАС причину для коммуникации. Если ребенок с РАС без труда получает все, что ему нужно, то у него и нет причин для коммуникации и общения. Взрослый искусственно создаёт ситуации, в которых коммуникация будет неизбежна;
- играйте с ребенком в игрушки «повышенного интереса»;
- давайте предметы постепенно, чтобы ребёнок не сразу получал все, чего он хочет;
- пусть ребенок сам решает, когда прекращать то, или иное занятие, пока ребенок сам не покажет, что его надо прекратить;
- говорите как можно меньше и медленнее. Для коммуникации с ребенком слов не должно быть много, но достаточно, чтобы ребёнок вас понял. Повторяйте ключевые слова и акцентируйте их с помощью сопровождающих жестов. Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь;
- каждому ребёнку с РАС нужна своя опора, необходимо подбирать материалы, представленные на слуховой, зрительной или тактильной основе (послушай, посмотри, напиши, потрогай). Это помогает каждому ребёнку успешно преодолевать трудности в обучении и социализации, находить свои пути для компенсации слабых сторон развития;
- для детей с РАС характерно лучшее условие для восприятия учебного материала, если они представлены в виде схем, таблиц, алгоритмов, поэтому пространство вокруг доски должно быть оформлено таким образом, чтобы каждый урок мог сопровождаться демонстрацией адекватных демонстрационных материалов, но перегружать пространство информацией нельзя; -
эффективным методом организации образовательного процесс с детьми с РАС является использование пиктограмм Многие правила можно вводить при помощи символических знаков. Например, «Знак тишины». Принести в класс пёрышко птички и продемонстрировать, как оно падает. Для того, чтобы услышать звук при падении, дети поневоле замолкают. А потом договориться с детьми, если показывается учителем это пёрышко, то в классе наступает тишина;
- для предотвращения наступления переутомления используются разнообразные средства, например, чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование красочного дидактического, раздаточного материала и других средств наглядности. Следует помнить, что большее внимание ребят с РАС привлекают те наглядные пособия, в изготовлении которых они сами принимали участие;
- создавать ситуации успеха.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.