Рабочая программа
по природоведению
для 6 класса
(индивидуальное обучение на дому)
Составитель:
Зиновьева Наталья Михайловна
2024-2025 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению разработана в соответствии с документами:
1. Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 48, п. 1.1) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
2. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014г.
3. Письма Министерства образования и науки РФ / Департамента государственной политики в сфере общего образования «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08-1786.
4. Положения о рабочей программе по предмету…
5. Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022г. N 1026 с изменениями на основании приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 17.07.2024г. № 495.
6. Учебного плана школы.
7. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.09.2020г. № 28 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».
При составлении рабочей программы для индивидуального обучения были учтены особенности познавательной деятельности, психофизического развития, возможности обучающейся, особенности эмоционально-волевой сферы.
Цель:
- освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально – личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.
Задачи:
- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
- формирование географических представлений о формах поверхности, водоёмах, населении, городах и др.
- формирование предметных и обще учебных умений и навыков;
- воспитание патриотических чувств, видения красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
- воспитание социально – значимых качеств личности;
- формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений).
Учебная программа ориентирована на учебник Природоведение. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т.М Лифанова, Е.Н Соломина. – 5 – изд. М. Просвещение, 2022 г.
Содержание учебного предмета 6 класс
(0,5 часа в неделю, 17 часов в год)
Растительный мир (4 ч.)
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений. Строение растений. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы. Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. Красная книга России.
Животный мир (8 ч)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Домашние животные в городе и в деревне. Уход за животными в живом уголке или доме.
Человек (5 ч)
Как устроен наш организм. Здоровый образ жизни человека. Осанка. Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний. Специализации врачей. Медицинские учреждения вашего города. Обобщающий урок. Неживая и живая природа.
Планируемые результаты:
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоёмы, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;
- представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определённым группам с учётом различных оснований для классификации (золото–полезное ископаемое, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные (металлы);
- выделение существенных групп объектов;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями;
Личностные результаты
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих территорию нашей страны.
- Формирование готовности к самостоятельной жизни. Формирование знаний о правилах поведения в быту и в природе (соблюдение правил пользования водой в быту, правила проветривания помещений).
Формирование стремлений соблюдать и вести здоровый образ жизни.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Развитие навыков социальной адаптации через знакомство со своим краем (природа, достопримечательности, население, традиции, обычаи).
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
№ урока в разделе |
Наименование разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректированные сроки прохождения |
|
Растительный мир ( 4 часа) |
|||||
1 |
1. |
Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений. |
|
|
|
2 |
|
Строение растений. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы. |
|
|
|
3 |
2. |
Лиственные деревья. Хвойные деревья. |
|
|
|
4 |
|
Дикорастущие кустарники. Культурные кустарники. |
|
|
|
5 |
3. |
Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. |
|
|
|
6 |
|
Комнатные растения. Уход за комнатными растениями. |
|
|
|
7 |
4. |
Растительный мир разных районов Земли. Растения нашей страны. |
|
|
|
8 |
|
Растения вашей местности. Красная книга России и вашей области (края). |
|
|
|
Животный мир ( 8 часов) |
|||||
9 |
1. |
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. |
|
|
|
10 |
|
Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. |
|
|
|
11 |
2. |
Насекомые. Бабочки, стрекозы, жуки. |
|
|
|
12 |
|
Кузнечики, муравьи, пчёлы. |
|
|
|
13 |
3. |
Рыбы. Морские и речные рыбы. |
|
|
|
14 |
|
Земноводные. Лягушки, жабы. |
|
|
|
15 |
4. |
Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы. |
|
|
|
16 |
|
Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы. |
|
|
|
17 |
5. |
Лебеди, журавли, чайки. Птицы вашего края. Охрана птиц. |
|
|
|
18 |
|
Млекопитающие. Млекопитающие суши, морей и океанов. |
|
|
|
19 |
6. |
Домашние животные в городе и деревне. |
|
|
|
20 |
|
Сельскохозяйственные животные. |
|
|
|
21 |
7. |
Домашние животные. Уход за животными в живом уголке или дома. |
|
|
|
22 |
|
Аквариумные рыбки. Попугаи, канарейки. |
|
|
|
23 |
8. |
Животный мир нашей страны. |
|
|
|
24 |
|
Охрана животных. Красная книга области. |
|
|
|
Человек (5 часов) |
|||||
25 |
1. |
Как устроен наш организм. Как работает наш организм. |
|
|
|
26 |
|
Здоровый образ жизни человека. Осанка. Органы чувств. |
|
|
|
27 |
2. |
Здоровое питание. |
|
|
|
28 |
|
Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. |
|
|
|
29 |
3. |
Оказание первой медицинской помощи. |
|
|
|
30 |
|
Профилактика простудных заболеваний. |
|
|
|
31 |
4. |
Специализации врачей. |
|
|
|
32 |
|
Медицинские учреждения вашего города, телефоны экстренной помощи. |
|
|
|
33 |
5. |
Медицинские учреждения вашего города, телефоны экстренной помощи. |
|
|
|
34 |
|
Обобщающий урок. Неживая и живая природа. |
|
|
|
Итого: 17 ч. |
|||||
Изменения, внесённые в текст, содержание и календарно – тематическое планирование программы
№ п/п |
Изменения |
Обоснование |
|
|
|
|
|
|
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / Министерства образования и науки Р.Ф –М.:» Просвещение», 2017 г
2. Учебник Природоведение. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Т.М Лифанова, Е.Н Соломина. – 5 – изд. М. Просвещение, 2022 г.
3. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
4. Серия «Эрудит». Мир растений. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006
Согласовано на заседании ШМО
на заседании ШМО педагогов надомного обучения
Пр. № 1 от «27» августа 2024 г.
Руководитель ШМО __________
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.