Бардовская (авторская) песня.
Цели: поближе познакомить учащихся с жанром авторской песни.
Задачи:
- обучающая – приобщить учащихся к бардовской песне.
- развивающая – развивать слушательскую культуру учащихся.
- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 мин.)
(Музыкальное приветствие учителя и учеников. (слова «Добрый день, ребята» пропевается импровизированной мелодией учителем, дети повторяют мелодию со словами «Добрый день, учитель»).
II. Изучение нового материала. ( 18 мин.)
(Фрагмент видеофильма «Высоцкий В. В. 60-е») (3 мин.)
- Ребята, кого вы увидели? Кто он? Как называют таких исполнителей песен? Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?
- Этот и последующий урок мы посвятим с вами бардовской песне. Этот жанр имеет и другие названия – авторская, туристская, студенческая песня.
- Кто же такие барды? Откройте электронную музыкальную энциклопедию на компьютере или возьмите на своих столах музыкальные энциклопедии и найдите слово «Бард», прочтите определение. (ответы 2-х человек с пояснениями) (4 мин.)
(« Бард» (от англ. и ирланд. Bard – певец) - народный певец у древних кельтских племён. В средние века бардами называли профессиональных поэтов-певцов, служивших при княжеском дворе в Ирландии, Уэльсе и Шотландии. В наши дни бардами иногда называют создателей авторской песни)
- Как вы думаете, кто были первые барды на Руси, и на каких инструментах они играли?
(Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – древние слагатели былин (баяны), певцы-художники. Автор стихов и музыки является непременным исполнителем.)
- Дальнейшее развитие авторской песни происходило следующее:
(показ слайда) (1 мин.)
*городской романс
*кант (бытовая многоголосная песня)
*крестьянские песни
*творчество декабристов
*революционные молодёжные песни 20-х годов
*песни беспризорников
*студенческий фольклор
- Определяя сущность авторской песни, основоположник бардовского движения Б. Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», А В. В. Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару)
(показ слайда с песнями В. Высоцкого и Окуджавы). (4 мин.)
- Авторскую песню запрещали, обвиняли в непрофессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными Разумеется, попадали эти песни и в города и поселки Красноярского края, где в то время только начиналось развитие бардовского движения. Начало организации бардовского движения в Красноярском крае было положено осенью 1967 года, красноярским молодежным клубом «Горизонт», с тех пор в Красноярский край стали приезжать известные барды страны и появились свои сибирские барды.
(показ слайда с песнями бардов о Сибири и Красноярском крае). (4 мин.)
- Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны, как вы думаете? (2 мин.)
(В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня - искренний разговор по душам со слушателем. Как бы наедине со всеми. Авторы-исполнители хотят, чтобы мы увидели мир их глазами, поняли его несовершенство, его суетность и непостоянство Барды 60-х пели о любви и романтике, о дружбе и взаимовыручке, о кострах и походах, о победах и поражениях, о силе и слабости человеческого духа – то есть о жизни во всех её проявлениях).
-Как найти себя в жизни? Как стать личностью? Каждый из нас решает сам, а барды помогают нам своими песнями-размышлениями.
III. Слушание и разучивание бардовских песен. (19 мин.)
( диск «Караоке авторская песня») (В. Высоцкий «Песня о друге», «А сыновья уходят в бой», «Я не люблю», Окуджава Б. «До свидания, мальчики!», Ю. Визбор «Милая моя», Ю. Кукин «За туманом» О. Митяев «Как здорово!»)
( Одновременно для одаренных детей - викторина «Угадай барда»)
IV. Итог урока. Выставление оценок. (2 мин.)
- К «легкой» или «серьезной» музыке вы отнесёте авторскую песню, почему?
- Музыка может быть легкой по содержанию и восприятию. Очень важно, что бы человек стремился не только без разбора слушать лёгкую музыку, ориентируясь на капризы моды, но и понимать серьезную музыку, дающую пищу уму и сердцу. Такой, по моему мнению, является музыка авторов исполнителей, бардов XX века.
- Заинтересовались ли вы музыкой бардов? На следующем уроке мы более подробно поговорим о тематике этих песен и коснёмся имён авторов.
4. Итог урока
Учебно-материальное обеспечение:
1. Литература: Учебник, программа.
2. Наглядные пособия: портреты авторов.
слуховая наглядность: В. Берковский, С. Никитин «Ночная дорога», О. Митяев «Как здорово», Б. Окуджава «До свидания мальчики», Ю. Визбор «Милая моя».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.