«Башкортостан – мой край,
моя Республика!»
Разработала и провела
воспитатель МАДОУ
Детский сад № 9 «Аленушка»
г. Бирска
Масалимова В.В.
Цель:
- воспитание у детей патриотизма;
- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;
- развивать двигательную активность через игры.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления детей о Республике Башкортостан, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;
-продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа;
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;
- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.
Развивающие:
- развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;
- обогащать словарный запас и расширить кругозор;
- развивать двигательную активность
Воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;
- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;
Оборудование:
1. Кубы с изображением
ü карты Республики Башкортостан
ü достопримечательности города Уфы
ü герб Республики Башкортостан
ü флаг Республики Башкортостан
ü люди в национальных костюмах
ü музыкальные инструменты
ü праздник «Сабантуй»
2. Музыкальное сопровождение
Предварительная работа.
Ø Беседы о родном крае, о столице Республики городе Уфе, о родном городе
Бирск, о жителях Башкортостана;
Ø Заучивание стихов.
Звучит башкирская музыка, дети становятся у центральной стены.
1. Воспитатель: Здравствуйте дети, здравствуйте гости!
В день рождения Башкортостана c уважением принимаем гостей.
- Посмотрите сколько необычных кубов и нас сегодня в зале, и из них мы предлагаем вам построить «Дом дружбы» - это и будет нашим подарком любимой нашей республике Башкортостан.
Давайте посмотрим на один из них, что изображено на этом кубе?
(Карта Башкортостана)
- Если посмотреть на карту нашей республики, то здесь мы увидим все города и села; столицу нашей республики – г. Уфа и наш родной город – Бирск, а также горы, реки, леса родного края.
Послушайте стихи о нашей Родине
1. Я у карты Родины стою,
Узнаю Башкирию свою.
Мне она напоминает руку,
А вернее, крепкую ладонь,
Искренне протянутую другу,
За друзей готовую в огонь.
(М. Карим)
2. Там, где сладко пахнет смородиной,
Там, где дом и родная семья –
Это все называется родина,
Дорогая родная земля!
3.Даже солнце здесь светит теплее,
И ромашки красивей растут,
И горжусь я землею своею,
Здесь хорошие люди живут..
(Гузель Терегулова)
Песня о Родине
2. Ведущий: Ставим еще один куб. как вы думаете, что изображено на этом кубе?
(г. Уфа)
- Новый день над городом рождается,
И по свету катится молва:
С монумента «Дружбы» начинается,
С дружбы начинается Уфа.
- Послушаем, как башкирские поэты воспевают в своих стихах столицу Башкортостан г. Уфу.
Ребенок. Как люблю тебя, Уфа,
Ты – моя столица,
И красива, и стройна,
Мы с тобой гордимся.
Наши парки и дома
И светлы, и чисты.
Ну, а жители дружны
Честь тебе столица!
(М. Карим)
Воспитатель: Ребята, а какие же города нашей республики вы знаете? (ответы детей)
Как называется город, в котором мы живем?
(г. Бирск)
Послушайте стихотворения о нашем городе.
1. Я люблю свой край родной,
Край мой благодатный.
Восхищаюсь всем душой
Красотою знатной.
Бельские просторы
Рощи и луга
Реки и озера –
Родина моя!
2. Бирских яблок слаще нет,
Меда нет вкуснее,
Полевых цветов букет
Не найдешь нежнее.
3. Люди добрые живут
В бирском нашем крае,
Песни звонкие поют,
Город прославляя.
Воспитатель ставит следующий куб с изображением Герба
- Что вы видите? (Это герб республики Башкортостана)
- Кто изображен на фоне восходящего солнца?
(Салават Юлаев)
- Кто такой Салават Юлаев? (Это национальный герой башкирского народа, поэт, воин – джигит)
Издавна башкирский народ воспевал своего национального героя Салавата Юлаева в своих стихах и песнях.
Послушайте одно из таких стихотворений.
Песня о Салавате – батыре
Салавата могучий конь,
Первым устремился в бой,
Его хозяин – живой огонь –
Воинов песней зовет за собой.
Ведущий: Не только в стихах и песнях воспевал башкирский народ смелых воинов – джигитов. Но и в танцах.
Танец «Толпары» (танцуют дети старшей группы)
4. Воспитатель ставит еще один куб.
- Что на нем изображено? (Флаг)
- Посмотрите, какой он красивый.
Какие цвета вы видите на флаге? (синий, белый, зеленый).
-Что они означают?
Синий цвет – безоблачное небо,
Белый – чистота нашей души, воздух,
Зеленый – вера в жизнь, изобилие.
В центре флага – цветок курая – это олицетворяет семь родов.
Флаг и герб – это государственная символика.
К ней относится еще гимн – это торжественная музыка,
которая звучит на праздниках и слушают его стоя.
5. Воспитатель ставит следующий куб с изображением людей в
национальных костюмах.
- Что изображено на кубе? (Люди в национальных костюмах).
– Наш край очень богат и красив, здесь есть и горы и леса, озера и
реки, но самое главное богатство – это наши люди.
- А какие национальности проживают на территории нашей
республики? (башкиры, татары, русские, мари, чуваши и т.д.)
Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
Уж так повелось у нас на свете
Мог народ без хлеба и сапог,
Мог без солнца и огня на свете,
Лишь без песен наш народ не мог.
Воспитатель: В исполнении наших воспитателей прозвучит татарская песня.
6. Воспитатель ставит следующий куб с изображением башкирских
музыкальных инструментов.
- Что изображено на следующем кубе? (Курай)
- Из чего он сделан?
(Он сделан из стебля растения – курай)
Сейчас послушаем стихи о курае.
1. Курай
Там, где родились мы,
И тростник поет.
Спросите, что это,
Каждый назовет!
Мелодичный мой курай,
Прославляй любимый край!
(М. Хасимова)
2. Я кураю очень рад –
Хорошо играет брат,
Под курай плясать и петь
Развлеченье для ребят.
(М. Гали)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Курай» и послушать звучание инструмента в исполнении нашего гостя. (Проводится игра 2 раза).
Ведущий: У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, у марийского народа это тальянка. (Исполняется марийский танец).
Воспитатель: У русского народа – это деревянные ложки (Дети старшей группы исполнят русский танец).
7. Воспитатель берет следующий куб.
Здесь изображен праздник «Сабантуй».
- На этом празднике проводятся различные конкурсы, игры. (Соревнования, такие как «Корэш» - это борьба, скачки на лошадях, лазание по шесту, бег в мешках и т.д.)
Вот и наши гости из подготовительной группы покажут нам игру «Найди свою юрту».
Воспитатель: Посмотрите мы с вами построили новый Дом - Дружбы.
А чтобы украсить Дом соткем ковер с башкирским орнаментом.
Танец «Выделывание ковра»
Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались, чтобы наш Дом Дружбы получился красивым.
Исполним песню «Дом - Дружбы» (сл. и муз. Н. Гизбрехт).
Воспитатель: Сегодня мы говорили о родном Башкортостане,
Хочется пожелать, чтобы в нашей республике был мир и взаимопонимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.