Башкортостан – мой край, моя Республика!
Оценка 4.7

Башкортостан – мой край, моя Республика!

Оценка 4.7
Документация
doc
окружающий мир
Детсад
16.02.2023
Башкортостан – мой край,  моя Республика!
Цель: - воспитание у детей патриотизма; - приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами; - развивать двигательную активность через игры. Задачи: Образовательные: - расширять представления детей о Республике Башкортостан, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа; -продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа; - продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми; - продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий. Развивающие: - развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы; - обогащать словарный запас и расширить кругозор; - развивать двигательную активность Воспитательные: - воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре; - формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре.
Башкортостан-мой край. моя Республика (методич разработка.doc

 

 

 

 

 

 

 

«Башкортостан – мой край,

моя Республика!»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   Разработала и провела                    

                                                                 воспитатель МАДОУ

                                                                                 Детский сад № 9 «Аленушка»               

                                              г. Бирска

                                                          Масалимова В.В.

                                                                            

 

 

 

Цель:

- воспитание у детей патриотизма;

- приобщение к культуре Башкортостана через легенды, игры, напевы, танцы башкирского народа, знакомство с музыкальными инструментами;

- развивать двигательную активность через игры.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о Республике Башкортостан, как о родном крае, как о том месте, где он родился и живет и закреплять умение ценить культуру башкирского народа;

-продолжать знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными играми;

- продолжать знакомить детей с башкирскими народными музыкальными инструментами, историей их создания и умения слышать и понимать красоту звучания народных мелодий.

Развивающие:

- развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы;

- обогащать словарный запас и расширить кругозор;

- развивать двигательную активность

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к национальной культуре;

- формировать интерес к познанию родного края и к ее культуре;

Оборудование:

 

1.    Кубы с изображением

ü карты Республики Башкортостан

ü достопримечательности города Уфы

ü герб Республики Башкортостан

ü флаг Республики Башкортостан

ü люди в национальных костюмах

ü музыкальные инструменты

ü праздник «Сабантуй»

2.                 Музыкальное сопровождение

Предварительная работа.

Ø    Беседы о родном крае, о столице Республики городе Уфе, о родном городе

           Бирск, о жителях Башкортостана;

Ø    Заучивание стихов.

 

 

 

 


Звучит башкирская музыка, дети становятся у центральной стены.

 

1.    Воспитатель: Здравствуйте дети, здравствуйте гости!

 

 В день рождения Башкортостана c уважением принимаем гостей.

- Посмотрите сколько необычных кубов и нас сегодня в зале, и из них мы предлагаем вам построить «Дом дружбы» - это и будет нашим подарком любимой нашей республике Башкортостан.

Давайте посмотрим на один из них, что изображено на этом кубе?

                                (Карта Башкортостана)

- Если посмотреть на карту нашей республики, то здесь мы увидим все города и села; столицу нашей республики – г. Уфа и наш родной город – Бирск, а также горы, реки, леса родного края.

Послушайте стихи о нашей Родине

 

1.     Я у карты Родины стою,

Узнаю Башкирию свою.

Мне она напоминает руку,

А вернее, крепкую ладонь,

Искренне протянутую другу,

За друзей готовую в огонь.

                                           (М. Карим)

 

                                         

                                          2. Там, где сладко пахнет смородиной,

                                               Там, где дом и родная семья –

                                              Это все называется родина,

                                              Дорогая родная земля!

3.Даже солнце здесь светит теплее,

       И ромашки красивей растут,

       И горжусь я землею своею,

       Здесь хорошие люди живут..

                                                  (Гузель Терегулова)

Песня о Родине

2.         Ведущий: Ставим еще один куб. как вы думаете, что изображено на этом кубе?

                                    (г. Уфа)

- Новый день над городом рождается,

И по свету катится молва:

С монумента «Дружбы» начинается,

С дружбы начинается Уфа.

- Послушаем, как башкирские поэты воспевают в своих стихах столицу Башкортостан г. Уфу.

 

Ребенок.  Как люблю тебя, Уфа,

                 Ты – моя столица,

                 И красива, и стройна,

                 Мы с тобой гордимся.

                                     Наши парки и дома

                                     И светлы, и чисты.

                                     Ну, а жители дружны

                                     Честь тебе столица!

                                                                       (М. Карим)

Воспитатель: Ребята, а какие же города нашей республики вы знаете? (ответы детей)

Как называется город, в котором мы живем?

(г. Бирск)

                                  

Послушайте стихотворения о нашем городе.

1.    Я люблю свой край родной,

Край мой благодатный.

Восхищаюсь всем душой

Красотою знатной.

                          Бельские просторы

                          Рощи и луга

                          Реки и озера –

                                        Родина моя!

 

2.    Бирских яблок слаще нет,

    Меда нет вкуснее,

    Полевых цветов букет

    Не найдешь нежнее.

 

3.    Люди добрые живут

В бирском нашем крае,

Песни звонкие поют,

Город прославляя.

 

Воспитатель ставит следующий куб с изображением Герба

- Что вы видите? (Это герб республики Башкортостана)

- Кто изображен на фоне восходящего солнца?

               (Салават Юлаев)

- Кто такой Салават Юлаев? (Это национальный герой башкирского народа, поэт, воин – джигит)

Издавна башкирский народ воспевал своего национального героя Салавата Юлаева в своих стихах и песнях.

Послушайте одно из таких стихотворений.

 

 

 

 

Песня о Салавате – батыре

 

Салавата могучий конь,

Первым устремился в бой,

Его хозяин – живой огонь –

Воинов песней зовет за собой.

Ведущий: Не только в стихах и песнях воспевал башкирский народ смелых воинов – джигитов. Но и в танцах.

 

 

Танец «Толпары» (танцуют дети старшей группы)

 

 

4.    Воспитатель ставит еще один куб.

- Что на нем изображено?    (Флаг)

- Посмотрите, какой он красивый.

Какие цвета вы видите на флаге? (синий, белый, зеленый).

-Что они означают?

Синий цвет – безоблачное небо,

Белый – чистота нашей души, воздух,

Зеленый – вера в жизнь, изобилие.

В центре флага – цветок курая – это олицетворяет семь родов.

Флаг и герб – это государственная символика.

К ней относится еще гимн – это торжественная музыка,

которая звучит на праздниках и слушают его стоя.

 

 

5.    Воспитатель ставит следующий куб с изображением людей в   

   национальных костюмах.

- Что изображено на кубе? (Люди в национальных костюмах).

    – Наш край очень богат и красив, здесь есть и горы и леса, озера и  

   реки, но самое главное богатство – это наши люди.

   - А какие национальности проживают на территории нашей  

  республики? (башкиры, татары, русские, мари, чуваши и т.д.)

  Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.

      Уж так повелось у нас на свете

      Мог народ без хлеба и сапог,

      Мог без солнца и огня на свете,

      Лишь без песен наш народ не мог.

 

Воспитатель: В исполнении наших воспитателей прозвучит татарская песня.

 

6.    Воспитатель ставит следующий куб с изображением башкирских    

   музыкальных инструментов.

-  Что изображено на следующем кубе? (Курай)

    -  Из чего он сделан?

       (Он сделан из стебля растения – курай)

       Сейчас послушаем стихи о курае.

 

 

 

 

1.    Курай

Там, где родились мы,

И тростник поет.

Спросите, что это,

Каждый назовет!

Мелодичный мой курай,

Прославляй любимый край!

                                          (М. Хасимова)

                                               2. Я кураю очень рад –

                                                        Хорошо играет брат,

                                                        Под курай плясать и петь

                                                        Развлеченье для ребят.

                                                                                        (М. Гали)

 

 

 

 

Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Курай» и послушать звучание инструмента в исполнении нашего гостя. (Проводится игра 2 раза).

Ведущий: У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, у марийского народа это тальянка. (Исполняется марийский танец).

 

 

 

Воспитатель: У русского народа – это деревянные ложки (Дети старшей группы исполнят русский танец).

 

 

7.    Воспитатель берет следующий куб.

Здесь изображен праздник «Сабантуй».

- На этом празднике проводятся различные конкурсы, игры. (Соревнования, такие как «Корэш» - это борьба, скачки на лошадях, лазание по шесту, бег в мешках и т.д.)

Вот и наши гости из подготовительной группы покажут нам игру «Найди свою юрту».

 

Воспитатель: Посмотрите мы с вами построили новый Дом - Дружбы.

 

 

А чтобы украсить Дом соткем ковер с башкирским орнаментом.

 

Танец «Выделывание ковра»

 

Воспитатель: Молодцы ребята, все постарались, чтобы наш Дом Дружбы получился красивым.

Исполним песню «Дом - Дружбы» (сл. и муз. Н. Гизбрехт).

 

Воспитатель: Сегодня мы говорили о родном Башкортостане,

Хочется пожелать, чтобы в нашей республике был мир и взаимопонимание!

 

                                                        


Башкортостан – мой край, моя

Башкортостан – мой край, моя

Цель : - воспитание у детей патриотизма; - приобщение к культуре

Цель : - воспитание у детей патриотизма; - приобщение к культуре

Республики Башкортостан ü люди в национальных костюмах ü музыкальные инструменты ü праздник «Сабантуй» 2

Республики Башкортостан ü люди в национальных костюмах ü музыкальные инструменты ü праздник «Сабантуй» 2

Звучит башкирская музыка, дети становятся у центральной стены

Звучит башкирская музыка, дети становятся у центральной стены

Там, где сладко пахнет смородиной,

Там, где сладко пахнет смородиной,

Послушайте стихотворения о нашем городе

Послушайте стихотворения о нашем городе

Песня о Салавате – батыре

Песня о Салавате – батыре

Воспитатель ставит следующий куб с изображением людей в национальных костюмах

Воспитатель ставит следующий куб с изображением людей в национальных костюмах

Курай Там, где родились мы,

Курай Там, где родились мы,

Воспитатель: У русского народа – это деревянные ложки (Дети старшей группы исполнят русский танец)

Воспитатель: У русского народа – это деревянные ложки (Дети старшей группы исполнят русский танец)

На этом празднике проводятся различные конкурсы, игры

На этом празднике проводятся различные конкурсы, игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2023