ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫЕ СИСТЕМЫ. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ
Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1:
Моя цель ________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Запишите общую цель занятия.
Общая цель на занятии _____________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Изучите определение ИПС и приведите примеры информационно-поисковых систем.
Информационно-поисковые системы – программные системы для хранения, поиска и выдачи интересующей пользователя информации.
Например: поисковая система Rambler.ru в Internet, сотовый телефон
Примеры: _______________________________________________________________________________________________________________
Любая ИПС – это база данных, хранящая специализированную, систематизированную информацию.
Задание 4. Исследуйте определения БД и СУБД:
БД – организованная совокупность взаимосвязанных данных. Для достаточно эффективного их использования.
Например: телефонная книга, учебный журнал.
Примеры: ________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. исследуйте виды БД, зависящие от способа хранения данных, и приведите свои примеры БД в предложенной схеме.
Иерархические БД информация хранится в виде древа, состоящая из объектов различных уровней. Каждый объект может содержать несколько объектов более низкого уровня. Пример: каталог папок на ПК |
Сетевая БД каждый объект БД может быть связан с любым другим объектом БД. Пример: Internet. |
Реляционная (табличная) БД содержит перечень объектов с одинаковыми свойствами и представлена в виде двумерной таблицы (а чаще – нескольких связанных между собой таблиц). Пример: телефонная книга
|
||||||||||||
пример: |
пример: |
пример:
|
Задание 6: Исследуйте Основные возможности БД:
1. ввод информации в БД и обеспечение ее логической целостности
2. возможность корректировки данных и удаление устаревшей информации
3. поиск информации с заданными свойствами
4. автоматическое упорядочивание информации в соответствии с определенными требованиями.
5. обеспечение коллективного доступа к данным нескольких пользователей одновременно.
6. защита от несанкционированного доступа
Задание 7: Ответьте на вопросы, опираясь на возможности БД:
1. Какие действия вы можете производить в БД, хранящей информацию о расписании поездов? __________________________________Почему другие действия с этой БД Вам не доступны? _____________________________________. Могут ли в это время на другом терминале работать с этой БД? _________________________?
2. Какие действия Вы можете выполнять с терминала при работе с БД оплата счета сотовой связи? _______________________________________ Почему другие действия Вам не доступны?_____________________________________________________________________________________
Наиболее распространенной программой, работающей с реляционной БД является программа СУБД ACCESS, которую мы будем рассматривать на занятиях, как теоретическом, так и практическом.
СУБД Access – это реляционная полно-функциональная система управления базами данных, позволяющая размещать не только данные, но и методы обработки этих данных.
Например: база данных банка содержит не только информацию о своих клиентах, но и методы и средства, позволяющие каждому клиенту оперировать только с теми данными, которые входят в его компетенцию.
ИССЛЕДУЕМ ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БД ACCESS И ОСНОВНЫЕ АЛГОРИТМЫ РАБОТЫ В ПРОГРАММЕ
Задание 9 исследуем основные функции СУБД ACCESS:
1. Определение данных – определяется, какая именно информация необходима пользователю, как она хранится в БД; задаются типы данных, а также взаимосвязь между данными
2. Обработка данных – сортировка, замена, поиск, фильтрование, объединение, вычисление, создание печатных копий, выполнение запросов соответствующим критериям.
3. Управление данными – может указать, кому был разрешен доступ к программе, кому разрешена корректировка данных программы, кто может вносить новую информацию, кто удалять
Задание 10. Опишите внешний вид окна программы БД.
ЗАПОМНИ: В MS Access, имя файла задается ДО создания новой базы (как, например, в MS Word или Excel). Сделано это из соображений обеспечения сохранности данных. Все изменения, вносимые в базу данных, сразу же отображаются и в ее файлах. Поэтому, пока Вы не определите папку и имя БД, программа не откроет окно БД.
Задание 9: Исследуйте назначение основных объектов базы данных, имеющей расширение .MDB
Каждый представленный ниже объект БД имеет имя, и представляется в отдельных окнах, переход между которыми осуществляется через панель объектов.
Объекты БД |
Назначение |
Таблица |
Вся информация в БД храниться в виде таблиц. Это базовый объект, используется для хранения и структурирования данных. Все остальные объекты создаются на ее основе. |
Запросы |
Это производная от таблицы или ранее созданного запрос, в которой хранятся данные, удовлетворяющие каким – либо параметрам. Главная задача запроса – отбор данных. В дальнейшем, если произошло изменении информации в БД, то и в запросе произойдет обновление информации. В запросе может участвовать как одна таблица, так и все, находящиеся в БД или ранее созданные запросs/ |
Форма |
Формы позволяют отображать табличные данные в более удобном виде. Структура таблицы преобразовывается в произвольном виде. Форма может содержать рисунки, графики и другие внедренные объекты |
Отчет |
Предназначены для формирования печатной формы, для ее транспортировки на принтер. Отчет может быть сформирован на основе данных таблицы или запроса, причем не все столбцы могут участвовать в создании формы |
Макросы и модули |
Объекты, предназначенные для автоматизации выполнения операций с данными |
Страницы |
Специальный тип WEB – страниц, предназначенный для работы с базой данных через Internet |
Задание 10. Исследуем основные элементы таблицы Реляционной структуры и требования к ним:
Например, |
|||
Фамилия |
Имя |
Год рождения |
Место рождения |
Бендер |
Остап |
1897 |
г. Одесса |
Лапиев |
Иван |
1987 |
г. Киров |
Ответьте на вопрос: Сколько полей в данной таблице __________________________ Сколько записей в таблице: ______________________________
|
Требования к полю:
1. должно иметь уникальное имя, содержать не более 64 знаков, при этом допустимы любые символы, кроме точки, восклицательного знака и угловых скобок 2. определена ширина поля до 256 символов 3. определен тип вводимых данных.
|
Дополнительные рекомендации: · имена сотрудников удобнее размещать в 3 полях: поле 1 – Фамилия, поле 2- Имя, поле 3 – Отчество · Не создавайте таблиц с аналогичными данными, например: «товар 1», «товар 2», «товар 3». Рациональнее создать отдельную таблицу, где будет указан список товаров. · Каждая таблица должна содержать поля, отражающие данные по одной тематике |
Реляционная база данных – табличная форма (см. рисунок), где каждый столбец –
поле, а каждая строка - запись
Задание 11. Исследуйте типы данных используеме в СУБД MS Access.
|
Тип данных |
Пояснения |
Пример |
1. |
Счетчик |
автоматический ввод натуральных чисел (без действий пользователя) |
Числовое значение от 1 до +∞ |
2. |
Денежный |
предназначен для ввода денежного эквивалента: определяется денежная единица и количество знаков после запятой |
14,20р. |
3. |
Дата/время |
требует ввода даты, месяца и года или часы, минуты и секунды |
26.08.2004 |
4. |
Текстовое |
предназначено для ввода букв, чисел, знаков и символов, с максимальным количеством символов 255 |
Любой набор букв, цифр, знаков, символов |
5. |
МЕМО |
аналогично текстовому типу данных, но его длина в количестве 32000 знаков |
|
6. |
Числовой |
вводятся действительные числа, разделитель – запятая |
Только действительные числа |
7. |
Логическое |
требует однозначного ответа «Да» или «Нет»; обозначает истина или Ложь |
Наличие \ отсутствие галочки (R\¨) |
8. |
OLE |
поле внедряемого объекта: текстового документа, электронной книги, графического объекта, музыкального файла и т.п. Максимальный объем данных в этом поле может достигать 128 Мбайт. |
Вводится фраза «Объект» или значок |
9. |
Гиперссылка |
адреса гиперссылок |
Прописывает ссылка на другой объект |
10. |
Мастер подстановок |
налагает ограничения на значения в поле и установки связи между таблицами по выбранному полю. Тип данных определяется автоматически по типу данных связанного поля |
Наличие открывающегося списка, |
От типа данных зависят те действия, которые можно с ними производить. Например, с числовыми данными можно выполнять арифметические действия и операции сравнения, а с текстовыми и логическими – нельзя. |
ЗАПОМНИ: Таблица, как и любой другой объект БД (форма, отчет…) может находиться в двух основных режимах – режиме конструирования и режим просмотра. Пиктограмма позволяет переключиться в режим Конструктора из режима Просмотра, пиктограмма позволяет переключиться из режима Просмотра в режим Конструктора.
Задание 12. Исследуйте приемы работы в двух режимах работы с объектом ТАБЛИЦА:
Пример 1 - Представление данных в структуре таблицы в режиме конструирования:
укажите, какие типы данных будут соответствовать выбранным полям
Поле |
Тип данных |
Поле |
Тип данных |
Код |
|
Стипендия |
|
Фамилия |
|
Размер стипендии |
|
Год поступления |
|
Краткая характеристика |
|
Дата рождения |
|
Фотография |
|
Пример 2 - Представление данных в таблице – в режиме просмотра:
заполните таблицу произвольными данными, согласно установленным типам данных в примере 1
Код |
Фамилия |
Год поступления |
Дата рождения |
Стипендия |
Размер стипендии |
Краткая характеристика |
фотография |
1 |
|
|
__.__.__ |
£ |
0р.00 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание 13: Исследуйте способы создания таблиц в БД
Режим КОНСТРУКТОР: позволяет самостоятельно определять структуру таблицы (количество полей, имена полей и их свойства) – рекомендуемый способ. В окне указываются: имена полей; определяются типы данных, устанавливаются свойства поля определяется ключевое поле |
Режим МАСТЕРА: предлагает готовые таблицы, в которых уже определены имена полей, их свойства и типы вводимых данных, наша задача – выбрать подходящие поля, согласно нашим условиям. При этом готовые данные таблиц можно дополнять и изменять. определяется тип БД; выбирается название БД; выбираются поля БД; ведется дальнейший диалог с программой с помощью командных кнопок . |
|
Режим ПУТЕМ ВВОДА ДАННЫХ: позволяет создать простейшую табличную форму, с текстовым типом данных и стандартными свойствами поля. При этом имена полей будут: Поле 1, Поле 2 и т.д. Такой способ создания таблицы менее рациональный, так как созданный макет таблицы практически весь придется корректировать: изменять имена полей, типы данных: |
||
ЗАПОМНИ: Прежде чем создать таблицу, мы создаем ее структуру. Это можно сделать 3 способами - в 3 режимах.
Задание 14: Исследуйте понятие и функции ключевого поля.
В одной БД может быть до нескольких таблиц. Для их связи в таблицах должны быть определены ключевые поля. Ключевое поле (первичный ключ) - это одно или несколько полей, значения которых однозначно определяют каждую запись в таблице. Значения в ключевых полях не должны повторяться или быть нулевыми. Поле, которое в рассматриваемой таблице не является первичным ключом, а в другой – является, называется Внешним (вторичным) ключом.
Марка изделия |
Код Поставщика |
Наличие на складе |
|
1 |
|
|
1 |
|
|
3 |
|
|
Внешний ключ |
|
Например: в БД даны 2 таблицы
Код Поставщика |
название |
1 |
Идеал |
2 |
Глобус |
3 |
Антей |
Первичный ключ |
|
Задание 15. Определите в предложенных таблицах, какое поле можно установить как первичный ключ:
1 |
Фамилия |
Год рождения |
Номер зачетной книжки |
Адрес проживания |
2 |
Номер записи |
Наименование товара |
Цена |
Количество |
Упаковка |
Поставщик |
|
Иванов |
1983 |
К-183 |
Орловская |
|
1 |
Молоко |
13,50р |
12 |
Пакет |
КМК |
|
Сидоров |
1983 |
Д-123 |
Воровского |
|
2 |
Кефир |
8,00р |
100 |
Короб |
КМК |
____________________________________________ ______________________________________________________________________
Задание 16: В предложенной БД, состоящей из трех таблиц, определите, какое поле будет являться первичным ключом – пометьте его слева значком ключа Ñ, какое – внешним – заштрихуйте данное поле (при этом может быть несколько ситуаций):
СИТУАЦИЯ 1: СИТУАЦИЯ 2
Задание 17: исследуйте виды связей между таблицами одной БД:
Между таблицами могут быть установлены три вида связей:
«один к одному» (1®1): когда все таблицы имеют одинаковое поле первичного ключа
«один ко многим» (1 ®∞): когда устанавливается связь между полем таблицами с полем первичного ключа и таблицей с полем внешнего ключа
«многие ко многим» (∞®∞): когда устанавливается связь между таблицами с полями одинаковых внешних ключей
Задание 18: Определить вид связей между таблицами. Укажите стрелочками, по каким полям будет установлена связь:
СИТУАЦИЯ 1
№ лич_дела |
Фамилия |
Имя |
|
№ лич_дела |
№ зачетки |
№ ст. билета |
Ключевое поле |
|
|
|
Ключевое поле |
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ 2
Название фирмы |
Адрес |
|
Код товара |
Название товара |
Название фирмы |
Ключевое поле |
|
|
Ключевое поле |
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________
СИТУАЦИЯ 3
Код товара |
Название товара |
Название фирмы |
|
Код магазина |
Название магазина |
Название фирмы |
Ключевое поле |
|
|
|
Ключевое поле |
|
|
____________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 19: Установите вид связи между таблицами в задании 16, соединив поля ломаными линиями.
ЗАПОМНИ: после того, как сконструированы таблицы: в них определены поля и типы вводимых данных; определены ключевые поля, установлены связи (если несколько таблиц в БД), осуществляется ввод данных в таблицы. Ввод может осуществляться двумя способами:
Первый способ – через таблицу. Второй способ - через форму (данный способ будет рассмотрен на практических занятиях)
Задание 20: Смоделируйте внешний вид таблицы, по заданной структуре и введите в таблицу 2 записи:
Имя поля |
Тип данных |
№ личного дела |
Счетчик |
Имя |
Текстовый |
Дата рождения |
Дата/время |
Наличие характеристики |
Логическое |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАПОМНИ: запрос создается после того, как в таблицы БД введены данные. Запросы подразделяются на простые и сложные. Простой запрос, как правило, содержит не более одной таблицы, а сложный может обращаться к данным из нескольких таблиц и содержать вычисляемые поля
При создании запроса используют операторы, примеры которых приведены в таблице приложение ( стр 76):
Задание 22: Исследуйте способы построения запросов:
Режим Мастера |
Режим Конструктора |
Дает возможность построения простого запроса |
Дает возможность построения как простого, так и сложного запроса, так же дает возможность редактирования запроса, созданного с помощью Мастера |
Подробные алгоритмы построения запросов будут рассмотрены на практических занятиях.
ОБЩИЙ АЛГОРИТМ (через режим Конструктора):
1. Запустить режим конструктора 2. Определить источник информации: таблицы или ранее созданные запросы 3. Определить таблицы, из которых выбрать поля, по которым создается запрос, поместив их в область строки ПОЛЕ 4. Определить условие отбора записей по выбранному полю 5. Установить значок P (или снять значок) в строке Вывод на экран: если значок P не установлен, то в результате запроса поле на экране не высветиться, но в запросе оно все равно участвует 6. Для выполнения запроса нажать на пиктограмму - результат появиться в виде таблицы с указанными в запросе полями.
|
|
Задание 23: Определите, какая информация будет найдена из БД по указанным запросам:
А) Предположим, что некоторая БД содержит поля: фамилия, год рождения, доход. При поиске по условию: год рождения > 1958 и доход < 3500 будут найдены лица, имеющие
|
|
|
|
|
|
Б) Запишите условие запроса так, чтобы из предложенной таблицы была выбрана следующая запись:
Номер записи |
Наименование товара |
Цена |
Количество |
Упаковка |
Поставщик |
1 |
Кефир |
11,50р |
120 |
Пакет |
КМК |
2 |
Молоко |
8,00р |
100 |
Короб |
КМК |
3 |
Кефир |
14,00р |
100 |
Короб |
ЧМЗ |
Кефир |
100 |
Короб |
Задание 24: Ознакомьтесь с рекомендациями по созданию БД.
Создание БД сложный процесс, подчиненный определенным правилам:
|
|
Домашнее задание. Разработайте БД «Домашняя библиотека», согласно требованиям: 2 таблицы, в которых указаны поля: автор, дата издания, издательство, количество страниц, цена, серия (фантастика, детектив и т.п.), переплет (мягкий, твердый). Установите связь между таблицами. Сформулируйте 2 запроса и определите результат поиска информации по запросу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.