Becha66@bk.ru
Оценка 4.9

Becha66@bk.ru

Оценка 4.9
Работа с родителями
docx
детская психология
СCУЗ, ВУЗ
10.01.2022
Becha66@bk.ru
Мастер-класс для родителей на тему "Конфликт"
Конфликт для родителей.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 компенсирующего вида»

г. Сосногорска

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МАСТЕР-КЛАСС

 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

на тему:

«КОНФЛИКТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагог-психолог д/с № 12

Пахтушкина Г.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 год

 

Дата проведения: 20 апреля  2021 года

Время проведения: 10.30  часов

Место проведения: музыкальный зал детского сада № 12

Участники семинара: родители  воспитанников  ДОО № 12 в количестве 12 человек  (по 2 родителя от группы)

Ведущий: Пахтушкина Галина Владимировна  - педагог-психолог ДОУ № 12

Цель мастер-класса: Оказание психологической помощи родителям в осмыслении понятия «конфликт», расширение спектра знаний о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях,  ориентация на создание партнерских отношений, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте.

Задачи:

-                     Формировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и в составе группы;

-                     Закреплять  умения и навыки, необходимые для  бесконфликтного общения  при взаимодействии родителей с педагогами ДОО,  с членами своей семьи;

-                     Развивать культуру общения, уважение к личности собеседника;

-                     Формировать умение отказываться от форм конфликтной субкультуры;

-                     Расширять опыт разрешения спорных вопросов  в реальной жизни.

Ход:

Ведущий: Добрый день. Большое спасибо вам, что нашли время для сегодняшней нашей встречи. Прежде, чем я озвучу цель нашей сегодняшней встречи, предлагаю вам познакомиться. В этом нам поможет упражнение

Упражнение «Восточный базар»

Каждый участник пишет на небольших листочках бумаги свое имя 5 раз. Затем эти листы сворачиваются дважды и складываются в шляпу. Ведущий перемешивает их и раздает каждому участнику по 5 свернутых листочков. Игроки разворачивают листочки, ищут того, чье имя написано, и вручают ему листок бумаги. Одновременно игроки ищут листочки со своим именем. Выигрывает тот, кто первым соберет листочки со своим именем. В ходе игры происходит взаимный обмен, шум, суета, поэтому упражнение называется «Восточный базар».

Ведущий: - Ну что ж, пока вы искали свое имя на листах бумаги, производили обмен, наверняка запомнили имена друг друга, познакомились.

 

Сегодня я предлагаю вам поговорить о конфликте. В нашей  жизни  это довольно частое явление:

·        Конфликт на уровне: муж – жена;

·        Конфликт на уровне: родитель – ребенок;

·        Конфликт на уровне: брат - сестра;

·        Конфликт на уровне: соседи, друзья;

·        Конфликт на уровне: подчиненный – руководитель, коллега и т.д.

 

Упражнение: «Что такое конфликт?»

Ведущий: Я предлагаю вам сейчас одним словом определить, что же такое конфликт? (каждый участник называет свое определение понятия «конфликт»). Затем ведущий вывешивает на мольберт список из 30 слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт».

 

диспут

стычка

раздор

перебранка

столкновение

распря

брань

размолвка

сражение

несогласие

дискуссия

разлад

скандал

неполадки

разногласие

драка

ссора

битва

нелады

схватка

перепалка

рукопашная

свалка

спор

потасовка

 

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает дословно «столкновение». В конфликте существуют две составляющие:

·             Конфликтная ситуация – это возникновение противоречия, это почва для возникновения конфликта;

·             Инцидент – это уже открытое столкновение мнений, позиций и т.д. Конфликт разрешается либо путем переговоров, либо военными действиями, либо не разрешается вообще.

Существует целая наука «Конфликтология», которую изучают студенты в ВУЗах.

 Как правило, мы всегда говорим о негативных последствиях конфликта. Но в то же время конфликт может выполнять и положительные   функции.

Упражнение: «Суд над конфликтом»

Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 группы: одни -  прокуроры, они должны отмечать отрицательные стороны конфликта (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности и т.д.). Вторая группа – адвокаты, называют положительные стороны конфликтов (получение новой информации, разрядка напряженности, рождение истины, движение к развитию и т.д.).

Конфликт сегодня признан нормой жизни, но все-таки человеку необходимо учиться регулировать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие в жизни.

Сейчас мы попробуем разрешить непростую ситуацию без конфликтов.

Игра: «Расскажи стихотворение»

Всем участникам предлагается карточка, на которой написано одно слово из известного стихотворения. Необходимо за две минуты всем построиться в ряд так, чтобы ведущий смог прочитать отрывок стихотворения:

У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том,

И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…

Главное условие игры – участники не должны произнести ни одного слова. Все перестроения, договоры должны происходить в полной тишине.

 

Ведущий: Конфликт  нередко предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный» (умный – глупый), что обуславливает поведение одного участника как обвиняющей стороны. Оппонент  же стремится не допустить давления на себя со стороны, часто реагируют агрессивно. Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Перед проведением следующего упражнения хочу напомнить вам одну народную мудрость: «Прежде, чем научиться говорить, научитесь слушать!»

Игра: «Художники»

Выбираются 8 человек, которые будут художниками, 4 эксперта.

Художники садятся на стулья спиной друг к другу. Четверым «дикторам» одновременно вручается рисунок. Они начинают рассказывать, как рисовать. Художники по указаниям изображают то, что изображено на рисунках, не видя образца. Эксперты в это время наблюдают, фиксируют фразы, указания, в то же время следят, чтобы рисование происходило честно. Затем художники и дикторы меняются, предлагается второй рисунок. Те, кто рисовали,  теперь объясняют тем, кто диктовал. Эксперты снова фиксируют, как идет объяснение. По окончании сравниваются оригиналы и получившиеся рисунки. Все могут высказаться о своих чувствах, эмоциях.

Вывод: необходимо использовать активное слушание: повторение, переспрашивание, перефразирование. Не надо бояться переспросить!

Ведущий: - Существуют различные стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях. Американский психолог Кеннет Томас разработал 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Участникам раздаются таблицы о стратегиях поведения в   конфликтной ситуации, демонстрационный экземпляр вывешивается на мольберт:

название стратегии

сущность стратегии

поведенческие проявления

последствия использования стратегии

конструктивные

деструктивные

Соперничество, конкуренция, конфронтация

(выигрыш – проигрыш)

Учет собственных интересов в ущерб интересов других

Настоять на своем во что бы то ни стало, доказать свою правоту другому, выиграть любой ценой

Достижение собственных интересов

У проигравшего остается обида, возможно ухудшение, разрыв отношений

Уступка, приспособление

(проигрыш – выигрыш)

Отказ от собственных интересов ради интересов другого

Согласиться с предложением другого, даже если ты внутренне не согласен, поступать так, как говорят другие

Сохранение отношений, экономия времени

Оппонент привыкает к уступкам и начинает игнорировать ваши интересы

Избегание

(проигрыш – проигрыш)

Минимальный учет интересов сторон

Делать вид. Что ничего не происходит в ответ на поведение, нарушающее твои интересы

Экономия времени, сохранение отношений, сохранение «лица»

Конфликт не разрешается, накапливается взаимная неприязнь, напряженность в отношениях, которая может в результате привести к эмоциональному срыву, к депрессии

Компромисс

(проигрыш – проигрыш)

Частичное удовлетворение интересов сторон

Уступить, только если тебе что-то предложат взамен

Быстрое разрешение конфликта

Решение принимается на уровне внешних, поверхностных интересов, а скрытые, истинные интересы не учитываются, это может привести к ухудшению отношений между сторонами впоследствии, породить новые конфликты

Сотрудничество

(выигрыш – выигрыш)

Максимально возможное удовлетворение интересов сторон, объединение усилий по поиску решения проблемы

Спросить другого, почему он поступает именно так, сказать о своих интересах, предложить совместно подумать над решением проблемы

Конфликт разрешается окончательно, нет угрозы возникновения конфликта в последующем

Для осуществления сотрудничества требуется время и готовность сторон к открытому обсуждению своих интересов, умение слушать, понимать другого

 

Ведущий дает характеристику стратегиям:

·        Конкуренция – сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

·        Избегание характеризуется отсутствием внимания,  как к своим интересам, так и к интересам партнера.

·        Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.

·        Приспособление – повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.

·        Сотрудничество – стратегия, позволяющая учесть интересы обеих сторон.

В  практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликта являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои положительные и отрицательные стороны.

Сейчас я предлагаю вам поработать с применением разных стратегий.

Упражнение: «Письмо губернатору»

Все участники делятся на 5 команд. Предлагается ситуация: Мы живем в прекрасном городе №. Накануне Нового года нам приходит письмо от губернатора города, в котором сообщается, что в связи с усилением бдительности и антитеррористической безопасности в праздничные дни каждому из нас необходимо выйти на дежурство прямо в новогоднюю ночь. Мы должны написать ответное письмо губернатору, исходя из предложенной стратегии

·        1 группа: соперничество, соревнование;

·        2 группа: уклонение, избегание;

·        3 группа: компромисс;

·        4 группа: приспособление;

·        5 группа: сотрудничество.

Каждое письмо должно начинаться со слов: «Уважаемый господин губернатор…»

После выполнения задания представитель от каждой группы зачитывает письмо,  и все обсуждают, соответствует ли ответ губернатору заявленной стратегии.

Ведущий:- Подводя итог нашей работы, мне хочется пожелать, чтобы все-таки конфликтных ситуаций в вашей жизни было как можно меньше, и в случае возникновения конфликта вы умело могли бы пользоваться разными стратегиями.

И на память о нашей встрече хочу вручить вам содержимое этой шкатулки мудростей.

Родителям предлагается достать из картонного теремка одну из карточек, на которой представлены «мудрые мысли» великих писателей, философов и др.

·        Прежде, чем учиться говорить, научитесь слушать.

·        Нельзя судить о дороге другого человека, если ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах.

·        Надо измерять жизнь не количеством вдохов и выдохов, а количеством моментов, когда у вас перехватывало дыхание.

·        Если ты не будешь управлять собой, то тобой будут управлять другие.

·        Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят. В. Гюго

·        Живи так, будто умрешь сегодня, мечтай так, будто будешь жить вечно!

·        Больше всех рискует тот, кто не рискует.

·        В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему не достает ума.

·        Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом (Гёте).

·        Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым (Рабиндранат Тагор).

·        Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают.

·        Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека).

·        Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.

·        Самое полезное в жизни – это собственный опыт (Вальтер Скотт).

·        Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, и перестань говорить, когда уже нечего сказать (Л. Толстой).

·        Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие  - на сердце (Демокрит).

·        Чужие глупости никогда не делают нас умными (Наполеон).

·        Нет никого страшнее дурака, который хочет изобразить умника (Гёте).

·        Умно говорить трудно, еще труднее умно молчать.

·        Жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живешь (Л. Толстой).

·        Чем реже удовольствие, тем оно приятнее (Конфуций).

·        Дурак, сознавшийся, что он дурак, уже не дурак (Ф. Достоевский).

·        У короткого ума длинный язык (Марк Твен).

·        Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. Улыбайтесь (Марк Твен).

·        Когда мы печемся о счастье других, мы находим свое собственное (Л. Толстой).

·        Морщины должны обозначать только те места, где раньше были улыбки (Марк Твен).

·        У мудрости есть край, глупость же безгранична!

 

 

 

 

 Далее родителям предлагается высказаться о своих впечатлениях от сегодняшней встречи.


 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 компенсирующего вида» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 компенсирующего вида» г

Дата проведения: 20 апреля 2021 года

Дата проведения: 20 апреля 2021 года

Упражнение: «Что такое конфликт?»

Упражнение: «Что такое конфликт?»

Ведущий : Конфликт нередко предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный» (умный – глупый), что обуславливает поведение одного участника как обвиняющей стороны

Ведущий : Конфликт нередко предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный» (умный – глупый), что обуславливает поведение одного участника как обвиняющей стороны

Избегание (проигрыш – проигрыш)

Избегание (проигрыш – проигрыш)

Каждое письмо должно начинаться со слов: «Уважаемый господин губернатор…»

Каждое письмо должно начинаться со слов: «Уважаемый господин губернатор…»

Скотт). · Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, и перестань говорить, когда уже нечего сказать (Л

Скотт). · Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, и перестань говорить, когда уже нечего сказать (Л
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2022