Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 12 компенсирующего вида»
г. Сосногорска
МАСТЕР-КЛАСС
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
на тему:
«КОНФЛИКТ»
Педагог-психолог д/с № 12
Пахтушкина Г.В.
2021 год
Дата проведения: 20 апреля 2021 года
Время проведения: 10.30 часов
Место проведения: музыкальный зал детского сада № 12
Участники семинара: родители воспитанников ДОО № 12 в количестве 12 человек (по 2 родителя от группы)
Ведущий: Пахтушкина Галина Владимировна - педагог-психолог ДОУ № 12
Цель мастер-класса: Оказание психологической помощи родителям в осмыслении понятия «конфликт», расширение спектра знаний о стратегиях поведения в конфликтных ситуациях, ориентация на создание партнерских отношений, основанных на взаимном доверии и тесном деловом контакте.
Задачи:
- Формировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и в составе группы;
- Закреплять умения и навыки, необходимые для бесконфликтного общения при взаимодействии родителей с педагогами ДОО, с членами своей семьи;
- Развивать культуру общения, уважение к личности собеседника;
- Формировать умение отказываться от форм конфликтной субкультуры;
- Расширять опыт разрешения спорных вопросов в реальной жизни.
Ход:
Ведущий: Добрый день. Большое спасибо вам, что нашли время для сегодняшней нашей встречи. Прежде, чем я озвучу цель нашей сегодняшней встречи, предлагаю вам познакомиться. В этом нам поможет упражнение
Упражнение «Восточный базар»
Каждый участник пишет на небольших листочках бумаги свое имя 5 раз. Затем эти листы сворачиваются дважды и складываются в шляпу. Ведущий перемешивает их и раздает каждому участнику по 5 свернутых листочков. Игроки разворачивают листочки, ищут того, чье имя написано, и вручают ему листок бумаги. Одновременно игроки ищут листочки со своим именем. Выигрывает тот, кто первым соберет листочки со своим именем. В ходе игры происходит взаимный обмен, шум, суета, поэтому упражнение называется «Восточный базар».
Ведущий: - Ну что ж, пока вы искали свое имя на листах бумаги, производили обмен, наверняка запомнили имена друг друга, познакомились.
Сегодня я предлагаю вам поговорить о конфликте. В нашей жизни это довольно частое явление:
· Конфликт на уровне: муж – жена;
· Конфликт на уровне: родитель – ребенок;
· Конфликт на уровне: брат - сестра;
· Конфликт на уровне: соседи, друзья;
· Конфликт на уровне: подчиненный – руководитель, коллега и т.д.
Упражнение: «Что такое конфликт?»
Ведущий: Я предлагаю вам сейчас одним словом определить, что же такое конфликт? (каждый участник называет свое определение понятия «конфликт»). Затем ведущий вывешивает на мольберт список из 30 слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт».
диспут |
стычка |
раздор |
перебранка |
столкновение |
распря |
брань |
размолвка |
сражение |
несогласие |
дискуссия |
разлад |
скандал |
неполадки |
разногласие |
драка |
ссора |
битва |
нелады |
схватка |
перепалка |
рукопашная |
свалка |
спор |
потасовка |
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает дословно «столкновение». В конфликте существуют две составляющие:
· Конфликтная ситуация – это возникновение противоречия, это почва для возникновения конфликта;
· Инцидент – это уже открытое столкновение мнений, позиций и т.д. Конфликт разрешается либо путем переговоров, либо военными действиями, либо не разрешается вообще.
Существует целая наука «Конфликтология», которую изучают студенты в ВУЗах.
Как правило, мы всегда говорим о негативных последствиях конфликта. Но в то же время конфликт может выполнять и положительные функции.
Упражнение: «Суд над конфликтом»
Ведущий предлагает участникам разделиться на 2 группы: одни - прокуроры, они должны отмечать отрицательные стороны конфликта (большие эмоциональные затраты, ухудшение здоровья, снижение работоспособности и т.д.). Вторая группа – адвокаты, называют положительные стороны конфликтов (получение новой информации, разрядка напряженности, рождение истины, движение к развитию и т.д.).
Конфликт сегодня признан нормой жизни, но все-таки человеку необходимо учиться регулировать и разрешать конфликтные ситуации, возникающие в жизни.
Сейчас мы попробуем разрешить непростую ситуацию без конфликтов.
Игра: «Расскажи стихотворение»
Всем участникам предлагается карточка, на которой написано одно слово из известного стихотворения. Необходимо за две минуты всем построиться в ряд так, чтобы ведущий смог прочитать отрывок стихотворения:
У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом…
Главное условие игры – участники не должны произнести ни одного слова. Все перестроения, договоры должны происходить в полной тишине.
Ведущий: Конфликт нередко предполагает протекание по типу «начальник – подчиненный» (умный – глупый), что обуславливает поведение одного участника как обвиняющей стороны. Оппонент же стремится не допустить давления на себя со стороны, часто реагируют агрессивно. Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».
Перед проведением следующего упражнения хочу напомнить вам одну народную мудрость: «Прежде, чем научиться говорить, научитесь слушать!»
Игра: «Художники»
Выбираются 8 человек, которые будут художниками, 4 эксперта.
Художники садятся на стулья спиной друг к другу. Четверым «дикторам» одновременно вручается рисунок. Они начинают рассказывать, как рисовать. Художники по указаниям изображают то, что изображено на рисунках, не видя образца. Эксперты в это время наблюдают, фиксируют фразы, указания, в то же время следят, чтобы рисование происходило честно. Затем художники и дикторы меняются, предлагается второй рисунок. Те, кто рисовали, теперь объясняют тем, кто диктовал. Эксперты снова фиксируют, как идет объяснение. По окончании сравниваются оригиналы и получившиеся рисунки. Все могут высказаться о своих чувствах, эмоциях.
Вывод: необходимо использовать активное слушание: повторение, переспрашивание, перефразирование. Не надо бояться переспросить!
Ведущий: - Существуют различные стратегии взаимодействия в конфликтных ситуациях. Американский психолог Кеннет Томас разработал 5 стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
Участникам раздаются таблицы о стратегиях поведения в конфликтной ситуации, демонстрационный экземпляр вывешивается на мольберт:
название стратегии |
сущность стратегии |
поведенческие проявления |
последствия использования стратегии |
|
конструктивные |
деструктивные |
|||
Соперничество, конкуренция, конфронтация (выигрыш – проигрыш) |
Учет собственных интересов в ущерб интересов других |
Настоять на своем во что бы то ни стало, доказать свою правоту другому, выиграть любой ценой |
Достижение собственных интересов |
У проигравшего остается обида, возможно ухудшение, разрыв отношений |
Уступка, приспособление (проигрыш – выигрыш) |
Отказ от собственных интересов ради интересов другого |
Согласиться с предложением другого, даже если ты внутренне не согласен, поступать так, как говорят другие |
Сохранение отношений, экономия времени |
Оппонент привыкает к уступкам и начинает игнорировать ваши интересы |
Избегание (проигрыш – проигрыш) |
Минимальный учет интересов сторон |
Делать вид. Что ничего не происходит в ответ на поведение, нарушающее твои интересы |
Экономия времени, сохранение отношений, сохранение «лица» |
Конфликт не разрешается, накапливается взаимная неприязнь, напряженность в отношениях, которая может в результате привести к эмоциональному срыву, к депрессии |
Компромисс (проигрыш – проигрыш) |
Частичное удовлетворение интересов сторон |
Уступить, только если тебе что-то предложат взамен |
Быстрое разрешение конфликта |
Решение принимается на уровне внешних, поверхностных интересов, а скрытые, истинные интересы не учитываются, это может привести к ухудшению отношений между сторонами впоследствии, породить новые конфликты |
Сотрудничество (выигрыш – выигрыш) |
Максимально возможное удовлетворение интересов сторон, объединение усилий по поиску решения проблемы |
Спросить другого, почему он поступает именно так, сказать о своих интересах, предложить совместно подумать над решением проблемы |
Конфликт разрешается окончательно, нет угрозы возникновения конфликта в последующем |
Для осуществления сотрудничества требуется время и готовность сторон к открытому обсуждению своих интересов, умение слушать, понимать другого |
Ведущий дает характеристику стратегиям:
· Конкуренция – сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
· Избегание характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера.
· Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
· Приспособление – повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
· Сотрудничество – стратегия, позволяющая учесть интересы обеих сторон.
В практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликта являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои положительные и отрицательные стороны.
Сейчас я предлагаю вам поработать с применением разных стратегий.
Упражнение: «Письмо губернатору»
Все участники делятся на 5 команд. Предлагается ситуация: Мы живем в прекрасном городе №. Накануне Нового года нам приходит письмо от губернатора города, в котором сообщается, что в связи с усилением бдительности и антитеррористической безопасности в праздничные дни каждому из нас необходимо выйти на дежурство прямо в новогоднюю ночь. Мы должны написать ответное письмо губернатору, исходя из предложенной стратегии
· 1 группа: соперничество, соревнование;
· 2 группа: уклонение, избегание;
· 3 группа: компромисс;
· 4 группа: приспособление;
· 5 группа: сотрудничество.
Каждое письмо должно начинаться со слов: «Уважаемый господин губернатор…»
После выполнения задания представитель от каждой группы зачитывает письмо, и все обсуждают, соответствует ли ответ губернатору заявленной стратегии.
Ведущий:- Подводя итог нашей работы, мне хочется пожелать, чтобы все-таки конфликтных ситуаций в вашей жизни было как можно меньше, и в случае возникновения конфликта вы умело могли бы пользоваться разными стратегиями.
И на память о нашей встрече хочу вручить вам содержимое этой шкатулки мудростей.
Родителям предлагается достать из картонного теремка одну из карточек, на которой представлены «мудрые мысли» великих писателей, философов и др.
· Прежде, чем учиться говорить, научитесь слушать.
· Нельзя судить о дороге другого человека, если ты не прошел хотя бы мили в его мокасинах.
· Надо измерять жизнь не количеством вдохов и выдохов, а количеством моментов, когда у вас перехватывало дыхание.
· Если ты не будешь управлять собой, то тобой будут управлять другие.
· Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят. В. Гюго
· Живи так, будто умрешь сегодня, мечтай так, будто будешь жить вечно!
· Больше всех рискует тот, кто не рискует.
· В каждом человеке ровно столько тщеславия, сколько ему не достает ума.
· Никто не может судить о других, пока не научится судить о себе самом (Гёте).
· Кто слишком долго думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым (Рабиндранат Тагор).
· Люди, которым всегда некогда, обыкновенно ничего не делают.
· Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека).
· Видеть несправедливость и молчать – это значит самому участвовать в ней.
· Самое полезное в жизни – это собственный опыт (Вальтер Скотт).
· Если хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать, и перестань говорить, когда уже нечего сказать (Л. Толстой).
· Маленькие дети тяжелы на коленях, а большие - на сердце (Демокрит).
· Чужие глупости никогда не делают нас умными (Наполеон).
· Нет никого страшнее дурака, который хочет изобразить умника (Гёте).
· Умно говорить трудно, еще труднее умно молчать.
· Жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живешь (Л. Толстой).
· Чем реже удовольствие, тем оно приятнее (Конфуций).
· Дурак, сознавшийся, что он дурак, уже не дурак (Ф. Достоевский).
· У короткого ума длинный язык (Марк Твен).
· Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. Улыбайтесь (Марк Твен).
· Когда мы печемся о счастье других, мы находим свое собственное (Л. Толстой).
· Морщины должны обозначать только те места, где раньше были улыбки (Марк Твен).
· У мудрости есть край, глупость же безгранична!
Далее родителям предлагается высказаться о своих впечатлениях от сегодняшней встречи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.