Белорусский музыкальный фольклор как средство развития нравственно-эстетических качеств личности
Оценка 4.7

Белорусский музыкальный фольклор как средство развития нравственно-эстетических качеств личности

Оценка 4.7
docx
19.03.2024
Белорусский музыкальный фольклор как средство развития нравственно-эстетических качеств личности
Парачук А.В..docx

Белорусский музыкальный фольклор как средство развития нравственно-эстетических качеств личности

 

 

педагог дополнительного образования объединения по интересам «Родничок»

ГУО «Центр творчества детей и молодежи Советского района г.Гомеля»

 

Чтобы ощутить себя настоящим человеком, почувствовать принадлежность к своему родному, белорусскому, славянскому, понять своё место в этой жизни, необходимо изучать традиции, которые столетиями создавали, использовали и сохраняли наши предки [3].

Фольклор (англ. folk-lore - народная мудрость) - художественная коллективная творческая деятельность народа, которая отражает его жизнь, взгляды, идеалы, принципы; устное поэтическое творчество, музыка, театр, танец, изобразительное и декоративно-прикладное творчество. Музыкальный фольклор является одним из видов народного искусства, который включает в себя как устно-поэтическое творчество, так и народную музыку.

Изучение, освоение народного творчества в единстве песни, танца, инструментальной музыки (обучение игре на бубнах, трещотках, ложках), народнопоэтического творчества, игры и костюма, познание содержания традиций, основ и особенностей народной музыки через активную творческую деятельность каждого учащегося.

В организации образовательного процесса основополагающее значение имеют формы индивидуальной (сольное пение) и групповой работы (ансамблевое пение), сочетающие практическую (распевки, разучивание и исполнение песен, проведение игр-хороводов) и теоретическую части (рассказ педагога о народном календаре, о времени года, о календарном празднике, сведения из истории жанра, традиций его исполнения). На занятиях используется следующий фольклорный материал:

-       народные игры и хороводы: летние и осенние («Першы сноп», «Талакуха», «Рэдзька», «Лянок», «Проса»), зимние («Каляда», «Заінька», «Замарожаныя», «Казаі цыган»), весенние («Дрома», «Бярозка», «Канапелька», «Сонейка», «Цяперка»).

-       детские игры («Казёл», «Пікар», «Рэпка», «Жмуркі»), игровые скороговорки;

-       обряды и обычаи года: летние и осенние праздники («Купалле», «Зажынкі», «Дажынкі»), зимние («Каляды», «Раство», «Вяселле», «Масленіца»), весенние («Гуканне вясны», «Саракі», «Вялікдзень», «Благавешчанне»).

-       мифология (миф, сказка, быличка и бывальщина, былина, легенда и др.);

-       просмотр видеофильмов, постановок обрядов Гомельщины («Радзіны», «Першае купанне дзіцяці», «Провады ý войска»);

-       народный костюм, народные ремесла;

-       интерьер крестьянской избы и его семантика.

Специфика фольклорного материала дает возможность проведения учебных занятий в форме народных игр, посиделок, праздников, обрядовых действий, обогащает представления учащихся об атмосфере того или иного фольклорного явления и способствует формированию «фольклорного» кругозора. Обучение строится на подготовке и проведении календарных праздников, обрядов, сочетающих православную и народную культуры. Важной особенностью проводимых праздников, обрядов является их фактическое совпадение с датой народного календаря, опора на подлинность культурных традиций.

Рассмотрим формы проведения занятий.

1. Игровое занятие. Разучивание игр (народных, хороводных) и хороводов. В процессе игры применяются и другие виды фольклорной деятельности: рассказывание сказок, быличек, загадывание загадок и т. д. Занятия-игры «Белорусский хоровод», «Игровые скороговорки», «Зимние игры и хороводы», «Белорусская народная музыкальная игра «Яшчар».

2. Занятие-подготовка к календарному празднику. Разучивание календарных песен, обрядов. Обсуждение текстов песен, их символического значения, семантики ритуальных действий и предметов.

3. Обряд это народная пьеса, полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым [1]. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов – «Куст», «Гуканне вясны», «Каляда», «Масленица».

4. Посиделки (вечорки) – сезонная форма молодёжного досуга в осенне-зимнее время, наиболее характерная для восточных и южных славян, сопровождаемая пением песен, иногда переходящая в гулянья. Круг трудовых действий ограничивается народными ремёслами (прядение, ткачество, вышивка, пошив костюмов, изготовление кукол и др.). Занятия-посиделки «В мир наших предков», «Народный этикет белорусов», «Оркестр народных инструментов».

5. Толока – обычай совместного добровольного труда (совместная помощь кому-либо из членов коллектива), иногда сопровождаемый обрядовыми действиями и заканчивающийся угощением, застольем и гуляньем. В народной культуре толокой (возможны и другие названия) называют различные виды совместной работы. Толокой белорусы, сеяли, жали, косили, строили. Толока «У нас дажинки», «Дорогая моя хатка».

         6. Гулянья праздничные молодёжные собрания, не связанные с работой, которые также имели свой регламент. В Белоруссии существовало разделение зимних праздничных молодёжных собраний на два вида: игри́ще и вечере́ньки (вечеринки, вечо́рки, на́ночки). Обычными на гуляньях были игры, нередко в пародийном виде. Фольклорно-игровая программа «В гости Каляда пришла», музыкально-игровая программа «Крещенские вечера», «В своем краю как в раю», «Гэй, вясна, вясняначка!».

         Передавая певческий опыт из поколения в поколение, мастера традиционной культуры бережно сохраняли приемы и способы исполнения народных песен. Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства. Из многих методов разучивания, применительно к народной песне, наиболее результативными являются традиционные, исстари сложившиеся: устно-слуховой, устно-подражательный, метод припевания (вхождение в ритм, «мелодику» незнакомой песни, когда ребята включаются в пение повторяющегося припева, присоединяясь к ансамблю, голосу педагога или фонограмме).

         При разучивании народных песен необходимо учитывать и специфику народного вокала, элементы, присущие только народному пению, которые возникли от речевой, без музыкального сопровождения, естественной интонации. Особое внимание педагогу необходимо уделять технике дыхания (бесшумный, спокойный и достаточно глубокий короткий вдох, длительный выдох на звуке «с»), дикции («выпуклое» произношение гласных, открытый способ звукообразования в народном пении), позиции звука (высокая, в сочетании с близким посылом), особенностям ритмического движения (смена ритма, использование дополнительных гласных при пропевании согласных, так называемая «огласовка»). Без учета стилевых особенностей (черт, примет, признаков, которые типичны для данной местной традиции народного пения) в народном творчестве невозможно в полной мере познать национальную народную музыкальную культуру, поэтому при изучении местных особенностей пения нужно: выявить характерные исполнительские приемы, отношение аутентичных исполнителей к данной песне, раскрыть содержание народной терминологии.

Исполнение народной песни – это всегда эмоциональное высказывание. С помощью жестов, мимики, произнесенного слова исполнитель создает яркий образ, достигая взаимоотношения со слушателем. Очень важно научить учащихся воздействовать на слушателя, и воспитывать потребность в этом воздействии. Для достижения выразительного интонирования в речи и в пении может служить метод развития ассоциативного мышления. Ассоциации и представления возникают на основе уже имеющегося опыта, чем богаче он, тем больше шансов к достижению развития ассоциативного воображения, которое составляет фундамент художественного творчества и может стать главным ключом в осуществлении принципа «педагог-учащийся».

Важен тщательный подбор музыкального материала, как для слушания, так и для пения. Музыкальные произведения должны быть высокохудожественными, яркими и привлекательными по форме, понятными по содержанию и доступными для исполнения. Этой цели лучше всего отвечают народные песни с конкретными сюжетами в форме диалогов – хороводные и игровые, с действующими лицами, характерными образами, выразить которые можно через интонационную «игру» голосом.

Анализируя деятельность по развитию творчества учащихся средствами белорусского музыкального фольклора можно сделать следующие выводы:

-       у учащихся формируется представление о народных традициях и обрядах, развивается понимание народной этики и ее роли;

-       выступая с концертными номерами, пропагандируя народное творчество, лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, учащиеся испытывают чувство уважения и гордости к искусству своего народа.

За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру. Традиционные народные праздники и обряды сочетаются с христианскими традициями, образуя неповторимый гармоничный синтез, дающий нам возможность без назидательных сухих нравоучений в приятной для ребёнка форме обучать его тому или иному навыку.

Литература

1.     Забылин, М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. В 4 ч. // Сост. и отв. редактор О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014 – 688 с.

2.     Народная культура Беларусі: энцыклапедычны даведнік / пад рэд. В.С.Цітова. – Мн.: БЭ, 2002.

3.     Фальклор і сучасная культура: матэрыялы міжнароднай навукова-практычнай канферэнцыі, 22-23 красавіка 2008 г., г. Мінск: у 2 ч. / рэдкал.: I. С. Роўда [i інш.]. – Мн.: БДУ, 2008. Ч. 1 – 198 с.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Белорусский музыкальный фольклор как средство развития нравственно-эстетических качеств личности педагог дополнительного образования объединения по интересам «Родничок»

Белорусский музыкальный фольклор как средство развития нравственно-эстетических качеств личности педагог дополнительного образования объединения по интересам «Родничок»

Обучение строится на подготовке и проведении календарных праздников, обрядов, сочетающих православную и народную культуры

Обучение строится на подготовке и проведении календарных праздников, обрядов, сочетающих православную и народную культуры

Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства

Стоит заметить, что разучивание песен по нотам и записям слов противоречит глубинным принципам народного искусства

За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру

За свою многовековую историю белорусский народ создал уникальную самобытную культуру
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024