Берем курс на зрелое общение!

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы уже упоминали о том, что поощрение действует на детей куда лучше, чем порицание. Однако когда ребенок становится постарше, в этом правиле появляются свои нюансы. Похвалы бывают разные. Какие же будут способствовать детскому развитию, а какие – нет? Моя знакомая Даша считала себя «продвинутым» родителем. Она читала много книг по воспитанию детей и хорошо знала, как важно хвалить и поощрять малыша за его достижения. Как-то раз ее дочка вернулась из школы с отличной оценкой за контрольную. Разумеется, Даша была на седьмом небе от счастья.
Иконка файла материала Берем курс на зрелое общение.doc
Берем курс на зрелое общение! Мы уже упоминали о том, что поощрение действует на детей куда лучше, чем порицание.   Однако   когда   ребенок   становится   постарше,   в   этом   правиле появляются   свои   нюансы.   Похвалы   бывают   разные.   Какие   же   будут способствовать детскому развитию, а какие – нет? Моя знакомая Даша считала себя «продвинутым» родителем. Она читала много книг   по   воспитанию   детей   и   хорошо   знала,   как   важно   хвалить   и   поощрять малыша за его достижения. Как­то раз ее дочка вернулась из школы с отличной оценкой за контрольную. Разумеется, Даша была на седьмом небе от счастья. Она   похвалила   свое   чадо   и   пообещала   по   такому   поводу   испечь   шарлотку. Вечером девочка ни с того ни с сего закатила скандал. Мать была в шоке. Почему ее   девочка,   которая   еще   днем   была   послушным   и   примерным   ангелочком   с отличными оценками, вдруг перевоплотилась в неуправляемую капризулю? Чуть   позже   выяснилось,  что   девочка  получила   отличную   отметку   потому,  что списала ответы у соседки по парте. Таким образом, похвала матери вызвала в ней сильное чувство вины, которое искало выход и нашло… в дикой истерике, которую девочка устроила на пустом месте. Конечно,   невозможно   научиться   читать   мысли   ребенка.   И   тем   не   менее научиться делать «полезные» поощрения довольно легко. Главное помнить, что похвала состоит из наших слов и восприятия наших слов ребенком. Правило № 20 Для того чтобы поощрение было конструктивным, оно должно быть направлено на усилия и успехи малыша, а не на его индивидуальность. Хорошая   похвала   будет  понятна  ребенку  и   покажет  ему,  что   вы   оценили   его работу,   старания,   действия   и   так   далее.   Вот   вам   несколько   примеров   для сравнения. –  Сынок, ты отлично потрудился и прекрасно справился с домашним заданием! (Конструктивная   похвала,   которая   понятна   ребенку.   Он   осознает,   что   его похвалили за старательное выполнение домашней работы, и делает вывод, что, если он будет стараться и впредь, родители обязательно это заметят и оценят.) –  Ты   моя   умничка!   (Неконструктивная   похвала,   которая   не   говорит   ребенку ровным счетом ничего и, главное, ни на что его не стимулирует.) –  Мне   очень   понравилась   картина,   которую   ты   нарисовал!   (Конструктивная похвала, которую ребенок воспримет примерно так: я рад, что у меня получается рисовать, надо еще попробовать.) – Ты гениальный художник для своих лет! (Бесполезная похвала, которая, опять­ таки, не даст малышу никакого стимула развиваться.) –  Спасибо,   что   вернул   мне   сдачу.   Я   это   очень   ценю.   (Полезное   замечание, которое   позволит   ребенку   гордиться   своей   честностью   и   культивировать   ее   в дальнейшем.) –  Ты   у   меня   такой   честный   ребенок!   (Казалось   бы,   разница   невелика,   но   в отличие от предыдущего варианта это просто констатация факта, а не похвала конкретного поступка.) Чувствуете   разницу?   Потренируйтесь   немного.   Со   временем   вы   привыкнете делать исключительно полезные для вашего ребенка замечания, которые будут ему понятны и дадут отличную пищу для размышления и самосовершенствования.В случаях, когда вы хотите сделать ребенку  замечание, будьте внимательны. Помните:   конструктивная   критика   отличается   от   деструктивной   тем,   что   не задевает   личность   ребенка.   Основная   задача   конструктивной   критики   в   том, чтобы подсказать ребенку, как лучше выполнить ту или иную задачу. Например, малыш случайно переворачивает тарелку и проливает суп на ковер. Некорректная реакция: «Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты ел аккуратно! Ты уже   не   маленький!»   или:   «Ну   никак   не   можешь   есть   по­человечески.   Оно   и понятно, ты ведь такой неуклюжий». Корректная реакция: «Я сейчас налью тебе другую тарелку супа, а ты пока вот этой тряпочкой вытри с пола». Вот увидите, ребенок будет вам благодарен за отсутствие негативной реакции. И на будущее обязательно сделает правильные выводы. К тому же очень важно научить   ребенка   отличать   действительно   серьезные   неприятности   от   так называемых   «мелочей   жизни».   Некоторые   мамы   и   папы   склонны драматизировать происходящее. А это крайне вредно для ребенка. Не стоит реагировать на разбитую ребенком чашку или на порванный свитер как на   конец   света.   Кричать:   «Ты   хоть   понимаешь,   ЧТО   ты   наделал?»   –   будет исключительно   вредной   реакцией   на   маленькую   детскую   оплошность.   Зачем доводить   содеянное   до   масштабов   вселенской   катастрофы.   После   шести   лет ребенок уже достаточно умен, чтобы понять ваши слова: «Да, конечно, жаль, что ты разбил чашку / порвал свитер и т.д., но это не катастрофа. В конце концов, ничего страшного не произошло».