Беседа: «Дружба и взаимоотношения со сверстниками».
Цель:
- способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознании своих обязанностей перед друзьями.
- формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств учащихся; умение дружить, беречь дружбу.
Задачи: организовать условия для получения позитивного опыта толерантного взаимодействия, формировать терпимое отношение к другим, их привычкам, взглядам.
Оборудование: наглядный материал :( цветная радуга ), раздаточный материал: (раскраски для самостоятельного раскрашивания детьми )
Форма проведения: беседа
Ход занятия:
I. Вступительная часть.
Наше занятие начнем с гимнастики мимики и
жестов.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного
человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
.
II. Основная часть.
Отгадайте
загадку:
На минуту в землю врос,
Разноцветный чудо-мост.
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. (Радуга.)
Верно! Но наша радуга будет необычной ,на листочках написаны слова с помощью
которых мы будем ассоциировать наши цвета:
Обществу - красный цвет
Дарить – оранжевый
цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Желание – голубой цвет
Благородство – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет.
– О чем будем говорить? (О дружбе.)
1. Беседа о
дружбе:
1. На доске слова: друг, приятель, товарищ.
– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?
2. Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?
Расскажите, есть ли у вас настоящий, верный друг? Как вы дружите? Что такое
настоящая дружба? Кого человек вправе назвать своим другом? Как проверяется
дружба?
3. Рассказ учителя.
– Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними
должен каждый. Разговор о дружбе мне хотелось бы начать, как говорится, “от
обратного”. Понятие противоположное дружбе – эгоизм.
Если человек эгоист, у него не может быть настоящего друга. Владимир Иванович
Даль в своем знаменитом “Толковом словаре” приводит такое определение дружбы:
“Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”.
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с
человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что
это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его
интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые
выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться
– буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих
друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И
если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность.
Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за
младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому
человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут
быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
2.Обсуждение
проблемных ситуаций в группах.
– А сейчас, ребята, обсудите ситуации: “Как бы я поступил?”.
1. Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его
списать.
2. Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
3. За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят.
Появляется группа третьеклассников.
- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.
- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.
- Как поступить в такой ситуации?
4. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай,
рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко.
Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.)
– Как вы думаете, ребята, какие поступки и действия способствуют укреплению
товарищеских и дружеских отношений в коллективе? /Ответы детей./
Только взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в
преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать
укреплению товарищеских отношений. Вы, ребята, должны знать, что не стоит
спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить
своего одноклассника.
Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в
мелочах, в повседневных отношениях.
Физкультминутка «Дружба».
По ходу стихотворения дети выполняют соответствующие движения
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
3.
Законы дружного коллектива:
Выведем основные законы коллективной жизни.
1. Один за всех и все за одного.
2. С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
3. Не ссорься и не спорь с другом по пустякам.
4. Не ябедничай, лучше сам поправь.
5. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получилось. Не сердись и не
падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
Существует много законов о дружбе. Но это – основные. Если вы будете соблюдать
эти законы, то станете настоящими друзьями.
Потренируемся в их выполнении.
4.
Тренинг.
Игра 1. “Давайте говорить друг другу комплименты”.
Учащиеся выбирают себе пару, идут навстречу друг другу. Шаг вперед делает тот,
кто сказал комплимент, похвалил за что-то. Выигрывает та пара, которая быстрее
прошла свой путь.
Игра 2. “Круговая беседа”.
Все ребята встают в круг. Передают карточку, на которой написаны слова “Я
чувствую себя счастливым, когда ……”.
Возьмемся за руки, посмотрите друг на друга, послушайте эти слова:
Ваши слова, как тоненькие нити дружбы оплели вас.
Землю обогнули тоненькие нити, нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните, надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
5.
Качества настоящего друга.
1.
Какими качествами должен обладать настоящий друг? /Ответы детей./ Предлагаю
детям обвести свою ладонь на листе цветной бумаги, вырезать, написать на ладони
качество, которым должен обладать настоящий друг, приклеить на плакат с
радугой.
2. О дружбе есть много пословиц. Я говорю начало пословицы, а вы продолжайте:
•Нет друга – ищи … … /а нашел – береги/.
•Не имей сто рублей … … /а имей сто друзей/.
• Старый друг лучше …../новых двух/.
• Человек без друзей …… /что дерево без корней/.
• Дружба – как стекло …… /разобьешь – не сложишь/.
6. Рассказывание стихотворения.
– Все мы хотим иметь друзей, хотим, чтобы они любили и уважали нас. Друг всегда
готов помочь, подбодрить. Но если кто-то прикидывает: «А что я буду с этого
иметь?», то это не дружба, потому что дружба всегда бескорыстна. Вот как об
этом в своем стихотворении пишет Агния Барто. (читает учитель)
“Требуется друг”
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
“Ты дружи со мной одной!”.
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной –
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу “Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать –
Дашь контрольную списать.
А девчонка на дыбы
Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
“Срочно требуется друг!”
Вывод: Почему с этой девочкой никто не хотел дружить? Выскажите свои мнения на
этот счет.
III.Рефлексия.
-Предлагай помощь товарищу.
- Искренне радуйся успехам своего товарища.
-Останови товарища, если он делает что-то плохое.
-Дружи с товарищем, ничего не требуя взамен. Настоящая дружба бескорыстна.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.