В психологическом словаре общение определяется как «взаимодействие двух или более людей, которое заключается в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера».
Выделяют несколько способов эффективного общения:
1. Эмпатия. Это умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они. Воспринимать мир с их позиций. Это умение «влезть в шкуру» другого человека, ощутить сопереживание его проблемам, вместо давления своего видения и своего эго.
2. Доброжелательность. Это способность не только чувствовать доброжелательность к людям, но и показывать всем своим существом это свое доброжелательное отношение к ним. Сюда входят и уважение к человеку и симпатия, и умение принять его даже тогда, когда не одобряешь его поступки. Для этого надо научиться отделять человека и его поступки. Это готовность поддерживать других людей.
3. Аутентичность. Это умение быть естественным в отношениях. Не скрываться за масками или ролями в жизни, которые мы исполняем. Мы и роли – не одно и то же. У каждого человека их множество: мама, дочка, жена, профессионал, руководитель, ученик и т. д. Это способность быть собой в любых контактах с окружающими.
4. Конкретность. Это умение отказаться во время общения от общих рассуждений и замечаний, часто многозначительных и непонятных. Это умение конкретно говорить о своих переживаниях, мнениях, чувствованиях, действиях.
5. Инициативность. Это склонность к деятельной позиции в отношениях с людьми. Это умение идти вперед в отношениях, а не только реагировать на то, что делают другие. Это способность устанавливать здоровые контакты, не дожидаясь инициативы со стороны других. Это готовность браться за какие-то дела в ситуации, требующей активного вмешательства, а не просто ждать, когда другие начнут что-то делать.
6. Непосредственность. Это умение говорить и действовать напрямую. Это открытая демонстрация своего отношения к проблемам и людям.
7. Открытость и искренность. Это готовность открыть другим свой внутренний мир, то есть впустить человека внутрь себя. Это возможно сделать только тогда, когда мы нацелены на установление крепких отношений, и понимание того, что открытость способствует этому.
8. Умение принимать чувства других людей. Это отсутствие страха при непосредственном соприкосновении со своими чувствами и чувствами других людей. Это умение принять любые чувства человека – боль, отчаяние, радость, возмущение и т.д.
Психология общения с людьми строится на правилах, которые наиболее четко сформировал психолог Дейл Карнеги:
Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими. Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.
Правило № 2. Улыбайтесь. Улыбающиеся люди кажутся нам более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним – это радость и удовольствие.
Правило № 3. Помните, что собственное имя – самое приятное слово для любого человека. Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя – например, «Маня» вместо «Мария». Употребляя в беседе имя человека, вы как будто говорите ему: «Вы удивительный человек и яркая личность».
Правило № 4. Умейте слушать. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай ввернете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.
Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника. Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Не зря же китайские мудрецы говорили, что учиться можно и у первого встречного.
Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость. Ключевое слово здесь – «искренне». Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.