Беседа «Поговорим о дружбе»
Цели: Способствовать углубленному осмыслению понятия “дружба”, “друг”, осознании своих обязанностей перед друзьями.
Задачи:
1. Способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся;
2. Формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения;
3. Формирование нравственных качеств учащихся;
4.Умение дружить, беречь дружбу.
5.Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
Ход беседы
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.
Введение темы занятия
Сегодня у нас очень интересная и серьезная тема беседы. А что это за тема, вы сейчас попробуете догадаться. Я вам принесла цветик-семицветик, он вам и поможет понять тему нашего классного часа. (на каждом лепестке написано слово, по первым буквам эти слов составляется слова « О дружбе»
ЭТОТ ЦВЕТОК
Обществу
Дарит
Радость
Улыбку
исполняет
Желания
учит
быть
Благородным
он такой
на свете
Единственный
(учащиеся читают тему беседы)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт,
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Ребята, вы правильно определили тему. А как вы думаете, что мы будем делать сегодня? Какие задачи мы для себя поставим? Итак, нам с вами сегодня предстоит определить, что же означает слова «Друг», «Дружба». Нужны ли нам друзья или, быть может, люди, обошлись бы и без друзей? А главное, каким должен быть настоящий друг?
Сначала мне хочется рассказать вам одну притчу:
« Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько
же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и
угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на
выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.
Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день, и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
О чем эта притча? Какой вывод можно сделать? Какой пословицей можно обобщить эту притчу? (Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
Работа с пословицами
С давних времен люди передавали из уст в уста истории и легенды о дружбе, конечно же это отразилось в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Я предлагаю нам с вами вспомнить пословицы о дружбе.( на интерактивной доске записаны начала и окончания пословиц, ребята соединяют их по очереди и объясняют их смысл) (приложение 1)
Совместная работа.
А теперь, я прошу вас поработать сообща и написать общий ответ на 3 вопроса:
Почему тема дружбы важна для нашего класса?
Нам важно говорить о дружбе в классе, потому что _________________
Почему тема дружбы важна для нашей страны?
Для нашей страны важна эта тема, так как __________________________
Почему тема дружбы важна для всего мира?
Для всего мира эта тема является важной, так как ___________________
От чего и от кого зависит дружба?
Дружба между людьми зависит от ________________________________
- Давайте заслушаем ваши ответы (ребята зачитывают ответы)
Физкультминутка: И сейчас мне хочется предложить вам спеть всем известную песню «Если с другом вышел в путь»
Знакомство с понятиями друг, товарищ, приятель
Кстати, про интернет. Ребят, а скажите, пожалуйста, у вас у всех есть свои странички в социальных сетях (например, «В контакте»)? У вас там много друзей? А может ли у человека быть так много друзей? Каким другим словом можно их назвать? (приятели, товарищи) А чем же отличаются эти слова? (ответы детей)
Молодцы, вы все правильно сказали. Это слова-синонимы, т. е близкие по смыслу, почти похожие, но имеющие разное значение.
Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости.
Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый.
Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов. С товарищем ты чаще всего связан совместной деятельностью, учебой.
У каждого человека может быть много приятелей, товарищей, но друзей бывают единицы, а лучший друг – один! А какими должны быть друзья?
На доске прикреплены листочки с качествами человека. Вам необходимо из них выбрать те, качества, которыми должен обладать настоящий друг и прикрепить их на «Дерево дружбы» (по очереди выбирают и прикрепляют на дерево листочки).
Слова: Честность, враньё, грубость, доброта, верность, взаимовыручка, бескорыстие, предательство, драчливость сострадание, злой, отзывчивый, честный, лживый, искренний, смелый, враждебный, добросовестный, безответственный, терпимый, безрассудный, заботливый, щедрый, корыстный, целеустремленный, храбрый, порядочный
Ребята, посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось. (Зачитываю те качества, которые прикрепили учащиеся)
А теперь давайте подведем итог нашей с вами сегодняшней темы. Упражнение «Ромашка». У меня есть необычный цветок, на каждом лепестке есть вопрос. Давайте по очереди, будем отрывать по лепестку и отвечать на вопросы.
1.Что такое дружба?
2. А кто такой друг?
3. Слово ДРУГ иногда заменяют близкими по значению словами-синонимами - какими?
4. Какую пословицу о дружбе вы знаете?
5. А кто такой настоящий друг?
Вот и у меня остался последний лепесток. А на нем вопрос: Как вы понимаете понятие «дружная группа»? Я не случайно задала вам этот вопрос. Мы говорили с вами сегодня о дружбе. Но, на мой взгляд начинать дружить надо с малого коллектива., то есть с класса. А можете ли вы назвать нашу группу дружной? Что мешает вам дружить? (мнения ребят)
Да, мы еще раз с вами убедились, что это очень тяжело. Ведь надо научиться быть терпимее к другим, не завидовать успехам друга и не радоваться неудачам своих одноклассников. Научиться помогать друг другу, побольше работать сообща. И как первый шаг в укреплении нашей дружбы, предлагаю вам всем вместе сделать герб «Дружбы» для нашего класса. (ребятам предлагается из цветной бумаги, цветных карандашей составить на альбомном листе Герб, а затем объяснить каждый элемент этого Герба)
Вот теперь я предлагаю повесить этот герб в наш классный уголок.
Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей. И не будем никогда ссориться, а будем всегда помнить слова доброго кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.