Беседа "Права и обязанности в семье"

  • docx
  • 10.03.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Беседа Права и обязанности в семье.docx

Беседа «Права и обязанности в семье».

 

 

Цель:

  • Формировать умение составлять связный текст по вопросам, составлять распространенные предложения о помощи дома.

Задачи:

  • Уточнить представления детей о семье, о трудовых обязанностях членах семьи;
  • Познакомиться с произведением А.Л.Барто «Помощница».
  • Воспитывать у детей внимательное, заботливое отношение к родным и близким
  • Приучать детей к труду.
  • Воспитывать уважение к труду родителей.

 

Ход беседы.

Педагог. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будет говорить об обязанностях детей в семьи. Каждый из вас знает, что родителям нужно помогать. На нашей беседе мы будем разбирать, что же это такое - обязанности ребёнка в семье. Как вы понимаете смысл слова «обязанность»?

Ответы детей.

Педагог. Обязанность – это когда каждый член семьи старается проявить заботу и оказать помощь другому члену семьи.

Педагог. И так, обязанности в доме, семье – это то, что тебе доверено сделать и ты должен в меру своих сил, здоровья, умения выполнить и, конечно, с желанием.

В хорошей и дружной семье все помогают друг другу, заботятся о членах семьи. У каждого члена в семье есть свои обязанности.

- Как вы думаете, какую работу по дому вы можете выполнять?

- А что входит в ваши домашние обязанности?

- Что вы делаете, чтобы с вашей помощью дома жилось всем лучше.

- Какую работу доверяют вам родители?

Ответы детей. Я убираю игрушки. Я помогаю мыть посуду… (Мыть посуду. Подметать пол. Вешать бельё. Выносить мусор. Ходить в магазин. Смотрел телевизор. Играл на компьютере. Гулял на улице.)

Педагог. Очень много я услышала о добрых делах, которые вы делаете дома. Хорошо, что вы знаете свои обязанности, выполняете их постоянно.

А герой стихотворения Эдуарда Успенского «Если был бы я девчонкой» рассуждает об обязанностях совсем по-другому. Давайте послушаем и подумаем: прав ли этот мальчик?

 

Если был бы я девчонкой-

Я бы время не терял!

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмёл,

Перемыл бы чашки, ложки,

Сам начистил бы картошки,

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам!

Отчего я не девчонка?

Я бы маме так помог!

Мама сразу бы сказала:

«Молодчина ты, сынок!»

 

Педагог. Вы согласны с героем? Только девочки помогают мамам? Какой вывод мы должны сделать?

Ответы детей.

Педагог. Всё, что тебе по силам ты обязан выполнять.

Педагог. Поиграем в игру. «Угадай в какой сказке»

  1. В какой сказке семья гномов заботилась об одной девочке? («Белоснежка и семь гномов»).
  2. В какой сказке мама посылала дочь отнести пирожки и горшочек масла бабушке? («Ш. Пьерро. «Красная шапочка»).
  3. В какой сказке папа заботился о деревянном сыне? (А. Толстой. «Золотой ключик или приключения Буратино»).
  4. Назовите героев русской народной сказки «Три медведя». Можно ли назвать их семьёй?
  5. В какой семье жила Крошечка-хаврошечка? (В приёмной. С мачехой.)

Педагог. К сожалению, в жизни бывают ситуации, когда дети остаются без семьи. Тогда заботу о них берёт на себя государство. Дети сироты живут в «Детских домах». О них заботятся взрослые. Воспитатели заменяют им родителей, учат их добру, дарят тепло и ласку. Врачи и медсёстры заботятся об их здоровье, повара готовят им еду.

Проводится беседа о трудовых обязанностях членов семьи. 

Педагог. Ребята, почему так важно, чтобы у каждого в семье были свои обязанности? (Взаимопомощь)

- Какие обязанности у каждого члена семьи?

- Какие обязанности есть у вас?

- Как, по-вашему мнению, должны относиться друг другу члены семьи, чтобы все были счастливы?

Игра с мячом « Давайте справедливо распределим обязанности в семье»

Называет членов семьи

  • Сын – Убирает, выносит мусор, ходит в магазин за продуктами, …
  • Дочь – Моет и вытирает посуду, вытирает пыль, помогает убирать …
  • Отец – Зарабатывает деньги, делает ремонт, …..
  • Мать - Зарабатывает деньги, готовит пищу, стирает бельё, ….

Игра «Добавь слово».

 - А сейчас мы поиграем в игру. Добавьте недостающее слово.

  • Помогаю убирать…. (комнату, игрушки),
  • помогаю подметать…..(пол),
  • пыль помогаю…(вытирать),
  • посуду помогаю….(мыть),
  • помогаю застелить…. (постель).

Педагог. Послушайте стихотворение А. Барто «Помощница».

Помощница (Агния Барто)


У Танюши дел немало,
У Танюши много дел:
Утром брату помогала —
Он с утра конфеты ел.

Помогала вымыть ложки
Пролила столярный клей
Отворила двери кошке
Помогла мяукать ей.

Вот у Тани сколько дела:
Таня ела, чай пила,
Села, с мамой посидела,
Встала, к бабушке пошла.

 

Перед сном сказала маме:

— Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

 

 Задать детям вопросы.

 - Дети, скажите мне, а чем Таня помогала брату?

- Какие дела еще выполняла Таня?

- Что она сказала маме и бабушке?

- Можно ли Таню назвать хорошей помощницей?

- Почему нет?

Игра «Наши добрые дела»

На магнитной доске круг желтого цвета. Дети подходят по одному с лепестком, вырезанным из бумаги, и рассказывают, как они помогают дома, какие поручения выполняют. (В конце игры подводится итог) .

Педагог: Посмотрите, от ваших добрых дел даже цветок раскрыл свои лепестки.

Педагог: Да. Помощь родителям нужна. И они заботятся о том, чтобы ваши права не нарушались.

Игра: «Что мы делали, не скажем, а что делали, покажем»

Игровой этюд в команде. Одна команда показывает имитирующие движения домашних дел, другая команда, отгадывает, затем меняются местами.

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре

хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять

Хлопки в ладоши

Всех могу пересчитать;

указательным пальцем пересчитывают

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

загибают поочередно пальцы на руке

Игровая ситуация.

Педагог. А что бывает, если мы вообще забываем выполнить порученное нам дело. Очень хорошо нам напоминают об этом сказки. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Вспомните сказку «Гуси - лебеди». (Просмотр отрывка из мультфильма «Гуси-лебеди» 3 мин.)

Педагог. Что поручили девочке? Какая у неё обязанность?

Ответы детей. Не бросать младшего братика, приглядывать за ним.

- Выполнила девочка свою обязанность? (нет)

- К чему приводит невыполнение своих обязанностей? (к беде).

Педагог. Но я уверена, что такого ни с кем не случится, если мы будем стараться и не забывать о своих обязанностях. (хоровые ответы детей)

Чтоб в семье жилось всем дружно,

Должны мы дома помогать.

 

Поиграли мы в игрушки,

Потом их будем убирать.

 

Папа с мамой дадут заданье-

Его должны мы выполнять.

 

А кровать свою без просьбы

Обязаны мы застилать.

 

В магазин сходить не трудно,

Хлеб мы можем покупать.

 

За обедом и на ужин

Любим стол мы накрывать.

 

А как сложить все вилки, ложки

На пятёрку будем знать.

 

На полу увидим мусор-

Его мы будем подметать.

 

Грязнулями ходить не будем-

Носочки надо нам стирать.

 

И цветочки на окошках

Не забудем поливать.

 

За собачкой и за кошкой

Сумеем мы ухаживать

 

Педагог. Вот сколько много мы перечислили домашних дел, а одним словом они называются как? (ОБЯЗАННОСТИ).

 

Педагог. А сейчас,ребята, предлагаю вам нарисовать, как вы помогаете дома.

Дети рисуют рисунки, а потом рассказывают, что на них изображено.

 - Сегодня,ребята, вы узнали о том, что нужно помогать родителям, и вы не будете похожи на Таню, о которой мы прочитали. Ваши умелые ручки могут очень многое. Вы должны быть внимательными и чуткими к своим близким и родным и постоянно им помогать, чем можете.