” СОВЕСТЬ- ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ ЧЕЛОВЕКА ”. (беседа)
Ноябрь 2019 г. |
СОВЕСТЬ- ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ ЧЕЛОВЕКА.
Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»
Форма: беседа
Участники: воспитанницы группы, воспитатель
Подготовительный этап: готовясь к беседе, воспитанницы могут подобрать поговорки, пословицы, высказывания о совести.
Ход беседы:
Вступительное слово воспитателя.
Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть»- ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.
Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том ,что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.
Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.
А как вы думаете, есть ли на свете совесть, добро?
Далее учащиеся высказывают свою точку зрения на определения совести, например:
· В ком стыд, в том и совесть.
· Совесть — это когтистый зверь, скребущий сердце.
· Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.
Выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.
Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть», стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой?
Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.
Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?
· Бедности своих родителей?
· Неряшливого вида?
· Аккуратной, но не модной одежды?
· Пренебрежения к окружающим?
· Грубости по отношению к людям?
· Высокомерия?
У А.С. Макаренко есть слова: « Надо , чтобы человек поступал правильно , по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».
А что значит- поступать по совести?
Упражнение « Нравственная дилемма»
Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свои точки зрения:
· В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором деньги. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?
· Вспомните о таком случае в вашей жизни. Как вы обидели другого близкого человека? Как вы себя чувствовали?
· Можно ли развивать свою совесть? Думаете, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас.
Тренировка совести — это глубокая работа ума и сердца.
Притча о совести.
«Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды». Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.
— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!
— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!
— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.
— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.
— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:
— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.
— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.
— Почему невыполнимо?
— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.
От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.
- Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?
- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).
- Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности, игнорирует хитрые оправдания, заставляет говорить о себе правду.
Игра «Найди пару».
- Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить
1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».
5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).
Булата Окуджавы.
Совесть, благородство и достоинство-
Вот оно – святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.
Вопросы без ответа вслух.
Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.
- Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
- Было ли стыдно за свои поступки?
- Всегда ли вы поступали по совести?
Совесть человеку нужна не для того, чтобы она его «глодала» и «мучила», а для того, чтобы побуждать человека к лучшему, помогать не врать себе и людям.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.