беседа совесть

  • docx
  • 28.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала sovest_beseda_2019g.docx

 

 

 

СОВЕСТЬ- ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ ЧЕЛОВЕКА ”.

(беседа)

 

 

                                                                                                             

 

 

 

 

 

  

                                                                        

 

 

Ноябрь 2019 г.

СОВЕСТЬ- ВНУТРЕННИЙ СУДЬЯ ЧЕЛОВЕКА.

 

Цель: помочь учащимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия «совесть»

Форма: беседа

Участникивоспитанницы группы, воспитатель

Подготовительный этап: готовясь к беседе, воспитанницы могут подобрать поговорки, пословицы, высказывания о совести.

 

Ход беседы:

 

Вступительное слово воспитателя.

Наш разговор – о важнейшем нравственном понятии «совесть». Понятие «совесть»- ключевое в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том ,что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение, способность самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Мы с вами попытаемся поразмышлять, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей нравственной ценности, ведь многие люди считают, что в мире нет ни Добра, ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши.

А как вы думаете, есть ли на свете совесть, добро?

Далее учащиеся высказывают свою точку зрения на определения совести, например:

 

·         В ком стыд, в том и совесть.

·         Совесть — это когтистый зверь, скребущий сердце.

·         Совесть! Без тебя нет во мне ничего возвышающего меня над животными.

 

Выслушать и заранее подготовленные учащимися высказывания о совести.

Как вы думаете, почему издревле понятие «совесть», стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой?

Стыд и совесть почти синонимы, и не зря говорится в народе: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему?

 

·         Бедности своих родителей?

·         Неряшливого вида?

·         Аккуратной, но не модной одежды?

·         Пренебрежения к окружающим?

·         Грубости по отношению к людям?

·         Высокомерия?

 

 

У А.С. Макаренко есть слова: « Надо , чтобы человек поступал правильно , по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнает об этом».

 

А что значит- поступать по совести?

 

Упражнение « Нравственная дилемма»

Учащимся предлагается проанализировать ситуации, аргументировать свои точки зрения:

 

·         В школьном коридоре Вадим нашел кошелек, в котором деньги. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

·         Вспомните о таком случае в вашей жизни. Как вы обидели другого близкого человека? Как вы себя чувствовали?

·         Можно ли развивать свою совесть? Думаете, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас.

 

Тренировка совести — это глубокая работа ума и сердца.

  Притча о совести.

«Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды». Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

- Ребята, почему просияло лицо учителя, и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

 

- Совесть – заставляет размышлять о своих поступках, критически оценивать свои поступки, напоминает о своих обязанностях, долге, ответственности,  игнорирует хитрые оправдания,  заставляет говорить о себе правду.

Игра «Найди пару».

-           Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

1.         Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).

2.         Жить честно, справедливо. (Жить по совести).

3.         Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).

4.         Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной

совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть

спокойна».

5.         Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то ( поступок на его совести).

 

Булата Окуджавы.

 

Совесть, благородство и достоинство-

Вот оно – святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

 

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

 но зато умрешь как человек.

Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

-           Случалось ли вам испытывать угрызения совести?

-           Было ли стыдно за свои поступки?

-           Всегда ли вы поступали по совести?

 

Совесть человеку нужна не для того, чтобы она его «глодала» и «мучила», а для того, чтобы побуждать человека к лучшему, помогать не врать себе и людям.