Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9-11 класс
Оценка 4.6

Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9-11 класс

Оценка 4.6
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа
9 кл—11 кл
08.02.2020
Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9-11 класс
• воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения; • дать краткую историческую справку об основных событиях и этапах ВОВ, рассказать о героическом подвиге народа, о великой Победе, почтить память всех погибших; • через стихи и песни дать почувствовать детям величину духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; • посредством обзора книг, заинтересовать обучающихся литературой о Великой Отечественной войне и привить любовь к чтению
Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9.docx

Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9-11 класс

Школьная библиотека в современном образовательном учреждении занимает важное место в системе воспитательной работы. Функции библиотеки сегодня значительно расширились: из учебно-вспомогательного подразделения она стала структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, формирование информационной культуры личности. Школьная библиотека является как ресурсной, то есть технической, системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять всем пользователям, так и коммуникационной. Библиотека становится местом встречи школьников, которые не только учатся пользоваться ресурсами, имеющимися в распоряжении библиотеки, но приобретают умение слушать, слышать, думать, получают незабываемые уроки памяти и красоты.

Формирование гражданина, нравственное и патриотическое воспитание растущего поколения- главные задачи воспитательной работы любого образовательного учреждения, а значит, и библиотеки, функционирующей в нем. Именно здесь, в окружении книг, хранящих сведение о великих и малых событиях, о знаменитых личностях и малоизвестных судьбах, здесь, где в тишине слышны шаги истории, человек лучше всего понимает, что такое память. [11, с.3]

 

Только воспитывая уважение к памяти, можно вырастить настоящего человека, достойного гражданина. К.Д.Ушинский заметил однажды: «самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда более и всего ближе знаком со своим Отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т.д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей Родиной и со всем, что к ней относится».[24, с.5]

Правильно расставленные акценты в воспитательной работе образовательного учреждения могут позволить избежать досадного недоразумения, подмеченного великим педагогом.

Тематические вечера, литературные композиции, устные журналы, уроки мужества, посвященные истории России, ее героическим событиям (таким как Великая Отечественная война) и личностям, значительно приблизят учащихся к истории своего Отечества.

Представленный библиотечный урок – частичка, способствующая воспитанию патриотических чувств у подрастающего поколения.

 

Цели и задачи данного библиотечного урока:

·         воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения;

·         дать краткую историческую справку об основных событиях и этапах ВОВ, рассказать о героическом подвиге народа, о великой Победе, почтить память всех погибших;

·         через стихи и песни дать почувствовать детям величину духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле;

·         посредством обзора книг, заинтересовать обучающихся литературой о Великой Отечественной войне и привить любовь к чтению.

Предложенный материал, связанный со значимыми событиями Великой Отечественной войны, может стать предметом для разговора и размышления. Привлечение малоизвестных фактов, интересный подход к раскрытию заявленной темы, использование материалов различных литературных и исторических источников делают библиотечный урок ярким и запоминающимся событием в жизни учащихся.

Реализация данного урока требует организации особой обстановки. Разговор о великом и важном не должен быть громким. Как правило, след в душе школьника оставляет встреча, проведенная в небольшом кругу хорошо знакомых людей, где будет услышано каждое слово, не останется незамеченным ни один нечаянный вздох. Уютное помещение школьной библиотеки, актового зало, кабинет литературы или истории – каждое из этих помещений может стать местом проведения урока. Главное, чтобы правильно был задан тон разговора, и тогда учащиеся смогут услышать голос истории, почувствовать свою сопричастность к ней.

Предложенный материал предназначен сотрудникам школьных библиотек для реализации воспитательных задач в работе со школьниками. Данный урок может быть полезен классным руководителям, организаторам внеклассной работы в школе при проведении традиционных мероприятий в рамках празднования Дня Победы, Дня Защитника Отечества, уроков знаний.

 

 

Цели и задачи:

·         воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения;

·         дать краткую историческую справку об основных событиях и этапах ВОВ, рассказать о героическом подвиге народа, о великой Победе, почтить память всех погибших;

·         через стихи и песни дать почувствовать детям величину духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле;

·         посредством обзора книг, заинтересовать обучающихся литературой о Великой Отечественной войне и привить любовь к чтению.

Оборудование: книжная выставка «Слово о  Победе»,  рисунки учащихся.

Ход мероприятия

Война - короче нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Еще не может быть и нет.

А. Твардовский

 

Светлой памяти героев Великой Отечественной войны мы посвящаем библиотечный урок- урок мужества, памяти. Мы поговорим о великом подвиге нашего народа, который одержал чрезвычайно трудную победу в самой страшной войне за всю историю человечества.



В 30-е годы ХХ века к власти в Германии пришли фашисты во главе с Гитлером. Он хотел завоевать весь мир и начал это осуществлять: за 2 года гитлеровцы завоевали почти всю Европу, разгромив армии тех государств, которые не перешли на сторону фашистской Германии. Армия Гитлера считалась непобедимой.

Фашисты заключили с нашей Родиной (которая называлась СССР) договор о ненападении. Но все же на рассвете 22 июня 1941 года тысячи самолетов и танков с черными крестами стали бомбить и обстреливать наши города. Фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. [23, с.132]

 


Тот самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Мяли танки теплые хлеба,

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни. Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанские кусты

И взлетали, как щепа, мосты.

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И косматые, как облака, врукопашную пошли века.

Шли солдаты…

Шла большая русская земля.


Илья Эренбург

Толпа у репродукторов: война.

В военкоматах давка. Вся страна

Желает драться. Мы не знаем сами,

Что будет дальше. Щерятся штыки.

Составы громыхают тормозами.

И женщины с печальными глазами

Приносят на вокзалы узелки.

А там навзрыд рыдают паровозы…

Борис Четвериков

На защиту страны поднялся весь народ.

Мы знаем, что нынче лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, и мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Анна Ахматова

Первыми удар немцев приняли на себя защитники Брестской крепости: «Умрем, но из крепости не уйдем!» Силы были неравными, советским солдатам не хватало боеприпасов, в осажденной крепости не было источников воды, т. к. немцы уничтожили водопровод. Некоторые храбрецы пытались достать воду из реки, но это удавалось немногим, в основном солдаты гибли под пулями вражеских пулеметов.

Фашисты не стали ждать окончательного падения крепости и ушли вперед, однако, находясь в окружении, бойцы бились с врагом в течение 2-х месяцев, и последний выстрел прозвучал в крепости 20 августа. [23, с.146]

 

Гитлер разработал план молниеносной войны. Его войска в первые месяцы войны захватили немало городов и сел. Немцы рвались к столице нашей Родины, и вот они почти подошли к ней, и в письмах домой они уже хвастались, что видят в бинокль кремлевские башни. А Гитлер приказал напечатать пригласительные билеты на парад фашистских войск в Москве. Он планировал провести парад на Красной площади, а затем уничтожить столицу, оставив на её месте огромное озеро. Вражеские самолеты уже кружили над Москвой.

Парад на Красной площади состоялся, но это был парад не немецких войск, а Красной Армии, бойцы которой прямо с парада отправлялись на линию фронта. Все, кто только мог держать оружие в руках, встали на защиту города. Из далекой Сибири, с Дальнего Востока подходило подкрепление.

Нас у Москвы

Очень много,

А Москва у нас – одна!

Р. Рождественский


Держась,

Как за личное счастье,

За каждую пядь земли,-

Мы под Москвой

Стояли насмерть,

В грунт промерзлый вросли.

Земля от взрыва дрожала.

Трещала танков броня…

Солнце в огне пожара

Чадило, как головня…

Когда с орудийным раскатом

Мы подымались в бой,-

Поэт становился солдатом,

Поэт-

Солдат любой!


Павел Железнов

 


Мы поднимались и в атаку шли,

Рвались навстречу пламени и ветру,

Чтобы пройти хоть метр своей земли,

Но падали, не сделав и полметра.

 

И в пятый раз с командою «Вперед!»,

Блестя штыками, поднималась рота,

Но бил упрямо вражий пулемет

Из амбразуры маленького дота.

 

И вдруг за дымным валом человек

Навстречу доту яростно метнулся,

И пулемет, приглушенный навек,

Струей последней захлебнулся.

 

Никто из нас тогда еще не знал,

Кто он такой и из какого края,

Отдавший жизнь за маленький квартал,

Свою большую землю защищая.


Николай Сидоров

Шли кровопролитные бои и, несмотря на то, что наша Армия уступала фашистам в численности войск и количестве бронетехники и оружия, но благодаря мужеству и героизму проявленными нашими солдатами и офицерами во время сражения, немецким войскам пришлось отступить. Это было первое поражение Гитлера в этой войне. Планы его по молниеносному захвату СССР провалились.

Но уже в сентябре 1941 года ему удалось окружить город Ленинград. Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод. Подвести в город продукты питания, было очень сложно, ведь он был заблокирован со всех сторон. Оставалась только узкая полоска Ладожского озера, по которому подвозили в город продовольствие. Но вот наступили ранние морозы и, стало озеро замерзать, и люди с надеждой ждали, когда же окрепнет лед, чтобы по льду можно было опять возобновить снабжение города. Каждый житель получал один раз в сутки маленький кусочек хлеба 125 г, а рабочим выдавали по 250 г. Но от голода это не спасало. Фашисты бомбили город, и каждый водитель, уходя в рейс по Дороге жизни, рисковал своей. Часто бывало, что машины проваливались, уходили под лед и тонули. Но жители с достоинством переживали эти страшные испытания. Блокада длилась 900 долгих дней и ночей.

 

Я хочу рассказать вам о ленинградской школьнице Тане Савичевой, которая во время блокады вела дневник. Вот несколько страничек этого дневника:

 

«Женя умерла 28 декабря в 12.30 часов утра. 1941 год»

(Женя – это сестра Тани)

«Бабушка умерла 25 января в 3 часа. 1942 год»

«Лёка умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 год»

(Лёка – это брат Тани)

«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 г.»

«Дядя Лёша, 10 мая в 4 дня 1942 г.»

«Мама, 13 мая в 7ч.30 мин. утра 1942 г.»

«Умерли все»

«Осталась одна Таня»

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли…[23, с.211]

 

После окончания битвы за Москву на фронте наступило небольшое затишье: противники собирались с силами. Советское командование опасалось, что враг предпримет попытку захвата Москвы, поэтому стало стягивать основные силы армии к столице.

Гитлер решил перехитрить руководителя Советского Союза Сталина и сделал вид, что немецкая армия действительно готовит наступление на Москву. Но на самом деле фашисты обрушили сокрушительный удар на южные территории СССР и в кратчайшие сроки вышли к Сталинграду. [25, с.96]

 

Отстоять город стало делом чести. Проигрыш сулил большие беды. Ведь с захватом такого крупного центра промышленности, каким являлся Сталинград, фашистам удалось бы не только ослабить страну, но и подойти к Москве еще и с юга и попробовать окружить её так же, как Ленинград.

Сталин издал приказ – «Ни шагу назад!» [18, с.164]

 


Как трудно было умирать

Солдатам, помнящим о долге,

В том самом городе на Волге-

Глаза на веке закрывать.

 

Как страшно было умирать:

Давно оставлена граница,

А огневая колесница

Войны еще ни шагу вспять…


 

Советские солдаты сражались за каждую улицу, каждый дом, каждый этаж, за каждый камушек родной земли.

Ценой невероятных усилий наши войска смогли не только отбить наступление гитлеровцев, но и окружить передовые части немецкой армии во главе с генералом-фельдмаршалом Паулюсом.

Сталинград удалось отстоять, и 19 ноября 1942 года наши войска перешли в наступление, погнали фашистов прочь с советской земли. [18, с.201]

 


Вот письмо-треугольник солдата.

От затишья переднего края

Драгоценным подарком когда-то

Его почта несла полевая.

 

Как всегда, поначалу – поклоны

Маме, папе и младшей сестренке,

Детства добрым друзьям- поименно

И смущенно-любимой девчонке.

 

А потом сообщал юный воин:

«Бью фашистов «по дых», как учили,

Слава ордена удостоен,

Жаль, что многих ребят схоронили…»

 

Дальше – сплошь затушеваны строки,

Видно, цензор крутой им достался:

Чтобы не было лишней мороки,

Зачеркнул… и подстраховался.

 

Что ж прочел кабинетный чиновник,

Где увидел в письме криминал?

Может, парня обидел полковник,

Или важный секрет разболтал?

 

Нет, присяге незыблемо верен,

Может быть, лишь признался солдат,

Что порою бывал неуверен:

Отстоит или сдаст Сталинград.

 

Как под яростный стук автомата

На последней полоске земли

Злые думы терзали солдата:

«Как же немцы до ВОЛГИ дошли?»

 

И в сомненьях не виноват он-

Смертный бой…, а душа молода,

Только слов от нее адресатам

Не узнать никому, никогда:

На пути до родимой сторонки

В глубине красноярской тайги

Обогнала письмо… похоронка.

Знать, у горя быстрее шаги!

 

И слились в сотнях хмурых рассветов

С чернотой материнской тоски,

Как прощальный привет с того света,

Черной туши крутые мазки


.

Вячеслав Ромасевич, выпускник Сталинградской спецшколы ВВС 1943 года, участник Парада Победы 24 июня 1945года

 

Говорят, что «у войны не женское лицо». Вовсе не женское! Оскаленное, страшное, лицо смерти, но и женское вместе с тем… Сотни , тысячи женщин надели сапоги и гимнастерки. Вместо юности у них была война. Поэтесса Юлия Друнина прошагала всю войну медсестрой.

Она после войны писала пронзительные стихи. Где многие строки пахла порохом:

Я не привыкла, чтоб меня жалели,

Я тем гордилась, что среди огня

Мужчины в окровавленных шинелях

На помощь звали девушку – меня…

В суровые дни войны рядом с взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах, дежурили на крышах домов при воздушных налетах. Выступали с концертами перед ранеными воинами в госпиталях


Ах, Война,

Что ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом-солдат…

До свиданья, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.


 

 Продолжая наносить тяжелые удары по немецко-фашистским захватчикам, выходя на свою границу, Советский Союз понимал, что необходимо также помочь порабощенным народам Европы сбросить с себя фашистское иго. Руководством нашей страны было принято решение освободить от немецких оккупантов страны Европы – Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Югославию.

Всюду в европейских городах, которые освобождала Красная армия, наших солдат, встречали как героев-освободителей. Сегодня в каждой стране, освобожденной от фашистов Красной армией, стоят памятники нашим солдатам.

США и Англия тоже высадили свои войска в Европе и теперь фашистов гнали с 2-х сторон. Фашисты создали глубокую и прочную оборону на подступах к столице Германии, Берлину. Здесь находилось около 1 миллиона воинов. Гитлер приказал оборонять Берлин до последнего солдата. [25, с.143]

16 апреля 1945года в 5 часов утра началось советское наступление на Берлин.

И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина – Рейхстага.

А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит ответить перед всем миром за то, что он начал войну, принес много боли и страдания всему человечеству.

2 мая Берлин сдался, но война все еще продолжалась. И вот, наконец, в ночь с 8 на 9 мая 1945 года представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) всех вооруженных сил Германии.

Война закончилась, а те фашистские военачальники, которые остались в живых, предстали перед судом и понесли заслуженное наказание.

А Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая. На Красной Площади состоялся парад советских войск. Командовал парадом прославленный маршал Рокоссовский, а принимал его, сидя на белом коне маршал Жуков. Прошли войска под торжественные марши, а потом наступила тишина. И под барабанную дробь 200 воинов несли 200 знамен побежденного врага. Они бросили эти знамена к подножию Мавзолея В. И. Ленина.

 

Закончилась Великая Отечественная война. В те далекие дни вся страна обрела надежду на то, что больше никогда не прозвучат выстрелы, и матери не будут оплакивать погибших сыновей и дочерей.

И мы, приходящие на смену старшим поколениям, их дети, ради этой святой солдатской памяти должны донести до вас, молодых, и горечь потерь, и величие этого народного подвига, чтить имена тех, благодаря кому мы живем сейчас, быть достойными их памяти.

Мы помним вас, тех, кто спас русскую землю от уготованного ей рабства, и гордимся вами.


 

Мы вас помним, солдаты!

Пусть известны не все имена,

Но войны той жестокой раскаты

Не умолкнут во все времена.

 

Нет, время не властно над нами,

Нашей скорби ему не убить!

Омоем ваш прах мы слезами,

Учась благодарными быть.

 

Вы в бронзе и в камне застыли,

Сквозь время взирая на нас.

Вы жизнью своей заплатили

За то, чтоб мы жили сейчас.

 

Мы помнить мгновенье войны обещаем

И головы скорбно склоняем

Пред всеми, кто мертв и кто жив,

Кто, подвиг свой ратный свершив,

Жить в мире потомкам навек завещал

И жизнь без раздумья за это отдал!


 

 

Заключение

 

Данный библиотечный урок- урок мужества, способствовал углублению знаний учащихся об основных событиях и этапах Великой Отечественной войны, героических подвигах народа, о великой Победе. Учащимся через стихи и песни удалось почувствовать величину духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле. Присутствие приглашенных ветеранов войны и тружеников тыла усилило эмоциональное впечатления учащихся о том страшном времени, героизме, стойкости, подвиге старшего поколения.

Следует отметить специфику данного урока, которая отличает его от других уроков мужества и мероприятий по патриотическому воспитанию - увлечение детей в мир книг о Великой Отечественной войне. Поскольку школьная библиотека серьезно относится к проблеме активного детского чтения. Интенсивно идет процесс необратимой трансформации детского чтения, который условно можно назвать новой моделью вхождения детей и подростков в книжную культуру. Ситуация, когда дети не хотят и не любят читать, давно волнует как учителей, так и родителей, и они в меру своих сил пытаются изменить положение дел. А этот урок является неотъемлемой частью патриотического воспитания молодого поколения, а так же приобщает учащихся к чтению книг , познанию истории нашей Родины.

Список литературы

1.    Алексеев С.А. Горячие гильзы.

2.    Алексеев С.А. Рассказы по истории нашей Родины. Зоя Космодемьянская-М.: Просвещение, 1991.

3.    Алексеев С. А. Рассказы о маршале Жукове. – М.: Дрофа Плюс, 2005.

4.    Алексеев С.А. Рассказы о маршале Рокоссовском. – М.: Дрофа Плюс, 2005.

5.    Алексеев С.А. Рассказы о полководцах. – М.: Стрекоза-Пресс, 2005.

6.    Андреев В.А., Баграмян И.Х. и др.Великая Отечественная война Советского союза 1941-1945.М.,-1967, 620с.

7.    Афнагель И.Е. и др. Навечно в сердце народном, 1977, 520с.

8.    Библиотечные уроки и мероприятия.(диск) - Издательство «Учитель».

9.    Белозеров. Вечный огонь. – М.: Малыш, 1985.

10.  Домаскин И.А., Кошель П.А., Никифоров Ю.А.Великая Отечественная война 1941-1945-М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005, 512с.

11.  Задорожная Чтение с увлечением. Волгоград, Издательство «Учитель», 2009,120с.

12.  Ильина. Четвертая высота. – М.: АСТ, 2004.

13.  Карасева В. Юрка. – Киев, 1974

14.  Кошевая. Повесть о сыне. – М.: Дет. лит., 1985.

15.  Курикалова Н.Урок мужества./ж. «Воспитание школьников»№ 10, 2006, с.30.

16.  Лавренев Разведчик Вихров. – М.: Дет. лит., 1985.

17.  Летопись Великой Отечественной войны. Краткая иллюстративная история ВОВ для юношества. – М.: Молодая гвардия, 1985.

18.  Меринов А. Битва за Сталинград. – М.: АСТ, 2001. – (Военная история)

19.  Михалков С. Победа. – М.: Малыш.

20.  Набатов Г. Зина Портнова. – М.: Малыш, 1989.

21.  Наджафов Г. Валя Котик. – М.: Малыш, 1980.

22.  Надеждина Н. Партизанка Лара. – М.: Дет. лит., 2005.

23.  Русские победы. – М.: Белый город, 2003.

24.  Расстегаев Н.Г. Встречи в школьной библиотеке. Волгоград, Издательство «Учитель», 2009,160с.

25.  Сталинградская битва. Волгоград: Изд-во Волгоград, 2003.

26.  Туричин. Крайний случай. Повесть-сказка о ВОВ. – Ярославль: Академия развития, 2003.

27.  Туричин. Маленький солдат. – Ярославль: Академия развития, 2003.

28.  Фадеев А. Сашка. – М.: Дет. лит., 1985.


 

Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9-11 класс

Беседа СПАСИБО ДЕДУ ЗА ПОБЕДУ 9-11 класс

Цели и задачи : · воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения; · дать краткую историческую справку об основных событиях и этапах

Цели и задачи : · воспитание патриотических чувств у подрастающего поколения; · дать краткую историческую справку об основных событиях и этапах

Мы знаем, что нынче лежит на весах

Мы знаем, что нынче лежит на весах

Но уже в сентябре 1941 года ему удалось окружить город

Но уже в сентябре 1941 года ему удалось окружить город

Вот письмо-треугольник солдата

Вот письмо-треугольник солдата

США и Англия тоже высадили свои войска в

США и Англия тоже высадили свои войска в

Список литературы 1. Алексеев

Список литературы 1. Алексеев
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2020