Школьное сочинение столетней давности обнаружили муромские педагоги, штудируя архив одного из учреждений. Коллекцию музея народного образования пополнила тетрадь с домашней работой одной из гимназисток. Символично, что находка была обнаружена именно сейчас, когда в школьную программу возвращается сочинение. Коллекцию музея пополнили снимки воспитанниц Муромской женской гимназии II разряда, подлинный аттестат с восковой печатью, сведения об успеваемости одной из учениц гимназии и свод правил поведения. Но особую ценность архива составили две тетради, купленные в известном до революции писчебумажном магазине Мурома. Одна – для арифметики, другая – для домашнего изложения. Обе подписаны: «ученицы четвертого класса, Тагуновой А.». Имя девочки неизвестно, но из восьмистраничного сочинения об авторе можно узнать немало
Из школьных сочинений: о чем писали
100 лет назад
Школьное сочинение столетней давности обнаружили
муромские педагоги, штудируя архив одного из учреждений.
Коллекцию музея народного образования пополнила тетрадь
с домашней работой одной из гимназисток. Символично, что
находка была обнаружена именно сейчас, когда в школьную
программу возвращается сочинение. Коллекцию музея
пополнили снимки воспитанниц Муромской женской
гимназии II разряда, подлинный аттестат с восковой печатью,
сведения об успеваемости одной из учениц гимназии и свод
правил поведения. Но особую ценность архива составили две
тетради, купленные в известном до революции
писчебумажном магазине Мурома. Одна – для арифметики,
другая – для домашнего изложения. Обе подписаны:
«ученицы четвертого класса, Тагуновой А.». Имя девочки
неизвестно, но из восьмистраничного сочинения об авторе
можно узнать немало. ЛЮДМИЛА ФИЛОНЕНКО, ДИРЕКТОР
МУЗЕЯ ИСТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:"«Мои любимые
мечты» - само название говорит за себя. Девочка мечтает о
том, как будет проводить новогодние рождественские
праздники, как пригласит на эти праздники крестьянских
детишек. Затем она вспоминает о том, что ее брат ушел на
войну, и она не может сегодня пойти на вокзал провожать
других, потому что ей грустно, что люди уходят на войну".
Передо мной всплывает самая любимая и никогда не
покидающая меня мечта: вот я кончила гимназию, поступила
в учительницы, учу маленьких детей грамоте, приучаю их к
чистоте, опрятности и послушанию. Чтобы бегло прочесть
отрывки из сочинения 1914 года, девятикласснице Насте
пришлось его переписать. Слишком уж слог и начертание
знаков отличаются от современных. Некоторых букв давно
нет в русском алфавите. Разительны и перемены в нормах
орфографии: глагол «идти» написанный через две «т»
красные чернила не тронули. За грамотность гимназистка
поймала «двойку». Изложение преподаватель оценила на
«три с плюсом». Что говорит об уровне школьных требований
в дореволюционной России, считает Татьяна Неверова.
Потому что работу отличает глубина, стройность и
выразительность мыслей. ТАТЬЯНА НЕВЕРОВА, УЧИТЕЛЬ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ: "Это как раз то, чего
многим современным детям, детям нашей эпохи не хватает.Я не про духовный мир говорю, а про умение высказать свои
внутренние мысли, желания, мечты. Им не хватает слов и, к
сожалению, эпоха в этом не способствует детям". Школьное
сочинение в стране упразднили семь лет назад и вот теперь
вводят заново. Учителя говорят, просто вернуть экзамен –
полдела. Нужно увеличить объем литературных занятий,
дети должны больше читать. Лауреат нескольких
престижных конкурсов, девятиклассник Даниил Саплин
искренне надеется, что с возвращением сочинения в
школьную программу, его сверстники, наконец, ощутят всю
прелесть этого нескучного занятия. ДАНИИЛ САПЛИН,
УЧЕНИК 9 КЛАССА: "Нет таких чувств, которые нельзя было
бы высказать русским языком. Для меня сочинение, как и для
любого человека, это возможность высказать свое мнение,
свое отношение к чему-либо, высказать свои эмоции,
оставить какое-то хоть и самое маленькое слово в истории".
Приблизительные темы декабрьского сочинения уже
известны. Первые пробы пера в школах намечены на конец
ноября. Очевидно, не все работы заслужат хорошую оценку
преподавателей. Но ведь и гимназистка Тагунова А. в
портфеле принесла «тройку», а сочинение перечитывают и
сто лет спустя.