"Я взвесил звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)
1. "Звук + цвет" ?
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета : он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг.
Мы видим звук
"Я взвесил звук, измерил и расчислил
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу свой живой язык…"
(А. Журавлев)
1. "Звук + цвет" ?
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много
писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные
звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка -
основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут
восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в
котором так раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый;
О - синий: тайну их скажу я в свой черед…
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие
цвета : он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий
лингвист А. Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красным,
О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что
ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О -
ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о
цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета
радуг.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые
звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть,
случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом?
А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко
устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На эти вопросы
давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь "звук
речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
2. Общие положения теории
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда
оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет
себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае
последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление
наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его
действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту
область наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко
и с трудом, а, проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки",
которые вскрыть своими инструментами не может.
Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в
экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а
следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны.
Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый можетприпомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или
поступок были подсказаны нам интуицией.
Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным
интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем
перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно,
интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и
подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам
правильное решение, а когда каверзно подталкивают нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто
прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых
на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка
полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в
реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо
предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо
предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них
звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого
красного" и до "наименее красного", от "самого синего" и до "наименее
синего" и т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало,
что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней
мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения
относительно трёх гласных - А, Е, И.Звук и букву (звукобукву) А вполне
согласованно называют красной , Е - чётко зелёная, а И -
определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя
большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто
встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными
для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А
физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому
что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется
цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в
языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое
устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия
главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки А, О, Е,
И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и
этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название
определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук,
причем он занимает в слове самую важную, ударную позицию: красный,
синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми
они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь
больше разброс мнений испытуемых. Так, У- ассоциируется с тёмными
оттенками синегоцвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-
зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками
синего цвета, но со светлыми: голубым, светло-сиреневым.Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по
звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо
располагается между жёлтойО и зелёной Е. Примерно половина
испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё - светлая,
желто-зеленая.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как
более светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой
характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы.
Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают
самые тёмные характеристики - темно-коричневая, черная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно
повлияла графическая форма буквы Й, передающей этот звук.
Сходство Й с И привело и к сходным цветовым оценкам - Й воспринимается
как синяязвукобуква, хотя и с меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же
звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной
звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма
другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А
поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех
других гласных), то при дальнейшем анализе текстов ее решено было не
учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно
закреплены в подсознании. Есть испытуемые, которые во всех
экспериментах показывают чёткие и единообразные результаты,
совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных, а есть и такие,
чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по их
ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и
что ж, ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что
окраски предметов не существует. Важно, что большинство испытуемых в
целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне
определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не
осознает.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям:3. Реализация теории в поэтических текстах
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть
даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет
должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно
искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая
сторона особенно важна. Эффект звукоцвета может сыграть свою роль в
том случае, когда в стихотворении создается определённая цветовая
картина, и рисунок гласных стиха должен бы
поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании,
например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль
красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в
наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в
ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием
синих И, У, Ю; зеленого - нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих
статистических подсчётах сталана
глазах проявляться живая игра звукоцветовых ореолов поэтического
языка, поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и
точным соответствием понятийному смыслу и общему экспрессивно-
образному смыслу произведений. Судите сами.
У Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от
картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных
пророчествах передаёт трагический колорит картины - мрачно-багровый
цвет казней, пожаров, крови.
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани
стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме,
красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы, не так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой
точки зрения уж очень необычны, то одного утверждения, что это
действительно так, будет наверняка недостаточно. Обычная реакциялюбого, кто впервые слышит о звукоцвете в поэзии: "Этого не может
быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с тайной уверенностью
в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику компьютерного
анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество
каждой из 10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую
роль ударных гласных, они при счёте удваиваются. Так
как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками основных цветов и ещё
потому, что встречаются они сравнительно редко, самостоятельного
значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому
приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ёоказалась
двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е.
Синева Й выражена слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину
и только затем приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество
всех букв с удвоением ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в
тексте стихотворения (Pk) и единицы размаха колебаний для данного
текста:
Полученные частности
сопоставляются с нормальными
(среднестатистическими для языка),
и вычисляются нормированные
разности этих частотностей, чтобы
установить, случайно или
нет наблюдаемые в стихотворении
частотности отличаются от
нормальных и как именно
отличаются:
Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая":Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116
на тысячу, а в стихотворении их гораздо больше (Pk=0,159). При s= 0,018
такое отклонение частности (0.159 - 0.116 = 0.044) превышает случайное в
2.39 раза, то есть едва ли может быть случайным.
Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им
ударные позиции (вещает казней ряд кровавых). Вторым по превышению
нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное, трагическое звучание.
Наконец, У (также с превышением частотности над нормой) добавляет
звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые и лиловые оттенки.
Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении
гласных, то получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме,
кое-где с тёмной прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В.
Васнецова. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэта
подсказал ему выбор и пропорции доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для
некоторых из них в общей табличке приведены итоговые величины (Z),
чтобы можно было убедиться, что обнаруженные звукоцветовые
соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр.Значимые превышения частотностей отмечены полужирным шрифтом. В
последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка результатов.
Звукоцвет в поэзии:
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности
звукоцветовх ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек егостихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается
явное соответствие словесных и звукоцветовых картин. "Отговорила роща
золотая..." - доминирующий цвет жёлтый, слегка зеленоватый. "Выткался
на озере алый свет зари..." - звуки создают густо-красную и тёмно-
синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." -звукоцвет синий,
чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." -
зелёная и тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий.