Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Оценка 4.7
Памятки
docx
воспитательная работа
Взрослым
12.05.2017
Соблюдение гигиены, для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен хотеть это делать, знать, как правильно это делать, умело реализовывать свои потребности и знания в практической деятельности в процессе самосовершенствования. Решение этих важнейших задач и должно быть главным.Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
беседа личная гигиена.docx
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Краснодарского края
«Курганинский аграрнотехнологический техникум»
Беседа
на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические
основы физических упражнений» Оглавление
Личная гигиена студентов
Гигиена спортивной одежды и обуви
Введение Глава 1. Гигиена студента
1.1
1.2
Глава 2. Гигиенические основы физических упражнений
2.1
2.2
нагрузок в процессе физического воспитания
Заключение ,
Список использованной литературы
Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических
Глава 1. Гигиена студента
1.1 Личная гигиена студентов
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим; уход за телом и полостью рта;
отказ от вредных привычек. Выполнение требований личной гигиены имеет не только индивидуальное, но
и социальное значение, т.к пренебрежение ими может привести к распространению заболеваний.
Уход за телом включает в себя гигиенические мероприятия по уходу за кожей, руками, ногами и
др.
Уход за кожей. Кожные покровы выполняют многообразные физиологические функции: защиту
внутренней среды организма, выделение продуктов обмена и распада, теплорегуляцию, поэтому здоровье
человека, его работоспособность и сопротивляемость различным заболеваниям во многом зависят от
состояния кожи тела. Основа ухода за кожей регулярное мытье горячей водой с мылом и мочалкой не
реже одного раза в 45 дней (душ, ванна, баня). После этого обязательно меняется нательное белье.
Наиболее загрязняемые участки тела (лицо, шея и др.) необходимо мыть с мылом каждый день утром и
вечером.
При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше, чем обычно, поэтому после
тренировки следует обязательно принимать теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и
оказывает благоприятное действие на нервную и сердечнососудистую системы, повышает обмен веществ
и улучшает восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело полотенцем и
сделать легкий массаж основных мышечных групп.
Улучшить
функции кожи и укрепить здоровье поможет баня. В настоящее время
наибольшей популярностью в нашей стране пользуются паровая (русская) баня и суховоздушная
(финская) сауна. Каков же механизм действия бани? Рассмотрим его на примере русской бани.
Заложенные в печи камни нагреваются до 700 0. От них исходит сильный жар, температура воздуха 4060
0С, относительная влажность 80100%.
Кожа нагревается и передает тепло всему организму.
Усиливается обмен веществ, ЦНС, чтобы избежать перегрева организма, более интенсивно выводит
излишки тепла с потом. С потом выходят также токсичные вещества, и баня является своего рода
ускорителем их вывода. Настоящая русская баня немыслима без холодной воды. После банного жара в
бассейн или под душ.
На разумном сочетании таких раздражителей, как жар и холод, и построен широкий спектр
физиологического воздействия бани. Жар бани мягко снимает с верхнего слоя кожи отжившие,
омертвевшие клетки (роговой слой), что активизирует восстановление кожного покрова, который за
сутки в среднем меняет свою двадцатую часть. Установлено также, что продолжительность родов у тех,
кто посещал баню, в среднем сократилась втрое, что обусловлено увеличением эластичности связок,
снижением нервного и мышечного напряжения.
Нередки случаи, когда у беременных начинается варикозное расширение вен. Благодаря
тренировке сосудов жаром и холодом риск такого расстройства у тех, кто дружит с баней, гораздо
меньше. Издавна баней пользуются, чтобы похудеть.
В сауне температура воздуха 70110 0С, а относительная влажность очень низкая 515%. Всем ли
баня пойдет на пользу? Современная медицина считает, что баня противопоказана в острой стадии всех
болезней, при обострении хронических заболеваний, когда повышается температура. Нельзя пользоваться баней при воспалительных заболеваниях сердца, неуместна эта процедура и после инфаркта
миокарда, при воспалительных заболеваниях коронарных сосудов, сердечных заболеваниях с признаками
тахикардии (резкое учащение сердечных сокращений) и всех формах гипертонии, сопровождающихся
сердечной или почечной недостаточностью. Не следует забираться на банный полок и при острых
лихорадочных заболеваниях, малокровии, явно выраженном склерозе сосудов, травме головного мозга,
туберкулезе легких, эпилепсии. Нельзя париться при болезни Боткина, язвенной болезни со склонностью
к кровотечению, обширных воспалительных процессах на коже, заболеваниях глаз и ушей. В каждом
отдельном случае рекомендуется проконсультироваться с врачом.
В гигиенических целях баню рекомендуется посещать 12 раза в неделю.
В бане следует придерживаться следующих правил. До входа в парильню принимается теплый
душ, затем обтирают тело досуха. После этого заходят в парильню, где сначала 46 мин находятся внизу,
а затем, прогревшись, поднимаются на верхнюю полку и находятся на ней в зависимости от самочувствия
(примерно 58 мин).
В русской бане рекомендуется париться с веником. Веник (лучше березовый или дубовый) нужно
предварительно распарить в горячей воде. Париться желательно с помощью товарища в положении лежа
на животе. Движения веником выполняют от стоп к ягодицам и затем по спине к верхним конечностям, а
от них книзу по боковым поверхностям тела.
После 34 таких серий производят постегивания и поглаживания тела веником. Кроме того,
выполняют похлестывания и припаривания. Перед похлестыванием веник поднимают вверх и нагревают
в верхних слоях воздуха, а затем 34 раза похлестывают им по телу. После этого, еще раз подняв и нагрев
веник, на короткое время прижимают его к телу. Такие припаривания начинают со спины и
последовательно выполняют на пояснице, ягодицах, боковых поверхностях бедер, исключая
подколенную область.
Перед выходом из парильни следует около 5 мин побыть внизу, после этого принимают душ
(температура воды зависит от закалки парильщика, вплоть до максимально холодной).
После бани необходим кратковременный отдых. Количество заходов в парильню (не более 23 раз)
и длительность пребывания в ней зависят от индивидуальных особенностей и самочувствия.
Начинающим рекомендуется делать один заход продолжительностью 57 мин. Следует помнить, что баня
предъявляет большие требования к организму, и поэтому не следует ею злоупотреблять.
При пользовании баней рекомендуется также строго выполнять следующие общегигиенические
требования: не посещать баню непосредственно после обильного приема пищи, незадолго до сна, при
сильном утомлении, не принимать до и после бани спиртных напитков.
Уход за руками требует особого внимания, т.к находящиеся на них патогенные микробы, а иногда и
яйца гельминтов могут переноситься на продукты питания и посуду. Особенно много микробов (около
95%) скапливается под ногтями. После посещения туалета, выполнения различных работ и перед едой
следует обязательно мыть руки с мылом.
В результате выполнения физических упражнений на руках могут появиться мозоли, которые
являются физиологическим приспособлением тканей к длительному давлению предметами. Мозоли
рекомендуется удалять с помощью пемзы. С целью предупреждения их появления используют различные
защитные приспособления для ладоней.
Уход за ногами должен осуществляться систематически. Это особенно необходимо при их
повышенной потливости, способствующей появлению потертостей, местных воспалительных процессов и
мозолей. Поэтому необходимо ежедневно на ночь мыть ноги с мылом, часто менять носки.
При появлении сухих мозолей их следует своевременно удалять с помощью мозольного пластыря
или мозольной жидкости. В целях профилактики грибковых заболеваний следует пользоваться только
своими вещами, в раздевалках и душевых нужно пользоваться индивидуальными шлепанцами. После
мытья ног в общественном месте следует досуха вытирать стопы и межпальцевые промежутки.
1.2 Гигиена спортивной одежды и обуви
Одежда и обувь, специально предназначенные для занятий физическими упражнениями, должны
обеспечивать благоприятные условия жизнедеятельности организма в различных метеорологических
условиях и соответствовать правилам гигиены.
Гигиенические требования к спортивной одежде. Она должна поддерживать оптимальное
тепловое равновесие организма во время занятий физическими упражнениями, быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать по росту и полноте, защищать от травм и механических
повреждений. Важное значение имеют теплозащитные свойства одежды, ее гигиенические свойства, а
также гигиенические свойства тканей, из которых она изготавливается (воздухопроницаемость,
паропроницаемость, испаряемость, водоемкость, гидроскопичность, гибкость, сминаемость и др.).
Теплозащитные свойства одежды зависят прежде всего от теплопроводности тканей, которые, в
свою очередь, зависят от пористости, структуры ткани, вида волокон и их переплетения. Большой
пористостью
обладают меха, шерсть и фланель. Хорошими теплозащитными свойствами обладают изделия из
лавсана, нитрона, поливинилхлоридных волокон.
Воздухопроницаемость обеспечивает поддержание теплового баланса с окружающей средой и
удаление из пододежного пространства углекислоты, влаги и кожных выделений. При недостаточной
вентиляции ухудшаются самочувствие и работоспособность. Хорошей воздухопроницаемостью обладают
пористые и толстые шерстяные, суконные, трикотажные ткани. Неплохо пропускают воздух изделия из
лавсана и хлорина.
Низкой воздухопроницаемостью обладают изделия из плотных хлопчатобумажных и льняных
тканей, капрона и других синтетических волокон. Ткани, покрытые различными водоупорными
материалами, а также прорезиненная одежда пор не имеют и, следовательно, полностью исключают
воздухообмен. Такая одежда хорошо защищает от ветра и дождя и должна использоваться лишь в
подобных случаях.
Паропроницаемость способность пропускать водяные пары как изнутри, так и снаружи. Она
зависит от толщины и пористости материала и должна обеспечивать сохранение нормального
теплообмена и выделение газообразных продуктов жизнедеятельности.
Испаряемость способность отдавать влагу путем испарения. Шерсть теряет воду медленнее,
чем хлопчатобумажная ткань, поэтому и меньше охлаждает тело. Это свойство особенно важно
учитывать при спортивных нагрузках в условиях высокой температуры воздуха.
Водоемкость способность материала задерживать влагу. При намокании одежды увеличивается
ее теплопроводность. Теплопроводность смоченных шерстяных тканей возрастает в 1,62,2 раза, а
хлопчатобумажных в 34 раза, поэтому одежда после дождя или пропитывания потом сильнее охлаждает
тело.
Намокшая ткань становится менее воздухопроницаемой. Плотное белье почти совсем не
пропускает воздуха, а у трикотажа воздухопроницаемость уменьшается всего на 30%.
Гигроскопичность свойство тканей адсорбировать на своей поверхности пары из окружающего
воздуха, поглощать пот и влагу. Это особенно важно для обеспечения нормального теплообмена.
Высокая гигроскопичность материалов позволяет поглощать испаряющийся пот с поверхности кожи во
время выполнения физических упражнений, одновременно сохраняя на достаточном уровне
теплозащитные свойства. Самой высокой гигроскопичностью обладают шерстяные ткани. Хорошую
гигроскопичность имеют и трикотажные изделия из натуральных волокон. Большинство синтетических
тканей (капрон, нейлон и др.) негигроскопичны.
Гибкость тканей зависит от переплетения и плотности.
Трикотаж обладает наибольшей гибкостью, так как нити полотна нефиксированы и подвижны
относительно друг друга. Для спортивных изделий необходим как можно более мягкий и гибкий
материал.
В настоящее время в спортивной одежде широко используются ткани из искусственных волокон и
синтетических материалов. Синтетические ткани относительно дешевы и обладают рядом ценных
свойств: легкостью, прочностью, стойкостью к различным воздействиям. Основными недостатками
большинства из них являются низкие гигроскопичность, способность электризоваться и др.
Одежда занимающегося обычно состоит из майки и трусов, а также хлопчатобумажного или
шерстяного трикотажного костюма. Во время занятий в зимнее время применяется спортивная одежда с
высокими теплозащитными и ветрозащитными свойствами. Обычно это хлопчатобумажное белье,
шерстяной костюм или свитер с брюками, шапочка. При сильном ветре сверху надевается ветрозащитная
куртка. Различные виды спортивной одежды из синтетических тканей рекомендуется применять лишь
для защиты от ветра, дождя, снега и т.п. Негигиенично пользоваться спортивной одеждой в повседневной жизни.
Глава 2. Гигиенические основы физических упражнений
2.1 Гигиенические принципы организации занятий физическими упражнениями
Это непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность. Принцип непрерывности и
преемственности должен соблюдаться на протяжении всей жизни человека, особенно в детском и
юношеском возрасте, когда происходят бурный рост и физическое развитие организма. В этот период
отмечается повышенная чувствительность растущего организма как к недостатку двигательной
активности, так и к ее избыточности. Если ребенок не выполнил необходимый объем двигательной
активности, в последующие годы восполнить этот недостаток трудно и даже невозможно. В развитии
человека, физическом и умственном, есть определенные критические (сенситивные) периоды, в которые
соответствующая функция развивается особенно быстро.
Соматотип человека формируется в возрасте 67 лет; быстрота в 810 лет, так как именно в этом
возрасте развиваются морфологические субстраты нервной и мышечной систем, обеспечивающие
быстроту, координацию мышечных движений. Общая выносливость развивается преимущественно в 10
14 лет, что связано в первую очередь с ростом объема и мышечной массы сердца, увеличением
вентиляционной и диффузной функции легких; мышечная сила в 1316 лет, когда быстро увеличивается
мышечная масса тела.
Интересные данные получены в последнее время в наблюдениях за детьми 45месячного возраста,
которых обучают плаванию. Оказывается, в грудном и раннем дошкольном возрасте ребенок обладает
значительным потенциалом физического развития, который прежде практически не использовался, так
как возможности применения физических упражнений в этом возрасте очень ограничены. Плавание
оказалось для этого возраста самым эффективным средством физического воспитания, стимулирующим
развитие мышечной (не нагружаются слаборазвитые скелет и позвоночник), сердечной, легочной и
нервной систем. Кроме того, плавание оказывает закаливающее и гигиеническое действие на кожу. Дети,
занимающиеся плаванием с грудного возраста, к 78 годам лучше физически развиты.
Таким образом, физическое воспитание должно быть непрерывным и строиться только на основе
учета сенситивных периодов отдельных функций организма ребенка. С гигиенической точки зрения
особенно важно, чтобы в эти периоды ребенок не испытывал недостатка в движениях, в которых
развиваются быстрота, выносливость, сила. Физическое воспитание школьников, их занятия физическими
упражнениями должны быть не только непрерывными, но и постоянными. Отсутствие целенаправленной
двигательной активности даже в относительно короткий период времени оказывает отрицательное
влияние на физическое развитие и физическую подготовленность человека: замедляется и даже
нарушается возрастное развитие двигательных качеств, теряются ранее сформированные двигательные
навыки и умения.
Принцип комплексности. Под комплексностью понимается одновременное применение в процессе
физического воспитания различных средств физической культуры, направленных на развитие основных
двигательных качеств. Каждое из средств оказывает специфическое влияние на организм и здоровье
человека.
Принцип адекватности. Это такое планирование, организация, применение таких средств и
методов физического воспитания школьников разных половозрастных групп, которые бы
соответствовали их возрастным функциональным возможностям и индивидуальным способностям. Под
функциональными возможностями той или иной систем организма понимается диапазон между исходной
величиной функции в состоянии покоя и максимально возможной ее величиной во время работы с
предельными нагрузками. Каждому возрастному этапу свойствен определенный уровень биологической
потребности в двигательной активности. Границы двигательной активности для каждого человека
устанавливаются в соответствии с его возрастными, половыми функциональными особенностями и
возможностями, состоянием здоровья, условиями жизни.
2.2 Гигиенические требования к структуре, содержанию, объему и интенсивности физических
нагрузок в процессе физического воспитания
Для детей и подростков физические упражнения служат важным элементом воспитания и
подготовки к будущей самостоятельной деятельности. Физическое воспитание представляет собой
сложный процесс, основанный главным образом на деятельности с большим калорическим и
механическим эффектом. Оно состоит из многократных и целесообразных повторений тех или иных физических упражнений и процедур, в результате которых в организме происходят изменения, ведущие к
повышению его функциональных возможностей. Под функциональными возможностями организма
понимается диапазон между исходной величиной функции в состоянии покоя и максимальной ее
величиной во время работы с предельными нагрузками. Каждому этапу возрастного развития свойствен
определенный уровень двигательной активности. Границы для каждого индивида устанавливаются в
соответствии с возрастом, полом, состоянием здоровья, условиями жизни и функциональными
особенностями.
Для физиологогигиенической оценки влияния физических нагрузок на организм школьников в
процессе физического воспитания используются различные классификации. Критериями такого
воздействия служат ЧСС, предельное время физической работы, потребление кислорода и т.д. При этом
можно пользоваться следующей классификацией нагрузок, включающей пять зон:
1)
зона низкой интенсивности. Работа в этой зоне может выполняться в течение длительного
времени, поскольку все физиологические функции организма не испытывают напряжения (ЧСС не
превышает 100120 уд/мин) ходьба, прогулки на велосипеде, лыжах, плавание в свободном режиме;
2)
зона умеренной интенсивности (примерно 50% от максимальной нагрузки) Работа в этой
зоне не способствует развитию общей выносливости, так как деятельность мышц, других органов и
тканей обеспечивается преимущественно за счет кислорода (ЧСС 13060 уд/мин) Работа в этой зоне
способствует установлению взаимодействия сердечнососудистой и дыхательной систем, а также
двигательного аппарата. Предельное время работы детей 78 лет в этой зоне составляет в среднем 1516
мин, к 13 14 годам оно увеличивается примерно в два раза у девочек и в четыре раза у мальчиков,
3)
зона большой интенсивности (около 70% от максимальной нагрузки). Работа в этой зоне
(даже в течение 10 мин) вызывает наибольшее напряжение физиологических функций в организме
школьников. Несмотря на то что предельное время выполнения нагрузки в этой зоне не превышает у
студентов в среднем 10 мин, функции дыхания и другие показатели могут достигать при этом
наибольших значений. Другие физиологические процессы, обеспечивающие доставку кислорода к
мышцам, например ударный выброс крови из сердца, не усиливаются по сравнению с нагрузкой 50%.
Работоспособность у многих девочек 13 14 лет оказывается даже ниже, чем у 1112летних. Это
обусловлено сложными перестройками в их организме к концу периода полового созревания, а также
снижением двигательной активности. Такие нагрузки следует сочетать с нагрузками умеренной
интенсивности для развития скоростной и общей выносливости. Регулярное выполнение циклических
упражнений, во время которых ЧСС достигает 150170 уд/мин, способствуют развитию аэробных и
анаэробных возможностей организма и соответственно различных сторон выносливости. Средствами
развития общей и скоростной выносливости в зоне большой интенсивности могут быть ускоренный
длительный бег, бег на лыжах;
4)
зона субмаксимальной, или высокой, интенсивности (примерно 80% от максимальной
нагрузки) соответствует режиму выполнения упражнений (бег на короткие дистанции, скоростно
силовые упражнения, статические нагрузки и др.), при котором работа мышц, сердца и других органов
обеспечивается в основном анаэробными источниками энергии. Предельная продолжительность
выполнения циклических нагрузок в этой зоне составляет у школьников 1112 лет в среднем 50 с, а у
более старших 1 мин и более. Время выполнения физических упражнений высокой интенсивности
(например, прыжков со скакалкой), направленных на развитие скорости и скоростносиловых качеств, не
должно превышать для 1112летних 15 с, для более старших 2025 с В упражнениях с однократным
поднятием груза его величина не должна превышать для школьников 910 лет 50%, 12 13летних 70%
и 1415летних 90% веса тела. Продолжительность таких однократных упражнений 1020 с;
5)
зона максимальной интенсивности (100%) Соответствует выполнению физических
упражнений в максимальным темпе и с предельным усилием.
Предельное время выполнения циклических нагрузок как у детей, так взрослых составляет в
среднем 10 с.
Заключение
Выпускнику вуза кроме личностных и профессиональных качеств необходимо иметь крепкое
здоровье и физическую подготовленность. Главную роль в решении этой задачи играет формирование у
студентов здорового образа жизни.
Одним из важнейших разделов медицины является гигиена и санитария. Двуединая наука, которая изучает влияние условий жизни, учебы и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний,
обеспечение оптимальных условий для существования человека, сохранения его здоровья и продления
жизни. Гигиена происходит от греческого hydienos, что означает "содействующий здоровью",
"приносящий здоровье" и слово "санитария", от латинского sanitas, т.е. здоровье. Термины эти не
равнозначны: гигиена дает знания о здоровье; санитария же занимается практической реализацией
требований гигиены, соблюдением необходимых правил.
Убедительным свидетельством эффективности союза медицины и физической культуры является
создание научной и учебной дисциплины гигиены физической культуры и спорта, которая изучает
влияние различных факторов внешней среды на занимающихся, с включением основных элементов и
средств воздействия личной гигиены, закаливания,
питания, режима труда и отдыха, использования естественных сил природы. Знание правил и
требований личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела предъявляет
особые требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защита
внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляция и др.
Приобщение студенческой молодежи к физической культуре важное слагаемое в формировании
здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием
организованных форм занятий физической культурой, решающее значение имеют самостоятельные
занятия физическими упражнениями.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента,
тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность.
Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за
время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Список использованной литературы
1) Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций. РостовнаДону:
Феникс, 2009.
2) Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. М.:
Академия, 2005.
3) Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. М.:
Гардарики, 2007.
4) Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. М.: Гардарики,2010.
5) Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. М.: АПриор,2009.
6) Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций.– РостовнаДону:
Феникс, 2009. – с. 83.
7) Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. – М.: АПриор,2009. – с. 120.
8) Багнетова Е.А. Гигиена физического воспитания и спорта. Курс лекций.– РостовнаДону:
Феникс, 2009. – с. 97.
9) Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.А. Гигиена физического воспитания и спорта. – М.:
Академия, 2005. – с. 87.
10) Сальников А.Н. Физическая культура. Конспект лекций. – М.: АПриор,2009. – с. 58.
11) Виленский М.Я., Горшков А.Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. – М.:
Гардарики, 2007. – с. 69.
12)
Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь. – М.: Гардарики, 2010. – с. 79.
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Беседа на тему: «Личная и общественная гигиена. Гигиенические основы физических упражнений»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.