Выпускникам школы-интерната всегда непросто адаптироваться к ритму и особенностям самостоятельной жизни. Как устроиться на работу? Кто поможет заполнить документы? Ребята хотят быть самостоятельными, но слишком много разных препятствий на их пути... Практикум поможет детям подготовиться к самостоятельной жизни и стать более уверенным в себе.
Я - самостоятельный гражданин.docx
Беседапрактикум для выпускников специальной школыинтерната.
Тема: «Первые самостоятельные шаги взрослой жизни (беседа 1)»
Цель: адаптация детейсирот, детей, оставшихся без попечения родителей и
детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к самостоятельной жизни
в современном обществе после выпуска из школыинтерната.
Задачи:
1. Обучить основным правилам обращения в учреждения и организации.
2. Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
3. Развивать деловой стиль речи выпускников.
Оборудование: презентация «Организации и учреждения поселка Матвеев
Курган», карточки с ситуационными заданиями.
I.
Мотивация к началу беседы.
От школьного порога
Дорог на свете много,
Какой шагать решенье за тобой:
Продолжить ли учебу,
Идти ли на работу,
Ты сам распоряжаешься судьбой.
Одно лишь пожеланье;
Во всем нужны старанья,
Какой бы ты ни выбрал в жизни путь.
Ты попрощался с детством.
Теперь найти бы средство,
Чтоб главную постигнуть в жизни суть.
II.
Сообщение темы и задач занятия.
Ребята, сегодня наша занятие будет посвящено вашему взрослому
будущему в современном обществе. Мы будем учиться строить
самостоятельную жизнь, опираясь на опыт, который вы приобрели, обучаясь в
нашей школеинтернате. В течение нескольких занятий мы рассмотрим
жизненные проблемы, с которыми вы обязательно столкнетесь после выпуска
из образовательного учреждения. В ходе тренингов нам предстоит найти
правильные выходы из сложившихся ситуаций. III. Трудоустройство.
В основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации –
в статья 37 сказано:
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям
безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с
использованием установленных федеральным законом способов их
разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору
гарантируются установленные федеральным законом продолжительность
рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный
отпуск.
Первое что человек обычно делает, став самостоятельным – это
трудоустройство. Мы с вами неоднократно беседовали на эту тему,
проводили тестирование, приглашали гостей из Центра занятости населения.
Вспомните и расскажите, какие документы необходимо иметь человеку при
обращении в службу занятости?
паспорт гражданина РФ;
документ об образовании (аттестат или диплом);
трудовая книжка или справка с предыдущего места работы (при
наличии);
СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета);
ИНН (идентификационный налоговый номер);
пенсионное удостоверение (при наличии).
Основы каких профессий вы получили на уроках профессиональной
трудовой подготовки, чему вас учили в нашей школе? Кем вы могли бы
работать?
швейное дело (девушки);
столярное дело (юноши);
сельскохозяйственный труд;
рабочий по текущему ремонту помещений;
уборщик служебных помещений. О чем надо помнить, когда идешь на прием в Центр занятости населения?
Об этом вы неоднократно говорили на уроках социальнобытовой
ориентировки и составляли памятку. Мы её сейчас с вами вспомним и
проговорим.
ПРАВИЛЬНО
Нужно явиться в назначенное время.
Выглядеть опрятно одетым
Быть подтянутым
Составить дома вопросы и
пользоваться ими при разговоре
Вести себя скромно, говорить четко,
достаточно громко, сохранять на лице
улыбку
Внимательно слушать собеседника.
Если вопрос непонятен, то попросить
разъяснения
IV. Тренинг «Расскажи о себе».
НЕПРАВИЛЬНО
Опаздывать
Приходить в мятой одежде
Сутулиться стоя и сидя на стуле
Надеяться на свою память
Кричать, поясничать, мямлить,
спорить
Делать вид, что понял, если это не так
На уроках русского языка вы тренировались в написании автобиографии.
Что такое автобиография?
Автобиография – это последовательное описание человеком событий
собственной жизни.
Расскажите о себе. Помогут вам следующие вопросы:
Назови себя (свое имя, отчество, фамилию).
Сообщи дату своего рождения, свой возраст.
Назови домашний адрес или место где ты живешь, зарегистрирован по
месту жительства.
Ответить на эти вопросы тебе поможет твой ПАСПОРТ.
Каков состав твоей семьи (с кем ты живешь)?
Какое у тебя образование (где ты учился)?
Какими умениями и навыками ты обладаешь (что ты умеешь делать)?
Как ты проводишь свободное время?
Какое твое любимое занятие?
Занимаешься ли ты спортом?
Знаешь ли ты свои сильные и слабые черты характера? Какие?
Как борешься со своими недостатками? Тренинг проводится с несколькими учащимися.
V. Самостоятельный поиск работы (по газетным объявлениям, по чьейто
рекомендации).
Не всегда человек обращается в официальные учреждения для поиска
работы. Иногда из объявлений в газете, в разговоре с друзьями, знакомыми мы
узнаем о том, что гденибудь требуется, например, уборщик служебных
помещений. В этом случае просто необходимо узнать контактный телефон
организации (учреждения), где имеется данное вакантное место. Телефонный
разговор – эффективное средство для получения информации: позвонив по
телефону, можно сразу получить ответ на интересующие вопросы, что
позволит сэкономить время.
Тренинг «Звонок будущему работодателю».
Подготовка к звонку:
приготовьте ручку и чистый лист бумаги для записи возможной
полученной информации;
выпишите все данные о себе на отдельный лист бумаги (возможно, это
будет экземпляр вашей автобиографии);
если вы уже подготовили вопросы, которые хотите задать – запишите
их и оставьте место рядом с каждым вопросом для пометок.
Разговор:
поздоровайтесь и назовите себя;
спросите, с кем вы разговариваете;
объясните, по какому вопросу звоните: я читал в объявлении, что вам
нужен уборщик служебных помещений. Когда и с кем я могу
поговорить по данному вопросу;
вас могут спросить, где вы учились, какое образование имеете,
работали ли раньше, если да, то где и кем. Отвечайте четко, не
стесняясь, говорите, что навыки работы получили на уроках
обслуживающего труда.
Вам предложили встретиться лично:
спросите адрес учреждения (организации);
уточните время встречи;
уточните, к кому вам необходимо обратиться для личной беседы;
уточните, какие документы необходимо иметь при себе.
Вам отказали в приеме на работу и не предложили встретиться лично:
спросите, можно ли позвонить позже, например, через месяц; спросите, можно ли оставить свои контакты (телефон, электронную
почту).
Окончание разговора:
поблагодарите за время и внимание, которое вам оказали;
попрощайтесь.
Тренинг проводится с учащимися несколько раз, каждый раз
ведется обсуждение ошибок и выявление наиболее удачных мест
разговора.
VI. Рефлексия. Самостоятельное заполнение бланка «Автобиография» по
имеющемуся образцу.
У каждого из вас на столе лежит пакет ксерокопий ваших личных
документов и образец заполнения автобиографии. Сейчас вы самостоятельно
заполните предложенный бланк, а на следующем занятии мы отметим
наиболее правильные варианты заполнения и исправим ошибки, если они у вас
будут.
АВТОБИОГРАФИЯ (ОБРАЗЕЦ)
Фамилия, имя, отчество
Дата рождения
Паспорт
Место рождения
Адрес прописки
Адрес проживания
Фамилия, имя, отчество отца
Фамилия, имя, отчество матери
Образование
Учебное заведение, год окончания
Профессия
Петрова Ирина Юрьевна
19.08.2000 года
Указать серию и номер, дату выдачи и
организацию, выдавшую паспорт.
Например: 00 00 000000, выдан
01.09.2014 года МО УФМС России
по Ростовской области в п. Степной
п. Степной Ростовской области
Ростовская область, п. Степной, пер.
Большой, д. 15
Ростовская область, п. Степной, ул.
Виноградная, д. 1
Петров Юрий Семенович
Петрова Мария Ивановна
основное
ГКОУ РО Степнянская школа
интернат, 2017 год
Обучалась на уроках
профессионального трудового
обучения в группе «Уборщик
служебных помещений» Предыдущее место работы
Причины увольнения
Семейное положение
Фамилия, имя, отчество мужа (жены)
Дети
Фамилия, имя, отчество детей
Дата рождения детей
Судимость
VII. Итог занятия.
Не замужем
1)
2)
1)
2)
нет
Наша первая встреча окончена. Мы продолжим готовиться к
самостоятельной жизни на следующем занятии. Вам необходимо вспомнить,
что такое «Отдел социальной защиты населения», о нем мы поговорим при
следующей встрече. До свидания.
Литература .
1. Т.А. Девяткова, Л.Л. Кочетова, А.Г. Петрикова, Н.М. Платонова, А.М.
Щербакова. Социальнобытовая ориентировка в специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для
учителя. Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003
год.
2. Справочник выпускника. Авторсоставитель С.А. Львова. Москва.
Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009 год. (Специальная
(коррекционная) школа VIII вида. Пособие для учителя.
ИНТЕРНЕТРЕССУРСЫ
http
:// tvoyrebenok.ru/stihvipusknik.shtml
http://vladrieltor.ru/constitution2
ru.wikipedia.org/wiki/
Беседа-практикум "Я - самостоятельный гражданин"
Беседа-практикум "Я - самостоятельный гражданин"
Беседа-практикум "Я - самостоятельный гражданин"
Беседа-практикум "Я - самостоятельный гражданин"
Беседа-практикум "Я - самостоятельный гражданин"
Беседа-практикум "Я - самостоятельный гражданин"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.