Беседа с родителями на тему «Честность»
Честность, правдивость важно формировать с самых ранних лет. Вся обстановка детского сада и семьи, характер взаимоотношений взрослых и детей должны способствовать воспитанию у них личности и правдивости. Быть честным – это значит открыто заявлять о своем мнении, желании, признаваться в совершенном поступке, не боясь наказания, хотя и испытывать чувство вины и неловкости. Малыши по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Правдивость они проявляют в поступках, суждениях, в откровенных высказываниях. Поэтому чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе искренность и прямодушие.
- Честность – это открытое, искреннее отношение к людям и вещам.
- Каковы причины детской лжи?
- Проявление лжи – это чаще всего вынужденный поступок в ответ на неправильные действия взрослых.
- боязнь наказания за поступки,
- стремление переложить свою вину на другого ребенка,
- желание получить незаслуженную награду.
Например, мама пообещала купить сыну игрушку при условии, если он будет следить за своим костюмом. Ребенок, увлеченный игрой с песком, испачкал костюм. Желание получить игрушку настолько велико, что побудило его к обману; в ответ на упрек мамы он уверяет, что его толкнули.
Если ребенок честно признался в том, что он отнял у сверстника игрушку, так как она ему была очень нужна, а в ответ на это воспитатель наказал его, о такое воздействие принимается им как несправедливое и побуждает его в будущем прибегать ко лжи.
Лживость следует отличать от тех случаев, когда ребёнок фантазирует. Фантазируя, малыш подчас выражает те желания, которые недоступны ему в жизни. Вот почему он подчас выдает желанное за действительное, не имея ни малейшего намерения обмануть. С легкостью придумывает истории, в которых он рассказывает о приключениях, где он выглядит храбрым, ловким и умным.
- Я самый сильный! – утверждает 5-летний фантазер. Стремление выглядеть самым сильным, храбрым, а значит, и быть признанным в обществе товарищей толкают его на явные преувеличения. Задача воспитателя в этой ситуации, не обижая ребенка, не разрушая его мечты, дать понять: всем ясно, когда он правильно говорит, а когда искажает их, т.е. деликатно показать – выдумке не верят.
- Можно ли недоверие воспитывать правдивость?
- Дети часто действуют под влиянием чувств: увидел- понравилось- захотелось-взял. Ребенку трудно понять, почему найденную вещь возвращают хозяину. «То, что я нашел, - это мое.» - решают дети.
Психолог Я. Наумов в книге «Год за годом» отвечает: у 4-летнего ребенка понятие о «праве на собственность» весьма своеобразно: он считает, что ему принадлежит все, что он видит. Для него «держать в руках» - все равно, что «владеть». Игрушка, взятая у другого, «принадлежит» ему, потому что он с ней сейчас играет. Поэтому он может сунуть ее в карман и унести домой. Действительно, некоторые дети иногда уносят из сада домой игрушки или какую-нибудь другую вещь.
Как вы думаете, какими мотивами действует ребенок?
1. Взял вещь, потому что она очень понравилась и хочет поиграть с ней и показать близким.
2. В группе мало игрушек, дети любимые игрушки прячут.
Если ребенок допустил нечестный поступок впервые, воспитатель тактично объясняет: «Ты хороший, а поступил плохо. Может ли это быть? (т.е. подчеркивается отрицательный поступок-случайность). Стыдить, обсуждать поступок при всех или наказывать ребенка за ложь или нечестный поступок педагогически неправильно, т.к. в следующий раз он, стараясь избежать наказание, начнет все более изощряться в обмане.
Воспитательница заметила, как Кирилл украдкой положил в свой карман маленькую фигурку солдатика. Она с замечанием не спешила, ведь, возможно, мальчик, поиграв с игрушкой, положит ее на место. Но после прогулки там ничего не оказалось.
Как поправить ребенка и в тоже время его не обидеть подозрением в намеренности поступка?
Только знание истиной причины, побудившей ребенка к этому поступку, поможет воспитателю определить свое действие в каждом конкретном случае.
Обязанность воспитателя предвосхищать проступок, помогать ребенку удерживаться от проявлений нечестности.
От воспитателя требуется постоянный контроль за действиями детей, которые склонны к действиям исподтишка. Но ребенок не должен ощущать на себе это.
Как вы думаете, что способствует формированию у детей честности и правдивости? Какая обстановка должна преобладать в детском саду и дома? Способствует установлению обстановки искренности и доверия к ним, внимание к их запросам и собственным обещаниям. Надо с особым тактом подходить ко всем проявлениям нечестности. Организуя жизнь ребёнка в д/саду, руководя их деятельностью, воспитатель влияет на их поведение и взаимоотношение, нравственное развитие в целом, ибо правдивость, честность не формируется изолированно от моральных основ личности. Именно вместе с расширяющимся кругом нравственных представлений дети более глубоко осмысливают, что значит быть правдивым, честным в действиях.
Этому способствуют правила, которые ориентируют их, как поступать по законам совести. Итак,:
- любое поручение выполняй добросовестно;
- дал слово –держи его;
- не бери без спроса чужого;
- сломал игрушку – признайся в этом.
Стараясь добиться от детей осмысленности и устойчивости в выполнении правил, воспитатель раскрывает их нравственную сущность. Воспитатель может ставить детей перед решением эстетических задач, опираясь на конкретные, доступные для них ситуации. Решающую роль в воспитании честности, правдивости играет положительный опыт, главным образом приобретённый детьми в повседневной жизни – в играх, на занятиях, в выполненных трудовых поручениях. Задача родителей – воспитывать у детей брезгливость ко лжи, как чему-то запрещенному, некрасивому, унижающему достоинства человека.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.