Беседа с учащимися 8–9-х классов по теме: "Половое воспитание"

  • Лекции
  • Подготовка к тестированию
  • docx
  • 03.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Материал по данной теме очень важен для школьной медицинской сестры и для социального педагога в ходе подготовки к беседе с учащимися 8 - 9 классов по теме: "Половое воспитание" Такие беседы помогают в формировании адекватного смысла, т.е. мотиваци полового сознания, актуализирют сущность полового воспитания школьников.лекция и тест
Иконка файла материала Беседа с учащимися 8.docx
Беседа с учащимися 8–9­х классов  по теме:  "Половое воспитание"  ЦЕЛЬ: формирование адекватного смысла, т.е. мотивация полового сознания. Задачи:   Актуализировать сущность полового воспитания школьников.   Изучить теоретический и практический материал по половому воспитанию  подрастающего поколения. Разработать опросник для подростков по теме “Половое воспитание”. Программа беседы: Возрастные особенности подростков  Что необходимо знать детям о половом созревании  Как относиться к детским влюбленностям  Обсуждение вопросов пола с детьми  Правила обсуждения половых вопросов с детьми и подростками        Практическая часть ХОД БЕСЕДЫ 1. Теоретический материалВозрастные особенности подростков.  Пубертатный период – важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он  характеризуется полным отсутствием гармонии. Мальчики и девочки еще не пришли  во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной  системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это отражается и на  психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит подростков  подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не  позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто  делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки.  Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном  плане. Это следует учесть родителям и педагогам. Биологические изменения в организме, обусловленные повышенной продукцией  половых гормонов, приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они  не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями. Наиболее  целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а  привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например сын помогает отцу в  ремонте квартиры, а дочь вместе с матерью готовит обед. Если семья совместно  планирует и проводит досуг, если дети видят согласие и дружбу между родителями –  это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на "мужские" и "женские" дела  проводить не следует, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в  определенной степени стираются. Девочка начинает осознавать себя женщиной раньше, чем мальчик – мужчиной. У тех  чувство взрослости приходит примерно на 2–3 года позже. В силах педагогов и  родителей снять хотя бы частично напряженность и конфликтность между  разнополыми ребятами. Следует при любой возможности поддерживать их во всех  проявлениях взрослости, самостоятельности, ответственности. Если доверять  подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются  оправдать такое отношение. Что необходимо знать детям о половом созревании В возрасте 13–15 лет у подростков происходит половое созревание. К этому моменту  они должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такие разговоры с сыном лучше вести отцу, а сдевочкой – матери. Взрослым следует вкратце рассказать об изменениях,  происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность  и важность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному "плану". И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто не переживал по  поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из­за того, что какие­то  признаки и приметы взросления появились раньше, чем у остальных. У медиков есть  специальные таблицы для определения границ нормы. В них включены данные о  развитии вторичных половых признаков, сроке начала менструации, первой поллюции  и др. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у  девочек, являются менструации. Если первые признаки полового созревания  появились до 9 лет или не появились к 14 годам, родителям надо обратиться за  консультацией к эндокринологу, чтобы исключить эндокринные нарушения или  заболевания. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а  первые признаки полового созревания появляются между 10–15 годами. Если же это  случилось до 10 лет или не произошло в 15, также необходимо исследование  эндокринной системы. На темпы и уровень полового развития влияют многие  факторы. В целом в последние несколько десятилетий развитие и созревание детей  проходит намного быстрее, чем в первой половине XX в. Все мы знакомы с термином  "акселерация", что означает "ускорение". Акселерация в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало  наступать половое созревание. Причины этого явления до конца не изучены. Ученые  склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей,  увеличение количества различных раздражителей во внешней среде, включая  ионизирующие излучения, и др. Однако акселерация создала немало проблем и детям,  и взрослым – в частности, связанных с более ранним половым созреванием,  возможностью материнства и отцовства в слишком раннем возрасте. Тормозить процессы физического и полового развития также могут самые разные  факторы: нарушения эндокринной и центральной нервной систем, хроническая  инфекция, перенесенные в детстве вирусные заболевания, плохое питание, высокий  уровень эмоциональных, физических и психических нагрузок. Как относиться к детским влюбленностям Как же следует относиться к детским влюбленностям? От 7 до 12 лет Этот период можно назвать началом детского романтизма. Стереотипы мужского и  женского поведения усвоены уже достаточно прочно, и не последнюю роль в этом  играют фильмы и книги. Дети идентифицируют себя с их героями и стараются вести  себя так же. Например, насмотревшись латиноамериканских сериалов, самозабвенноиграют в "Лауру и Хуана­Карлоса". Девочки мечтают о красивой свадьбе и о детях, а  мальчики – о том, как они совершат подвиг и спасут свою возлюбленную. Ребенок может целыми днями думать об объекте своего обожания, ходить в школу  только для того, чтобы его увидеть, и репетировать перед зеркалом слова, которые  скажет при встрече. Часто дети влюбляются в людей более старшего возраста: в  учителей, в братьев и сестер своих друзей или даже в их родителей. Девочки и  мальчики по группкам обсуждают, кто в кого влюблен, пишут любовные записки и  заполняют самодельные "анкеты", чтобы побольше узнать друг о друге. Начинается  пора первых ухаживаний. Привязанность, начавшаяся в этом возрасте, может оказаться настоящим серьезным  чувством и сохраниться в течение всей жизни ребенка. Дети очень болезненно  реагируют на разлуку с объектом любви, например при переходе в другую школу или в результате отъезда из летнего лагеря. Они еще не настолько самостоятельны, чтобы  продолжать часто видеться, а переписка или обмен телефонными звонками не может  заменить личного общения. К концу этого периода в общих чертах формируется  стратегия поведения с людьми противоположного пола, которая в дальнейшем будет  только корректироваться в зависимости от приобретаемого опыта. Дети самостоятельно анализируют свои чувства и чувства других, обращают внимание на малейшие особенности поведения объекта симпатии: он попросил ластик у меня, а  не у соседа по парте – значит, любит! На этом этапе родители могут вместе с  ребенком подробно разбирать допущенные ошибки, искать пути примирения после  ссоры с возлюбленным или придумывать, как привлечь его внимание. Это научит  ребенка в будущем хорошо разбираться в себе и в людях. От 12 и старше Отныне любовь прочно ассоциируется с поцелуями и объятьями. Тех, у кого есть друг  или подруга, сверстники уважают, а тем, кто уже успел сменить нескольких, завидуют. Большой популярностью пользуются пошлые анекдоты и волнующие истории о потере невинности. Тем не менее, романтизм отношений не теряет своей ценности. Огромное значение  придается танцу с возлюбленным, взглядам, улыбкам и нежным словам. Для этого  возраста характерен своеобразный фетишизм – обмен фотографиями, шарфами,  шапками. Подростки в этом возрасте живут с ощущением приближения "большой любви",  которая вот­вот наступит. Поэтому, как бы желая ускорить ее появление, сильно  идеализируют любимых. Часто родители пугаются проявлений сексуальности своих  детей. Так возникает опасность опошлить их чувства, запугать, предостерегая отранних связей. Почему­то при этом родители не боятся вырастить из ребенка  сексуально холодного, закомплексованного человека, создав ему таким образом массу серьезных проблем. Не надо говорить подростку, что ему рано думать о сексе. Заниматься –  действительно рано, а думать – в самый раз. Наступило половое созревание, гормоны  бушуют, и с этого момента невозможно добиться того, чтобы подросток избавился от  своих мыслей и желаний. Упреки и давление приведут к тому, что он просто  перестанет откровенничать. Задача взрослых – настроить ребенка на то, чтобы он  думал о сексе в будущем времени, а не в настоящем. А пока пусть у него формируется свое отношение к этой теме и понимание того, что  секс неразрывно связан с ответственностью за себя и за своего любимого человека. Если родители поняли, что их ребенок влюблен и любовь эта безнадежная, несчастная, изматывающая, они не должны делать вид, что все это неважно. Конечно, не нужно  пытаться прожить жизнь за своего ребенка. Однако восприимчивость бывает разная, и  надо очень чутко следить, чтобы нервозность, грусть, депрессия не переходили в  патологические формы – неврозы, суицидальные явления. За ребенка придется  бороться, в т. ч. с помощью специалистов – психологов, психотерапевтов. Обсуждение вопросов пола с детьми Самую большую роль в воспитании у мальчиков правильного отношения к женщинам  играет личный пример. Грош цена красивым речам, если, закончив наставление сыну,  муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей  надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Недопустимо,  чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижала  его. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование образа  Мужчины­мужа и Отца у детей обоего пола. Сын усваивает свою линию поведения, в  т. ч. и с лицами противоположного пола; дочь – возможный идеал будущего супруга  (или зарекается выходить замуж). Девочкам и девушкам по мере их взросления  необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести,  стыдливости, но в должной мере. Иногда чрезмерное чувство собственного  достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание  женской исключительности – в белоручку и эгоистку. В половом воспитании девочек допускаются две основные ошибки. Некоторые мамы  полностью игнорируют вопросы половой жизни. В этом случае девочки будут узнавать информацию (возможно, неправильную) из иных источников. Другие мамы освещают  вопросы секса только с отрицательной стороны. Но запретный плод всегда сладок, у  дочерей может возникнуть сомнение в справедливости материнских слов и желание  проверить, кто же прав.Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с  представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского  пола девушка должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой.  Она должна знать, что высшее предначертание в жизни – продолжение рода, а не  сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности  помыслов, отношений, встреч, чтобы у мужчин не возникло и мысли о том, что с  данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное  поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям,  другим бедам. Приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за  волосами и т. д. также относится к половому воспитанию. В связи с изменениями в  психофизиологическом состоянии девочка 13–15­летнего возраста должна получать  сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше,  если для этого будет какой­нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать  его не следует – можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее  заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит  придавать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости – дочь должна  осознать всю важность половой жизни. 2. Практическая часть Практическая часть работы состоит из проведенного опроса среди учащихся 8 –9  классов. Опросник для учащихся 8 –9 классов (анонимно)  Цель: Получение информации относительно знаний учащихся в области половых  отношений. Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы, выбирая один из  вариантов ответов, или предложите свой. 1. Что Вы понимаете под словосочетанием “половые отношения”?   ухаживание  поцелуи  секс  другое ______________________________________________________2. О половых отношениях я узнал (а) …   из телепередач  из чтения специальной литературы  из разговора со сверстниками  от родителей  от учителей  укажите другие источники  _______________________________________________ 3. Почему современная молодежь начинает раннюю половую жизнь?   из любопытства (интерес познания чего­то нового)  от безделья  случайно  быть как другие  казаться взрослее  под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических веществ  другое ______________________________________________________  4. Считаете ли Вы, что ранняя половая жизнь может причинить вред и почему? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 5. Как Вы считаете, с какого возраста следует начинать половую жизнь?   12 – 13 лет 14 – 15 лет  16 – 17 лет  18 лет  ваше мнение _______________________________________________________ 6. Какие виды контроцептивов Вы знаете? _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________  7. Как Вы считаете, нужен ли в школе специальный курс по этой теме?   да, нужен  наверное, нужен  затрудняюсь ответить  наверное, не нужен  не нужен ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ 8. Вступали ли Вы в половые отношения?   да  нет Спасибо!