Беседа "Учимся быть культурными"(3 класс)

  • Занимательные материалы
  • Игры
  • Мероприятия
  • doc
  • 14.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель беседы: Повышение уровня воспитанности учащихся через воспитание культуры поведения. В соответствии с целью сформированы следующие задачи: 1. Расширить представления детей о правилах этикета. Обобщить имеющиеся у учащихся знания о правилах культурного поведения в разных ситуациях, культуре речи. 2. Повысить культурный уровень учащихся. 3. Способствовать формированию навыка культурного поведения в повседневной жизни. Формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Иконка файла материала «Учимся быть культурными».doc
«Учимся культурным быть и»Цель:  Повышение уровня воспитанности учащихся через  воспитание    культуры поведения. В соответствии с целью сформированы следующие задачи:  1. Расширить представления детей о правилах этикета. Обобщить имеющиеся у учащихся  знания о правилах культурного поведения в разных ситуациях,  культуре речи. 2. Повысить культурный уровень учащихся. 3. Способствовать формированию навыка культурного поведения  в повседневной жизни.  Формировать опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.                                                         Ход занятия: «Поведение — это зеркало,  в котором каждый показывает  свой облик».  1. Мотивация к занятию  ­Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от  культурной, породистой груши? Примерные ответы детей: – Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду. За дикой грушей никто не  ухаживает, а культурную ­ поливают, удобряют, прививают.  ­Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? Примерные ответы детей: – Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно ­ Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким? Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее ­ Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?  Примерные ответы детей: – Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии. Можно привить правила культуры,  хорошие манеры. ­Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он  станет?Дети хором отвечают: культурным ­Что значит быть культурным человеком? Примерные ответы детей: – Это значит соблюдать правила культурного поведения. Значит вести себя так, чтобы себя не  опозорить, чтобы родителям за тебя не было стыдно. ­ Я с вами согласна. А как вы думаете, какого человека в старину называли «неотесанный»?  Примерные ответы детей: – Человека невоспитанного, необразованного, некультурного. Того, который ничему не учился. Того, которого никто не уважает. ­Действительно. Обтесать бревно или камень  – значит сделать их гладкими блестящими.  Неотесанный – значит необработанный.  А в переносном значении неотесанный ­ значит  невоспитанный,  невежественный человек, болван. Так объяснятся значение этого слова в  словаре Даля.  ­Хотите ли вы быть культурными людьми?  Дети отвечают утвердительно 2. Работа в группах. «Проблемные вопросы» ­Ребята, правила культурного поведения называются «этикет». Правил этикета очень много: есть правила поведения за столом, в гостях, в театре, на работе.  Но  все эти правила сводятся к  одному, главному принципу: «Уважай окружающих людей». Если будешь исходить из этого  принципа, никогда не ошибешься! В связи с этим у меня появились к вам несколько вопросов. Отвечать будете по группам.  (Группы делятся по рядам: каждая группа – половина ряда) 1 группа: Почему некультурно ходить по тротуарам толпой? (Потому что это неуважение к  людям, идущим навстречу: толпа перегораживает весь тротуар, мешает встречному  движению людей) 2 группа: Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?  (Потому, что можно задеть руками постороннего человека) 3 группа: Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?  (Потому что это неуважение к окружающим: у них может быть совсем невеселое  настроение, и ваш смех их может раздражать) 4 группа: Почему некультурно мусорить на улицах? (Потому что это неуважение к труду  дворников, и к другим людям, которым неприятно видеть мусор) 5 группа: Почему некультурно приходить в школу в коротких топиках с голым животом, в  обтягивающих джинсах, в спортивной одежде, с распущенными волосами, в шортах и майках?  (Потому что это неуважение к одноклассникам и к учителям: так одеваются для отдыха, а не для работы)  6 группа: Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой? (Это  неуважение к окружающим, так как можно вилкой задеть человека, во время разговора изо  рта будут лететь крошки в тарелки соседей, а это никому не понравится) 3. Разбор и оценка ситуаций «Кто здоровается первым?»­Уважение к окружающим – это закон для  культурного человека. Этот закон обязательно  включает в себя уважение к старшим, почтение к женщине. А всегда ли мы выполняем этот  закон? ­Послушайте такой рассказ «Кто здоровается первым?»  «В последнее время вокруг Димки стало твориться что­то непонятное. С ним перестали  здороваться знакомые. Вчера, например, по дороге в школу встретилась ему соседка, баба Катя.  Димка смотрел на нее во все глаза, а она прошла мимо, и даже не поздоровалась. Подходя к  школе, Димка встретил учителя математики, и тот тоже молча прошел мимо. Весь день Димка  мучительно искал ответ на вопрос, почему никто с ним не здоровается. А вечером во дворе нос к носу столкнулся с Ленкой из 5­Б. Он буквально сверлил ее глазами – и представьте себе, она  даже не сказала «привет». Всю ночь Димка мучительно искал разгадку этого странного явления  и решил, что вокруг него зреет заговор». ­А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? Примерные ответы детей. – Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться  первым. ­Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не  помешает. ­А теперь  продолжение этого рассказа.  «На следующий день наш герой встретил своего друга Дениса, и тот объяснил, что Димка   первым  должен был  всех приветствовать.  И решил Дима исправить положение и поздороваться со всеми еще раз, да не просто так, а за руку. Что может быть лучше, чем крепкое мужское  рукопожатие!  Он решил начать с бабы Кати. Та, как всегда, возвращалась из магазина с огромной сумкой на  колесиках. «Здравствуйте, баба Катя!» – закричал Димка и бросился к старушке, протянув руку  для рукопожатия. Старушка поздоровалась, но на рукопожатие не ответила. Она решили, что  Димка хочет ей помочь,  и радостно вручила ему свою тяжелую сумку. Пришлось уже быть до  конца благородным и тащить эту сумку на 5 этаж. Из­за этого Димка чуть не опоздал в школу – а ведь ему еще предстояло поприветствовать учителя математики!  Ивана Ивановича Димка увидел издалека. Но в руках у него был тяжелый портфель. Димка  решил не рисковать и дождаться, пока Иван Иванович оставит портфель в учительской. Как  только учитель вышел в коридор, Димка  протянул ему руку: «Здравствуйте Иван Иванович!».  Но учитель торопливо отвел руки за спину и виновато улыбнулся: «Здравствуй, Ежиков, к  сожалению, дать мне тебе нечего». Расстроенный, Димка пошел к 5­Б классу, чтобы хоть  Ленке  подарить свое крепкое мужское рукопожатие, но Ленка возмутилась и прочитала ему лекцию» ­Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?  Примерные ответы детей. – Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену. ­ Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.  – Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то  здороваться за руку с ней не надо. – Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника),  не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия. ­ Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения.И, сам того не  желая, оскорбил окружающих. 4. Задачи на вежливость.   Игра «Беспроигрышная лотерея».  ­А теперь, ребята, у нас будет практическая работа. Я приглашаю сюда всех наших мальчиков.  Мальчики выходят к доске.­ Все вы знаете, что такое лотерея. А мы сейчас проведем с вами беспроигрышную лотерею.  Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило  этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты  наших девочек. ­Итак, начинаем. Кто первый?(Мальчики подходят к учителю, вытягивают из коробки  билетики с номерами заданий, Учитель читает текст задания по книге и подсказку о том,  как нужно выполнять это задание. ) Задания для карточек: 1. (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед) Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.  Пригласить (имя, фамилия девочки)  на танец.  2. (Нужно подойти к девочке, наклонить голову и сказать: «Можно пригласить тебя на танец?»,  затем взять девочку за руку и вывести ее к доске) Помочь (имя, фамилия девочки)  надеть куртку. 3. (Нужно  взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади  поправить воротник на куртке) За партой сидят две девочки. Они беседуют. Спросите у одной из них, который час. 4. (Нужно подойти к двум девочкам, которые сидят за партой, и сказать: «Извините, что я вас  перебиваю, (имя девочки), скажи, пожалуйста, который час?» Позвоните по телефону  (имя, фамилия девочки), узнайте, что задано по математике. И,  5. если девочки нет дома, поговорите с ее мамой. (Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте,  пожалуйста, что звонил  (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике. С девочкой нужно заранее договориться, чтобы она, как только выпадет это  билет,  подыграла мальчику, ответив, будто она мама: «Ее нет дома. А кто это звонит? Что ей  передать?» Подойти к (имя, фамилия девочки) и  предложить ей сесть.  6. (Нужно сказать: «Присаживайся, пожалуйста»)     Вы чихнули (Скажи «ап­чхи!»). Ваши действия.  7. (Нужно сказать: «Простите») Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.    8. (Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите, пожалуйста,  войти») Вы звоните другу. Но вам отвечают: «Здесь таких нет». Ваши слова в ответ. 9. (Нужно сказать: «Извините, пожалуйста, я, наверное, ошибся номером») 10. Сядьте на стул, затем уступите место учителю. Ваши слова и действия (Нужно встать, обратиться к учителю и сказать: Садитесь, пожалуйста, (имя, отчество  учителя)». 11. Поздравьте (имя, фамилия девочки) с днем рождения, пожелай ей чего­то хорошего. 12. Поздравьте  всех девочек с хорошим весенним днем, пожелай им чего­нибудь хорошего. 13. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу») 14. Скажи всем девочкам: «Доброе утро, девчонки!» 15. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши  действия. (Нужно встать и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не  предложит вам сесть) ­Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется  «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее? – Мы выиграли аплодисменты девочек, значит, мы вели себя культурно. – Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит, и выиграл. – Мы выиграли знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях. 5. Подведение итогов. ­ Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил поведения?  Примерные ответы детей. – Сейчас правила поведения тоже нужны, потому что без них люди не будут уважать друг друга – Без правил нельзя жить в обществе, люди поссорятся – Правила очень нужны. Дети должны учиться у взрослых, как себя вести, иначе они превратятся в дикарей.