«Внимание! Тишина в классе!..» Редактировать
Почему мы столько усилий и времени тратим на поддержание пресловутой дисциплины, которая выражается в тишине на занятиях? Так ли она нужна для обучения?
На одном международном педагогическом конгрессе учителя пришли к выводу, что самое частое замечание, которое им приходится делать на уроке, – «Тише!». И более резко: «Замолчите!» При малейшем шорохе, даже стоя спиной к детям, учитель мгновенно реагирует: «Я все слышу». В подтексте: прекратите шуметь. Запрет не только на разговоры. Нельзя ничего ронять – стук. Нельзя быстро листать книгу – шелест. Нельзя полезть в сумку – шуршание. Нельзя ерзать на стуле – скрип.
Тишина в классе необходима для эффективной работы
Совершенно справедливое утверждение, с которым согласны не только учителя, но и дети. Ученики часто жалуются на шум как на серьезную помеху для сосредоточенной работы на контрольной, к примеру. Простой выход из этой ситуации – наушники. Разрешаем желающим их надевать и даже слушать музыку. Конечно, негромко, чтобы другим не было слышно. Так многим ребятам легче и сосредоточиться, и успокоиться. Если учитель почему-либо против наушников, он может включить в классе тихую музыку. Она приглушит неизбежный шепот, шелест, шаги. Переговоры с соседом по парте часто не мешают, а помогают работе. Чтобы в этом случае шум от нескольких параллельных диалогов не достигал угрожающих размеров, стоит определить критерий предельной громкости. К примеру, собеседников не должно быть слышно от соседней парты (или от учительского стола). Педагог время от времени проходит по кабинету, проверяет, как соблюдается шумовой режим, тихонько напоминает нарушителям о необходимости выполнять договоренности.
Тишина в классе – показатель профессионализма учителя
И здесь не поспоришь. Вопрос только, в какой области учитель считает себя профессионалом. В дрессировке? Тогда тишина в классе достигается за счет разработанной системы поощрений и наказаний, вырабатывается как условный рефлекс на появление преподавателя в классе. Если речь идет о преподавании предмета, мастерстве ведения урока, приходится применять разные методические приемы, в том числе требующие взаимодействия учеников, их передвижения по кабинету. Безусловно, дисциплина в классе – свидетельство того, что педагог управляет ситуацией. Тишина – доказательство власти взрослого над ребенком. Но насколько выше должно быть мастерство учителя, чтобы он мог позволить себе и детям свободно общаться. Насколько он должен быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или уроку в целом.
0.docx
«Внимание! Тишина в классе!..»
Почему мы столько усилий и времени тратим на поддержание пресловутой
дисциплины, которая выражается в тишине на занятиях? Так ли она нужна для
обучения?
На одном международном педагогическом конгрессе учителя пришли к выводу,
что самое частое замечание, которое им приходится делать на уроке, – «Тише!». И
более резко: «Замолчите!» При малейшем шорохе, даже стоя спиной к детям,
учитель мгновенно реагирует: «Я все слышу». В подтексте: прекратите шуметь.
Запрет не только на разговоры. Нельзя ничего ронять – стук. Нельзя быстро
листать книгу – шелест. Нельзя полезть в сумку – шуршание. Нельзя ерзать на
стуле – скрип.
Тишина в классе необходима для эффективной работы
Совершенно справедливое утверждение, с которым согласны не только учителя,
но и дети. Ученики часто жалуются на шум как на серьезную помеху для
сосредоточенной работы на контрольной, к примеру. Простой выход из этой
ситуации – наушники. Разрешаем желающим их надевать и даже слушать музыку.
Конечно, негромко, чтобы другим не было слышно. Так многим ребятам легче и
сосредоточиться, и успокоиться. Если учитель почемулибо против наушников, он
может включить в классе тихую музыку. Она приглушит неизбежный шепот,
шелест, шаги. Переговоры с соседом по парте часто не мешают, а помогают
работе. Чтобы в этом случае шум от нескольких параллельных диалогов не
достигал угрожающих размеров, стоит определить критерий предельной
громкости. К примеру, собеседников не должно быть слышно от соседней парты
(или от учительского стола). Педагог время от времени проходит по кабинету,
проверяет, как соблюдается шумовой режим, тихонько напоминает нарушителям
о необходимости выполнять договоренности.
Тишина в классе – показатель профессионализма учителя
И здесь не поспоришь. Вопрос только, в какой области учитель считает себя
профессионалом. В дрессировке? Тогда тишина в классе достигается за счет
разработанной системы поощрений и наказаний, вырабатывается как условный
рефлекс на появление преподавателя в классе. Если речь идет о преподавании
предмета, мастерстве ведения урока, приходится применять разные
методические приемы, в том числе требующие взаимодействия учеников, их
передвижения по кабинету. Безусловно, дисциплина в классе – свидетельство
того, что педагог управляет ситуацией. Тишина – доказательство власти
взрослого над ребенком. Но насколько выше должно быть мастерство учителя,
чтобы он мог позволить себе и детям свободно общаться. Насколько он должен
быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не
отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или
уроку в целом.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с
договором-офертой сайта. Вы можете
сообщить о нарушении.
Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с политикой использования Cookies. Это файлы в браузере, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.