Беседа: Внимание! Тишина в классе!

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Внимание! Тишина в классе!..» Редактировать Почему мы столько усилий и времени тратим на поддержание пресловутой дисциплины, которая выражается в тишине на занятиях? Так ли она нужна для обучения? На одном международном педагогическом конгрессе учителя пришли к выводу, что самое частое замечание, которое им приходится делать на уроке, – «Тише!». И более резко: «Замолчите!» При малейшем шорохе, даже стоя спиной к детям, учитель мгновенно реагирует: «Я все слышу». В подтексте: прекратите шуметь. Запрет не только на разговоры. Нельзя ничего ронять – стук. Нельзя быстро листать книгу – шелест. Нельзя полезть в сумку – шуршание. Нельзя ерзать на стуле – скрип. Тишина в классе необходима для эффективной работы Совершенно справедливое утверждение, с которым согласны не только учителя, но и дети. Ученики часто жалуются на шум как на серьезную помеху для сосредоточенной работы на контрольной, к примеру. Простой выход из этой ситуации – наушники. Разрешаем желающим их надевать и даже слушать музыку. Конечно, негромко, чтобы другим не было слышно. Так многим ребятам легче и сосредоточиться, и успокоиться. Если учитель почему-либо против наушников, он может включить в классе тихую музыку. Она приглушит неизбежный шепот, шелест, шаги. Переговоры с соседом по парте часто не мешают, а помогают работе. Чтобы в этом случае шум от нескольких параллельных диалогов не достигал угрожающих размеров, стоит определить критерий предельной громкости. К примеру, собеседников не должно быть слышно от соседней парты (или от учительского стола). Педагог время от времени проходит по кабинету, проверяет, как соблюдается шумовой режим, тихонько напоминает нарушителям о необходимости выполнять договоренности. Тишина в классе – показатель профессионализма учителя И здесь не поспоришь. Вопрос только, в какой области учитель считает себя профессионалом. В дрессировке? Тогда тишина в классе достигается за счет разработанной системы поощрений и наказаний, вырабатывается как условный рефлекс на появление преподавателя в классе. Если речь идет о преподавании предмета, мастерстве ведения урока, приходится применять разные методические приемы, в том числе требующие взаимодействия учеников, их передвижения по кабинету. Безусловно, дисциплина в классе – свидетельство того, что педагог управляет ситуацией. Тишина – доказательство власти взрослого над ребенком. Но насколько выше должно быть мастерство учителя, чтобы он мог позволить себе и детям свободно общаться. Насколько он должен быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или уроку в целом.
Иконка файла материала 0.docx
«Внимание! Тишина в классе!..» Почему мы столько усилий и времени тратим на поддержание пресловутой  дисциплины, которая выражается в тишине на занятиях? Так ли она нужна для  обучения? На одном международном педагогическом конгрессе учителя пришли к выводу,  что самое частое замечание, которое им приходится делать на уроке, – «Тише!». И более резко: «Замолчите!» При малейшем шорохе, даже стоя спиной к детям,  учитель мгновенно реагирует: «Я все слышу». В подтексте: прекратите шуметь.  Запрет не только на разговоры. Нельзя ничего ронять – стук. Нельзя быстро  листать книгу – шелест. Нельзя полезть в сумку – шуршание. Нельзя ерзать на  стуле – скрип. Тишина в классе необходима для эффективной работы Совершенно справедливое утверждение, с которым согласны не только учителя,  но и дети. Ученики часто жалуются на шум как на серьезную помеху для  сосредоточенной работы на контрольной, к примеру. Простой выход из этой  ситуации – наушники. Разрешаем желающим их надевать и даже слушать музыку. Конечно, негромко, чтобы другим не было слышно. Так многим ребятам легче и  сосредоточиться, и успокоиться. Если учитель почему­либо против наушников, он может включить в классе тихую музыку. Она приглушит неизбежный шепот,  шелест, шаги. Переговоры с соседом по парте часто не мешают, а помогают  работе. Чтобы в этом случае шум от нескольких параллельных диалогов не  достигал угрожающих размеров, стоит определить критерий предельной  громкости. К примеру, собеседников не должно быть слышно от соседней парты  (или от учительского стола). Педагог время от времени проходит по кабинету,  проверяет, как соблюдается шумовой режим, тихонько напоминает нарушителям  о необходимости выполнять договоренности. Тишина в классе – показатель профессионализма учителя И здесь не поспоришь. Вопрос только, в какой области учитель считает себя  профессионалом. В дрессировке? Тогда тишина в классе достигается за счет  разработанной системы поощрений и наказаний, вырабатывается как условный  рефлекс на появление преподавателя в классе. Если речь идет о преподавании  предмета, мастерстве ведения урока, приходится применять разные  методические приемы, в том числе требующие взаимодействия учеников, их  передвижения по кабинету. Безусловно, дисциплина в классе – свидетельство  того, что педагог управляет ситуацией. Тишина – доказательство власти  взрослого над ребенком. Но насколько выше должно быть мастерство учителя,  чтобы он мог позволить себе и детям свободно общаться. Насколько он должен  быть уверен в себе, в своих силах, в интересе учеников к предмету, чтобы не  отвлекаться на шумы и шорохи, не воспринимать их как угрозу себе лично или  уроку в целом.