Беседа "Звуки, которых нет "

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 19.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы.
Иконка файла материала 15.docx
Звуки, которых нет Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов  или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса  сливаются, образуя один пульсирующий тон. Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым  музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной  тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в  унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются. Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если  бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую  известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие  их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро  открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам  (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или  бинауральные ритмы. Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в  секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария  человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит”  биения с частотой 335 ­ 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только при сочетании  электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. «Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что­то новое. Тем не менее, вплоть до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и  не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на грани  академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с  трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком,  который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих неудач взрослые,  как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше отчаивался сам. Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я  заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне  отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая стратегия,  поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было. Я  уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому  со всей силой своего отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии. К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к  обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ) ­  компонента, содержащегося в морепродуктах. В результате академический сизифов труд превратился в изысканное  развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как  личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного  заключения.»Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли —  американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших  название бинауральных ритмов. Таким образом, одним из самых эффективных способов организации  биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических  состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих  полушарий, являются бинауральные биения. Что же происходит в мозге, когда  человек «слышит» эти звуки. В 50­е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ),  позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда  же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна  синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными  стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится  в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга. Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8­25Гц, но при  тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных  частот мозга. В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических  колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой  диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.