Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы.
Звуки, которых нет
Послушаем кассету с записью духовной музыки — тибетских монахов
или григорианское пение. Если вслушаться, то можно услышать, как голоса
сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым
музыкальным инструментам и хору людей, поющих примерно в одной
тональности — образование биений . Когда голоса или инструменты сходятся в
унисон, биения замедляются, а когда расходятся — ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если
бы не исследователь Роберт Монро. Он понял, что несмотря на широкую
известность в научном мире эффекта биений, никто не исследовал воздействие
их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники. Монро
открыл, что при прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам
(правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или
бинауральные ритмы.
Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в
секунду, а другое — чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария
человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит”
биения с частотой 335 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний
звук, а “фантом”. Он рождается в мозге человека только при сочетании
электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга.
«Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать чтото новое. Тем не менее, вплоть
до поступления в высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и
не имел в ней особых успехов. Было время, когда я находился на грани
академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с
трудом. И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком,
который, по идее, должен учиться на отлично. Причиной моих неудач взрослые,
как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше
отчаивался сам.
Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я
заваливал экзамен, я пересдавал его до тех пор, пока не получал нужной мне
отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая стратегия,
поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было. Я
уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому
со всей силой своего отчаяния устремился на поиски этой новой стратегии.
К счастью, я ее нашел — мне удалось преодолеть свою “неспособность” к
обучению с помощью бинауральных ритмов и диметиламиноэтанола (ДМАЭ)
компонента, содержащегося в морепродуктах.
В результате академический сизифов труд превратился в изысканное
развлечение, повлекшее за собой отличные отметки и трансформацию меня как
личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного
заключения.»Этим вступлением начинает одну из своих статей Ричард Кеннерли —
американский ученый, исследовавший влияние на умственную работоспособность
человека прослушивания особых комбинаций звуковых колебаний, получивших
название бинауральных ритмов.
Таким образом, одним из самых эффективных способов организации
биоэлектрических колебаний мозга (и связанных с ними психофизиологических
состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих
полушарий, являются бинауральные биения. Что же происходит в мозге, когда
человек «слышит» эти звуки.
В 50е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ),
позволяющий записывать и изучать биоэлектрические потенциалы мозга. Тогда
же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна
синхронизироваться, при определенных условиях, с различными ритмичными
стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока, световыми
вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится
в рамках естественного диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга.
Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 825Гц, но при
тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон естественных
частот мозга.
В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических
колебаний в человеческом мозге, каждому из которых соответствует свой
диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.