Беседы с детьми в ДОУ в средней группе.

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 16.05.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разговор о правильном питании О том, что правильное пита­ние — залог здоровья, знает каж­дый из нас. Однако далеко не всегда обеспечивается правиль­ное питание детей. По нашим данным, только у 35% детей младшего школьного возраста рацион и режим питания соот­ветствуют гигиеническим требо­ваниям. Большинство же детей не могут «похвастаться» регулярно­стью питания (едят два, а то и один раз в день), используют в пищу преимущественно те блюда, которые нельзя отнести к раз­ряду полезных (чипсы, шоколад­ки, «газировку»), не соблюдают гигиенические правила и т.д. Стоит ли удивляться тому, что постоянно увеличивается число детей с заболеваниями и фун­кциональными нарушениями, обусловленными нерациональ­ным питанием. Причина сложившейся небла­гополучной ситуации зачастую кроется в отсутствии у детей знаний о правильном питании и несформированностью полезных привычек. Очевидно, что воспи­тывать культуру питания следует с раннего детства. Однако каким должно быть это воспитание? Основная задача— сформировать у детей представ­ление об основных правилах ра­ционального питания, готовность их соблюдать.Темы бесед с детьми в ДОУ
Иконка файла материала Беседы с детьми.docx
БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ  О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ Беседа с детьми  «Из чего варят кашу и как сделать ее вкусной?» Цель: Сформировать у детей представление о пользе и разнообразии каш. Материал: Колоски злаков; тарелочки с крупой; добавки к каше: варенье, сухофрукты, фрукты, орехи, шоколад; тарелки с кашей – на каждого ребенка. Ход беседы: Воспитатель. Дети, что мы часто едим на завтрак? Дети. Кашу. Воспитатель.   Какую   кашу   вы   любите?   (Ответы   детей).   Как   вы   думаете, почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел»? О ком так говорят? Дети. Так говорят о слабых. Воспитатель.   Правильно.   Каша   –   полезная   еда,   которая   помогает   стать здоровым и сильным. В Древней Руси специальные каши варились в честь любого важного события. У русских князей существовал обычай варить кашу в знак примирения врагов. С тех пор про несговорчивых людей говорят: «С ним кашу не сваришь». А вы знаете, из чего варят каши? (Ответы детей). Каши варят из крупы. А из чего получается крупа, вы узнаете, если отгадаете загадку. В землю теплую уйду, К солнцу колоском взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья. (Зерно). Воспитатель. Крупа получается из зерен. Послушайте рассказ о зернышке. Посадили   весной   в   землю   маленькие   зернышки.   Вскоре   из   них   появились зеленые ростки. Земля, вода и солнце помогали им расти. В конце весны на каждом ростке появился колосок с маленькими зернами. Все лето колоски набирались сил и наливались. Зерна в них пожелтели, стали крупнее. Осенью колоски собрали и обмолотили. Из зерен сделали крупу, из которой можно было варить кашу. Давайте   поиграем.  Я   буду   показывать   колоски,  и  загадывать   загадки.  Вам надо отгадать загадку и показать блюдечко с нужной крупой. Черна, мала крошка. Соберут немножко, В воде поварят, Кто съест – похвалит. (Гречка). Как во поле, на кургане, Стоит курица с серьгами. (Овес). В поле метелкой,В мешке – жемчугом. (Пшеница). Воспитатель. Молодцы. А теперь поиграем в игру «Отгадай и назови». Я буду показывать колоски, а вы должны назвать растение, крупу, которую делают из его зерен, и кашу из этой крупы.  Колосок – просо; крупа – пшено; каша – пшенная.  Пшеница – манка – манная.  Пшеница – пшеничная – пшеничная.  Овес – овсяная – овсянка.  Гречиха – гречка – гречневая. Воспитатель. Молодцы. Хотите еще поиграть? (Дети соглашаются). Игра «Курочки и петушки».  На  тарелке  вперемешку  лежат бобы,  горох, семена гречихи и манная крупа. Сначала надо выбрать бобы, затем горох и гречку. Дети выполняют задание. Воспитатель. Что осталось на тарелке? Дети. Манная крупа. Воспитатель. Правильно. Какую кашу можно сварить из этой крупы? Дети. Манную. Воспитатель. Есть такая поговорка: «Кашу маслом не испортишь». Но в кашу можно   добавлять   не   только   масло,   но   и   ягоды,   фрукты,   изюм,   варенье, шоколад. А кто не любит очень сладкую кашу, можно добавить в нее орехи. У воспитателя на столе стоит кастрюля с теплой манной кашей. Воспитатель. Сейчас я каждому дам тарелку с кашей, а вы добавите в нее что хотите: яблоки, бананы, изюм, варенье, орешки – и попробуете. Дети пробуют кашу, обмениваются впечатлениями – кому с какой добавкой больше понравилось. Воспитатель. Теперь вы знаете, как сделать кашу вкусной.Беседа  «Правильно ли Вы питаетесь?» Форма   проведения: тематическая   беседа   с   детьми   с   элементами   ролевого диалога Цель: демонстрация   детям   значимости   их   физического   и   психического здоровья. Задачи: Оборудование: плакат с изображением пирамиды правильного питания. Ход беседы: Прежде чем начать нашу беседу, я задам вам несколько вопросов, ребята, а вы ответите на них, подняв руку. Вы любите болеть? Почему? Значит, здоровым быть лучше. А скажите мне, пожалуйста, что такое здоровье вообще? Как вы его понимаете и зачем нам нужно здоровье? А   кто   из   вас   считает   себя   здоровым?   Почему?   Как   вообще   определить, здоровы   ли   мы   или   нет?   Что   мы   с   вами   можем   назвать   показателями здоровья? Внешний вид, хорошее самочувствие, настроение.  Ребята, а от чего же зависит наше здоровье? От образа жизни, режима работы и отдыха, занятий спортом  и от того, чем мы питаемся и как мы питаемся. Сегодняшний   наш   разговор   мы   посвятим  тому,  что   более   всего   оказывает влияние на наше здоровье – правильному питанию. Знаете ли вы, какие продукты полезны, а какие вредны? Что вы предпочтете на завтрак ­ гамбургер и кока­колу или овсяную кашу и  фруктовый сок? На обед ­ щи с говядиной и компот или картошку фри со свининой под соусом и черный   кофе?   На   полдник  ­  творог,   банан   и   ряженку   или   курицу­гриль   и чипсы   с   фантой?   На   ужин   ­   рыбу   с   овощным   салатом   и   чай   или   лапшу быстрого   приготовления   с   мясным   полуфабрикатом,   сникерс   и   чайный напиток? Любителям  чипсов,   газированных напитков,  хот­догов,   гамбургеров,   картошки   фри,   которые   содержат множество   очень   вредных   веществ,   следует   знать,   что   быстрая   еда,   с красивым названием "Фаст Фуд", не просто вредна для нашего организма, а просто   очень   опасна   и   несет   серьезную   угрозу   нашему   здоровью.   При сомнительных плюсах фаст фуда ­ быстроте приготовления и его особенном вкусе  ­   он   обладает   рядом   несомненных   и   очень   серьезных   минусов.   Наш желудок и кишечник не приучены к такой пище, жирной и тяжелой. Она не содержит   никаких   полезных   веществ,   она   очень   жирная,   содержит   много калорий. Куда легче и полезней для нашего организма употреблять в пищу то, что веками ели наши предки ­ каши из различных круп, первые блюда на обед и множество своих овощей и фруктов.   сухариков,   кетчупов,   майонезов,Частое   употребление   быстрой   пищи   чревато   возникновением   сердечных заболеваний, аллергии, ожирения, диабета, расстройством желудка и печени, таких заболеваний как гастрит, панкреатит, язва и рак желудка и кишечника. Недаром большая часть населения США страдает от ожирения, ведь фаст фуд давно   стал   частью   их   повседневной   жизни   и   настолько   же   самой   собой разумеющейся, что он уже считается такой же полноценной едой, как и пища домашнего приготовления. Таким образом, ребята, не только ваше здоровье, но и внешний вид напрямую зависит от того, что, в каких количествах и как вы едите. Как мы должны питаться, чтобы быть здоровыми? Ответ на этот вопрос один ­ это здоровое питание, самый верный способ быть здоровым.  Пища   должна   быть   разнообразной,   и,   конечно,   нужно   учитывать   возраст, традиции   и   место   проживания.   В   целом   эти   рекомендации   сводятся   к следующей пирамиде. В ее основании ­ хлеб, зерновые и макаронные изделия. Хлеб и зерна на заре нашей цивилизации были одним из основных продуктов питания   человека.   Предпочтение   отдается   сортам   хлеба   из   муки   грубого помола (ржаной хлеб, хлеб с отрубями). В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. В дневном рационе и взрослого, и ребенка хотя бы один раз в день должна быть каша: овсяная, гречневая, рисовая, пшенная. Все эти продукты содержат грубую клетчатку, которая просто необходима для нашего кишечника. Вторая ступень пирамиды ­ это фрукты и овощи. В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов, тогда   весенние   авитаминозы   ему   не   страшны.   Но   россияне   по   статистике съедают   около 85   кг за   год.   В   день   на   нашем   столе   должно   оказаться   не менее 600 граммов живой растительной пищи. Ягоды, фрукты и овощи ­ настоящий кладезь витаминов. В следующей ступени пирамиды ­ мясо, рыба, птица и молочные продукты. Мы   привыкли   считать   этот   набор   основным   и   главным.   Но   мясо   ­   это животный белок. На его усвоение требуется 6­8 часов. Вот чем объясняется чувство   сонливости   после   обильного   употребления   мясных   блюд.   Почки, печень, сердце и легкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное.   Надо   постараться   контролировать   количество   пищи   и   перед мясным   блюдом   пожевать   салат   или   винегрет   из   сырых   овощей   и   зелень. Регулярное употребление мяса напрягает обменные процессы в организме, что приводит к преждевременному старению. Правильно употреблять мясо 2­3 раза в неделю в количестве 100­150 граммов в день. Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные полуфабрикаты включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому вряд ли приносят пользу.Другое дело ­ рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, рыба быстрее   усваивается.   В   ней   содержатся   жирные   кислоты   и   различные минеральные   вещества   ­   йод,   фтор,   медь   и   цинк,   которые   повышают сопротивляемость   организма   инфекциям,   улучшается   сумеречное   зрение, регулируется   обмен   фосфора   и   кальция.   Полезны   и   морепродукты   ­ кальмары, мидии, морская капуста. Молоко идеально для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. А в   кефирах   и   йогуртах   к   тому   же   содержатся   полезные   бифидобактерии, формирующие иммунитет человека. На вершине пирамиды здорового питания ­ соль, сахар и сладости. Как   мало   им   отводится   места.   Так   же   мало   их   должно   быть   и   в   нашем рационе.   Действительно,   излишнее   потребление   соли   и   сахара   приводит   к болезням и ожирению. Любители сахара рискуют испортить себе зубы. Нужно приучать   себя   и   близких   минимально   употреблять   эти   продукты:   вместо сахара, тортов, конфет, например, полезнее кушать джемы и фрукты. Организм   ребенка   особенно   нуждается   в   правильном   сбалансированном питании, поскольку он интенсивно растет, развивается. Именно поэтому очень важно следить за тем, что вы едите и придерживаетесь ли режима питания в течение дня. Скажите, пожалуйста, какие выводы вы сделали сегодня? Какой еде нужно отдавать предпочтение? Как нужно питаться?Беседа  «Где найти витамины?» Цель: Познакомить со значением витаминов и минеральных веществ в жизни  человека. Материал: Карлсон (игрушка); баночка квашеной капусты; сухофрукты на  тарелках – на каждого ребенка; лук, чеснок. Воспитатель. Сегодня к нам в окно залетел удивительный человечек.  Угадайте, кто это? Ход беседы: Смешной человечек На крыше живет. Варенье он любит, Конфеты и мед. Дети. Карлсон! Воспитатель (показывает куклу ­ Карлсона). Конечно же, Карлсон. Но мне кажется, что он какой­то грустный, вялый. Карлсон (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, ребята. Воспитатель.   Карлсончик,   дорогой,   что   случилось,   почему   ты   такой печальный? Карлсон (грустно). Да что­то настроения нет, не хочется мне ни озорничать, ни хулиганить. Хочется все время спать, лежать на своем любимом диванчике. Я даже не хочу со своим другом Малышом гулять по крышам! Воспитатель. А ешь ты с аппетитом? Карлсон. Нет у меня аппетита! Я даже банку варенья не могу съесть – не хочу и все! Воспитатель. Так, все ясно! У тебя, дорогой Карлсончик, нехватка витаминов. Карлсон. А что такое витамины? Воспитатель.   Витамины   –   это   вещества,   которые   необходимы   нам   для здоровья и бодрости. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет, становится вялым, слабым, грустным – таким, как ты сейчас. Карлсон. А где же я возьму витамины? Воспитатель. Давайте попробуем помочь Карлсону. Мы ведь знаем, что очень много витаминов…. Дети, где? Дети. В овощах, ягодах и фруктах! Воспитатель читает сказку Н. Ю. Чуприной «Маша и фруктовый сад». Воспитатель.  Но  когда  овощи и фрукты  долго  хранятся,  витаминов  в  них становится меньше. Где взять витамины весной? Дети. Можно вырастить на подоконнике свежую зелень, например лук. Карлсон. Лук? Да я ел один раз – горький, невкусный, да еще в носу щиплет и слезы текут.Воспитатель. В луке есть вещества, которые защищают человека от болезней. Есть даже такая поговорка: «Лук от семи недуг». Карлсон.   Надо   же,   какой   он   полезный.   Теперь   вы   отгадайте,   что   это: маленький, горький, луку брат. Дети. Чеснок! Карлсон. Да, угадали. А он тоже полезный? Дети рассказывают о пользе чеснока. Карлсон. Я понял, понял! Теперь буду есть только лук и чеснок. Воспитатель.   Карлсон,   нет   такого   продукта,   который   содержал   бы   все витамины, ведь их очень много. Нужно есть и фрукты, и молочные продукты, и каши, и овощи. Отгадайте загадку. Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я …….. Дети. Капуста! Воспитатель. Знаешь, Карлсон, в капусте до конца зимы сохраняется много витаминов. Много их и в квашеной капусте. Попробуй, она очень вкусная и полезная. Раньше моряки, отправляясь в дальнее плавание, обязательно брали с собой бочки с квашеной капустой. Угощает Карлсона и детей квашеной капустой. Карлсон. О­о.... Я чувствую, что сил у меня прибавилось. И настроение стало лучше! Я­то ел чипсы, тортики, пил газировку, не знал, что бывают продукты полезные и необходимые. Воспитатель. Много витаминов содержится в сухофруктах. Карлсон. Знаю, знаю. Сухофрукты – это изюм. Воспитатель. И не только. Давайте поиграем. Дети и Карлсон пробуют на вкус сухофрукты и отгадывают, из каких фруктов они приготовлены, разгадывают кроссворд «Сухофрукты». Карлсон. Спасибо, у меня уже очень хорошее настроение! Полечу на рынок, куплю лук, чеснок, овощей, фруктов и конечно, сухофруктов. Воспитатель. А мы тебе, Карлсончик, подавим баночку квашеной капусты. Ешь и не болей! Карлсон благодарит детей и улетает. МАША И ФРУКТОВЫЙ САД Жила­была   девочка   Маша.   Каждое   утро   она   приходила   в   свой фруктовый   сад,   где   росли   разные   деревья   и   кустарники.   Яблони,   вишни, сливы,   черноплодная   рябина,   облепиха,   шиповник,   крыжовник,   красная   и черная смородина встречали маленькую хозяйку шелестом листьев. Приложение. Н. Ю. ЧупринаМаше нравилось гулять в саду, ухаживать за деревьями и кустарниками, поливать и удобрять их. Однажды   Маша   заболела.   У   нее   поднялась   температура,   горло покраснело, и стало больно глотать. Забеспокоились деревья и кустарники, задумались, как помочь девочке. Пролетающий через сад ветерок прошептал, что помочь их любимице могут их плоды. Ягоды шиповника, черной и красной смородины   богаты   витаминами,   которые   помогут   Маше   справиться   с болезнями.   А   чай   с   вкусным   и   полезным   малиновым   вареньем   снизит температуру и уменьшит боль в горле. Утолить жажду и улучшить аппетит помогут компоты: яблочно­вишневый, грушевый, сливовый. Обрадовались   деревья   и   кустарники,   расправили   ветки,   зашелестели листочками. Услышала их шум Машина мама и сразу догадалась, что хотят сказать питомцы ее дочери. Приготовила она настой шиповника, заварила чай с малиной, напоила Машу. Поела девочка ягоды черной и красной смородины, выпила полезный компот и сразу почувствовала себя лучше. На следующий день Маша вышла в свой любимый фруктовый сад. Она поблагодарила   деревья   и   кустарники   за   помощь.   Долго   шелестели   они листвой, радуясь выздоровлению девочки.Беседа  «Кто живет в Молочной стране» Цель:   Закрепить   понятие   о   пользе   молока   и   молочных   продуктов. Воспитывать культуру еды. Материал: Молочные продукты; миксер, бокалы и продукты для коктейля. На столе отдельно стоят гречка, соль, сахар; яйцо, соль; мука, яйцо, соль. Ход беседы: Воспитатель. Ребята, сегодня у нас замечательный и долгожданный гость. А  какой, вы сейчас узнаете. За дверью шорох мягких лап: ­ Примите угощение! ­ Конечно, это … Дети. Рыжий Ап! Воспитатель. Какие тут сомнения? Появляется Рыжий Ап (взрослый). Рыжий Ап. Здравствуйте, дорогие ребята! Наконец­то я к вам приехал! Вы меня ждали? Дети. Да! Рыжий Ап. Дело в том, что я вместе с другими молочными продуктами живу в далекой Молочной стране. Вы знаете какие­либо молочные продукты? Дети. Знаем. Рыжий Ап проводит игру «Кто живет в Молочной стране» (с мячом). Дети перечисляют: молоко, кефир, топленное молоко, сливки, сыр, глазированные сырки, йогурт, сметана и т. д. Рыжий Ап. Однажды несколько жителей страны поспорили. Инсценировка сказки Н.Ю. Чуприной «Молоко, Йогурт и Кефир». Рыжий Ап. Как вы думаете, какой же продукт все­таки самый главный? Дети. Молоко. Рыжий Ап. Почему вы так думаете? (Ответы детей.) Правильно. Из молока получаются   другие   молочные   продукты. Показывает   стакан   с   жирным молоком. Видите этот слой сверху молока? Это сливки. Вспомните, как мы их используем? Для чего они нужны? Дети. Сливки можно добавлять в чай, кофе. Рыжий   Ап.   А   еще   сливки   взбивают   миксером   и   украшают   ими   торты, пирожные. Много сливок есть нельзя, потому что они очень жирные, а вы знаете, что много жирного ... Дети. Есть вредно. Рыжий Ап. Еще из сливок можно сделать сметану. Сливки аккуратно снимают с молока, складывают в мисочку, и через некоторое время они превращаются в сметану. Хотите поиграть? Тогда подходите ко мне. Игра «Узнай по вкусу».Дети с закрытыми глазами пробуют молочные продукты и называют их. Рыжий Ап. Молодцы! Давайте еще поиграем, Какие блюда могут получиться из этих продуктов, если к ним добавить молоко? Рыжий Ап показывает группу продуктов, дети называют  блюдо (гречневая каша, омлет, блины и т. п.). Рыжий Ап. Вот молодцы! Воспитатель.   Рыжий   Ап,   мы   очень   рады,   что   ты   у   нас   в   гостях,  и   хотим подарить тебе песню, которая так и называется: «Рыжий Ап». Дети поют песню. Рыжий Ап. Как здорово! Я вас тоже не оставлю без подарка, сейчас мы с вами вместе приготовим клубничный коктейль. (Все строчки стихотворения сопровождает действиями.) Пакет клубничного молока – Непременно от Рыжего Апа. Три ложки сахара, Два желтка, Сок апельсиновый чуть­чуть покапать. Нарезать дольками пол банана, Сливки жирные – полстакана, И наконец, добавить сюда Кофейную чашку дробленого льда. В миксере взбить И разлить по бокальчикам – Коктейль предлагается Девочкам и мальчикам. Дети пьют и благодарят Рыжего Апа. Приложение Ю. Чуприна МОЛОКО, ЙОГУРТ, КЕФИР. В   молочном   магазине   на   соседних   полках   стояли   молоко,   кефир, простокваша, творог, йогурт, ряженка, сметана. Люди покупали эти молочные продукты, складывали в пакеты, приносили домой, и ставили в холодильник. А в холодильник их ставили потому, что эти продукты страсть как не любили тепло и жару. Им от теплого воздуха плохо становилось, и они скисали. Однажды попали в один холодильник Молоко, Кефир и Йогурт. Стоят себе, охлаждаются. Вдруг Молоко зашевелилось, засуетилось и заговорило: ­ Ну­ка, Кефир и Йогурт, подвиньтесь! Не годится стоять мне, королю всех молочных продуктов, в тесноте. Мне простор нужен. ­ Что это ты, Молоко, загордилось? Объясни­ка нам! – попросил Кефир.­ А что объяснять­то! Мало того, что в мой состав входит сто разных веществ,   необходимых   каждому   человеку,   так   я   еще   легко   усваиваюсь организмом. ­ Подумаешь, легко усваивается! – возразил Йогурт. – Я тоже очень легко усваиваюсь. Зато у меня живут особые бактерии, которые, попадая в организм человека, борются с возбудителями всяких заболеваний! Вот! ­ Я тоже очень полезный и лечебный продукт питания. Меня дети очень любят! – не успокаивался Кефир. ­ А я бываю и вишневый, и черничный, и абрикосовый. Меня можно пить, а можно ложкой есть! – гордо произнес Йогурт. Долго спорили Йогурт с Кефиром. Но тут снова вмешалось Молоко: ­ Как бы там не было, все равно я, Молоко, являюсь основой и для тебя, Йогурт,   и   для   тебя,   Кефир,   и   для   ряженки,   и   для   творога.   Даже   масло сливочное получается при сбивании сливок, а сливки получаются из молока. ­ Да, тут уж не поспоришь! Действительно, ты, Молоко, ­ король всех молочных продуктов, ­ сказали Йогурт и Кефир. Выслушав все это, Молоко подобрело: ­ Ладно, брат Йогурт и брат Кефир, вы тоже очень полезные, вы мне как братья, давайте рядом стоять на одной полке. Не надо нам ссориться!Беседа  «Каша ­ радость наша» Цель:   формировать у   детей необходимости   заботы   о   своем   здоровье   и,   в первую   очередь,   правильном   питании.   Уточнить знания детей   витаминов групп A, B, C, D. Учить распознавать по вкусу фруктовые добавки в кашах. Закрепить названия круп каш, навыки сервировки стола к разным режимным моментам   питания,   КГН.   Упражнять   детей:   в  отгадывании загадок,   чтении слов, в наклеивании круп на готовую форму. Воспитывать чувства дружбы, заботы   друг   о   друге,   доброжелательности,   вежливость.   Вызвать   у   детей желание помочь сказочным героям, попавшим в беду. Раскрепостить детей с помощью сказочно­игровой мотивации. Материал: фигурки на панно: мальчики ­ худой и полный, номер дома. На "коромыслах" ­ "кастрюли" с крупой. На конторках ­ пенал с различными крупами, "кастрюлька", клей, салфетки. Фланелеграф и для него ­ картинки продуктов, подходящих группе витаминов A, B, C, D. На столах ­ салфетки, пластмассовая посуда. Предварительная  работа.  Проведение   бесед   о   правильном   питании:  "Как правильно   есть",   "Удивительное   превращение   яблока",   "Самые   полезные продукты, "Пора ужинать", "Если хочется пить", "Плох обед, если хлеба нет", "На   вкус   и   цвет   ­   товарища   нет".   Изготовление   "кастрюль",   пеналов   с крупами. Вырезание овощей и фруктов. Сервировка стола к завтраку, обеду, полднику, ужину. Заучивание загадок об овощах и фрукта. Беседы на тему "Моя любимая каша". Составление "таблицы витаминов".  Ход беседы: ­ Ребята, сегодня мы отправимся в гости к самому лучшему повару ­ Якову. Живет он в деревне "Кашкино" дом №7. Посмотрите, кто идет! Здравствуйте. ­   Познакомьтесь,   это   два   друга   ­   Алеша   и   Сережа.   Как   вы   изменились! Сережа, ты так похудел! Алеша, ты так располнел! Что с вами случилось? Алеша: "Мы играли, как всегда. Бабушка мимо проходила. В гости нас к себе звала ­ показать нам чудеса, угощений разных дать. И, вдруг, вспомнил я, что с   чужими   и   незнакомыми   уходить   нельзя.   На   прощанье   нам   она   вкусные, большие конфеты отдала. Только съели их, как вдруг, ­ похудел Сережка, а я стал   в   миг   полным.   Вот   беда!   И   с   тех   пор   я   ем   только   сладкое   одно,   а Сережка ­ ничего". ­ Да! Беда! Не оставим вас в беде. Идем в гости к повару. Он ­ сказочный герой. С колдуньей той встречался. Может, он поможет вам. ­ Вот дом его ­ №7. Давайте постучим. / Появляется "кастрюля и поет про кашу /(играет роль взрослый) ­ Здраствуйте! Мы пришли в гости к Якову. Кастрюля: "Он ненадолго вышел. Проходите и немного подождите. А пока, есть загадки у меня:Приготовила я кашу для ума.  Умными хотите быть? (Дa! Да! Да!) Найдите кастрюлю и расскажите ­ какая в ней крупа, И как называется каша моя". ­ Кто же подскажет мне о какой каше идет речь? (Пшенная). Почему вы так решили?   (В   кашах   много   разных   питательных   веществ.   А   в   пшенной   есть полезное вещество ­ калий. Он помогает работать мозгу, и мы лучше считаем, решаем задачи: Поэтому ее называют кашей ума.) Кастрюля: "Да, правильно. Есть каша, что силу дает. Ешь ее чаще ­ проживешь много лет. Даже поможет она, Чтоб сохранилась твоя красота. Какую крупу взяла я, чтобы получилась каша?". ­ Кто догадался о какой каше идет речь? (Геркулес) Найдите кастрюлю с геркулесовой кашей. Кастрюля: "Белая каша есть у меня. Для очищенья полезна она. Зернышки белые плавают в ней. Станет вся кожа наша белей". О какой каше идет речь? (Рисовой) Найдите на коромысле кастрюлю с рисовой кашей. Кастрюля: "Предлагаю кашу черную. Не смотря на это ­ очень вкусную. Все вещества в ней очень полезны.  В кровь попадая они помогают:  Не болеть и быстрей подрастать". ­ Кто догадался? (Гречневая) (дети подходят к кастрюле с гречневой кашей.) Кастрюля: "Вы любите каши?".(обращается к героям на панно) Алеша и Сережа: "Нет. Каши не вкусные". Кастрюля: "Как это не вкусные!? Просто вы никогда не ели вкусную кашу. Рецепт  вкусной каши прост. Берем крупу любую, варим с молоком. Затем добавим масла, посыплем сахарком. А если в кашу добавить витамины, То не страшны нам простуды и ангины". Алеша: "Витамины? Это же такие кругленькие желтенькие в аптеке  продаются!" Кастрюля: "Нет, в кашу добавляют натуральные витамины". ­ А мы с ребятами знаем таблицу витаминов.Игра "Найди место продуктам в таблице" (дети выкладывают на  фланелеграфе к "А", "В", "С", "Д" карточки с различными продуктами в  которых превалируют витамин "А" или другой.) Кастрюля: "Пока вы играли, приготовила вам каши с разными фруктами.  Попробуйте, с какой витаминной добавкой каши. (дети пробуют кашу из риса  с различными добавками фруктов) Молодцы! Правильно угадали". ­ Кастрюля, а можно нам самим приготовить такую кашу да всех гостей  угостить? Кастрюля: "Пусть мне помогу две девочки и два мальчика. Наденьте фартуки  и протрите руки влажной салфеткой. Разложите кашу и добавьте фрукты". ­ Спасибо, Кастрюля! А скоро ли Яков придет? Может, вы за ним сходите и  позовете? Кастрюля: "Не могу. Мне еще комбинированную кашу варить" ­ Мы тебе поможем. Пока ты ходишь, мы приготовим. / Кастрюля уходит / ­ Что нужно сделать прежде, чем заняться приготовлением каши? (Надо  помыть руки, надеть фартук, косынку повязать или специальную шапку  надеть) / все ответы сопровождаем действиями / ­ Для приготовления каши нужна посуда. Выберем посуду и сделаем  разминку. Вот большой стеклянный чайник. Очень важный, как начальник Вот фарфоровые блюдца ­  Только стукни, разобьются. Рядом маленькие ложки ­  Голова на тонкой ножке. Где ж кастрюля? Нам она Очень­очень как нужна.Беседа  «Хлеб – наше богатство» Цели: уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из чего: из каких зерновых культур получают муку; познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных   изделий;   уточнить   какую   форму имеют различные   изделия; воспитывать   бережное   отношение   к   хлебу,   к   труду   тех   людей,   благодаря которым хлеб появился на нашем столе. Оборудование: репродукция   картин   Шишкина   “Рожь”,   иллюстрации   СС изображением   пира,  застолья,  засушенные   колоски   ржи,  пшеницы,  метелки овса.   Початок   кукурузы,   виды   хлеба   и   хлебобулочных   изделий,   четные палочки,   сюжетные   картинки   для   сопровождения   беседы   “Хлеб   –   наше богатство”. Предварительная работа: рассматривание репродукции картины Шишкина  “Рожь”; беседа “Откуда хлеб пришел”; экскурсия в хлебобулочный магазин; изготовление   хлебобулочных   изделий   из   соленного   теста   для   сюжетно   – ролевых игр; разучивание стихов и пословиц о хлебе. Ход беседы: Рассматривание репродукции картины “Рожь”, иллюстрации с изображением пира, застолья. Воспитатель: Посмотрите   на   репродукцию   Кто   может   вспомнить   название картины и фамилию ее художника? Когда – то человек попробовал зерна, и они ему понравились. Человек тал растирать зерна камнями и так появилась мука. Затем человек научился печь из   муки   хлеб.   Сначала   хлеб   был   пресным,   а   затем   люди   придумали заквашивать   тесто   и   получился   вкусный,   пышный   хлеб.   Без   хлеба   не обходилось   ни   одно   застолье.   Дорогих   гостей   встречали   солью   и   хлебом. Раньше   пекли   только   ржаной   хлеб.   Говорят:   “Ржаной   хлеб   пшеничному родной батюшка”. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Закройте глаза, вдохните аромат ржаного и пшеничного хлеба. Попробуйте их на вкус. 2.   Рассматривание засушенных   колосков   ржи   и   пшеницы,   метелки   овса, початок кукурузы. Рассмотрите. Как называются эти растения? Ответы детей.   что     внимание, Обратите говорят колосья ржи   и   пшеницы, метелка овса, початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми культурами. Из них готовят хлеб. 3. Выкладывание колоса пшеницы четными палочками. 4. Игра “Назови какой, какая, какое?” Хлеб из ржи – ржаной. Хлеб из пшеницы – пшеничный.Каша из пшена – пшенная. Каша из овса – овсяная. Каша из ячменя – ячневая. Каша из кукурузы – кукурузная. Каша из гречихи – гречневая. Поле с рожью – ржаное. Поле с пшеницей – пшеничное. Поле с овсом – овсяное. Поле с ячменем – ячменное. Поле с кукурузой – кукурузное. Поле с гречихой – гречишное. Поле с просом – просяное. 5. Игра “Доскажи словечко” Воспитатель: Доскажите словечко, изменив слово хлеб по смыслу. Я знаю пословицу о …. Мама купила пшеничный …. Дети едят суп с … Ваня пошел в магазин за … Я не люблю есть суп без …. У меня дома нет … 6. Физминутка. Дети встают в круг и показывают то, о чем говорится в  стихотворении: Вырос в поле дом Полон дом зерном Стены позолочены Ставни заколочены Ходит дом ходуном На столбе золотом. 7. Беседа “Хлеб – наше богатство”. Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Посмотрите на  картины. Какой путь прошел хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный  каравай на нашем столе. Говорят: “Хлеб всему голова”. Кто знает пословицы о хлебе и труде (Кто не работает – тот не ест. Не  трудиться – хлеба не добиться. Хочешь есть калачи – не лежи на печи.). Действительно: Хлеб ржаной, батон и булки не добудешь на прогулке Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют. 8. Рассматривание выставки натуральных хлебобулочных изделий. Какие хлебобулочные изделия вам знакомы, а какие нет? Какие изделия имеют прямоугольную форму? Квадратную? Круглую?9. Составление предложений. Выберите, кого бы вы хотели угостить и чем, и составьте предложение.  Например: Я угощу Таню тортом. Обратите внимание, что правильно говорить тортом, торты. 10. Чаепитие.Беседа  «Наши друзья – витамины» Цель: дать представление о пользе витаминов для здоровья, о том, где они содержатся, научить детей выбирать самые полезные продукты, познакомить детей   со   значением   витаминов   и   минеральных   веществ   в   жизни   человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни. Материалы:   конверт   с   письмом   от   Матроскина   и   Шарика,   картинка   с изображением различных продуктов питания, витаминов, фруктов и овощей. Ход беседы: ­ Сегодня в садик принесли письмо из Простоквашино от кота Матроскина и Шарика.   У   них   случилась   беда.   Заболел   Дядя   Фёдор.   А   вот   что   пишут Матроскин   и   Шарик:   «Здравствуйте,   дорогие   ребятишки,   девчонки   и мальчишки. Решили обратиться к вам с просьбой. Может быть, вы сможете нам помочь. Случилась беда. Заболел Дядя Фёдор. Не ест, не пьёт, песенки не поёт. Не радует его ни мороженое, ни пирожное. Не знаем, чем его лечить. А вы все такие красивые, здоровенькие, и щёчки у вас розовенькие. Наверное, секрет   какой­то   знаете.   Поделитесь   с   нами,   как   Дядю   Фёдора   вылечить. Только просим помочь быстрее, а то ему совсем плохо.» ­ Да, грустная история. Ребята, как вы считаете, сможем мы помочь вылечить  Дядю Фёдора? (выслушать ответы детей) ­   Я   знаю,   что   нам   может   помочь   побыстрее   вылечить   Дядю   Фёдора.   Это витамины! (показать картинку с изображением витаминов). ­ А кто знает, что такое витамины? ­ Витамины помогают детям и взрослым быть крепкими и здоровыми. Одни витамины помогают детям расти, другие ­ глазам хорошо видеть, третьи ­ голове ­ хорошо думать, быть умной. А есть витамины, которые защищают нас от болезней. ­   Где   живут   витамины?  (В   продуктах   питания.   Прикрепить   к   доске картинку с продуктами) ­ Чтобы быть здоровым, умным, сильным, человек должен получать витамины с пищей. Если ребёнок получает этих витаминов мало, то он начинает часто болеть, теряет аппетит и плохо растёт. А как вы думаете, в какое время года мы получаем витаминов больше всего? (летом и осенью). Почему? ­ А в другое время года, чтобы люди не испытывали недостатка в витаминах, витаминки – таблетки продаются в аптеках. (показать). ­   Особенно   богаты   витаминами   овощи   и   фрукты.(прикрепить   картинку   с овощами и фруктами к доске). ­ Назовите овощи и фрукты, которые вы знаете и любите. ­ Ну, и конечно же, нашим ребятам здоровыми, ловкими и сильными помогает оставаться физкультура.Физминутка.Беседа  «Витаминная семья» Цель:   дать представление о   том,   какие   продукты   наиболее   полезны   и необходимы   человеку   каждый   день   для   здоровья,   научить   детей   выбирать самые   полезные   продукты,   познакомить   детей   со   значением   витаминов   и минеральных веществ в жизни человека, сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни; воспитание способности к согласованному взаимодействию; воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням. Оборудование: плакаты с изображением овощей, плакаты о витаминах,  рисунки, муляжи овощей и фруктов, овощи и фрукты, свежие и вареные для  салата, кухонный инвентарь. Приемы и методы: сюрпризный момент (осень приносит корзину с овощами  и письмо от больного товарища), вопросы, беседа. Ход беседы: Воспитатель: Ребята, кто­то к нам стучится в дверь. Откройте, пожалуйста. А это к нам пришла Осень. Здравствуй, Осень! Осень: Здравствуйте, дети! Воспитатель: Осень, что ты нам принесла? Осень:   Я   вам   принесла   «Письмо»   и   свои   дары,   но   сначала   отгадайте, пожалуйста, мои загадки (прилагается). Осень уходит, оставляет свои овощи и фрукты. Воспитатель прощается с осенью и говорит, что осень принесла нам для чего­ то овощи, фрукты и письмо. Читают письмо: «Здравствуйте, друзья! Это вам пишет Семен. Свое письмо я пишу   из   больницы.   У   меня   ухудшилось   здоровье.   Болит   голова,   в   глазах «звездочки»,   все   тело   вялое.   Доктор   говорит,   что   мне   нужно   правильно питаться. Я люблю: торт с лимонадом, чипсы, леденцы, зефир и пепси­колу. Это моя любимая еда. Наверное, скоро я буду здоров!» Воспитатель: Ребята, правда плохо быть больным? Почему? Как выздороветь? Игровое действие. Воспитатель подзывает к себе детей и спрашивает: «Кто из вас, ребята, знает, что закалке помогает и полезно нам всегда?» Дети: Солнце, воздух и вода! Наши лучшие друзья! Дети (поочередно) Чтоб расти нам сильными,  Ловкими и смелыми, Ежедневно по утрам  Мы зарядку делаем. К солнцу руки поднимаем, Дружно, весело шагаем,Приседаем и встаем И ничуть не устаем! Воспитатель: Проверим! Значит, возьмем за правило: Утром долго не валяться, Физкультурой заниматься! Бегать, прыгать и скакать, Душ прохладный принимать, Спортом заниматься, Водою закаляться. Как следует поучиться ­ И так всему научиться. Воспитатель: Мы предлагаем всем, кто часто болеет, начинать день с зарядки. Дети, еще, что мы делаем, чтоб поддержать наш организм всегда крепким и здоровым? Дети:   Занимаемся   физкультурой   и   спортом,   оздоровительным   бегом, посещаем бассейн, ходим босиком, загораем. Употребляем в пищу овощи и фрукты,   свежими   принимаем   витамины,   чеснок,   лук,   пьем   отвары   трав   и плодов. Воспитатель: Несмотря на это, некоторые дети осенью склонны к болезням.  Почему? Дети:   Потому   что,   не   все   люди   закаленные,   одеваются   не   по   сезону, постоянные дожди, холодные ветра, липкий снег. Осенью начинается грипп. Это заболевание, которое сопровождается высокой температурой. Воспитатель: Еще какие признаки гриппа вы знаете? Ответы детей (чихание, кашель, боль в суставах, головная боль). Воспитатель: Можно ли при гриппе ходить в садик? Почему? (можно заразить других, могут быть осложнения, если не прививаться от гриппа) А вот наши ребята не болеют! Как уберечь себя от болезней?  День особенный у нас!  День здоровья без прикрас!  Будем многому учиться:  Как здоровыми нам быть,  Фрукты овощи, как мыть. . . Воспитатель: Помогает ли нам «зеленый огород» на окне?  Дети: Да! Воспитатель: Как? Ответы детей (зеленый лук, чеснок круглый год). Воспитатель: Есть ли витамины в них? Дети: Конечно! Воспитатель: Витамины могут ли принести вред? Ответы детей (нужно употреблять в определенном количестве, иначе можно отравиться).Воспитатель:   А   как   природа   помогает   поддерживать   наше   здоровье   в порядке? Воспитатель ( стоит перед детьми у стенда) Ответы детей. Детский сад, где наши дети Очень весело живут, Теплым солнышком налиты, Свежим дождиком умыты, В гости фрукты и овощи идут. Осень нам принесла овощи, фрукты. А мы про них чуть не забыли. Что же мы будем делать с ними?  Ответы детей. Воспитатель: дети, а хотите приготовить витаминный завтрак, используя лук, чеснок со своего огорода. А теперь, давайте дружно, за работу. Приготовим витаминный салат из свежих овощей и фруктов; винегрет из вареных овощей. Назовите,   пожалуйста,   какие   продукты   нужны   для   салата   «Витаминный». Какие продукты нужны для винегрета? Ответы детей. Воспитатель:   Итак,   дети   приступаем   к   делу.   Мы   сегодня   становимся волшебными поварятами. Давайте коротко вспомним правила на всю жизнь. С чего нужно начать? Дети: Помыть руки, надеть фартуки, приготовить рабочий инвентарь и т.д. Воспитатель: А теперь за работу! Ребята по выбору, распределяют работу. Начинается дружная работа. Дети  охотно помогают друг другу ( крошить, натирать на терке, складывать и т.д.) Попутно вспоминают загадки об овощах, пословицы, поговорки о труде. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ТРУДЕ. Скучен день до вечера, коли делать нечего. Умелые руки – не знают скуки. Делу время – потехе час. Кто трудится, у того все сбудется. Без труда и рыбку не вытащишь из пруда. Сделал дело – гуляй смело. Кто не работает, тот не ест. Работа не волк – в лес не убежит. Один за всех, все за одного.Беседа  «Источники витаминов» Цель:   дать   знания   о   витаминах,   о   том,   в   каких   продуктах   питания   они содержатся, воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Материалы:   стенд   (фланелеграф,   доска),   картинки   с   изображением консервированных фруктов и овощей. Предварительная   работа:   заучивание   стихотворений,   подборка   интересных фактов о пользе овощей и фруктов. Ход беседы: Воспитатель:   Ягоды,   фрукты,   овощи   –   основные   источники   витаминов   и минеральных   веществ.   Большинство   витаминов   не   образуется   в   организме человека и не накапливается, а поступает только с пищей. Вот почему фрукты и овощи должны быть в вашем рационе каждый день и регулярно. Если каких­ то   витаминов   не   хватает   в   организме,   то   начинаются   сбои.   Например, нехватка   витамина   «Е»,   что   наблюдается   у   большинства   людей   нашего региона, приводит к нарушению роста, к снижению умственных способностей. Поэтому   используют   морскую   капусту   и   йодированную   соль,   которую   мы припасли   для   нашего   салата.   Несмотря   на   разные   вкусовые   пристрастия, каждому человеку и особенно ребенку, необходимо разнообразное питание. Разнообразная   пища   –   залог   того,   что   организм   получит   необходимые вещества. Люди употребляют овощи, фрукты свежими, сушеными, консервированными. Интересно послушать сообщение, как сделать запасы витаминов на зиму? 1 ребенок: Снег летает за окном, Ягод нет в саду пустом… Снег для ягод – не беда, Мы попросим их сюда. В добрых банках за стеклом Дышат ягоды теплом… Воспитатель помещает на стенд картинки, на которых нарисованы разные  банки с вареньем, компотами: 2 ребенок: Они зимой для деток Сохраняют лето, И хранят они нам всю Витаминную семью! Вот вишня в сахаре, на диво! Вот маринованная слива! И клубника есть на льду, И смородина в меду…Виноградный сок хорош –  Словно летом солнце пьешь!.. Пусть зима идет сюда Белыми снегами, Наши ягоды всегда дружат с малышами. Воспитатель: Издавна на Руси квасили капусту. В квашеном виде капуста не только   хорошо   сохраняется,   но   главное   в   ней   сохраняются   витамины. Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук вез с собой на корабле 60 бочек квашеной капусты. Именно благодаря квашеной капусте, которую ели Кук и его спутники, они были здоровы и выдержали испытания на своем пути. Теперь­то мы знаем, что не потерять бодрость и сохранить здоровье отважным мореплавателям   помогли,   содержащиеся   в   квашеной   капусте,   витамины. Кроме этого, овощи еще и лечат. Например, свекла выводит камни. Если в течение длительного времени пить свекольный сок, то камни растворяются постепенно и безболезненно. Чемпион среди низкокалорийных продуктов – огурец. Он содержит меньше 12 калорий на 100 грамм. Регулярно включайте его в свое меню. Лук репчатый – от всяких болезней. Посмотрите,   какие   витамины   находятся   в   тех   овощах,   из   которых   мы приготовили свой салат и винегрет. Они входят в наш рацион, нас лечат и помогают остаться молодыми, здоровыми, крепкими и красивыми. А теперь приглашаем всех на дегустацию нашего фирменного блюда. 3 ребенок : Чтобы быть здоровому, Дары бери садовые! Витаминная родня – Дети солнечного дня! Тот, кто ест моркови, Станет сильным, крепким, ловким. А кто любит, дети, лук –  Вырастает быстро вдруг. Кто капусту очень любит, Тот всегда здоровым будет. Далее обращается к детям. Чтобы это не забыть, Нужно вместе повторить: Тот, что много ест моркови… Дети: Станет сильным, крепким, ловким! Воспитатель: Верно! А кто любит, дети лук… Дети: Вырастает быстро вдруг! Воспитатель: Так. Кто капусту очень любит… Дети: Тот всегда здоровым будет!Воспитатель: Молодцы, дети! Теперь вы знаете, что нужно делать, чтобы быть сильными, крепкими и здоровыми! Всегда помните об этом. Ведь здоровье –  великая сила!