Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
Оценка 4.8

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
18.04.2019
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
-познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением противопоставления, времени, условия и следствия; -формировать умение определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения (противопоставление, время. Условие, следствие); -вырабатывать пунктуационные навыки; -развивать грамотность; -воспитывать аккуратность в работе, внимательность; Планируемые результаты: -уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложного предложения; -уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия, следствия; -владеть навыками выразительного чтения; -уметь объяснять языковые процессы и явления.
разработка 9 класс.docx
Тема:  Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления,  времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении Цели: ­познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением  противопоставления, времени, условия и следствия; ­формировать умение определять смысловые отношения между частями  бессоюзного сложного предложения (противопоставление, время. Условие,  следствие);  ­вырабатывать пунктуационные навыки;  ­развивать грамотность;  ­воспитывать аккуратность в работе, внимательность; Планируемые результаты:  ­уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложного предложения;  ­уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного  сложного предложения со значением противопоставления, времени, условия,  следствия;  ­владеть навыками выразительного чтения;  ­уметь объяснять языковые процессы и явления. I. Организационный момент Ход урока II. Актуализация знаний 1. Проверка домашнего задания (Упр.198­ чтение и обсуждение  составленных предложений; обсуждение вопросов и заданий) 2. Повторение темы «Тире в простом предложении»  – В каких случаях ставится тире в простых предложениях? (Ответ учащихся: 1. Между подлежащим и сказуемым при нулевой связке, если подлежащее  и сказуемое выражены: а) существительным или числительным в именительном падеже:  Тигр– животное чрезвычайно красивое, но крайне опасное. Дважды  два– четыре.  б) инфинитивом (неопределенная форма глагола): Без дела  сидеть– стареть. в) инфинитивом и именем существительным в именительном  падеже: Для настоящего музыканта закон– играть по шесть часов в  день.  2. Перед обобщающим словом: Катины на стенах, черный рояль,  старинные часы– все это казалось необычным для меня. 3. В конструкциях, передающих прямую речь: «Я выстрелил, –  продолжал граф,– и, слава богу, дал промах».) III. Повторение изученного материала. Игра “Третье лишнее” (различные случаи постановки тире) (Слайд) Найдите лишнее предложение, докажите, что оно лишнее. 1. Помни про школу:     только с ней     станешь строителем радостных дней. (В. Маяковский) 2. Таким друзьям на свете Не страшно ничего:  Один за всех в ответе И все за одного. (С. Михалков) 3. Как отчий дом, как старый горец горы,  Люблю я землю: тень её лесов,  И моря рокоты, и звёзд узоры,  И странные строенья облаков. (В. Брюсов) ­ Постройте схему этого предложения. (1 – у доски, остальные – в тетрадях) ­ Что объединяет 1 и 2 предложения? (БСП, :) ­ Сколько случаев постановки двоеточия мы знаем? (3) ­ Какие случаи представлены в первых двух предложениях? (1 – поясняет  сказуемое: помни ­ что? 2 – указывает причину, можно подставить ­ потому  что) ­ Какой случай не представлен? (2 часть раскрывает содержание первой,  можно подставить союз а именно) Работа по теме урока IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику. (Чтение и  обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных  наблюдений с. 135­146 Работаем в группах. У каждой группы карточка­инструкция, по которой вы  работаете 3 минуты. Свои знания оформите в таблице “Тире в БСП”. Предложение­ Союз при замене Смысловые отношения  пример между простыми предложениями                     в БСП           Работа в паре. Анализ предложений – Определите значения частей бессоюзных сложных предложений, сверяясь с таблицей «Знаки препинаний в бессоюзном сложном предложении». а) В красавиц он уж не влюблялся,     А волочился как­нибудь;     Откажут– мигом утешался;      Изменят– рад был отдохнуть.                                           (А.С. Пушкин)      [      ]; [условие  ]– [     ];[условие]–[      ]. Предложения со значениями  перечислениями (точка с запятой) и условия (тире)) а) Шестнадцать лет служу– такого со мной не бывало. [      ]– [     ]. (Значение противопоставления).      в) Собака поджала хвост– охотник насторожился.  [время ]– [      ]. г) Посмотрит– рублем подарит. [      ]–[сравнение ]. д) Джельсомино запел– в окрестных домах повылетали стекла.  [      ]; [следствие ]. е) Вспыхнул свет– я зажмурил глаза.  [      ]– [     ]. Комментарии  Отметим, что в 5­м и 6­м предложениях значения сходны: следствие и  быстрая смена событий.  Закрепление изученного Восстановите (письменно) данные пословицы. Укажите смысловые отношения между простыми предложениями в БСП. (Слайд)  Волков бояться – в лес не ходить. (Если – условие)  Кончил дело – гуляй смело. (Когда – время)  Поспешишь – людей насмешишь. (Если – условие)  Сказано – сделано. (Т. к. – поэтому – следствие)  Любишь кататься – люби и саночки возить. (Если – условие) *Проверка (слайд) + (устно) смысловые отношения. Как можно проверить значения предложений? (Подставить союзы) 2) Работа с текстом. (Слайд) ­ Прочитайте текст. Занялся Данилушка чашей. Работы с ней много – в один год не укладёшь.  Глаз у Данилушки верный, рука смелая. Силы хватит – хорошо дело идёт. Каменный цветок Говорят мастера Данилушке: “Так­то работать станешь – тяжело нам  с тобой тянуться”. Стебелёчек выточил. Боковые листики тонёхоньки –  как только держатся! (П. Бажов) ­ Какова тема данного текста? (О мастерстве Данилы) ­ Узнали ли вы произведение? (“Медной горы хозяйка”) ­ Вспомните жанр этого произведения. (Сказ) Особая сказовая манера письма создаётся разными художественными  средствами. Какими? (Умен.­ласк. суффиксы, обороты речи, частицы и БСП) ­ Постройте схемы БСП, указав в схемах смысловые отношения между  частями. По вариантам: 1 в. – БСП из 1 абзаца, 2 в. – из 2 абзаца. От каждого варианта к доске – по 1 чел. 3) Пунктуационная задача. (Слайд) ­ Сравните предложения с одинаковым лексическим составом. Надо заканчивать работу: уже совсем поздно. Уже совсем поздно – надо заканчивать работу. ­ Объясните, как пунктуация влияет на их смысл. (1 предложение: 2 часть указывает на причину того, о чём сообщается в 1  части (потому что); 2 предложение: 2 часть указывает на следствие (так как – поэтому)) Подведение итогов – в каких случаях ставится тире в бессоюзном сложном предложении? –в чем особенности интонации в бессоюзном сложном предложении с тире? (Интонация повышается) Контроль знаний. Тест. Тире в бессоюзном сложном предложении                              I вариант Выпишите номера правильных ответов. 1.  Бессоюзным сложным является предложение: 1) На спусках и подъёмах толпы делались гуще и стоял непрерывный стон  криков. (Л. Толстой) 2) Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились…  (М. Лермонтов) 3) Вдруг дверь каморки быстро распахнулась вся челядь тотчас кубарем  скатилась с лестницы. (И. Тургенев) 2.  Правильно определены грамматические основы в предложениях: 1) Ввысь взлетает Сокол – жмётся уж к земле.  (М. Горький) 2) Солнце уж высоко ходит – пора выпускать куриное семейство.  (И. Шмелёв) 3) Только отпахнёшь дверь – хлынет в защуренные глаза солнцем пронизанная  свежесть… (И. Шмелёв) 3. Первая часть указывает на условие того, о чём говорится во второй части, в предложении: 1) А побьёт он меня – выходите вы за святую правду­матушку.   (М. Лермонтов) 2) До десяти часов шныряли мы по камышам и по лесу – нет зверя.  (М. Лермонтов) 3) На дворе в морозном пару краснело солнце – в доме было тепло.  (И. Бунин) 4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях: 1) Он держал крепко слово: не ходил к ней, виделся с ней только за обедом…  (И. Гончаров) 2) Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут –  виноват смотритель. (А. Пушкин) 3) Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи: мороз­воевода  дозором обходит владенья свои. (Н. Некрасов) 5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении: 1) В душе я горько смеюсь над собою – почему раньше такого не было нужно?  (В. Вересаев) 2) Стемнеет: всюду по степи зажигаются огни.  (В. Овечкин) 3) Пашешь – песню поёшь, косишь – устали нет. (И. Никитин) II вариант Выпишите номера правильных ответов. 1.  Бессоюзными сложными являются предложения: 1) Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем… (И. Тургенев) 2) Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного.  (М. Лермонтов) 3) Хочу оттолкнуть её от себя она как кошка вцепилась в мою одежду. (М.  Лермонтов) 2.  Правильно определены грамматические основы в предложении: 1) Глинистая дорога раскисла – приходилось жаться к мокрым кустам,  сворачивать в сторону. (Ф. Абрамов) 2) Через пять минут Лизавета Ивановна взглянула в окно опять – молодой  офицер стоял на том же месте. (А. Пушкин) 3) Батюшки не было дома, у матушки не было свободной минуты – меня  позабыли совсем. (Ф. Достоевский)  3. Первая часть указывает на время того, о чём говорится во второй части, в  предложении: 1) Вовремя не встанешь – весь год промаешься. 2) Дунул ветер – всё дрогнуло, ожило, засмеялось. (М. Горький) 3) Немудрено голову срубить – мудрено приставить. 4. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях: 1) Все так впились в неё глазами: вот потеха­то сейчас будет.  (Ф. Абрамов) 2) Назвался груздем – полезай в кузов. 3) Небо было чёрное: звёзды горели и переливались всеми цветами радуги…  (В. Арсеньев) 5. Знаки препинания правильно расставлены в предложениях: 1) Солнце село: тёплый вечер спускается на поля… (В. Вересаев) 2) Выйдет солнце из­за облака – чувствуешь на лице горячую ласку света. (И. Бунин) 3) Берега и реки опустели: не слышно ни весёлых песен, ни смеха, ни звонких  голосов по берегам. (И. Гончаров) Домашнее задание Ответить на контрольные вопросы и задания с. 140­141 Упражнение 202 Спасибо за урок!

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении

Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия, и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019