БЕЗ ЧЕРНОВИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧИСТОВОЙ ВЕРСИИ
Оценка 4.9

БЕЗ ЧЕРНОВИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧИСТОВОЙ ВЕРСИИ

Оценка 4.9
Лекции
docx
преподавание
8 кл—11 кл +1
12.05.2021
БЕЗ ЧЕРНОВИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧИСТОВОЙ ВЕРСИИ
Творческая мысль вызывает в памяти какие-то факты, суждения, ассоциации и т. п., но все это еще крайне зыбко, расплывчато, несовершенно. В этот-то момент лучше всего записывать то, что приходит в голову при обдумывании темы, причем записывать, как можешь: слово ли это, обрывок мысли, название книги, которую можно использовать, намек на факт из собственной жизни и т. п. Важно успеть уловить и зафиксировать эти мгновенно ускользающие мысли, воспоминания, ассоциации, т. е. собрать воедино материал для газетной зарисовки.
БЕЗ ЧЕРНОВИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧИСТОВОЙ ВЕРСИИ.docx

 

БЕЗ ЧЕРНОВИКА

НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧИСТОВОЙ ВЕРСИИ

Материал для учителя

 

Отношение к черновикам у юных авторов сложилось неоднозначное. Многие считают, что на него зря уходит время. В результате он зачастую не помогает им, а только затрудняет работу.

Установилась практика, что ученик все уже осмыслил в своей работе над темой и его задача теперь - составить план и так написать черновик, чтобы при переписывании лишь внести детали.

Между тем черновик - предварительный план и первоначальные, зачастую бессистемные записи для себя. Без этого в творческой работе не обойтись. В первый момент в голове еще нет никакой ясности, никакой системы. Творческая мысль вызывает в памяти какие-то факты, суждения, ассоциации и т. п., но все это еще крайне зыбко, расплывчато, несовершенно. В этот-то момент лучше всего записывать то, что приходит в голову при обдумывании темы, причем записывать, как можешь: слово ли это, обрывок мысли, название книги, которую можно использовать, намек на факт из собственной жизни и т. п. Важно успеть уловить и зафиксировать эти мгновенно ускользающие мысли, воспоминания, ассоциации, т. е. собрать воедино материал для газетной зарисовки. Вот именно эти записи и последующие творческие моменты затем приобретают логику, из них оформляются какие-то положения, которые, в свою очередь, притягивают к себе примеры, суждения. И получается сначала развернутый план, а затем первый вариант статьи. Вот почему, именно этому важно научить юных авторов.

Большинство пишущих и в первом варианте лишь намечают контуры своего творения. Именно так записал Л. Н. Толстой в своих «правилах и предложениях»: «Пиши 1) начерно, не обдумывая места и правильности выражения мыслей; 2) раз переписывай, исключая все лишнее, давая настоящее место каждой мысли, - и 3) раз переписывай, исправляя неправильности выражений».

Одни ученики способны сами хотя бы немного усовершенствовать первый вариант своей работы, другие дальше первых наметок не идут. Они как бы совсем не видят, что нужно еще сделать. И здесь необходим преподаватель-редактор, который конкретно подскажет, что еще может сделать автор, чтобы улучшить написанное и по содержанию, и по форме (стилю, композиции и т. д.).

Прежде чем рассчитывать на саморедактирование учеником своей творческой работы, ему нужно помочь овладеть умением править текст на примере пометок преподавателя.

Для любого ученика далеко не просто осмыслить тему, дать ей свое толкование, т. е., определить главную мысль, которую он выносил, изучая и отбирая материал, кому-то адресовать материал, выбрать жанр, продумать композицию, найти нужный тон, отчеканить стиль. Ведь прежде, чем что-то создать, сочинить, человек должен вдуматься, вжиться в тему, дать мозгу время поработать, вызвать в памяти соответствующие переживания, ощущения. Поэтому в первом варианте так много сырого, несовершенного, так много недоделок, о которых ученик, не имея достаточного авторского опыта, и не подозревает. Все это и надо показать не отвлеченно, а на материале первого варианта собственного материала. Иначе трудно развить творческую инициативу, а наоборот, можно погасить искру, приучить учеников писать бездумно, без чувства, а то и просто списывать и пересказывать чужое.

Необходимо четко уяснить, что первый вариант сочинения — это отнюдь не синоним «грязновика». Первый вариант должен быть сдан в чистом виде, приемлемом для работы преподавателя с ним. Но это лишь первый, а не окончательный вариант статьи, и над ней еще предстоит работа.

Важно, чтобы ученики фиксировали особенности преподавательской правки с тем, чтобы впоследствии самим научиться вносить коррективы в собственный текст. Таким образом, они приобретут первичные навыки ученика-редактора

Преподаватель журналистики должен рассматривать работу над первым вариантом не как дополнительную нагрузку, а как один из этапов в подготовке газетных публикаций. И тогда юные авторы, с одной стороны, пользуются конкретными советами учителя-редактора, а с другой - имеют важный стимул - только таким путем они могут пройти совершенно необходимую школу творческой правки своего текста, подготавливаясь к саморедактированию.

 

Подготовил Владимир Иванович Толстиков


 

БЕЗ ЧЕРНОВИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

БЕЗ ЧЕРНОВИКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ

Но это лишь первый, а не окончательный вариант статьи, и над ней еще предстоит работа

Но это лишь первый, а не окончательный вариант статьи, и над ней еще предстоит работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2021