Сценарий проведения обучающего занятия
«БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»
Цель. 1 .Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначениях.
2. Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, перехода
через улицу, поведения на дороге.
3. Формировать у детей навыки осторожного поведения на улице.
Ожидаемый результат: каждый ученик должен понимать, для чего нужны правила дорожного движения; уметь объяснять, опираясь на правила дорожного движения, сконструированные дорожные ситуации; запоминать и узнавать дорожные знаки, применять знания на практике.
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание за неделю до проведения данного занятия:
• Группа их двух учащихся готовит презентацию и сообщение на тему
«История правил дорожного движения»;
• Группа из пяти учащихся готовит фоторепортаж на тему «Как
нарушают правила пешеходы и водители». При выступлении
фотографии учащиеся выводят на экран;
• Группа из двух учащихся совместно с классным руководителем
выпускает буклеты на тему занятия «Дорога - не место для игр!».
Однако можно использовать и готовый материал, который прилагается к разработке занятия.
Ход занятия
Учитель: Ребята, Вы уже взрослые. У Вас наверняка есть мечта иметь скутер, мопед, и кататься на нем. У кого-то может уже есть скутер и практически у всех есть велосипед. Также транспортное средство. А где вы будете кататься? Да, лучше всего кататься по дорогам. А что такое дорога? Назовите ассоциации, связанные со словом «Дорога». Самое главное, что дорога должна быть безопасной для жизни. Сегодня мы об этом с вами и будем вести разговор. Сначала послушаем историческую справку о возникновении правил дорожного движения, которую вы приготовили.
Историческая справка (см. Приложение №1)
Учитель: Ребята, кто является участником дорожного движения? Правильно, это машины и пешеходы. А если вы едите на велосипеде или скутере, то вы также участники дорожного движения. Предлагаю вам сейчас посмотреть на экран и послушать о тех нарушениях, которые совершают участник дорожного движения (учащиеся могут сами называть нарушаемое правило, а если возникнут затруднения, то ребята, подготовившие информацию, помогут им).
Фоторепортаж «Как нарушают правила пешеходы и водители»
(см. Электронное приложение)
Учитель: А теперь, давайте проверим, что вы знаете о правилах дорожного движения.
Викторина «Турнир эрудитов»
Учитель: Я думаю, вы получили сегодня много полезной информации. До следующей встречи. Все учащиеся получают буклеты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ
I.Литература
1. Воронова, Е.А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе
/ Е.А. Воронова. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
2. Элькин, Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге / Г.Н. Элькин.
— СПб.: Литера, 2011.
П. Электронные ресурсы
3. Банадык, А. Ездим по правилам / А. Банадык // Аргументы и факты в
Белоруссии. Режим доступа: http://www.aif.by.
4. Обучающие занятия по ПДД для учащихся среднего звена // SlideShare.
Режим доступа: http://www.slideshare.net/uluana_v/lppt-16917502.
5. Павлова Н. Ф., Шафигуллина С. С. Коллективное творческое дело по
правилам дорожного движения / Н.Ф. Павлова, С.С. Шафигуллина //
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Режим доступа:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Историческая справка о возникновении правил дорожного движения
Первые известные попытки упорядочить городское движение были предприняты еще в Древнем Риме Гаем Юлием Цезарем. По его указу в 50-х годах до н.э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком, либо наняв паланкин (носилки, кресла или кузов на двух жердях, переносимые носильщиками). Тогда же была учреждена специальная служба надзора за соблюдением этих правил. В нее набирали в основном бывших пожарных из числа вольноотпущенников. Основные обязанности таких регулировщиков заключались в предотвращении конфликтов и драк между владельцами транспортных средств. Многие перекрестки оставались нерегулируемыми. Знатные вельможи могли обеспечить себе беспрепятственный проезд по городу - они высылали впереди своих экипажей скороходов, которые расчищали улицы для проезда хозяина.
История современных правил дорожного движения берет свое начало в Лондоне. 10 декабря 1868 года на площади перед Парламентом был установлен механический железнодорожный семафор с цветным диском. Его изобретатель - Дж. П. Найт - был специалистом по железнодорожным семафорам. Устройство управлялось вручную и имело два семафорных крыла. Крылья могли занимать разные положения: горизонтальное — сигнал «стоп»; и опущенное под углом 45 градусов - «можно двигаться с осторожностью». С наступлением темноты включали вращающийся газовый фонарь, который подавал сигналы красным и зеленым светом. К семафору был приставлен слуга в ливрее, в обязанности которого входило поднимать и опускать стрелу и поворачивать фонарь. Однако техническая реализация устройства оказалась неудачной: скрежет цепи подъемного механизма был настолько сильным, что проезжавшие лошади шарахались и вставали на дыбы. Не проработав и месяца, 2 января 1869 года семафор взорвался, находившийся при нем полицейский был ранен.
В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром 13 января 1683 года.
С тех пор для облегчения движения стали применяться дорожные знаки, правила, светофоры, знаки, указывающие на наличие опасности.
3 июля в России отмечают День работников Государственной автомобильной инспекции (ГАИ). В 1919 году в Москве при авточасти транспортного отдела Моссовета была организована первая автоинспекция. А в 1925 году появился Отдел по регулированию дорожного движения в Москве. Задача обеспечения безопасности дорожного движения и создание организации, которая осуществляла бы надзор за движением, возникли в связи с развитием улично-дорожной сети и ростом автопарка не только в Москве, но и во многих городах страны. Поэтому 3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР своим постановлением утвердил положение о ГАИ. Этот день считается днем рождения инспекции, сотрудники которой осуществляют контроль и надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, действующих в сфере безопасности дорожного движения. В июне 1998 года Указом Президента РФ ГАИ была переименована в Госинспекцию по безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД РФ, а с июля 2002 года было возвращено старое название - ГАИ.1
Приложение 2
Турнир эрудитов
Тур 1. Разминка
1.Что в переводе с греческого и русского языков означает слово
«светофор»?
A) «красный, желтый, зеленый»
B) «сверкающие огни»
С) «носитель света» !
2. Сколько цветов имеет светофор для пешеходов?
A) три цвета (красный, желтый, зеленый)
B) один цвет (красный)
C) два цвета (красный, зеленый) !
3. Когда и где появился первый в мире светофор?
A) в 1868 году в Лондоне !
B) в 1921 году в Германии
C) в 1901 году во Франции
4. Что означает зеленый сигнал светофора?
A) запрещает движение
B) предупреждает об опасности
C) разрешает движение !
5. Что означает красный мигающий сигнал светофора?
A) информирует о предстоящей смене сигналов
B) запрещает движение !
C) разрешает движение
6. С какого возраста можно ездить на велосипеде по автомобильной
А) с 12 лет
B) с 13 лет
C) с 14 лет !
ТУР 2 Азбука дорожных знаков
1. Что за знак такой висит?
«Стоп» - машинам он велит...
Пешеход, идите смело
По дорожкам черно - белым.
A) пешеходный переход !
B) подземный пешеходный переход
C) пешеходная дорожка
2. Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо
Там, где строится район,
Школа, дом иль стадион.
A) движение пешеходов запрещено !
B) въезд запрещен
C) движение без остановки запрещено
3. Ходят смело млад и стар,
Даже кошки и собаки...
Только здесь не тротуар —
Дело все в дорожном знаке.
A) главная дорога
B) пешеходная дорожка !
С) пешеходный переход
4. Заболел живот у Ромы,
Не дойти ему до дома.
В ситуации такой
Нужно знак найти какой?
A) пункт первой медицинской помощи !
B) место остановки автобуса
C) место остановки трамвая
5. На нем нарисованы Вы, но это не портрет.
Он висит всегда на столбе и нас охраняет, но это не светофор.
Он говорит всем взрослым, что мы рядом, но это не учитель.
Он треугольный и с красной полоской по краям.
A) железнодорожный переезд со шлагбаумом
B) перевозка детей
С) дети !
ТУР 3 «А теперь серьезно о серьезном!»
1. Почему надо переходить дорогу на перекрестках или на пешеходных переходах?
Ответ: Водитель транспортного средства знает, что согласно правилам дорожного движения переход проезжей части в этих местах разрешен. Взаимное внимание там больше и при необходимости водитель снижает скорость или останавливает машину, чтобы пропустить пешеходов. Пешеход, который переходит проезжую часть в неустановленном месте может своим неправильным поведением создать опасную обстановку и мешать общему движению. Часто такое поведение пешехода было причиной дорожного происшествия.
2. Почему нельзя переходить улицу на красный или желтый сигнал светофора?
Ответ: Если для пешехода горит красный сигнал, то для транспорта горит зеленый. Обычно в местах, где движение регулируется, транспортных средств много, движение очень интенсивное. Каждый водитель, приближаясь к перекрестку, старается быстрее проехать его (за исключением тех, кто совершает повороты, так как они должны пропустить пешеходов). Сигналы светофора быстро меняются. Меньше всего горит желтый, который является переходным и он не разрешает начинать переход проезжей части.
3. Почему опасно перебегать проезжую часть?
Ответ: Когда человек бежит, он не может сконцентрировать внимание на все окружающее. Даже безопасная обстановка может за долю секунды измениться и стать опасной, так что человек, который бежит, не заметит этого. Когда бежишь можно споткнуться и упасть, особенно если дорога неровная.
4. Почему опасно переходить улицу по диагонали?
Ответ: При переходе улицы наискосок ты будешь дольше находиться на проезжей части и почти что поворачиваться спиной к транспорту (желательно показать на доске). А это небезопасно.
5. Может ли движущаяся машина скрывать другую движущуюся машину?
Ответ: Может, так как из-за движущихся автобусов, троллейбусов, грузовиков и даже легковых машин могут выехать транспортные средства меньшего габарита, но которые двигаются с большой скоростью, их можно вовремя не заметить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.