Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"
Оценка 5

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Оценка 5
Документация +3
doc
Междисциплинарный 5
10 кл—11 кл
07.03.2019
Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"
Предметом данной исследовательской работы является символ города Моршанска, его архитектурная жемчужина и главная достопримечательность – Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Объектом исследования выбраны трудная судьба Моршанского Свято-Троицкого собора и его достойное возрождение. Гипотеза исследования: повышение интереса к духовно-нравственной культуре общества наиболее успешно происходит при психологическом восприятии информации человеком в условиях погружения в сферу изучаемого объекта.
нир.doc
МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева Гостиница для обучающихся 0 Исследовательский проект СВЯТАЯ  «ЖЕМЧУЖИНА»  МОРШАНСКА:  ПРОШЛОЕ  И  НАСТОЯЩЕЕ Выполнила: уч­ся 11 класса Жилкина Ирина Научный руководитель:  воспитатель Мокшанова Ираида Викторовна г. Моршанск 2017 г. 1 Содержание I. II. Введение Основная часть 1. Прошлое. Век 19­й 1) Начало святой истории. Кто архитектор? 2) Планов – громадьё… и досадные просчёты 3) Внутреннее убранство и иконы храма 4) Святой Крест­мощевик – особого рода святыня 5) «Не по Моршанску храм…» 2. Прошлое. Век 20­й 1) Время «воинствующих безбожников» 2) «Лёд тронулся…» . Передача Троицкого собора Русской  Православной церкви 3) Святое Воскресение, или Возрождение из пепла 4) «Жемчужина России» 5) Возрождение продолжается 3. Заключение 2 I. ВВЕДЕНИЕ Базовым   компонентом   общественной   жизни   является   духовно­ нравственная   культура.  Об   актуальности  изучения   духовно­нравственной культуры   и   этики   общества   свидетельствуют   многие   кризисные   явления современной   жизни.   Знание   же   основ   духовно­нравственной   культуры способствует   формированию   нравственной   ориентации,   помогает   побуждать себя к развитию и самосовершенствованию. А выбор такой формы работы, как исследовательский   аналитический   проект,   является   одним   из   эффективных методов   повышения   мотивации   к   освоению   христианского   мировоззрения   в условиях   современного   общества,   повышает   интерес   и     обеспечивает   своим участникам душевный подъем на волне интенсивного мировосприятия, окуная их в атмосферу православного быта.  Предметом данной исследовательской работы является символ города Моршанска, его архитектурная жемчужина и главная достопримечательность – Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Объектом исследования выбраны трудная судьба Моршанского Свято­ Троицкого собора и его достойное возрождение. Гипотеза   исследования:  предполагаю,   что   повышение   интереса   к духовно­нравственной культуре общества наиболее успешно будет происходить при   психологическом   восприятии   информации   человеком   в   условиях погружения в сферу изучаемого объекта. В   настоящее   время   духовно­нравственный   смысл   общественной   жизни России стал рассматриваться в разных аспектах. Однако повышение мотивации к освоению христианского мировоззрения в условиях современного общества 3 исследовано мало, в связи с этим,  целью  моего аналитического исследования является   понимание   духовно­нравственного   смысла   общественной   жизни России,  приобщение  к ценностям  культуры через  освоение  таких отраслей  и форм общественного сознания, как история, искусство, политика, краеведение. Ставлю перед собой следующие задачи:  изучить, проанализировать архивные документы, фотоматериалы и другие   информационные   источники   об   истории   возникновения   и становления храма на Моршанской земле;  повышать   у   себя   и   окружающих   мотивацию   к   познанию православной   культуры   не   только   в   ее   искусствоведческом аспекте,   но   и   в   мировоззренческом,   в   форме   чтения соответствующей литературы, бесед, рассказов, просмотра видео­ и фотоматериалов по теме;  побуждать   себя   к   развитию,   самосовершенствованию, формированию нравственной ориентации;  способствовать самостановлению гармонически развитой личности и патриота Отечества;  дорожить своей малой Родиной. Методы исследования – эмпирические (наблюдение, сравнение, анализ документов, исторической и научной литературы). Структура   работы:   данная   работа   состоит   из   введения,   двух   глав (основная   часть),   заключения,   списка   литературы   и   приложения.   Список использованной   литературы   содержит   15   источников.  Работа   содержит   1 приложение (мультимедийную презентацию). 4 II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Прошлое. Век 19­й 1) Начало святой истории. Кто архитектор? 160   лет   стоит   на   земле   моршанской,   на   берегу   реки   Цны,   памятник русского зодчества, величественный храм во имя Пресвятой Троицы – Свято­ Троицкий собор.  В   далеком   1827   году,   представители   Тамбовской   епархии присутствовали   на   освящении   Преображенского   собора   в   Санкт­Петербурге, возведенного   по   проекту   известного   русского   зодчего   В.П.   Стасова.   Храм поразил   святых   отцов   своим   величием   и   великолепием,   поэтому   они единодушно решили построить такой же и на Тамбовщине. Выбор их пал на Моршанск.   И   5   декабря   1830   года   император   Николай  I  утвердил   проект строительства храма, но сделав приписку «Выше Исаакия не строить».  Так началась история Моршанской святыни. Еще   ранее,   13   августа   1826   года,   Епископ   Тамбовский   и   Шацкий Афанасий дал благословение на строительство в Моршанске собора. По указу Тамбовской Духовной консистории за №409 главе города Дорофею Федоровичу Кожину была выдана книга для сбора добровольных подаяний на постройку в Моршанске каменного соборного храма.  В течение нескольких лет шли сборы средств на строительство нового храма. В них принимали участие все жители Моршанского уезда. 5 В 1834 году городское общество выкупило у купцов и мещан землю на берегу   Цны,   можно   было   приступать   к   строительству   храма.   Но   горожане почему­то жертвовали на собор не очень щедро – к 1836 году было собрано всего 56 тысяч 180 рублей. И неизвестно, чем бы всё дело закончилось, если бы не   200   тысяч,   пожертвованные   купцом   второй   гильдии   Егором   Ивановичем Платицыным. Вот какую запись он сделал в Соборной летописи: «1836 года марта   22   дня   я,   нижеподписавшийся,   жертвую   на   построение   храма   во   имя Святые   Троицы   денег   двести   тысяч   рублей,   каковую   сумму   по   требованию строителя выдавать под расписку его по мере надобности (…)» Значительность   пожертвования   купца   Платицына,   видимо,   убедила горожан   в   реальности   задуманных   планов   ­   к   9   апреля   1836   года   сумма собранных денег составляла уже 296 тыс. 127 руб. 75 коп. И, наконец, 10 июня того   же   года   с   благословения   Преосвященнейшего   Арсения   приступили   к грандиозной   постройке   храма   во   имя   святой   Единосущной   Животворящей Троицы.  Автор проекта Моршанского Свято­Троицкого собора неизвестен до сих пор,   однако   многие   считают,   что   им   был   знаменитый   Стасов   (чуть   ниже архитектор сам опровергнет это ошибочное мнение). Еще перед началом строительства заинтересованное городское общество обратилось   к   В.П.   Стасову   с   многочисленными   вопросами   о   толщине   стен будущего храма, устройстве куполов, колонн и т.д. Василий Петрович ответил по  существу, подробно и на  чертежах написал:  «Архитектор Стасов  считает обязанностью уведомить, что планов для этого собора не сочинял, а видит, что они составлены по подражанию Преображенскому собору и С. Троицы в С.­ Петербурге, но в некоторых частях неправильны, без рассмотрения внутреннего обзора   постройки,   а   именно…».   К   слову,   замеченные   Стасовым   досадные 6 просчёты спустя несколько лет едва не приведут к разрушению недостроенного храма, но об этом позже. Конечно,   уездному   городу   Российской   провинции,   ныне   районному центру, весьма лестно иметь в своей летописи имя такого человека как В.П. Стасов, весьма лестно было бы прикрепить на стене Троицкого собора табличку с датой постройки и с именем знаменитого архитектора, но, увы. Впрочем, не так уж всё и огорчительно. То внимание, которое столичный зодчий оказал в виде различных технических указаний и исправлений, тем самым внеся свою лепту   в   моршанскую   грандиозную   стройку,   вполне   можно   расценивать   как соавторство,   к   тому   же   если   учесть,   что   прообразом   моршанской   святыни послужили творения столичного архитектора. Что ж, на памятной доске вполне можно написать «В разработке проекта неизвестного автора принимал участие петербургский архитектор В.П. Стасов».  2) Планов – громадьё… и досадные просчёты Итак,   грандиозная   задумка   моршанского   городского   общества   стала воплощаться   в   реальной   жизни:   это   был   крестово­купольный   собор,   основой которого служил массивный куб, оформленный с трех сторон шестиколонными портиками с треугольными фронтонами.  Сначала   постройка   храма   шла   под   усмотрением   особо   на   то утвержденного комитета, а потом ­ под наблюдением выбираемых из граждан попечителей   под   непосредственным   надзором   местного   протоиерея   А.Я. Воскресенского   и   губернского   архитектора   Шубина.   Здание   воздвигалось быстро. За короткий период было уложено 7 млн 200 тыс. штук кирпича и 11 тыс. 934 штук белого камня плитами, а между тем собор не возвышался и на половину   высоты,   предусмотренной   по   проекту.   Громадность   здания,   не доведенного и до половины, поражала всех. 7 Так   было   до   1841   года.   Однако   собранные   на   строительство   храма средства   истощились,   а   новых   поступлений   не   было.   Работы   на   соборе прекратились. В 1842 году, на постройке храма было занято всего­навсего 45 человек.   И   в   следующем   году   утверждается   новый   добровольный   сбор   ­ торговая   пошлина:   с   хлеба,   сала   и   гречихи.   Но,   к   сожалению,   средства поступали очень медленно. Этим­то и объясняется, что после 1841 года работы на соборе растянулись на целых 15 лет. В процессе стройки возникало немало проблем, но самой существенной, пожалуй,   стала   задача   по   приданию   надёжности   внутренним   подкупольным   Под   тяжестью   массивного   барабана   громадные   столбы, столбам. поддерживающие своды храма,   стали оседать, расходиться в разные стороны, грозя   зданию   общим   разрушением.   Губернский   архитектор   Гаккель   выразил опасение за жизнь строителей и верующих.  Увы, архитекторы не могли предложить ничего дельного, кроме разборки сводов   и   злополучных   столбов.   И   недостроенному   храму   грозила   разборка. Строительство храма было временно приостановлено.  Здесь нельзя не упомянуть добрым словом нижегородского крестьянина Степана   Васильевича   Люлина.   Именно   он   нашёл   выход   из,   казалось   бы, совершенно безвыходной ситуации, и смог решить задачу, не подвергая собор разборке, ­ помогли его смекалка и находчивость. Он предложил единственно верное техническое решение ­ закрепить столбы и своды храма металлической обвязкой. Кропотливая работа потребовала много времени и сил, но столбы, по совету Степана Люлина, опутали толстыми железными прутьями и стянули их между собой. Конструкция удалась на славу. И приостановленные на соборе работы   продолжились.   К   слову,   в   1846   году   архитекторский   надзор   за строительством   Моршанского   собора   был   поручен   Степану   Васильевичу Люлину. 8 3) Внутреннее убранство и иконы храма Наконец, когда строительство храма было близко к завершению, начались отделочные   работы   и   устройство   собора   изнутри:   стены   были   оштукарены, покрашены   деревянные   и   металлические   детали   здания,   установлены иконостасы.  Собор   имел   три   иконостаса:   главный   престол   –   Троицкий,   левый   – Александра Невского, правый – Казанской Божией Матери. Главный иконостас представлял   пятиярусное   сооружение,   придельные   же   иконостасы   были трехъярусными. Их изготовление было доверено московским мастерам, иконы писал столичный иконописец Борисов. Пол в соборе был сначала выложен белыми каменными плитами, окрашен масляной   краской,   затем   его   выложили   харьковской   метлахской   плиткой (кстати,  замечательно   сохранившейся   и   в  настоящее   время).  Купола   венчали кресты из золочёного железа. Главный купол также был золочёным, остальные сделаны под серебро. Высота собора составляла 75,6 м, полезная площадь – 2500 м. Внутренние   стены   всего   храма,   кроме   алтаря,   отделаны   под   синий мрамор, а средняя часть ­ под белый, усердием церковного бывшего старосты Николая   Афанасьевича   Юсова.   В   куполах   и   алтаре   до   1879   г.   стены   были выбелены,   а   в   следующем   году   расписаны   священными   изображениями (масляными красками) и картинами под руководством Московского художника Потапова, за счет церковного попечительства, а частично ­ на средства церкви. Своды храма освещало великолепное паникадило в 60 пудов весом, с 52­ мя серебряными подвесками, работы московского мастера Манарухина. Вокруг главного   купола   были   устроены   хоры   с   высокой   чугунной   бронзированной балюстрадой. Дверей входных три – западные, южные и северные. Средняя дверь 9 предназначалась для прохода простых людей, левая – для знатных и родовитых, правая – для прохода священнослужителей. Храм   был   теплый   ­   отопление   было   калориферное   из   подвала,   где находились три печи, построенные усердием бывшего старосты и председателя попечительного комитета Емельяна Захаровича Платицына.  В   соборном   приходе   имелась   и   часовня.   Её   построили   в   память   об избавлении жителей от жестоких эпидемий холеры 1854 и 1858 гг. 24   ноября   1857   года   храм   был   окончательно   отстроен   и   освящён Преосвященнейшим   Епископом   Тамбовским   и   Шацким   (Митрополит Московский)   Макарием:   сначала   был   освящён   средний   ­   главный   престол Собора, освящение же правого придела состоялось на следующий день, т.е. 25 ноября. Днём позже ­ 26 ноября, был освящён и левый придел храма в честь святого благоверного князя Александра Невского. Тамбовская Епархия начала в нём   богослужение.   На   торжественном   открытии   собора,   отражённым   в московской прессе, тамбовский епископ назвал его «…один из первых и лучших в целой России».  Своим богатым внутренним убранством Свято­Троицкий собор обязан многим   состоятельным   моршанским   горожанам.   Например,   пятиярусный иконостас   в   главном   алтаре   устроен   усердием   купца   Максима   Кузьмича Платицына. В правом, Казанском приделе – почётным гражданином Гавриилом Ивановичем   Котельниковым;   в   левом,   Александро­Невском   –   почётным гражданином Александром Михайловичем Серебряковым. На собственные их средства. В   главной   части   главного   алтаря   была   помещена   громадная   икона «Снятие со креста» в деревянной золочёной и украшенной резьбой раме. Все три иконостаса были нового устройства с колоннами, фон их позолоченный, иконы ­ 10 Московской художественной живописи. Рамы на иконах ­ резные, золочёные, московской работы. Царские врата – столярной работы с прозрачной резьбой, вверху ­ полукруглые.  Особенно замечательны были иконы: Божией Матери «Достойно есть», жертвованная   соборным   прихожанином,   мещанином   Василием   Быковым; «Иверской   Божьей   Матери»   в   серебряно­позолоченной   ризе,   написанная   на Афонской   горе,   а   доставленная   моршанским   купцом   Николаем   Гасановичем   пожертвованная   строителем Синёвым;   «Казанской   Божьей   Матери», иконостаса,   почётным   гражданином   Гавриилом   Ивановичем   Котельниковым; «Святителя   Николая   Чудотворца»   в   серебряной,   позолоченной   ризе, пожертвованная бывшим старостой собора Николаем Афанасьевичем Юсовым. 7) Святой Крест­мощевик ­ особого рода святыня Особо следует рассказать о Святом кресте Троицкого собора, кoторый был поистине уникален. В Святом кресте находился огромный мощевик. В нём были   собраны   83   частицы   мощей   великих   угодников   Божьих,   просиявших   в русской и иных землях. Огромную силу представляют мощи святого Пророка Даниила, святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки, святого Иакова брата Господня, святого Андрея Первозванного, святого архидиакона Стефана, святых Апостолов Фомы, Тимофея, Варнавы, Анисима, Карпа, святого царя Константина, святого князя Александра   Невского,   святых   святителей   Григория   Богослова,   Иоанна Златоуста и других. Документов, проливающих свет на появление этого креста в храме, до сих   пор   не   обнаружено.   Предположительно,   крест   был   привезён   в   город   и подарен   собору   кем­то   из   благочестивых   купцов­паломников.   Единственное упоминание о похожей святыне есть в архиве МИХМ (Московский институт 11 химического   машиностроения,   ныне   –   Московский   Государственный Университет   Инженерной   экологии   –  прим.  автора).   Небольшой   плакат извещает,   что   в   Моршанск   со   святой   горы   Афон,   из   греческого   монастыря Симона Петра был привезён Честной и Животворящий Крест с частями мощей Марии   Магдалины,   святой   пророчицы   Анны   и   святого   великомученика   и целителя Пантелеймона. Возможно, речь идёт об одной и той же святыне… Дальнейшая судьба святыни также неизвестна. Забегая вперёд, скажем, что единственные и последние свидетельства и документы, сохранившие память о Кресте­мощевике, это свидетельство подвижницы благочестия из села Карели Моршанского   района  Е.М. Тулумбасовой  (1904­1998 гг.)  и  Новая  «Летопись Моршанского   Троицкого   Кафедрального   собора».   По   свидетельству   Е.М. Тулумбасовой,   в   конце   1920­х   годов   Святой   крест,   вставленный   в   киот, находился   в   Александро­Невском   приделе   храма:   «…Каждая   из   83   частиц мощей   была   вложена   в  отдельный   мощевик.  Расположение   креста   позволяло приложиться   к   нему   всем   желающим».   А   Новая   «Летопись   Моршанского Троицкого   кафедрального   собора»,   составленная   в   начале   1930­х   годов, повествует,   что   Святой   крест   находился   в   главном   приделе   во   имя   Святой Троицы, вблизи иконостаса, у местного образа Спасителя. 8) «Не по Моршанску храм…» Со Свято­Троицким собором связано знаменательнейшее для Моршанска событие: 8  августа  1904  года   город   посетили   с  визитом   государь­император Николай  II,   его   брат,   великий   князь   Михаил   Александрович,   князь   А.С. Долгоруков   и   многочисленная   свита.   Основная   часть   горожан   встречала императора   в   Свято­Троицком   соборе.   По   сохранившимся   воспоминаниям старожилов   пышность   храма   совершенно   не   гармонировала   с   полевым офицерским   мундиром   Государя.   Подступы   к   собору   охраняли   военные. 12 Молебен   в   храме   начался   с   поминовения   за   здравие   членов   императорской фамилии. Потом горожане торжественно подхватили: «Многая лета..» По окончании службы император высказал духовенству и мирянам свое всемилостивейшее   одобрение   и   восхищение   и   добавил:   «Не   ожидал   я   в российской глубинке встретить такой чудесный столичный храм. Если бы мог, то забрал бы его с собой в Петербург». И, вроде бы, добавил: «Не по Моршанску храм…» В честь этого события протоиерей Иоаким выступил  с проповедью, в заключение которой сказал: «Мы будем употреблять все меры к сохранению этого храма в надлежащем состоянии».  А два дня спустя в Свято­Троицком соборе горожане встречали его дядю ­ главнокомандующего войсками великого князя Сергея Александровича. Когда после службы настоятель подошел к нему с крестом для благословения, князь поцеловал крест несколько раз и произнес: «Чуден собор ваш!».  Позднее в Свято­Троицком соборе на собранные народом деньги была установлена мраморная плита, гласившая, что храм, построенный с соизволения императора Николая I, удостоен посещением государя­императора Николая II.  Вывод.  Каждый храм посвящается Богу и носит имя в память земной жизни Спасителя, Божией Матери, события или угодника Божия. Моршанский храм,   воздвигнутый   на   берегу   реки   Цны,   носит   имя   Пресвятой   Троицы   – Кафедральный собор Троицы Живоначальной.  Тяжёлым, трудным было его возведение: не хватало средств, мастеров­ специалистов. Но «великие и благие дела сплачивают людей» и, наконец, Свято­ Троицкий   собор   стал   главным   православным   храмом   Моршанского   уезда Тамбовской губернии. 13 2. Прошлое. Век 20­й 1) Время «воинствующих безбожников» В 1917 году перед установлением в стране советской власти в соборе проводился последний капитальный ремонт. В   1920   году   собору   суждено   было   стать   кафедральным   и   первым Епископом   Моршанской   кафедры   был   Иоанн   Моршанский.   Богослужения   в соборе   продолжались   регулярно   до   1931   г.   С   1931   года   богослужения совершались только по праздникам.  И в 1937 году собор был закрыт под нажимом власти.  В   1939   году   «Союз   воинствующих   безбожников»   подвергает   храм разрушению и осквернению. В эти неспокойные годы, связанные с гонениями на церковь   и   духовенство,   началось   разрушение   храма   с   одновременной конфискацией церковных ценностей, когда ради извлечения нескольких граммов золота был сожжён весь соборный иконостас. С собора были сорваны и малые купола,   и  даже   вся   жесть   на  карнизах.  При  попытке   скинуть  главный   крест разбился   человек,   и   только   данный   случай   спас   крест.   Внутри   же   собора бесчинствовали   «молодчики»:   били   стёкла,   жгли   книги   и   иконы.   Были уничтожены, проданы или бесследно исчезли бесценные иконы, книги, утварь. Малую толику икон и церковной утвари спас Моршанский краеведческий музей. Предполагалось закончить полный снос собора в 1940 г., но нашли ему новое   применение:   само   здание   и   его   подвалы   стали   использоваться   как складские помещения. В эти годы собор являл собой жалкое зрелище – выбитые стёкла,   уничтоженная   кое­где   уникальная   плитка   на   полу,   разворованное убранство… 14 2)   «Лёд   тронулся…»   Передача   Троицкого   собора   Русской Православной церкви Только 12 декабря 1971 года в областной газете «Комсомольское знамя» была   опубликована   статья   доктора   архитектуры   В.И.   Пилявского   о необходимости сохранения этого редкого храма.  В 1971 г. в Тамбовский областной исполнительный комитет поступила просьба   выделить   средства   на   восстановление   собора.   И   реставрация   храма началась городским отделом культуры в 1978 году.  Работы   велись   реставрационным   участком   под   руководством   Л.Н. Фролова. Троицкий собор частично восстановили: были восстановлены малые купола, отремонтированы крыша и большой купол, колоннады, калориферное отопление…   Сделано   было   немало,   но   собор   отчего­то   загорелся.   Огонь уничтожил   многое   из   того,   что   удалось   восстановить,   в   течение   ночи   он уничтожил плоды десятилетней реставрации собора. Выгорело всё, что могло гореть: рамы, перекрытия, купола, кровля. После пожара реставрационные работы в Свято­Троицком соборе были продолжены отделом культуры Моршанского горисполкома до 1 мая 1990 года. В   то   время   немногие   верили,   что   главный   храм   города   обретёт   прежний величественный вид. 21   февраля   1990   года   Тамбовским   областным   Советом   народных депутатов  было  принято решение:  «О передаче религиозной  общине Русской Православной   церкви   г.   Моршанска   здания   Троицкого   собора,   памятника истории   и   культуры   республиканского   значения».   15   апреля   1990   года   был заключен   договор:   «О   передаче   в   пользование   православной   общины   г. Моршанска здания Троицкого собора, являющегося памятником архитектуры XIX века». 16 мая 1990 года принято решение Моршанского городского Совета 15 народных   депутатов:   «О   передаче   здания   Троицкого   собора   на   баланс православной   общины   с   баланса   отдела   культуры   горисполкома».   Именно   с этого   момента,   с   весны   1990   года,   и   началось   постепенное   восстановление храма. Свято­Троицкий   собор   был­таки   восстановлен.   Этому   во   многом способствовали   и   безвозмездная   помощь   городских   предприятий,   и пожертвования горожан. В 1995 году архиепископу Тамбовскому и Мичуринскому Евгению было направлено прошение от православных верующих Троицкого собора с просьбой на утверждение и благословение религиозной Общины Русской Православной церкви. 4) Святое Воскресение, или Возрождение из пепла 6   апреля   1996   года   в   соборе   состоялось   первое   богослужение   на праздник «Вход Господень в Иерусалим» (Вербное Воскресение). В те весенние деньки стало ясно, насколько дорог моршанцам Свято­ Троицкий   собор.   На   открытие   величественного   храма   собралось,   по   самым приблизительным   подсчетам,   около   десяти   тысяч   человек   из   Моршанска, Тамбова и всех близлежащих районов. Затаив дыхание, со слезами на глазах люди слушали молитвы, возносимые Преосвященнейшим Епископом Евгением, а также прекрасное благоговейное пение вновь созданного церковного хора. И   хотя   храм   находился   ещё   в   строительных   лесах,   на   полу   –   куски обвалившейся штукатурки, не отапливался, лампочек было 3: одна ­ на алтаре, другая – в храме и третья – на клиросе,  регулярные богослужения с 7 апреля 1996 года возобновились. 16 С   1996   года   была   проведена   огромная   работа,   а   именно:   вывезено огромное   количество   мусора,   образовавшегося   после   пожара,   расчищено подвальное   помещение   от   земли   мусора,   который   достигал   потолка, оштукатурены, побелены и покрашены своды и барабаны храма, восстановлено 2 калорифера   для   отопления,   восстановлены   полы   с   плиточным   покрытием   в самом храме и подвальных помещениях, проведена электрическая проводка во всём соборе, приобретены колокола и паникадило, вокруг храма установлена металлическая   изгородь,   заасфальтирована   и   благоустроена   прихрамовая территория, газифицированы подвальные помещения, оборудованы топочная и теплотрасса.  5) «Жемчужина России» А   9   августа   1998   года   в   Свято­Троицком   соборе   города   Моршанска Божественную   литургию   совершал   Святейший   Патриарх   Московский   и   всея Руси Алексий II. Святейшему Владыке сослужили митрополит Новгородский Николай,   архиепископ   Ульяновский   Прокл,   архиепископ   Владимирский Евгений,   архиепископ   Истринский   Арсений,   архиепископ   Тамбовский   и Мичуринский Евгений. Его Святейшество Алексий II подарил Свято­Троицкому собору   икону   Святителя   Питирима  ­  первого   епископа   земли  Тамбовской,  с частицей его мощей. Патриаршая служба была необыкновенно величественной, в сопровождении   мужского   хора   Троице­Сергиевой   Лавры,   прибывшего   с патриархом, и двух соборных хоров.  Моршанский собор патриарху понравился. Он назвал его «Жемчужиной России». После визита он писал архиепископу Евгению: «Всё сделанное Вами для возрождения церковной жизни в Тамбовской епархии поистине огромно». 6) Возрождение продолжается 17 В   декабре   2000   года   в   собор   на   поклонение   привозили   чудотворную икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость». А 1 июня 2001 года Свято­ Троицкий собор встречал икону Божией Матери «Казанскую – Вышинскую», которую несли на руках крестным ходом из п. Выша Рязанской области в г. Тамбов.  Но   годы   идут,   стали   ржаветь   купола   собора.   Приходской   совет обратился   к   прихожанам   с   просьбой   о   помощи   для   приобретения   краски. Частично   пожертвованиями   прихожан   было   собрано   100   тысяч   рублей   на покраску   куполов.   В   2003  году   закуплена   специальная   краска   для   покраски барабанов и фасада снаружи и внутри (6500 кг). Покраску   должны   делать   специалисты   со   специальными   допусками   к высотным работам, а таких в городе не оказалось. Возникла идея обратиться в МЧС.  Случилось так, что незадолго до начала покраски на одном из куполов упал   крест.   В   результате   кропотливой,   сложной   работы   альпинисты   МЧС   с ювелирной   точностью   установили   металлический   крест,   и   засияли   бирюзой обновлённые   купола.   Альпинисты   МЧС   пожертвовали   своими   выходными   и отпусками, не взяв за свою сложнейшую, опасную работу ни копейки. В   настоящее   время   при   Свято­Троицком   соборе   работает   воскресная школа, которую посещают дети из разных школ города.  В школе преподаются Закон Божий, церковно­славянский язык, живопись, сольфеджио. Возрождение   храма   продолжается.   Сейчас   его   украшают   уже позолоченные купола, которые сияют даже в пасмурную погоду.   Гуляя по Моршанску, невозможно пройти мимо Троицкого собора. Он выделяется   своим   Божественным   величием   и   является   сегодня   символом города. 18 Вывод.  Разрушительный   атеистический   тайфун   в   30­х   –   50­х   годах прошлого столетия едва ли не поверг в небытие памятник архитектуры XIX века.   Это   деяние,   конечно   же,   не   способствовало   возвышению   человека.   Но спустя   определённое   время   душа   человека   вновь   потянулась   к   чистому, светлому. Интерес к Свято­Троицкому собору в новейшей истории не исчез. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Свято­Троицкий   собор   строился   на   века,   чтобы   укреплять   наш   дух, вселять   в   нас   гордость,   повышать   внутреннюю   культуру   многих   поколений. Своим колокольным звоном он пробуждает людей к духовному возрождению ради возрождения России.  Прошлое   и  настоящее   Моршанского   Свято­Троицкого   собора  ещё   раз убеждает   в   том,   что   чистое,   святое,   Божественное   –   никому   никогда   не порушить! Возродившийся   храм   будет   продолжать   служить   возрождению   наших душ, чтобы и тела наши были освящены, стали храмами Духа Святого.  Высшим смыслом наполняет он людские души. Сияющим золотом крест на его маковке напоминает нам о вечности… Крестами смотрит на восток, Главой великой взор бросает, Далёкий видит уголок И первым каждый день встречает. Ещё над городом стоит Тьма непроглядная ночная, Собор огнями загорит. Шуметь тут город начинает. 19 Когда ты в полдень подъезжал к Моршанску, первое, что видел: Тебя собор огнём встречал И никого он не обидел. Его обидели, прошли, А он держался год за годом. Смотрел на тысячи машин, Следил за жизнью он народа. А вечером опять же мгла Над городом склонилась тучей, Но светится остатком дня Великий наш собор могучий.  (...) Татьяна Милованова (Шиндина) 20 Используемые источники: 1) Архивные   документы   Моршанского   историко­художественного музея; 2) Моршанск   православный   /   авторы­составители:   И.   Озарнов,   Н. Федосеева, О. Левина. ­ Изд­е протоиерея А. Сарычева, 2010; 3) Чуженькова   Н.   Свято­Троицкий   собор.   ­   Газета   «Согласие»   от 11.06.2004, ст. – 8­9. Электронные ресурсы: 1) http://agiatriadasobor.ortox.ru/svjato_­_troickijj_sobor 2) https://docs.google.com/presentation/d/1xBVpmif2l_gZNhFHz­ IFd9FQnWrHrohuhnQ10D8yl7A/edit?usp=sharing 3) http://morshasobor.cerkov.ru/  4) https://ru.wikipedia.org/w/index.php? title=Троицкий_собор_(Моршанск)&stable=0&redirect=no  5) http://voznesenie­church.ru/ru/meaning/  6) http://www.ege­uspex.ru/13­ege­i­gia­istoriya 7) http://www.hramislovo.ru/i_shop/annot/school_literature  21 Фото­ и видеоматериалы:  8) https://russia.travel/ 9) http://sobory.ru/profile/?authorid=11561  10) 11) 12) 13) http://sobory.ru/profile/?authorid=11386  https://sterh1973.livejournal.com/  http://www.turtmb.ru/  https://youtu.be/YQvfRlI96fI

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"

Исследовательский проект на тему "Святая "жемчужина" Моршанска: прошлое и настоящее"
Скачать файл