Авторы: Цагойко Любовь Анатольевна,
преподаватель русского языка и
литературы, классный руководитель;
Цагойко Екатерина Салаватовна,
преподаватель информатики, классный
руководитель.
ОУ:
геологоразведочный техникум»
ГБПОУ СО «Исовский
Классный час, интегрированный с уроком литературы
Тема: «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Цель: привлечение внимания учащихся техникума к проблеме ВИЧ/СПИДа.
Задачи:
повышение информированности учащихся о путях передачи ВИЧ, способах
защиты, источниках получения дополнительных сведений по проблеме;
повышение мотивации учащихся к получению необходимой информации о
ВИЧ/СПИДе;
формирование у учащихся негативного отношения к рискованному
поведению, пропаганда здорового образа жизни;
формирование толерантного отношения учащихся к людям, живущим с ВИЧ.
Ход мероприятия:
Демонстрация социального ролика 2 минуты.
Выступление преподавателя литературы
Мир шагнул в XXI век, однако эпидемия ВИЧинфекции продолжает уносить
жизни тысяч людей. Широкому распространению ВИЧ/СПИДа способствует тот или
иной путь передачи возбудителя. В русской и мировой литературе есть много
произведений, в которых описана не только негативная сторона жизни людей,
имеющих фактор риска, приводящий к заболеванию, но и последствия самой болезни.
Например, в известном произведении А.Н. Куприна «Яма» описана жизнь
обитательниц публичного дома. Приведен ряд непривлекательных, отталкивающих
подробностей:
проститутки вызывают у окружающих чувство презрения, омерзения или
болезненного любопытства;
жизнь этих женщин полна лишений и унижения: они ничем и никем не
защищены (безопасность их профессии лишь кажущаяся);
многие из них разочаровываются в жизни и людях, т.к. сталкиваются с
низменными
самыми неблаговидными поступками и ситуациями,
проявлениями человеческой натуры;
кажущаяся легкость обогащения оборачивается зависимостью (почти
рабством), риском заразиться различными заболеваниями, в том числе очень
тяжелыми, семейным неблагополучием и как следствие полным
одиночеством.
Неслучаен эпиграф: «Знаю, что многие найдут эту повесть безнравственной и
неприличной, тем не менее, от всего сердца посвящаю ее матерям и юношеству».
Далее учитель читает отрывок из произведения «Яма». «....Она резко заставила его встать на ноги, зажгла спичку и сказала:
Теперь смотри внимательно, что я тебе покажу... Она широко открыла рот и
поставила огонь так, чтобы он освещал ей гортань. Коля поглядел и отшатнулся.
Ты видишь эти белые пятна? Это — сифилис, Коля! Понимаешь сифилис в
самой страшной, самой тяжелой степени
Он, молча и не оглядываясь на Женьку, стал торопливо одеваться, не попадая
ногами в одежду. Руки его тряслись, и нижняя челюсть прыгала так, что зубы
стучали нижние о верхние....
К тяжелым последствиям приводит и наркомания. В мировой литературе немало
произведений, посвященных теме наркозависимости и ее последствиям. Одно из них
написано М.А. Булгаковым.Это рассказпредостережение с простым и страшным
названием «Морфий».
Даже врач (главный персонаж) не смог бороться с роковым пристрастием. Вот
цена ухода доктора Полякова от действительности:
быстрое привыкание;
стремительный распад личности;
унизительные, постоянные поиски наркотика, готовность на все ради «дозы»
(вплоть до преступления);
невозможность вести полноценную,
профессиональной деятельности;
разнообразную жизнь,
крах
постоянная ложь, страх быть разоблаченным;
страдания близкого человека, наблюдающего за постепенным, стремительным
разрушением души и тела наркомана;
самоубийство.
Вчитаемся в предостерегающие строки, написанные человеком, не понаслышке
знающим, что такое наркозависимость.
«Кокаинчерт в склянке...»
«Я несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года
морфинизмом, предупреждаю всех, кому на долю выпадет такая же участь... Кокаин
сквернейший яд. Вчера Анна еле отходила меня камфарой, а сегодня я
полутруп...»
«Нет, я, заболевший этой ужасной болезнью, предупреждаю врачей, чтобы они
были жалостливее к своим пациентам. Не «тоскливое состояние», а смерть
медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или два лишите его
морфия. Воздух не сытный, его глотать нельзя... в теле нет клеточки, которая бы не
жаждала... Чего? Этого нельзя ни определить, ни объяснить... Движется, тоскует,
страдает труп. Он ничего не хочет, ни о чём не мыслит, кроме морфия. Морфия!»
«Смерть от жажды райская, блаженная смерть по сравнению с жаждой морфия.
Так заживо погребенный, вероятно, ловит последние ничтожные пузырьки воздуха в
гробу и раздирает кожу на груди ногтями. Так еретик на костре стонет и шевелится,
когда первые языки пламени лижут его ноги...
Смерть сухая, медленная смерть...»
«Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны...»
Не раз привлекало внимание писателей и явление, которое в наши дни принято
называть «беспорядочными половыми связями». Если сейчас в силу многих причин они стали считаться чемто обыденным, привычным, то раньше подобное поведение
встречало осуждение и презрение. Героиня романа М.А. Шолохова «Тихий Дон»
Дарья Мелехова никогда не отличалась достойным поведением. Но после смерти
мужа стала вести себя вызывающе безнравственно. Она упивалась свободой и
уходящей молодостью. Это длилось недолго: очень скоро наступила расплата. Дарья
поняла, что тяжело заболела (зачитать отрывок из романа).
Даже заслуживающее уважения стремление Дарьи уберечь своих родных от
возможного заражения вызывает раздражение у незнающего об опасной болезни
Пантелея Прокофьевича (свекра Дарьи). Старик презирает гулящую сноху, и ее
нежелание есть из обшей миски (как раньше было принято в станицах), он
воспринимает в штыки (приводится цитата из романа).
Дарья не выдерживает осознания того, что она медленно умирает и нельзя
ничего изменить. Жизнь ее превращается в непрерывное ожидание того, что о ее
позорной болезни узнают окружающие и что придётся умирать долго и мучительно.
Женщина решает прекратить свои страдания (читается эпизод самоубийства Дарьи).
К не менее печальным, а зачастую и трагическим последствиям приводит
излишне вольное поведение и персонажей рассказа М.А. Булгакова «Звёздная сыпь».
Молодой врач, попавший по распределению в земскую больницу, сталкивается с
большим количеством пациентов, заражённых сифилисом. Он пытается выяснить,
почему возникла такая ужасная ситуация, и приходит к выводу, что широкое
распространение этого заболевания связано с излишне «свободным» поведением.
Очень часто отцы семейств на фронте или на заработках позволяли себе сексуальные
контакты, в результате которых заболевали сифилисом. Позднее, вернувшись домой,
они заражали своих родных. Причём иногда, даже зная о своей болезни, но не желая
отказывать себе в удовольствии или скрывая свое предосудительное поведение,
утаивали это от своих близких (читается отрывок из рассказа).
Итогом анализа подобранных фрагментов художественных произведений
становится дискуссия, которую ведут преподаватель и студенты старших
курсов.
Выступление ведущих сопровождается показом презентации.
1. Ситуация по ВИЧинфицированию по Свердловской области.
(Слайд 2) Выступающий 1: Сейчас я озвучу ситуацию по ВИЧинфицированию
за 2017 год по Свердловской области.
ВИЧ
новых
На 01 января 2017 года в области зарегистрировано в сумме
70316
инфицированных проживает на территории. Зарегистрировано 6875
случаев.
Случаи ВИЧинфекции регистрируются на всей территории Свердловской
области. Но на 3х территориях области наблюдается чрезвычайно высокая степень
пораженности ВИЧ: Североуральский Городской Округ, Полевской Городской
Округ, Городской Округ Первоуральск.
Из всех выявленных ВИЧинфицированных 69% это люди в возрасте 2039 лет.
В этот показатель входят такие категории населения, как рабочие, служащие,
безработные.
(Слайд 3) Выступающий 2:
Ведущим путем (более половины случаев) передачи ВИЧинфекции в Свердловской области попрежнему остается
внутривенное употребление наркотиков. Наряду с этим не теряет своей актуальности
половой путь передачи ВИЧинфекции (55%), особенно среди женщин (41%).
В области за весь период регистрации ВИЧинфекции родилось более 14 000
детей. В том числе от ВИЧинфицированных матерей в 2015 году – 1 221 ребенок. За
весь период наблюдения за эпидемиологической ситуацией из 16645 родившихся от
таких матерей детей вирус в «наследство» получили лишь 978. Почти 100%
зараженных детей получают химиопрофилаку.
За период регистрации ВИЧинфицированных по состоянию на 01.01.2017 года
по разным причинам умерло более 15 000 ВИЧинфицированных, в том числе от
СПИДа.
По России Свердловская область входит в тройку лидеров по количеству
зараженных ВИЧинфекцией.
(Слайд 4) Выступающий 1: среди студентов вашей группы было проведено
анкетирование, результаты, которого показали, что только в трех вопросах не было
допущено ошибок. На 17 вопросов большинство студентов ответили неверно, либо не
владеют по вопросу информацией.
Цель данного мероприятия — привлечь
ваше внимание к проблеме
ВИЧ/СПИДа и повысить вашу информированность о путях передачи ВИЧ, способах
защиты от ВИЧ, источниках получения дополнительных сведений по данной
проблеме.
2. ВИЧ=СПИД?
(Слайд 5) Выступающий 2: Что такое ВИЧ и СПИД? Можно ли между этими
понятиями поставить знак равно? Почти половина вашей группы считают, ВИЧ это
тоже самое, что и СПИД. НЕТ, это разные понятия и по определению, и по течению
болезни.
(Слайд 5) ВИЧ это вирус иммунодефицита человека, который, попадая в
организм человека, заражает его. Позже из видеоролика вы увидите, как действует в
организме человека этот вирус.
СПИД это сокращение от Синдрома Приобретённого Иммунного Дефицита.
Это последняя стадия ВИЧ – инфекции, в ходе которой человек умирает.
Между моментом, когда человек заразился ВИЧинфекцией и моментом, когда
ВИЧинфекция переходит в стадию СПИДа при отсутствии специального лечения
может пройти в среднем от 8 до 10 лет.
(Слайд 6) Выступающий 1: Существует несколько стадий ВИЧинфекции:
Стадия инкубации (стадия «окна») продолжительность стадии от 2х недель
до 6 месяцев. Особенностью этой стадии является то, что человек сразу после
инфицирования способен заражать других людей, но при этом результат анализа на
ВИЧ будет отрицательный.
Острая ВИЧинфекция продолжительность стадии
от 1до 3 недели.
Протекает как гриппоподобное состояние и диагностируется как ОРВИ. ВИЧ
инфицированные люди часто её не замечают.
Бессимптомная стадия (латентная) продолжаться может 35 лет. На этой
стадии отмечаются заболевания, которые возникают в результате разрушения
вирусом (ВИЧ) иммунной системы человека. Организм на данной стадии теряет способность сопротивляться инфекциям и заболеваниям таким, как туберкулез,
пневмония, менингит, грибок, некоторые виды рака.
Последняя стадия — СПИД продолжительность до 1,5 лет. Организм
человека крайне истощен различными заболеваниями, это лежачий тяжелый больной.
Без отсутствия профилактической терапии погибает.
3. Как передается ВИЧ?
(Слайд 7) Выступающий 2: Как передается ВИЧ?
ВИЧ размножается только в крови человека, используя определенный вид
клеток.
Необходимое условие заражения – попадание вируса в кровь через инъекции
или через повреждения на коже и слизистых оболочках.
Вирус погибает во внешней среде, поэтому передача возможна только через
биологические жидкости человека, содержащие достаточно высокое для заражения
количество вируса.
Содержание ВИЧ в количестве, достаточно высоком для заражения:
кровь
сперма
вагинальный секрет
грудное молоко
С низким содержанием ВИЧ, если нет примеси крови (случаи заражения не
зафиксированы):
слезы
слюна
пот
моча
рвотные массы
(Слайд 8) Выступающий 1: Как можно заразиться ВИЧ?
Кровь в кровь: инъекции одним шприцем и/или иглой;
переливание
инфицированной крови (сейчас крайне редко); попадание крови зараженного
человека через повреждения на коже или слизистых оболочках.
При незащищенных половых контактах: при всех видах половых контактов
(традиционных и нетрадиционных).
Ребенку от матери: во время беременности; родов; кормления грудью.
(Слайд 9) Выступающий 2: Как невозможно заразиться ВИЧ?
ВИЧ не передается: через рукопожатие и другие прикосновения; при
пользовании бытовыми предметами
(посудой, полотенцами, ванной); при
пользовании рабочими предметами (телефон, компьютер); через кашель или
чихание; в бане и бассейне; через укусы насекомых.
4. Как снизить риск инфицирования ВИЧ? (Слайд 10) Выступающий 1: Как же снизить риск инфицирования ВИЧ?
Соблюдая простые правила, можно существенно себя обезопасить:
Кровь в кровь: использование индивидуальных стерильных игл и шприцев
для инъекций; стерилизация оборудования для инъекций, пирсинга, татуировок;
полный отказ от употребления любых наркотиков (потому что зачастую
сомнительные действия и решения приходят в состоянии одурманенном наркотиками
или алкоголем).
Половые контакты: воздержание и отказ от сомнительных (разовых)
половых связей; постоянный партнер, сохранение верности и ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ
использование презервативов.
От матери к ребенку: специальное профилактическое лечение матери; роды
путем кесарева сечения; искусственное вскармливание ребенка (вскармливание не
грудью).
При оказании первой медицинской помощи, если возможен контакт с кровью
пострадавшего, в целях безопасности необходимо использовать резиновые или
латексные перчатки, а лучше просить пострадавшего самостоятельно прижать свою
рану.
В медицине считается, что все люди и их биологические жидкости считаются
инфицированными независимо от наличия сведений о ВИЧстатусе.
5. Помни!
(Слайд 11) Выступающий 2: Очень важно и необходимо помнить о том, что не
в каждой рискованной ситуации может произойти заражение, НО даже единственная
рискованная ситуация может привести к ВИЧ – инфицированию.
6. Анализ на ВИЧ.
Единственный способ узнать присутствует ли ВИЧ в организм — это
специальный анализ крови на ВИЧ.
Напомним, что у ВИЧинфекции существует стадия «окна» инкубационная, это
когда вируса в крови не достаточно для его обнаружения через анализ (результат
анализа может оставаться отрицательным). Но, не смотря на это, человек считается
зараженным ВИЧинфекцией и является источником заражения для других людей, и
зачастую он сам об этом не догадывается. Такая стадия может длиться от 3 до 6
месяцев. Чтобы получить достоверные результаты, тестирование на ВИЧ нужно
проводить через 3 и 6 месяцев после возможного инфицирования, а в этот период
необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы предотвратить заражение
Положительный результат свидетельствует о том, что человек
партнеров.
инфицировался ВИЧ и этот результат сохраняется пожизненно. Сомнительный
результат анализа требует консультирования со специалистом и наблюдения с
повторением анализа через 6 мес.
7. Рискованные ситуации.
(Слайд 12) Выступающий 1: Какие ситуации относятся к рискованным?
Использование совместного (необработанного) оборудования (иглы, шприцы и
т.д.) для инъекционного (внутривенного) введения наркотиков, прокалывания ушей,
пирсинга или татуировки. Половые контакты без использования презерватива с партнером, ВИЧстатус
которого неизвестен
Наличие в прошлом или настоящем инфекций, передающихся половым путем
(ИППП).
Беременные женщины с неизвестным ВИЧстатусом, в обязательном порядке
назначают сдачу анализов на наличие вируса в крови. При положительном результате
анализа принимают соответствующие меры по защите от заражения будущего
ребенка.
Помните! По Свердловской области и по России в целом объявлена ВИЧ
эпидемия. Осторожность, нравственность, предусмотрительность в ваших действиях
спасут вас и ваших будущих детей от нежелательных, пагубных, смертельных
последствий.
(Слайд 13) Преподаватель: государственные гарантии
В заключение выступления демонстрируется фильм о ВИЧинфекции.
Слушателям раздаются информационные буклеты.
Ссылки на материалы:
http://livehiv.ru/vseovich/ (Единый информационный портал профилактики и борьбы
http://livehiv.ru/biblioteka/dlya-uchrezhdeniy-
со СПИД)
obrazovaniya/informatsionnye-materialy-/ (Информационные материалы для
учреждений образования)
http://livehiv.ru/fotoivideo/ (Видео материалы)
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Классный час, интегрированный с уроком литературы «Что делать, когда ВИЧ — эпидемия?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.