Безопасность дорожного движения и психологических особенности участников дорожного движения
Поведение
пешеходов на дороге зависит от ряда причин, в числе которых следует
выделить следующие группы факторов:
Знания человека, его жизненные установки в их практическом осуществлении преломляются через личностные особенности. Всем известно, что имеются люди, обладающие осмотрительностью, осторожностью,
и есть люди поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым решениям и
непродуманным рискованным поступкам.
По-разному ведут себя в жизни дети, подростки, взрослые и пожилые люди.
Требования дорожного движения в их сознании преломляются
не только через возрастные характеристики, но и через их жизненный
опыт.
Для человека свойственно необычайное многообразие психических состояний, которые определяют уровень внимания, осторожность, способность реально
оценить ситуацию на дороге и, следовательно, как бы формируют уровень
охранительного (безопасного) потенциала вообще и на дорогах
в частности.
На дорогах сталкиваются интересы пешеходов и транспорта.
Автомобильные потоки являются для пешехода помехой, прерывают его путь
к намеченной цели, что ведет к ожиданию, появлению нетерпения
и стремлению прервать быстрее задержку.
Установлено, что если длительность ожидания на перекрестке превышает
16 - 17 секунд, то пешеходы стремятся сократить его и
чаще нарушают правила соблюдения сигналов светофора. Величина относительного времени ожидания является отражением сложных психологических
(биоритмических) процессов в организме человека.
Задержка на перекрестке, вызванная необходимостью пропустить транспортный
поток, требует напряжения воли и сопровождается реакцией «томительного
ожидания». 1Эта реакция приобретает особый, более острый характер,
если пешеход не пропускает поток движущихся автомашин, а ожидает
разрешающего сигнала светофора при свободном, в
понятии пешехода, перекрестке. Эта задача воспринимается человеком и разрешается им в зависимости от личностно-характерологических особенностей.
В зависимости от характера человека его отношение к
соблюдению Правил дорожного движения может быть различным.
Рассмотрим подробнее психологические особенности поведения отдельных
групп участников дорожного движения.
Дети.
Психология детей характеризуется
поверхностным восприятием требований соблюдения правил дорожного
движения, легкомысленным отношением к переходу дороги, малым практическим
опытом. Наиболее частой причиной детского дорожно-транспортного
травматизма является их игровая или иная увлеченность. Концентрация
внимания на увлекающих моментах игры создает условия, когда дети
выскакивают на проезжую часть, переходят улицу по запрещающему сигналу
светофора.
В этой связи находится и другое, крайне опасное для кризисной ситуации
действие детей: логически не прогнозированное их поведение.
Испугавшись приближающейся автомашины, ребенок импульсивно,
не оценивая ситуацию, бросается в сторону приближающейся с противоположной
стороны машины. Дети, опасаясь дороги, могут, взглянув в одну
сторону, побежать через проезжую часть, не оценив ситуации с
другой стороны.
Эти и другие особенности детей требуют постоянного напоминания
им взрослыми (воспитателями, педагогами, родителями и сотрудниками подразделений
Госавтоинспекции) о необходимости быть осторожными
и внимательными. Большое значение имеет участие детей в различных, специально организуемых
дорожных играх, викторинах, конкурсах, смотрах.
В записных книжках, альбомах дети регулярно должны рисовать свой маршрут
движения в школу с обозначением мест переходов и
опасных перекрестков.
Если в отношении детей понятие категории лиц с повышенным
риском в нашем обществе устоялось, то склонность к риску подростков существенно
недооценивается.
Подростки.
Сложность проблемы поведения подростка на дороге заключается
не в незнании правил, хотя и такое бывает, а в поверхностном, несерьезном,
а иногда и нигилистическом отношении к их соблюдению.
Подростковый возраст характеризуется мощным приливом физической силы, большим
оптимизмом, нередко чувством превосходства и, конечно же, малым
жизненным и практическим опытом, в силу
чего требования правил дорожного движения ими недооцениваются в их социальной и личностной
значимости. К сожалению, не невнимательность, а легкомыслие и бравада
составляют основную причину риска подростков при переходе улиц.
Причина этого риска связана иногда с театральной демонстрацией
своего мужества окружающим; нередко это демонстрируется водителю приближающегося
транспорта в виде «спокойного перехода» дороги на опасном расстоянии от
приближающейся машины. Немалую часть среди подростков, получивших травмы
на дороге, составляют лица,
стремящиеся перейти перекресток в непозволительной по времени критической ситуации, что является следствием поверхностной оценки скорости приближающегося транспорта
и дорожной обстановки вообще.
Согласно
теории сенситивных периодов развития психики и личности ребенка, младший
подростковый возраст (11-13 лет) является временем, когда они:
1) обладают незрелой нервной системой (импульсивностью, неуравновешенностью);
2) обладают гетерохронностью психического
развития (неустойчивость внимания и логичность мышления, конвергентость мышления и недостаточный
жизненный опыт);
3) осваивают модели самоутверждения и самовыражения в среде сверстников, референтных групп (гиперпотребность в самоутверждении);
4) ориентируются на нормы морали и поведения, принятые в референтных
группах (конвенциональная мораль) начинают оценивать себя, используя
оценки других и оценивая других (формируется самооценка);
6) проявляют независимость от взрослых и от их требований
(«чувство взрослости»);
7) проявляют чрезмерно выраженные черты характера
(инфантильность, рискованность, ранимость, истеричность, лживость,
нерешительность, агрессивность и пр.)
Это наиболее неуправляемый с точки зрения родителей и педагогов возраст.
В подростковом возрасте в качестве причин травматизма на дороге выступают иные психологические и возрастные особенности, чем в младшем. Соотношение причин детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) и психологических особенностей подростков.
Причины ДТП и ДДТТ |
Психология младшего подростка |
Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения |
Проявление чувства «взрослости» |
Переоценка своих возможностей |
Не зрелые самосознание и самооценка |
Неумение брать на себя ответственность за свои действия |
Незрелость нравственного и правового сознания |
Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД |
Привлечение внимания референтной группы к своей личности, импульсивность |
Незнание ПДД, сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге |
Ограниченный опыт безопасного поведения на дороге, конвергентное мышление |
Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей) |
Самоутверждение в группе Минимум знаний и умений вождения. |
Старшие
подростки 14-15 лет:
1) обладают однородностью психического развития (устойчивое внимание
и логическое мышление, дивергентное мышление);
2) склонны к личностному самоопределению, проявлению чувства «взрослости»;
3) обладают сформированным самосознанием, знанием своих сильных и
слабых сторон, устремленностью в будущее;
4) ориентируются на независимые от других нормы (автономная мораль).
Соотношение причин детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ)
и психологических особенностей старших подростков
Причины травматизма |
Психология старшего подростка |
Переоценка своих возможностей, невнимательность |
Спешка по делам, увлеченность чем-либо |
Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге |
Социально-негативный опыт, автономная мораль |
Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей) |
Личностное самоопределение, демонстрация взрослости, рискованности |
Основу воспитательной работы с подростками должна составлять концепция
того, что нарушая правила, проявляя «смелое» поведение, они демонстрируют
свой инфантилизм (младенческий, детский) как в глазах взрослых, так и
сверстников, а также показывают плохой пример малышам.
Сотрудник Госавтоинспекции должен уметь убедить подростка в необходимости соблюдения правил дорожного движения, акцентируя внимание
на его самооценку, умственные способности, возраст и умения адекватно
оценивать ситуацию на дорогах.
Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения и прогнозировать возможные последствия, безразличие к безопасности (своей и окружающих) также являются характерными
чертами правонарушителя.
Применительно к правонарушениям в области
безопасности дорожного движения следует особо подчеркнуть повышенную криминогенную роль психофизиологических особенностей личности (особенности восприятия, время
и адекватность реакции и т.д.), ее
психофизиологических состояний (утомление, стресс, растерянность).
Каждая экстремальная ситуация требует:
Эти требования к успешному разрешению экстремальной ситуации должны осуществляться в считанные секунды.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.