Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)
Оценка 4.9

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Оценка 4.9
docx
13.01.2020
Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)
Публикация.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕКАТЕРИНБУРГСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

                  МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»                 

 

 

 

 

    

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения открытого занятия  по основам безопасности жизнедеятельности

 

 

ТЕМА № 2    Опасные ситуации техногенного характера

 ЗАНЯТИЕ 1.  Дорожное  движение, безопасность  участников  дорожного

                            движения

 

 

 

 

 

Обсуждена на заседании

предметно-методической комиссии

кафедры ОБЖ и основ военной подготовки

«____» _________ 20____ года

протокол № ___

 

 

Автор: воспитатель 7 «в» класса

Учайкин В.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2012 г.

Оглавление

 

I. Теоретическая часть …………………………………………. 3

II. Ход урока ……………………………………………………… 5

1. Введение ………………………………………………………... 5

2. Основная часть ………………………………………………… 7

3. Заключение …………………………………………………….. 11

III. Приложения …………………………………………………. 12

 

 

 

 

 

 

 


 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

 

I. Учебные и воспитательные цели занятия:

1.Ознакомить суворовцев с общими положениями дорожного движения

2. Систематизировать знания по регулированию дорожного движения

  3. Воспитывать у суворовцев дисциплинированность и ответственность 

           за безопасное поведение  в городе

 

II. Продолжительность занятия: 45 минут.

 

III. Место проведения занятия: класс взвода.

 

IV. Учебно-материальное обеспечение:

 

1.     Наглядное пособие:

     слайды (презентация) по теме «Опасные ситуации техногенного

характера».

2.     Технические средства обучения:

- персональный компьютер;

- мультимедийный  проектор;

- интерактивная доска.

3.  У каждого обучаемого: тетрадь для конспектов, ручка, линейка, резинка       фломастеры (набор цветных карандашей).

 

V. Литература и пособия:

 

1.     Академический школьный учебник ОБЖГлава 2. ОАО «Издательство просвещение»  Москва.

2.     Правила дорожного движения.  Москва 2019г.

3.     Энциклопедия для детей ООО «Мир энциклопедий Аванта+» 2007

 

 


 

VI. Расчет времени

 

Структура занятия

Время, мин

I.Вводная часть занятия

8

II. Основная часть занятия

34

1.     Общие положения

14

2.Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 

 

20

III. Заключительная часть занятия

3

 

 

 

VII. Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия

 

Подготовка к занятию:

При подготовке к занятию преподаватель должен подготовить и утвердить план проведения занятия, тщательно изучить учебный материал, сопоставить учебно-методические материалы с рабочими тетрадями, имеющимися у обучающихся.

За 2-3 дня до занятия назначенные суворовцы прибывают к преподавателю, выбирают темы сообщений предлагаемых в задании на занятие. При необходимости, в часы самостоятельной работы, провести консультацию с суворовцами по наиболее сложным для их понимания вопросам.

После выбора обучающимися тем сообщений преподаватель дает им необходимую консультацию по подготовке к докладу. В ходе консультации необходимо: указать литературу для подготовки; подчеркнуть, что время на изложение сообщения на занятии не должно превышать 2-3 мин, т.е. текст сообщения должен иметь объем не более одного стандартного листа рукописного текста; подчеркнуть, что сообщение на занятие необходимо не зачитывать с листа, а излагать, руководствуясь текстом; указать, на чем при подготовке сообщения необходимо сосредоточить основное внимание; порядок оценки работы; назначить срок доклада каждого обучающегося о готовности к изложению сообщения на уроке.

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

 

Проведение занятия:

Занятие проводится в учебном классе взвода одним воспитателем (преподавателем) с привлечением наиболее подготовленных суворовцев в качестве помощника руководителя занятия.

 

Вводная часть занятия:

Преподаватель принимает доклад от заместителя командира взвода о готовности взвода к занятию, проверяет наличие обучаемых, их внешний вид и наличие материального обеспечения занятия.

Затем преподаватель объявляет тему, учебные цели, учебные вопросы и порядок проведения урока, обосновывает актуальность темы, связь данного занятия с предыдущими и практической деятельностью войск.

Порядок проведения занятия должен соответствовать уровню подготовленности обучающихся к занятию. Чем выше качество подготовки суворовцев к занятию, тем большее количество учебного материала преподаватель может отрабатывать в форме летучек и коллективного обсуждения. При слабом уровне подготовки суворовцев к уроку преподавателю после проведения летучки следует активизировать работу суворовцев наводящими вопросами к ответам на поставленный вопрос, разъяснением наиболее трудных и сложных для них вопросов.

Уровень подготовленности суворовцев к занятию преподаватель оценивает путем оценки результатов  летучки.

Летучку целесообразно провести по 2 вариантам:

Вариант№1.Опасныеситуациитехногенногохарактера

Вариант № 2.Опасныеситуацииприродногохарактера

Для единого понимания ответа на данные вопросы, после написания летучки преподаватель демонстрирует слайды презентации, добиваясь единого понимания как правильно отвечать на поставленные вопросы. 

Кроме того, во вводной части занятия окончательно определяется готовность назначенных суворовцев к изложению сообщений.

 

 

 

По  заслушиванию  и  оценке докладов (сообщений)

Сообщение (доклад) целесообразно заслушивать перед началом рассмотрения второго учебного вопроса.

Продолжительность обсуждения сообщения не более 2-3 минут. За обсуждение сообщений суворовец также оценивается преподавателем.

По завершении обсуждения доклада (сообщения)  преподаватель объявляет оценку обучающемуся, готовившему его.

Порядок оценки доклада (сообщения):

- оценка «отлично» выставляется, если тема сообщения рас­крыта в полном объеме, изложение материала иллюстрировано, систематизировано, при этом, обучающимся показаны глубокие знания раскрываемой темы. При подготовке использована основная и дополнительная литература, указанная преподавателем. Доклад излагается свободно, без привязки к тексту, выводы делаются правильные;

- оценка «хорошо» выставляется, если тема сообщения рас­крыта в минимально необходимом объеме, изложение материала иллюстрировано, систематизировано, но систематизация не оптимальна. При изло­жении материала суворовцем показаны хорошие знания раскрывае­мой темы. При подготовке сообщения использована литература, ука­занная преподавателем. Учебный материал излагается с некоторой привязкой к тексту, выводы делаются правильные;

- оценка «удовлетворительно» выставляется, если тема сообщения раскрыта не в полном объеме, систематизация материала некачественная. При изложении материала суворовцем показаны слабые знания отдельных вопросов раскрываемой темы. При под­готовке сообщения использовалась не вся указанная преподава­телем литература. Учебный материал излагается со значительной привязкой к тексту, выводы не всегда соответствуют изложенному материалу;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется, если не выполнены требования на оценку «удовлетворительно».

Тема сообщения (доклада, реферата)

     «История дорожного движения в России».


Основная часть занятия:

(Включаю2 слайд презентации и начинаю читать)Довожу до суворовцев общие положения по дорожному движению используя слайды презентации и провожу с обучающимися  обсуждение.

     1 вопрос Что такое правила дорожного движения, из чего состоит дорога,опасности подстерегающие на дороге.

Ежедневно каждый человек участвует в дорожном движении в качестве пешехода, пассажира или води­теля. И днем и ночью, в жару и в мороз по дорогамдвижутся легковые и грузовые автомобили, автобусы, трамваи и троллейбусы. Они перевозят людей, доставляют продукты питания, сырье для фабрик и заводов, различные товары для магазинов и на­селения.

Автомобили в наше время - самый распростра­ненный вид транспорта, при этом их количество по­стоянно растет.

Ежегодно в России в дорожно-транспортных про­исшествиях (ДТП) погибают более 30 тыс. и получа­ют ранения свыше 180 тыс. человек. Основными причинами этого зачастую является несоблюдение правил дорожного движения.

Правила дорожного движения Российской Феде­рации обязаны знать и соблюдать и водители, и пешеходы, и пассажиры.

В соответствии с Правилами в нашей стране при­нято правостороннее движение, то есть транспорт при движении придерживается правой стороны п­роезжей части дороги.

Дорога - что мы понимаем под этим словом?

Дорога- это обустроенная или приспособлен­ная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусствен­ного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины иразделительные полосы. Про­езжая часть дороги пред­назначена для движениябезрельсовыхтранспортныхсредств (легковых и грузо­вых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути - для трамваев, тро­туары - для пешеходов, обочина - для движения пе­шеходов и для остановкиавтомобилей. Разделитель­ная полоса разделяет смеж­ные проезжие части и непредназначена для движенияили остановки транспортныхсредств и пешеходов. Разде­лительная полоса (как и тро­туар) немного возвышаетсянад проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон илиустановлены ограждения.

 

2 учебный вопрос.

История создания дорожного движения в России.

Первые правила дорожного движения в России появились приПетре 1, когда основным средством передвижения по дорогам были конные упряжки. Был издан указ, в котором запрещалось управ­ление лошадьми при помощи вожжей, кучер должен был управлять лошадью, сидя на ней верхом, чтобы лучше видеть дорогу.

В 1730 г. был издан новый указ, в котором говорилось: «Извозчи­ками прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей взнузданны­ми, со всяким опасением и осторожностью, смирно». В 1742 г. появил­ся еще один указ: «Ежели и впредь будут так несмирно ездить и кнутами лошадей побивать, и лошадьми давить, и каретами калечить, так ловить и, по состоянию вины оных, нещадно плетьми пороть или отправлять на смертную казнь».

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения особо остро встала с появлением автомобилей. В 1900 г. в России было принято "Обязательное постановление о порядке пассажирского и грузо­вого  движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях».3 учебный вопрос.

Регулирование дорожного движения.

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожногодвижения- управление потоком движения транс­порта и пешеходов. Дорожное движение регулируют: дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и ре­гулировщики.

Дорожная разметкапредставляет собой линии,стрелы, надписи и другие обозначения, которые на­носятся на различные элементы дороги; большинство линий дорожной разметки имеют белый цвет.

Например, линия белого цвета на проезжей части, прерывистая или сплошная, разделяет встречные потоки автомашин.

С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный пе­реход.Линии пешеходных пере­ходов наносятся на перекре­стках или в других удобных для перехода местах. Пеше­ходныe

переходы могут обозначаться сплошными линия­ми вдоль проезжей части по всей длине перехода «зебры».

Эти линии обозначают нерегулируемый светофора­ми пешеходный переход.Пешеходный переход, регулируемый светофором,

обозначается пунктирными белыми линиями, нанесен­ными поперек проезжей части дороги.

ДОРОЖНЫЕЗНАКИ, так же как и разметка, служат

для регулирования дорожного движения, для переда­чи его участникам необходимой информации о раз­личных дорожных ситуациях. Насчитывается более200 знаков. Для того чтобы облегчить их распоз­навание, они разделены на восемь групп. К каждойгруппе относятся знаки, передающие информациюодинакового предназначения. Различают следующиегруппы дорожных знаков:

. предупреждающие;

. приоритета;

. запрещающие;

. предписывающие;

. особых предписаний;

. информационные;

. сервиса;

. дополнительной информации (таблички).

Для того чтобы уверенно себя чувствовать на ули­цах и дорогах и безопасно передвигаться по ним, каж­дый участник дорожного движения должен знать до­рожные знаки. Основные дорожные знаки вы найдетевПриложении 1.

Для регулирования очередности пропуска участ­ников дорожного движения через определенный уча­сток дороги применяются светофоры, которые име­ют сигналы зеленого, желтого и красного цвета.Зеленый сигнал светофора разрешает движение.Желтый сигнал запрещает движение и предупрежда­ет о предстоящей смене сигналов. Красный сигналзапрещает движение.

Для регулирования дорожного движения приме­няются две группы светофоров: транспортные и пе­шеходные.

Транспортный светофор может быть трехсекцион­ным, с вертикальным расположением сигналов свер­ху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные сек­ции со стрелками зеленого цвета, указывающими на­правления движения транспортных средств.

Пешеходные светофоры бывают двухсекционные, имеющие два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пе­шехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом иду­щего пешехода (разрешающий сигнал). Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части.

В некоторых случаях движение на дорогах может регулировать регулировщик. Он может подавать сиг­налы руками, положением корпуса, при помощи жез­ла или флажков.

Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с осевой линии дороги, обязательны для всех участников

до­рожного движения.

Если на перекрестке, гдеработает светофор, вы види­те регулировщика, то необ­ходимо подчиняться именноего сигналам.

В заключение еще раз подчеркнем: длятого чтобы чувствовать себя уверенно на улицах и до­рогах, необходимо хорошо знать Правила дорожного движения, а значит, понимать, что обозначают дорож­ныe знаки, элементы дорожной разметки, сигналы све­тофора и регулировщика.

         В заключительной части занятия преподаватель напоминает обучающимся тему, учебные вопросы занятия и отмечает степень достижения учебных целей, указывает наиболее характерные недостатки и пути их устранения, а также положительные примеры действий суворовцев, объявляет оценки за урок, выставляет оценки в журнал, дает задание на самостоятельную работу, отвечает на вопросы суворовцев.

Задаю контрольные вопросы:

1. Что такое дорога?

2. Для чего нужна дорожная разметка?

3. Как обозначается пешеходный переход?

 

Задание на самостоятельную работу:

      Изучить определение дороги и его элементов

      Изучить значение дорожной разметки и обозначение пешеходного перехода

      Изучить группы дорожных знаков относящихся к пешеходам

Подготовка к контрольному опросу потеме: 2 занятия 1(учебник ОБЖ

стр.28-32).

Приложения:

1.     План проведения занятия.

2.     Выдачи слайдов презентации по Теме 2, Занятие 1.

3.     Раздаточный материал: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

4.     Список учебно-методической литературы.

 

 

    Руководитель занятия

Воспитатель                                   В.Учайкин

 

 

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)

Безопасность участников дорожного движения (методическая разработка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020