Технологическая карта урока ОБЖ
«Безопасность человека в бытовых условиях», 5 класс
Класс: 5.
Тема: Безопасность человека в бытовых условиях
Продолжение учебного занятия: 45 мин.
Цели и задачи учебного занятия:
Тема урока: « Безопасное поведение в бытовых ситуациях»
Цель урока: Разобрать ситуативные задачи по обеспечению личной безопасности в бытовых ситуациях; выработать убеждение в необходимости соблюдать правила эксплуатации бытовых приборов и систем в целях обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих.
Задачи урока: 1) познакомить учащихся с опасными ситуациями и основами безопасного поведения при их возникновении в быту;
2) развивать умения делать выводы, сравнения, анализировать ситуации, развивать качества личности, необходимые для обеспечения безопасного поведения;
3) воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни, воспитывать умения предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их возникновения.
Оборудование : компьютер, презентация «Жилище человека», видео – фильм « Спасик и его команда», карточки
Дидактические материалы:
Ход урока.
I этап учебного занятия: организационный момент |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Мотивация обучающихся на восприятие материала |
Подготовить учащихся к работе на уроке, подведение к новой теме |
10 минут |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
I. Оргмомент. - Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте все ли на месте, все ли в порядке, Книжки, ручки и тетрадки. А теперь мы можем начинать наш урок
II.Проверка домашнего задания 1. А начнем мы урок с того, что каждый из вас возьмет карточки с буквами, которые я положил вам на парты. Посмотрите на свои буквы и буквы соседа и давайте мы с вами попробуем из них составить слово. (Безопасность) Это название большого раздела, который мы с вами изучаем на уроках ОБЖ Работа по карточкам (прикрепляем на доску слова поочереди и получается определение безопасности ( Составить из слов определение « Безопасность - Предупреждение опасности, условия, при которых не угрожает опасность») Стихотворение Безопасности формула есть: Надо видеть, предвидеть, учесть. По возможности - всё избежать, А где надо – на помощь позвать Ребята, давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке. 2. Индивидуальный опрос «Что такое пожар? 3. Чем занимается государственная противопожарная служба?» 4. Тестирование» Пожарная безопасность» слайд 2 А сейчас мы вспомним материал прошлого урока. Для этого проведём тест. А теперь давайте откроем свои рабочие тетради Вопросы: 1. По какому телефону можно вызвать пожарную охрану? А) 04 Б) 03 В) 01 2. Что самое опасное при пожаре А) огонь Б) дым В) плохая видимость 3. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно? А) убежать; Б) закричать, позвать на помощь; В) вызвать пожарников по телефону 01. 4. Если в подъезде дым, что ты должен сделать? А) нужно выйти и посмотреть, где и что горит; Б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками; В) не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире. 5. Как вести себя в задымленном помещении? А) передвигаться на четвереньках; Б) забраться как можно выше; -А сейчас давайте проверим. Выпишите в строчку буквы правильных ответов. У вас получилось подряд 5 букв. Поменяйтесь с соседом тетрадями. Оценим товарища. Слайд 3 Ключ к тесту В Б В БА
5. Проверка заданий 2,3 стр 28 в рабочей тетради . Слайд1-6
|
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя. Задают друг другу вопросы, вступают в спор по теме Работа в группах
Выполняют задание учителя
Слушают
Отвечают на вопросы учителя
Выполняют тестовые задания самостоятельно
Взаимопроверка
Коллективная работа |
|||
II этап учебного занятия: определение темы и постановка цели урока |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Определить тему урока. Поставить перед учащимися цель урока. |
Сориентировать и настроить учащихся на работу в течение всего урока. |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
1. Актуализация знаний учащихся. Слайд4 Вот мой дом, моя квартира, Здесь учусь, играю, сплю! Вы ответьте мне, ребята, В безопасности живу? Вопрос: О чём стихи? (ответы учащихся) -Мы выполняли ряд заданий и посмотрели слайд, догадались ли вы, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Тема урока:» Безопасное поведение в бытовых ситуациях» (слайд 5)
|
Слушают учителя, отвечают на заданные вопросы, рассуждают о безопасности в доме
|
|||
III этап учебного занятия: изучение нового материала |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
формирование знаний учащихся разрушениях, обеспечить усвоение знаний о правилах безопасного поведения в бытовых условиях |
Научить предвидеть и объяснять причины опасностей. Воспитать серьезное отношение к великому богатству каждого – жизни и здоровью. |
20 минут. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
Сегодня мы познакомимся с опасностями, которые могут возникнуть в бытовых ситуациях и научимся правильно вести себя в непредвиденных ситуациях, для того, чтобы оградить свою жизнь и жизнь близких людей от опасностей. Что такое быт? (Работа с учебником) Быт- это повседневный уклад жизни человека. Человечество не знает предела в своём стремлении облегчить бытовые условия и улучшить качество жизни. (запись определении в печатную тетрадь (задание 1 стр.30) Быт – это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа. - Какое оборудование и бытовые приборы имеются в вашем доме (квартире)? Каждый день мы умываемся и чистим зубы, принимаем душ, для чего используем краны, установленные в ванной и на кухне. С помощью кранов мы подбираем напор струи и регулируем температуру воды. Возможно, с разрешения родителей вы пользуетесь газовой плитой для приготовления пищи. Для использования бытового газа в каждой квартире подведен газопровод и установлены газовая плита и газовая колонка. Вы постоянно пользуетесь различными электрическими приборами: утюгом, светильником, телевизором, радиоаппаратурой. Для этого существует электропроводка, а в определенных местах установлены электророзетки и выключатели. Все это обыденно и привычно. Однако в определенных условиях при использовании хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, для ваших близких и для дома. Такие ситуации могут возникать по двум причинам. В первом случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потек кран и другие. Для того, чтобы вы знали, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить ее вредные последствия, мы рассмотрим основные бытовые ситуации, в которых необходимо соблюдать определенные правила. 1. БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ (запись в тетрадь) (слайд 6) Ребята, как вы думаете, для чего нам в жизни нужно электричество? Ответы. - Да, действительно, в доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу бытовых приборов…Но иногда электричество может представлять серьезную опасность для человека. опасность в доме – электрические приборы . Давайте вспомним, какие электроприборы есть у нас дома. Дети загадывают загадки. И зимой, и летом Она висит под потолком, Он сосет и пыль и сор, Мокрые волосы после мытья. Соберу рубашки, майки, При неправильной эксплуатации Они могут ударить током или стать причиной пожара. -Какие правила соблюдаются в вашем доме (квартире) при пользовании различными электрическими приборами? В тетрадь – задание 2 страница 30 Уходя из комнаты или дома, обязательно выключайте электроприборы. Никогда не тяните за электрический провод руками. Не подходите к оголенным проводам и не дотрагивайтесь до них руками. -Ребята, чтобы не произошло несчастного случая , в повседневной жизни надо соблюдать эти правила . Посмотрим видеоролик о правилах безопасного использования Эл. Приборов -Какие еще правила пользования электроприборами мы не назвали. А теперь обратимся к слайду. .Прочтем Правила в учебнике страница 59.
Физкультминутка: Руки ставим все вразлёт: Появился самолёт. Мах крылом туда – сюда, Делай» раз», делай « два». Раз и два, раз и два! Руки в стороны держите, друг на друга посмотрите Раз и два, раз и два! Опустили руки вниз, И на место все садись!
2. БЕЗОПАСНОСТЬ И КОМПЬЮТЕР (записать в тетрадь) (слайд 7)
Что же делать, чтобы компьютер был не тайным врагом, а помощником? В первую очередь – берегите глаза! Расстояние от глаз до экрана монитора должно быть не менее 50 см (для телевизора – не менее 3 м), сидеть нужно прямо перед ним, а не сбоку. Экран и комната должны быть освещены равномерно. Хорошо, если удастся вокруг монитора создать освещение голубого или синего цвета той же яркости, что и экран. Настольную лампу лучше поместить за монитором: получится рассеянный свет и на экране не будет бликов. Верхний свет тоже сделайте рассеянным. В поле зрения работающего не должны попадать другие мониторы или экран телевизора – это приводит к другому облучению, перенапряжению глаз и мозга. Следите, чтобы руки при работе за компьютером были расположены правильно: согнуты в локтевом суставе под прямым углом, кисть опирается на стол запястьем, пальцы расслаблены. Подставку для текста поместите ближе к экрану. Купите кресло, в котором есть опора для спины в виде валика, используйте специальную мебель - стол, подставку для ног. Спину нужно держать прямо. Взрослые могут работать на компьютере не более 4 часов, делая перерыв каждые 20-30 минут. Общая продолжительность нахождения перед экраном детей и подростков – не более 1 часа в день. Школьники 1-6 классов должны делать перерывы каждые 10 минут. После занятий на компьютере воздержитесь от просмотра телепередач в течение 2-3 часов.
Существует комплекс упражнений для отдыха, после работы за компьютером. Слайд 8.
Представим, что мы сидим за компьютерным столом. И после работы нам надо отдохнуть. 2. Гимнастика за компьютером. (гимнастика лежит у каждого на парте, еще учебник страница62-63) Гимнастика за компьютером Первое упражнение выполняется сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом – вдох, положите руку на колено – выдох. ( Повторить 3 раза) То же – левой рукой. Второе упражнение; руки согнуть, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Вытянуть руки вперед, в стороны и вверх. (Повторить 3 раза) Третье упражнение: кисти к плечам. Круговые движения локтями назад и вперед.(Повторить 3 раза) Четвертое упражнение :Крепко зажмурьте глаза на 3-5 секунд. Затем откройте на 3-5 секунд.( Повторите 3 раза) Вот и гимнастику сделали и отдохнули. 3. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ В ДОМЕ ВОДОЙ (записать в тетрадь)слайд 9 - Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т.д.). -Что может произойти в случае их неиспарвности? (затопление) Были ли в вашем доме поломки водного оборудования? как надо пользоваться этими приспособлениями, приборами, чтобы не произошло затопления? Посмотрим, все ли правила мы назвали? Запомните: Когда кранами, смесителями пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Слайд 10. - Рассмотрим следующую ситуацию. 4. БЕЗОПАСНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С БЫТОВЫМ ГАЗОМ (Записали в тетрадь). Слайд 11. В настоящее время в быту очень часто используется бытовой газ. У каждого из нас в квартире есть газовая плита и колонка. С помощью газа мы готовим пищу и пользуемся горячей водой. Чтение стихотворения «Советы мамы» 1. На кухне газ у нас горит, 2. – К плите чтоб руки не
совала!
-Почему не разрешают пользоваться газовой плитой детям? Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но для того, чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.
-Как вы думаете, чем опасна утечка газа? Газ может быть очень опасным. Во-первых, скопившись на кухне, газ может взорваться. Во-вторых, им можно отравиться. В-третьих, он тоже может стать причиной пожара - Чтобы предотвратить это необходимо соблюдать ряд правил. А теперь давайте зачитаем правила безопасности при пользовании бытовым газом. Читают вслух. Страница 60. Как надо действовать, если услышали запах газа? Выключай
в квартире газ –
|
Слушают учителя. Дети пытаются ответить на поставленные вопросы, в тетради самостоятельно записывают определения, бытовые ситуации. Работают в группах, разгадывают загадки, отчитываются по индивидуальным заданиям (сообщение, чтение стихотворения)
|
|||
IV этап учебного занятия: Этап закрепления и обобщения знаний |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Закрепить полученные знания |
Закрепить у учащихся те знания и умения, которые необходимы в жизни каждого человека. |
5 мин |
||
Деятельность учителя |
|
|||
Творческое задание. А сейчас я предлагаю придумать и нарисовать знаки безопасности. Я хочу показать знаки, которые придумали другие дети. А почему эти знаки в круге с красной обводкой? Просмотр Видеофильма « Спасик и его команда»
|
Выполняют задание в группах, просмотр видеофильма. |
|||
V этап учебного занятия: заключительный. подведение итогов |
||||
Цель |
Задачи |
Длительность |
||
Подвести итог занятия, закрепить усвоенные знания, выставить оценки за ответы с места. |
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу на будущее, поставить задачи на следующий урок. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
|
||
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|||
. VI. Рефлексия -С какими бытовыми ситуациями мы познакомились сегодня на уроке? - Почему мы должны строго соблюдать правила безопасности? Сегодня на уроке мы познакомились с ситуациями, возникающими в быту, узнали о правилах безопасного поведения в них. Оценки. - Оцените работу класса на уроке? Работу своей группы Свою работу на уроке |
Слушают учителя.
Оценивают работу класса. Группы и себя на уроке при помощи смайликов |
|||
Домашнее задание П.2.6 учебника ОБЖ.рабочая тетрадь задание -Ребята, в течение урока мы делали записи в тетрадь и у нас получился план, который вам поможет при подготовке домашнего задания. -Урок окончен. Я надеюсь, что вы будете соблюдать все правила безопасного поведения, которые помогут вам сохранить жизнь и здоровье себе и своим близким.
|
Дети записывают домашнее задание в тетрадь и прощаются с учителем. |
|||
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.