"Безопасные сказки" - программа занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по профилактике травматизма в летний период
Оценка 4.6

"Безопасные сказки" - программа занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по профилактике травматизма в летний период

Оценка 4.6
docx
17.08.2020
"Безопасные сказки" - программа занятий для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста по профилактике травматизма в летний  период
Безопасные сказки.docx

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Московской области Клинский центр социальной помощи семье и детям

«Семья»

 

ОТДЕЛЕНИЕ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ

 

«Безопасные сказки»

программа занятий

для  детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

по профилактике детского травматизма в летний период 

 

https://pbs.twimg.com/media/EEq2VHAX4AEaWKU.jpghttp://novsch7.tmweb.ru/upload/iblock/b93/b937812dea16d24e779f4a5d4ad2e92a.jpg

 

Материал подготовила

психолог высшей  категории Е.А. Новоторцева

 

 

2020 год

Пояснительная  записка

         Лето – долгожданное время  отдыха и для  взрослых, и для детей.  Но при всех своих плюсах – солнце, теплые дни, отдых – летняя пора таит в себе и много опасностей. Прежде всего – это травмы, количество которых  за летний период возрастает.

         Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно летом, когда дети располагают свободным временем, чаще находятся  на улице и, как правило, остаются без присмотра. Травмы у детей нередко приводят тяжелым последствиям, что может серьезно отразиться  на состоянии здоровья в будущем.

         Перечень детских травм внушителен: ожоги, падения, утопления, поражения электрическим током, отравления, удушение от попадания в дыхательные пути мелких предметов, ДТП. Несмотря  на большое разнообразие травм у детей, причины, их вызывающие, типичны. Прежде всего, это не благоустроенность окружающей среды, халатность и недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение самого ребенка в быту, на улице, во время  игр или занятий спортом. Возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток, недостаток жизненного опыта, отсутствие чувства опасности.

          Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них. Работа родителей по предупреждению травматизма должна происходить в двух направлениях: 1) устранение травмоопасных ситуаций; 2) систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувство страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя  правильно. Запретить познавать окружающий мир  невозможно; дело родителей и педагогов – подстраховать его, уберечь от возможной трагедии.

            Детский травматизм можно условно разделить на пять типов в зависимости от того места, где ребенок может получить травму:  

 - бытовой;  

 - уличный;

 - школьный;

 - спортивный;

 - случайный (прочий).

          Существует и другая  классификация детского травматизма – возрастная.  У детей каждого возраста свои особенности развития и поведения, которые и обуславливают наиболее распространенные травмы. Всплеск травм приходится  на возраст до 5 лет и на подростковый возраст: у малышей получение травм обусловлено не только любопытством, но неумением оценивать опасность, у подростков – желанием покрасоваться  перед ровесниками, казаться «крутым». Наибольшее число травм происходит у мальчиков – примерно в 2-3 раза чаще, чем у девочек.

          Целью данной программы является профилактика детского травматизма посредством работы с поучительной сказкой. Методической  основой для разработки программы является книга Т.А.Шорыгиной «Безопасные сказки: беседы с детьми о безопасном поведении» (М.: ТЦ «Сфера», 2017). На примере конкретных ситуаций, представленных в сказке, объясняется, почему то или иное поведение может быть опасным дома или на улице.

          Программа включает в себя 5 профилактических занятий  следующей тематики:

№ п/п

Тематика занятия

Кол-во часов

1

Безопасное поведение на железной дороге

1

2

Безопасное поведение на водоемах

1

3

Безопасное поведение в лесу

1

4

Безопасное поведение при общении с незнакомыми людьми

1

5

Безопасное поведение у открытого окна и на балконе

1

 

          Каждое занятие  имеет продолжительность 30-35 минут, периодичность их проведения – 1 раз в 2 недели. Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

         Основная  мысль данной программы заключается в том, что при надлежащем присмотре за детьми и проведении с ними обучающих мероприятий большинства травм можно избежать! Формирование у детей наблюдательности, внимания, умения быть осторожными и предусмотрительными поможет предотвратить серьезные неприятности. 

 

ЗАНЯТИЕ 1.  

Сказка о том, как Крошка Енот узнал о правилах безопасного поведения на железной дороге.

Цель занятия:  сформировать основы безопасного поведения на железной дороге.

        Крошка Енот проснулся утром, почистил зубы и умылся. На столе он увидел завтрак, заботливо оставленный мамой. Крошка Енот позавтракал и решил пойти немножко погулять. Он оделся  и вышел на улицу, но там его друзей не было.

         Тогда Крошка Енот решил навестить свою подружку и пошел по знакомой дорожке к ее домику. Но вдруг он увидел сидящую на цветке красивую бабочку.  Крошка Енот решил поймать ее и показать своей подружке Обезьянке. Он хотел схватить ее, но бабочка перелетела на соседний цветок, Крошка Енот за ней - бабочка опять упорхнула, и так продолжалось, пока она совсем не скрылась из вида. Крошка Енот обернулся и понял, что заблудился. Шел он, шел, пока не вышел к железнодорожному полотну…

         Крошка Енот еще ни разу в жизни не видел железной дороги, а огромные локомотивы казались ему страшными чудовищами. Он хотел убежать, но тут вспомнил, что нужно улыбнуться и тогда эти страшные чудовища  окажутся  не таким уж страшными.

         И Крошка Енот пошел прямо по железной дороге навстречу локомотиву. Локомотив мчался  прямо на Крошку Енота, сигналя  и громко ревя. Но Крошка Енот твердо решил подружиться  с этим великаном. Еще немного и случилась бы беда!  Но в это время кто-то подхватил Крошку Енота  и отбросил в сторону.

          Это был маленький  и смелый паровозик Пых. Крошка Енот  ничего не понимал и во все глаза смотрел на паровозика. Пых громко  спросил у Крошки Енота:

 - Ты кто такой? Тебе что, жить надоело?

Крошка Енот сказал:

 - Я - Крошка Енот. Почему это надоело?

Пых ответил:

 - Как это почему? Еще бы минута и тебя бы переехал локомотив!

 - Кто переехал?

 - Локомотив - это большой электровоз, который ехал прямо на тебя. И почему ты шел по железнодорожным путям?  - поинтересовался  паровозик.

 - Я…я просто хотел подружиться  с этим… как его там...? А что, разве нельзя  ходить по этим путям? - спросил Крошка Енот.

 - Ты что, не знаешь правила безопасного поведения на железной дороге?  - удивился Пых.

 - А что такое "Правила безопасного поведения на железной дороге"? - спросил Крошка Енот.

         Паровозик Пых понял, что  крошка Енот ничего не знает о том, как нужно   вести себя  около железнодорожного полотна. И тогда паровозик Пых рассказал маленькому Крошке Еноту о том, что железная  дорога не место для  игр детям, что по ней ходят электропоезда, которые перевозят людей  и различные грузы. Рассказал он и том, что переходить железную дорогу нужно в специально отведенном месте, что есть семафор и пассажирские платформы, что ни в коем случае нельзя подлезать под поездами и влезать на крыши поездов - все это очень опасно для  жизни. Крошка Енот поблагодарил паровозика за то, что он научил его правилам поведения на железной  дороге. Паровозик Пых сказал:

 - Я рад, что помог тебе. Очень хочу, чтобы все эти правила ты запомнил и никогда не нарушал. А еще расскажи о них своим друзьям и знакомым.

          Крошка Енот сказал:

 - Конечно, я всем расскажу об этих правилах, спасибо тебе, паровозик Пых. Ой, я совсем забыл: дома, наверно, моя  мама волнуется  за меня!

          Паровозик Пых спросил:

  - А где ты живешь со своей мамой?

 - Мы живем недалеко от пруда, где растет сладкая осока, - ответил Крошка Енот.

 Паровозик Пых сказал:

 - Я знаю это место! Садись, я отвезу тебя домой!

И паровозик  Пых, дождавшись зеленый сигнал семафора, весело помчался по рельсам.

            Паровозик Пых высадил своего пассажира недалеко от дома, и они попрощались. Крошка Енот пошел домой. Дома он рассказал маме о том, что с ним случилось. Мама очень расстроилась и сказала:

 - Это я во всем виновата, что не рассказала тебе о правилах поведения на железной дороге раньше. К сожалению, я думала, что ты еще маленький и ничего не поймешь.

           На следующий день Крошка Енот с мамой отправились на железнодорожный вокзал. Мама хотела сама рассказать ему о правилах поведения на железной дороге, но Крошка Енот все время  перебивал ее и говорил, что это он уже знает, что его научил маленький  паровозик Пых.  Немного погодя, они встретили паровозика Пыха, и мама поблагодарила его за то, что он научил Крошку Енота правилам поведения на железной дороге. Паровозик  Пых и Крошка Енот очень подружились и теперь часто ходят друг к другу в гости.

Памятка для детей «Правила поведения на ЖД»

 - нельзя переходить железнодорожные пути в неположенном месте, а также подходить к ним ближе чем на 5 метров;

 - приближаться к проводам меньше чем на 2 метра – смертельно опасно;

 - платформа – не место для игр;

 - наушники и железная  дорога  - несовместимы;

 - запрещен проезд на крышах и подножках поездов (так называемый «зацепинг») – это может стоить жизни;

 - запрещено перелезать через автосцепку между вагонами, а также подлезать под подвижными составами для того, чтоб перейти пути;

 - нельзя бросать камни в проходящие поезда: это может привести как к собственному травматизму, так и травматизму пассажиров и создать аварийную ситуацию на железной дороге. Также нельзя подкладывать посторонние предметы на железнодорожные пути;

 - не подходи к вагонам до полной остановки поезда, а также не прислоняйся к стоящим вагонам;

 - нельзя спрыгивать с платформы на пути;

 - находясь внутри вагона, не препятствуй автоматическому открыванию и закрыванию дверей, во время движения поезда не высовывайся из окон.

Помни:

 железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности для ребенка любого возраста! Береги себя, и тогда ты никогда не попадешь в беду!

Творческое задание к сказке: нарисуй главных героев сказки либо знак, запрещающий детям  находиться  вблизи железной дороги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 2. Сказка «Золотая рыбка».

Цель занятия: сформировать основы безопасного поведения на водоемах.

          Согласитесь, ребята, жаркий летний день очень приятно провести у реки или озера – поплескаться, поплавать, а потом позагорать на  теплом песочке.

          А умеете ли вы плавать? Умение держаться на воде необходимо любому человеку. Недаром еще древние греки считали неграмотными тех людей, которые не умели читать и плавать.

           Представьте, что вы приехали на дачу в гости к другу и вместе с ним пошли искупать на озеро. Как правильно вести сея, чтобы не приключилась беда? Прежде всего нужно идти купаться  в сопровождении кого-то из взрослых, например, мамы, папы или старшего брата. Кроме того, не следует купаться  в незнакомом месте, особенно там, где нет других купальщиков. Ведь дно реки может таить в себе немало опасностей: затопленная коряга, за которую можно случайно зацепиться, осколки стекла, острые жестянки, о которых можно порезать ноги, холодные ключи и глубокие ямы.

          Прежде чем заходить в воду, посмотрите, как она выглядит. Если цвет или запах воды не такие, как обычно бывает, купаться в ней нельзя!

          Иногда, когда купается целая компания ребятишек, дети брызгаются, шумят, хватают друг друга за руки и за ноги, опускают головы в воду. Это очень опасно! Ведь всего за 10 секунд легкие человека заполняются водой и он может захлебнуться.

          Еще никогда не следует нырять в незнакомых местах и не заплывать далеко на надувных матрасах.

          Работа со сказкой «Золотая рыбка». Вечером Ваня слышал, как старший брат учил стихотворение про рыбалку. Он много раз подряд повторял его вслух, так что Ваня быстрее брата запомнил стихотворение и напевал его себе под нос:

Солнца луч по грядкам бродит

Между стебельков.

Накопаю в огороде

Утром червяков.

Я к реке сбегу с пригорка,

Удочку заброшу.

Рыбы наловлю ведерко,

Если клев хороший.

Дремлет в розовом тумане

Сонная река,

И расходится  кругами

Зыбь от поплавка.

        «Как будто про нашу речку написано! А не пойти ли мне и в самом деле завтра на рыбалку? Накопаю в городе червяков, позову Петю и Сережу», - раздумывал Ваня.

          Он приготовил удочку и ведерко для рыбы, а потом сбегал к друзьям и договорился с ними встретиться завтра на деревянных мостках у реки. 

           Чуть свет мальчик вышел из дома. Утро было тихое, серенькое. Накрапывал мелкий теплый дождик. Ване казалось, будто какой-то невидимка шлепает босыми ногами по пыльным дорожкам и тихонько возится в траве под кустами.

 - Погода подходящая. Клев будет хорошим, - решил мальчик и побежал к реке.

           Спустившись с крутого речного откоса, он оказался возле деревянных мостков, любимого места всех рыболовов. Ваня уселся поудобнее, забросил удочку и стал ждать. Прошло минут пятнадцать, а рыба не клевала. Дождь между тем усилился, и крупные кали застучали по воде.

           Ваня натянул на голову капюшон ветровки и уже хотел спрятаться под ивами, как вдруг заметил, что поплавок резко дернулся.

          Мальчик схватился  за удилище, и через секунду маленькая рыбка, ярко блеснув чешуей, вылетела из воды и затрепыхалась у него в руках.

 - Золотая рыбка! Самая настоящая золотая рыбка! – восхищенно воскликнул Ваня, разглядывая красавицу рыбку. – А я и не знал, что такие рыбки водятся в нашей речушке, думал, что  они только в сказках бывают.

           Но самое удивительное было то, что голову рыбку украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками.

 - Это не просто рыбка, это настоящая речная  Царевна! Отнесу-ка я ее домой, пусть живет в аквариуме, - решил мальчуган.

           В это время речная Царевна раскрыла рот и сказала человеческим голосом:

 - Ванюша, отпусти меня, пожалуйста. Я с незапамятных времен живу в вашей  реке и помогаю тем, кто в воде в беду попал. Никто лучше меня не знает, где омуты глубокие, где ключи холодные, где коряги затопленные. Отпусти меня на волю. Я тебе еще пригожусь!

            Мальчик, как зачарованный, выслушал рыбку, а потом разжал ладони, и речная Царевна, вильнув хвостиком, вернулась в реку.

 - Спасибо тебе, Ваня! Ты хороший, добрый мальчик. В трудную минуту и я тебе помогу, - сказала на прощение рыбка и  скрылась в речной глубине.

            «Может быть, все это приснилось мне?» - подумал мальчик и  огляделся  по сторонам. Он заметил, что дождь стих, из-за туч выглянуло солнце, капельки влаги засияли на листках и травинках, а в небе над рекой заиграла  радуга.

 - Вань, много рыбы наловил? – услышал он голос Сережи.

 - А мы проспали, поэтому и опоздали, - стал оправдываться Петя.

 - Да нет, ни одной не поймал, - ответил друзьям Ваня. Рассказывать  про золотую рыбку он не стал.

          Ребята уселись на мостках, закинули удочки. Рыба стала клевать, и скоро мальчики наловили целое ведерко плотвы.

          Между тем солнце поднималось выше, пригревало сильнее.

 - Ух, как жарко, - заметил Сережа, вытирая  пот со лба.

 - Может, искупаемся? – спросил Петя.

 - Я согласен, - ответил Ваня. Он опустил с мостка ногу и дотронулся до воды. – Тепла водичка. Давайте разденемся  и поплаваем.

            Ребята стали раздеваться. Но вдруг Ваня услышал нежный тихий голосок золотой  рыбки:

 - Ванюша, здесь дно плохое – вязкое, илистое, а на дне осколки и жестянки ржавые. Иди за мной вдоль берега по тропинке, я покажу, где можно купаться.

 - Спасибо, золотая  рыбка, - прошептал Ваня и, обращаясь к ребятам, сказал:  - Нет, ребята, здесь купаться не стоит. Пойдемте поищем хорошее место для  купания.

           Друзья  взяли удочки и ведерки, сложили одежду и пошли за Ваней по тропинке. Рыбка плыла вдоль берега  и указывала мальчику дорогу.

           Скоро ребята оказались на песчаной отмели, где было много купальщиков: кое-кто загорал на теплом песочке, малыши под присмотром мам и бабушек барахтались около берега.

 - Отличное местечко! Вот здесь и искупаемся, - предложил Сережа.

Ваня посмотрел на золотую рыбку и услышал ее слова:

 - Здесь безопасно. Купайтесь, ребята! Спасибо тебе, Ваня! Вспоминай обо мне, и я тебя не забуду!

 - Ваня, Ванечка! – окликнул мальчика знакомый голос. Он обернулся  и увидел бабушку.

 - А я уже тревожиться начала и пошла тебя  искать, - объяснила бабушка.

- Бабуля, мы купаться хотим, очень жарко.

 - Что ж, купайтесь, а я пригляжу за вами, - сказала бабушка. – Сережа, Петя, а вы плавать-то умеете? – спросила она ребят.

 - Конечно, умеем, - хором ответили мальчики.

 - Ну и хорошо! Только не заплывайте далеко и не ныряйте, да за руки и за ноги друг друга не хватайте!

 - Ладно, бабуль, не будем, - пообещал Ваня.

И ребята побежали купаться.

Вопросы к сказке:

1.     Почему рыбка предостерегла Ваню от купания  возле мостков?

2.     Почему нельзя купаться  в незнакомом месте?

3.     Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга, купаться без присмотра взрослых?

4.     Как вы думаете, какие советы  еще могла бы дать Ване золотая рыбка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 3. Сказка «Советы лесной Мышки».

Цель занятия: сформировать основы безопасного поведения в лесу.

         Представьте себе, что ясным августовским утром вы пришли в лес. В малиннике зреет сладкая сочная малина, на кочках мха в ельнике появились круглые ягодки голубики. То там, то здесь среди травы  прячутся под листочками сыроежки и маслята, под березами растут подберезовики, а возле осин – подосиновики.

          Много в лесу знакомых грибов и ягод, но еще больше тех, о которых вы ничего не знаете. Можно ли собирать незнакомые ягоды и грибы? Конечно же, нельзя! Ведь кроме съедобных попадаются и очень опасные, ядовитые грибы. Поэтому если рядом с вами нет взрослых, никогда не спешите срывать и класть в корзину незнакомый гриб, даже если он выглядит красиво и аппетитно. Самые известные из них, конечно же, мухоморы. Шляпки их бывают окрашены в ярко-красный или серовато-бурый цвет.

           Один из самых ядовитых грибов – бледная поганка. Его часто путают с сыроежкой или шампиньоном. Цвет шляпки  - зеленоватый или желтоватый, а ножка бледной поганки  внизу утолщенная.

           Очень ядовитый гриб – ложный опенок. Он, как и настоящий опенок, растет на гнилых стволах и пнях. От настоящего опенка он отличается неприятным запахом и буро-зеленой слизью на ножке и шляпке гриба.

           Есть в лесу и на лугах ядовитые травы и цветы: всем известный  желтый лютик, а также трава черемица. На болотах и в зарослях ольшаника встречается очень опасное растение, которое называется  болотистым вехом. Ядовито все растение, особенно толстое мясистое, похожее на морковь, корневище.  Иногда в густом лесу рядом с малинником растет пахучая трава, называемая  дурманом. Человек, вдыхающий запах дурмана, может потерять сознание и упасть в обморок.

         Работа со сказкой «Советы лесной Мышки».

         Летом Настя гостила у бабашки в деревне. Однажды она взяла корзинку и пошла в лес по грибы - по ягоды. Только вышла Настенька на дорогу, видит на обочине стоит большой зеленый куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодками, собранными в гроздья.

         «Ах, какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они?»  - подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду.

 - Не рви, девочка, эти ягоды. Они хоть и красивые, но ядовитые. А кустарник, на котором они растут, называется бузиной, - услышала Настя чей-то тонкий голосок.

 - Ой, кто это? – удивилась Настенька.

          Ей показалось, что голосок идет откуда-то снизу, и она присела на корточки. Под кустом бузины на земле росла  невысокая трава, лежали прутики, сучки, листики, но никого не было видно.

           Вдруг один листочек зашевелился, и из-под него показалась прехорошенькая мордочка лесной Мышки с черными смышлеными глазками и крошечными розовыми ушками.

 - Лесная  Мышка! Да какая  прихожая! Рыженькая, с темной полоской  вдоль спинки! – обрадовалась Настя.

           Она протянула Мышке раскрытую ладонь, и та ловко взобралась на нее.

 - Это ты со мной  разговаривала, Мышка? – спросила девочка.

 - Конечно, я! Кто же еще! Увидела, что ты хочешь ядовитую ягоду сорвать, вот и решила предупредить тебя.

 - Спасибо, Мышка! – поблагодарила Настя. – Но я не знала, что мыши умеют говорить.

 - Я живу в избушке старика-лесовика, он меня и научил вашему языку, - пропищала Мышка. – Я вижу, Настенька, ты не очень-то разбираешься в лесных ягодах – какие съедобные, а какие нет. 

 - Это ты, Мышка, правильно заметила. Я ведь в городе живу, а к бабушке в гости только на каникулы  приезжаю, - объяснила Настя.

 - Что ж, если хочешь, я с тобой  в лес пойду, покажу разные ягоды и грибы, расскажу о них.

 - Конечно, хочу! – обрадовалась девочка.

 - Ну тогда пошли. Я впереди побегу, а ты за мной иди.

            Мышка быстро побежала по тропинке, а Настя пошла за ней. Скоро они оказались в густом лесу, и девочка заметила под елью невысокий  стебелек с крупными оранжево-красными ягодами.

 - Что это за ягоды? – спросила Настя  у Мышки.

 - Это семена ландыша.

 - Ландыша? – удивилась девочка. – А я думала, что у ландыша белые душистые бубенчики.

 - Белые цветочки у ландыша бывают в конце весны и в начале лета, а потом, когда они отцветают, на их месте появляются зеленые ягодки, к концу лета они краснеют. У ландыша и корни, и стебли, и листья, и ягоды – очень ядовитые!

          Настя огляделась по сторонам и заметила куст с крупными сочными алыми ягодами, похожими на вишню.

 - А эти ягоды съедобные или ядовитые? – спросила она Мышку.

 - Очень ядовитые! Называют их волчьими ягодами или волчьим лыком. Собирать их нельзя! – предупредила девочку Мышка.

 - Ой, смотри, Мышка, какая удивительная  ягодка! На глаз с большими  ресницами похожа.

 - А ее так и называют – вороний глаз. Черная  сочная ягодка на зеленой розетке из листьев. Запомни, Настенька, это опасная ягода, ею можно отравиться. Никогда ее не рви!

 - Хорошо, не буду. А скажи мне, пожалуйста, какие ягоды можно собирать?

 - Таких ягод очень много. Это малина и костяника, голубика и черника, калина и земляника. Пойдем, я тебе покажу некоторые из них.

            Мышка привела девочку на поляну. Настя  наклонилась, чтобы сорвать костянику, и вдруг заметила большущий темно-коричневый гриб, края  шляпки которого загибались вверх, а в самой  шляпке блестела дождевая  вода.

            Неожиданно с нижней ветки густой зеленой ели на землю спрыгнула рыженькая белочка, подбежала к грибу, ловко уселась на краю шляпки и стала пить из нее воду, словно из блюдца.

           Настя  с Мышкой с интересом наблюдали за белкой. Та напилась и ускакала в чащу леса.

 - Здорово! – воскликнула Настя. – А скажи, из какого гриба пила воду белка?

 - Этот гриб называется черным груздем – чернушкой. Вообще-то чернушки – съедобные грибы, их мариновать  и солить можно, но этот гриб уже старый, перезрелый. Его рвать не надо. Сейчас мы  других грибов наберем.

          Мышка показала Насте сыроежки, подберезовики и подосиновики. Девочка аккуратно собрала грибы и уложила их в корзинку.        

 - А вот этот гриб я знаю. Он очень ядовитый! – сказала Настенька, указывая на большой  ярко-красный мухомор, шляпка которого было словно  забрызгана белой  известкой.

          Мухомор, не таясь, рос под молоденькой елочкой.

 - Мне бабушка рассказывала, что другие грибочки под листиками таятся, в мох зарываются, ветками прикрываются, а мухомор прятаться не любит.

           Настя  взяла хворостину и хотела сбить с мухомора шляпку, но мышь остановила ее.

  - Ты правильно сказала, что для людей мухоморы опасны, а вот лесные великаны – лоси им лечатся. Так что лучше, Настенька, не трогай мухомор. Пусть себе растет, лесное царство украшает и зверям помогает.

           Долго еще Настя с Мышкой бродили по лесу. Много полезного и интересного узнала девочка. Потом Мышка проводила Настю до дома и вернулась в избушку доброго старичка-лесовичка.

Вопросы к сказке:

1.     О чем рассказала девочке лесная  Мышка?

2.      Почему одни ягоды и грибы есть нельзя, а другие можно?

3.     Какие съедобные ягоды вы знаете?

4.     Какие ядовитые грибы вы знаете? Расскажите, как они выглядят.

5.     Почему нельзя собирать незнакомые ягоды и грибы? 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 4. Сказка «Лиса в заячьей шкуре».

Цель занятия: сформировать основы безопасного поведения с незнакомыми людьми.

        Ребята! Сегодня мы  поговорим с вами о том, как вести себя при встрече с незнакомым человеком. Незнакомый человек – тот, с кем вы лично не знакомы. Представьте себе, что на улице к вам подходит симпатичная  молодая  девушка. Она называет вам по имени, говорит, что работает вместе с вашей мамой, и просит проводить ее до аптеки. Знаете ли вы эту девушку лично? Нет! Вы видите ее в первый раз. Девушка назвала вас по имени? Но ведь ваше имя она могла узнать случайно или спросить кого-то из ваших друзей. То, что девушка говорит, будто знает вашу маму, работает с ней, вполне может оказаться  ложью. Во всяком случае, проверить это вы не сможете. Наконец, вы можете мне возразить, что незнакомая  девушка производит приятное впечатление, у нее открытая улыбка, мягкий  голос. Но ведь это только в сказках у злодеев мерзкая отталкивающая внешность. В жизни преступники внешне выглядят как обычные люди. Они даже могут быть симпатичными и дружелюбными.

           Кстати, в поведении этой незнакомки вас сразу должно насторожить то, что взрослый человек просит помощи у вас – ребенка. Запомните, просьба о помощи – это частая  уловка преступника, особенно похитителя. Взрослые должны обращаться за помощью только к взрослым.

           В ответ на подозрительную просьбу нужно твердо ответить: «Извините, я не могу вам помочь». Побыстрее отойти от незнакомого человека, а может быть, и  убежать.

           Не думайте, что преступниками бывают только мужчины. К сожалению, это не так. Преступником может быть и юная девушка, и пожилая женщина, и даже ваш ровесник.

           Чаще всего преступники обращают внимание на детей, которые гуляют в одиночку. Поэтому ходить на прогулки лучше с друзьями, а еще лучше -  в сопровождении взрослых.

           Представьте, что вы идете по тротуару. Рядом  с вами притормозила машина. Сразу отходите от края тротуара. Никогда не садитесь в машину к незнакомцу. Если незнакомый человек предлагает вам конфету, мороженое, жвачку, игрушку или что-то интересное, отказывайтесь не задумываясь. Не доверяйте ему, не соглашайтесь никуда с ним идти или ехать. Лучше всего совсем не вступайте в разговоры с незнакомыми людьми, постарайтесь вырваться и убежать.

         Одно из самых опасных мест в доме – лифт. Если вы стоите и ждете лифта, а в этот момент к вам подходит незнакомец, ехать с ним в лифте ни в коем случае нельзя. Нужно быстро выйти из подъезда на улицу и постараться некоторое время побыть в людном месте, где можно попросить помощи. Конечно, прежде всего это отделение полиции, затем это банк, крупны магазин, больница – любое место, где у входа есть охранники. Такие места в городе называются «островками безопасности».

         Работа со сказкой «Лиса в заячьей шкуре».

          Веселились как-то зайчата на зеленой лесной полянке. В прятки играли, в догонялки, прыгали, через голову кувыркались. А тетушка Сорока на ветке сидела и наблюдала за их игрой.

          Шла мимо Лиса. Увидела зайчат, обрадовалась: «Вон сколько сразу малышей-несмышленышей. Не останусь без сегодня!» Только хотела схватить одного зайчонка, как Сорока заприметила рыжую разбойницу и страшный крик подняла.

 - Разбегайтесь поскорей, зайчата! Лиса близко, вас съесть хочет!

           Услыхали малыши ее крик и мигом в разные стороны разбежались, будто горошины рассыпались. Ни одного зайчонка Лиса не поймала. Думала она думала и придумала, как зайчатиной полакомиться.

            Прибежала Лисавета в свою нору и вытащила оттуда шкурки зайцев, которых она давно съела. Как вы думаете, зачем? А затем, что решила хитрая Лиса сшить себе заячью шубку, нарядиться в нее и притвориться зайцем, чтобы зайчата ее не испугались и не разбежались. Да как шубейку сшить? Нитки да иголка нужны.  «Пойду, - думает, - к Ежику, у него иголок много, попрошу одну».

            Пришла Лиса к норке под сосной, где Ежик с ежатами живет. Зарычала, лапками застучала, стала ежика звать: «Выходи, колючий, из норы, дай мне одну иголку, а не то съем и тебя, и твоих деток». Ежик испугался  и дал Лисе иголку. Где нитки добыть? Побежала Лиса в деревню, постучала с оконце крайней избушки, где одинокая старушка жила, и говорит:

 - Дай мне, бабушка, нитку. Если не дашь, всех твоих курочек перетаскаю и съем.

           Старухе делать нечего, она и дала Лисе нитку, да только не новую, а старую.

           Уселась Лиса на пенек и сшила себе из заячьих шкурок шубейку. Пришила к ней длинные уши, короткий хвост, натянула шубейку на себя и стала похожа большого зайца.

 - Теперь меня зайчата не узнают! – обрадовалась рыжая  плутовка.

           Побежала она на полянку, где зайки резвились. Вышла из-за орехового куста и говорит:

 - Здравствуйте, братики-зайчики! Примите меня в игру!

           Удивились зайчата: никогда они такого большого зайца не видели. Заметила и осторожная  Сорока незнакомца и тут же громко застрекотала:

 - Зайчатки-ребятки! Будьте осторожны. Сдается  мне, что этот заяц не настоящий!

 - Почему, тетушка Сорока? – удивились зайчата.

 - Потому что ваши шубки серенькие, летние, а у него белая – зимняя.

 - Да не успел я еще шубку сменить, глупая  птица! – солгала Лиса. – Так принимаете меня в игру или нет?

 - Принимаем, принимаем! – согласились доверчивые малыши.

         Сорока опять за свое:

 - Везде я летаю, всюду бываю, а таких больших зайцев что-то не видывала.

         Хитрая  лисица ей в ответ:

 - Я не простой заяц! Я на волшебной поляне рос, заколдованную траву ел. Кто этими травками полакомится, тот большим вырастет, сильным. Ни волк, ни медведь ему страшны. Хотите, я вас на эту полянку отведу?

 - Хотим! – хором зайчата отвечают.

          А Сорока стрекочет:

 - Ох, чует мое сердце беду! Не верьте незнакомцу, не ходите с ним!

          Но зайчата и слушать Сороку не стали.

 - Веди нас, заяц, на заколдованную поляну. Хотим большими и сильными стать!

        А Лиса рада-радешенька!

 - Идите, братики, за мной!

         Сама думает: «Заведу несмышленышей в свою нору, а там и съем всех до одного». Хотела Лиса вперед поскакать, как настоящие зайцы скачут, только подпрыгнула, а старые нитки раз – и лопнули. Шубейка с Лисы свалилась, и зайчата увидели не большущего зайца, а рыжую разбойницу Лису.

        Разбежались малыши во все стороны, только их Лиса и видела. Так ни с чем в свою нору и вернулась.

Вопросы к сказке:

1.     Как Лиса хотела перехитрить зайчат?

2.     Почему Сорока не  поверила, что перед ней настоящий заяц?

3.     Чем закончилась сказка?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 5. Сказка «Девочка, которая любила сидеть на подоконнике».

Цель занятия:  сформировать основы безопасного поведения у открытых окон и на балконах.

       Ребята, сегодня мы поговорим о правилах безопасного поведения  у окна в помещении. Падение из окна является  одной из основных причин детского травматизма и смертности. Дети очень уязвимы перед открытым окном! Как правило, из окон чаще всего выпадают дети до 5 лет, которые от природы любознательны, но еще не умеют прогнозировать риски. Однако все это вовсе не означает, что нужно забыть о правилах безопасности детям других возрастов.

        Обращаю ваше внимание, что в любом помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Дети не должны оставаться  одни в комнате с открытым окном или балконом, выходить на балкон без взрослого, близко подходить к открытому окну. Также очень опасно перегибаться  через перила. Если внизу происходит что-то интересное, лучше спуститься вниз по лестнице.

         Так чем же так опасно открытое окно? (заслушиваются  ответы детей). Не менее опасным местом может оказаться  подоконник: если открыто окно, нельзя вставать, садиться или ложиться на него, а также высовываться  из окна. Нельзя  подставлять стул или иные предметы мебели, чтобы забираться  на подоконник, пытаясь открыть для себя лучший  вид из  окна. Во всех этих случаях можно в любую секунду потерять равновесие. А ведь ты  не ходишь постоянно с парашютом и не имеешь на спине пропеллер, как Карлсон, верно?

          Следует помнить, что антимоскитные сетки не защитят от падения. Они предназначены для того, чтобы не пропускать в помещение насекомых, но не более. У ребенка возникает ложное ощущение надежности такой сетки, а потому он может опереться  на нее и выпасть вместе с сеткой из окна.

Что делать, если вы стали свидетелем того, как ребёнок выпал из окна?

      Если вы стали очевидцем, то первым делом необходимо попробовать самим или попросить кого-то из взрослых вызвать скорую медицинскую помощь, подробно описывая случившее, ведь на вызов о выпадения из окна отправляют реанимационную бригаду. 

      До приезда скорой главное – не навредить малышу. Ребёнка, упавшего с высоты, необходимо накрыть тёплым одеялом и стараться не трогать, как бы сложно это ни было, ведь любые действия могут навредить – может быть сломан позвоночник и в этом случае неправильная транспортировка усугубит ситуацию. Может случиться так, что в момент поворота пострадавшего произойдёт рефлекторная остановка дыхания или сердцебиения. У медперсонала на такой случай есть специальное оборудование.

      Исключением в данном случае является бессознательное состояние ребёнка, а во рту есть инородное тело, рвотные массы или кровь. В этой ситуации малыша необходимо аккуратно положить на бок. Очевидцу, до прибытия скорой помощи, особенно если он оставил свой номер телефона при вызове бригады, лучше не покидать место происшествия, чтобы врачи смогли быстрее найти пострадавшего.

Работа со сказкой «Девочка, которая любила сидеть на подоконнике».

       Жила-была обычная  девочка. Звали ее Каринка. Жила она в высоком доме на четвертом этаже. И была у Каринки такая забава: залезет она на подоконник и наблюдает за животными, растениями, прохожими, особенно, когда они об этом не знают.

       Это действительно было интересно. Каринка замечала, как по-разному двигались люди, как странно разговаривали птички, как они клевали зернышки. Девочка знала, что собака и котик, жившие во дворе, были лучшими друзьями. Кот приносит собаке пойманную мышь на завтрак, делился.

        Мама беспокоилась. Говорила дочери, что опасно выглядывать из окна, сто можно упасть вниз и сильно удариться или поломать руки-ноги.

         Каринка не понимала, как такое может случиться.

 - Ну что тут такого страшного, - думала она. – Я падала и  с кровати, и с дивана, даже со шкафа. Ну и что, все ранки все равно заживают. Ну, немножко дольше лететь из окна. Подумаешь… И чего взрослые так переживают?

         И когда никто из родителей не мог ее видеть, она влезала на подоконник и смотрела во двор. 

         Однажды летом окно в родительской  спальне оставила открытым, чтобы проветрить комнату. Каринка незаметно вошла, чтобы  заняться  любимым делом – наблюдать из окна за происходящим во дворе. Мама с папой разговаривали в это время  в другой комнате и не заметил отсутствия  дочери. 

          Девочка уселась на подоконник. Рядом стоял горшок с любимым цветком мамы. Каринка хотела наклониться, чтобы понюхать цветок, но вдруг рука ее дернулась и горшок полетел вниз с четвертого этажа. Да так ударился  о землю, что превратился в мелкие-премелкие кусочки! Девочка чуть не плакала.

          «О, бедный цветок! Ему, наверно, было очень больно, когда он упал. Это любимый цветок мамы. Что де я наделала? – подумала Каринка и  слезла с подоконника. – Надо спуститься во двор и посмотреть, можно ли спасти цветок».

           Каринка подошла к маме, рассказала о том, что случилось, и попросила ее вместе с ней  спуститься во двор. Мама расстроилась, но была рада, что  с дочкой ничего не произошло:

 - Хорошо, что бы жива, хотя плохо, что не послушалась меня. Я тебе не хотела раньше говорить, но после таких падений люди не возвращаются  к живым, а уходят в другой мир.

 - И мы их больше никогда не увидим? – спросила со слезами на глазах Каринка.

 - Никогда, - ответила мама.

            От керамического горшка ничего не осталось, земля  разлетелась вокруг, а рядом валялся  сломанный цветок. Спасти его, казалось, невозможно. Но мама все таки предложила взять один листочек. Дома она поставила его в стакан с водой. Через несколько недель, на радость всем, появились корешки.

            С тех пор Каринка не влезала на подоконник, а только стояла у окна и заглядывала в небо. Не хотелось ей повторения печальной истории. А на прохожих и проделки обитателей двора она наблюдала теперь не из окна,  а с детской площадки. Между прочим, здесь было гораздо интереснее, потому что можно было не только наблюдать, но и самой  участвовать в происходящем.

Вопросы  к сказке:

1.     Как вы думаете, если бы девочка не села на подоконник, упал бы горшок с цветком?

2.     Как вы думаете, опасно ли сидеть на подоконнике перед раскрытым окном? Почему?  (Ребенок выскажет сове отношение к опасности. Здесь важно дать малышу возможность самостоятельно оценить ситуацию, сравнит с личным опытом и сделать выводы).

3.     Если бы вниз на землю с окна упал не горшок с цветами, а живой человек, что бы с ним произошло?

4.     Как вы думаете, почему произошла такая неприятность? Нужно ли прислушиваться  к замечаниям и предостережениям взрослых? (В ответе можно услышать отношение ребенка к предупреждениями об опасности и замечаниям взрослых).

5.     Подумайте и сочините свое окончание сказки после того, как девочка получила от родителей предупреждение, что опасно сидеть на подоконнике. (В ответе дети могут сами либо  с помощью взрослого смоделировать свой вариант развития  событий, что расширит понимание, пусть и теоретическое, этой ситуации).

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Существует и другая классификация детского травматизма – возрастная

Существует и другая классификация детского травматизма – возрастная

ЗАНЯТИЕ 1. Сказка о том, как

ЗАНЯТИЕ 1. Сказка о том, как

Как это почему? Еще бы минута и тебя бы переехал локомотив! -

Как это почему? Еще бы минута и тебя бы переехал локомотив! -

И паровозик Пых, дождавшись зеленый сигнал семафора, весело помчался по рельсам

И паровозик Пых, дождавшись зеленый сигнал семафора, весело помчался по рельсам

Помни: железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности для ребенка любого возраста!

Помни: железнодорожные пути являются зоной повышенной опасности для ребенка любого возраста!

ЗАНЯТИЕ 2. Сказка «Золотая рыбка»

ЗАНЯТИЕ 2. Сказка «Золотая рыбка»

Я к реке сбегу с пригорка, Удочку заброшу

Я к реке сбегу с пригорка, Удочку заброшу

Но самое удивительное было то, что голову рыбку украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками

Но самое удивительное было то, что голову рыбку украшала золотая корона, усыпанная мелкими сверкающими камешками

Ванюша, здесь дно плохое – вязкое, илистое, а на дне осколки и жестянки ржавые

Ванюша, здесь дно плохое – вязкое, илистое, а на дне осколки и жестянки ржавые

Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга, купаться без присмотра взрослых? 2

Почему нельзя шалить в воде, хватать друг друга, купаться без присмотра взрослых? 2

ЗАНЯТИЕ 3. Сказка «Советы лесной

ЗАНЯТИЕ 3. Сказка «Советы лесной

Ах, какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они?» - подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду

Ах, какие хорошенькие ягодки! Сейчас попробую, сладкие ли они?» - подумала девочка и протянула руку, чтобы сорвать ягоду

Мышка быстро побежала по тропинке, а

Мышка быстро побежала по тропинке, а

Настя с Мышкой с интересом наблюдали за белкой

Настя с Мышкой с интересом наблюдали за белкой

ЗАНЯТИЕ 4. Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

ЗАНЯТИЕ 4. Сказка «Лиса в заячьей шкуре»

Одно из самых опасных мест в доме – лифт

Одно из самых опасных мест в доме – лифт

Старухе делать нечего, она и дала

Старухе делать нечего, она и дала

Веди нас, заяц, на заколдованную поляну

Веди нас, заяц, на заколдованную поляну

ЗАНЯТИЕ 5. Сказка «Девочка, которая любила сидеть на подоконнике»

ЗАНЯТИЕ 5. Сказка «Девочка, которая любила сидеть на подоконнике»

До приезда скорой главное – не навредить малышу

До приезда скорой главное – не навредить малышу

Однажды летом окно в родительской спальне оставила открытым, чтобы проветрить комнату

Однажды летом окно в родительской спальне оставила открытым, чтобы проветрить комнату

Вопросы к сказке: 1.

Вопросы к сказке: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2020