УДК 004.492.4
Люшненко А.А.,Учитель математики
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27» г.Белгород
Асеева Н.А., учитель физики
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №27» г.Белгород
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ»
Методическая разработка мероприятия интеллектуальная игра «Безопасный Интернет» проводится на классном часе.
Актуальность данной разработки обусловлена тем, что на сегодняшний день средства массовой информации становятся одним из важнейших институтов социализации нового поколения наряду с институтом семьи и школы, поэтому проблема обеспечения информационной безопасности в образовании и семье оказывается в центре внимания общества.
Чтобы уберечь детей от негативного влияния компьютерных сетей и обезопасить их от Интернет мошенничества необходимо повысить уровень информационной культуры не только среди подростков, но в первую очередь, среди родителей.
Методическая разработка квиз-игры
предназначена для учащихся
6-7 классов, возраст 11-13 лет, и их родителей.
Использование данной формы работы дает возможность привлечь внимание родителей к проблеме компьютерной зависимости детей; позволяет обобщить их знания в области Интернет безопасности, а также формирует навыки противодействия Интернет угрозам, защиты персональных данных.
Выполнение различных видов заданий в процессе квиз-игры способствует развитию логического мышления участников, их внимания, умения прогнозировать свое поведение в сети Интернет.
Данная методическая разработка может быть использована в практике педагогических работников разных категорий: классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-организаторов, старших вожатых, воспитателей ГПД и др.
Цель игры: формирование информационной культуры детей, обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в сети Интернет.
Задачи:
- систематизировать знания детей в области Интернет безопасности по направлениям: 1) обработка персональных данных; 2) мошенничества, в том числе мобильные; 3) заражение компьютера и мобильных устройств; 4) общение в Сети; 5) общая компьютерная грамотность; 6) навыки и осознанные подходы к противодействию Интернет угрозам;
- продемонстрировать важность взаимодействия детей с учителями и родителями, особенно в критических и неприятных ситуациях;
- способствовать развитию логического мышления, внимание, умение прогнозировать свое поведение в сети Интернет в процессе выполнения различных видов заданий.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, столы, стулья по количеству участников.
Основная часть
Идея игры: команды выполняют различные задания и получают баллы за правильные ответы. Данный вид деятельности предусматривает решение нестандартных задач в ограниченном пространстве за определенный отрезок времени. Игра предполагает прохождение участниками пяти модулей.
Организационный момент.
Участники делятся на 2 команды.
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые учащиеся. Сегодня у нас с вами необычный классный час – интеллектуальная игра про Интернет безопасность!
В нашей игре участвуют две команды. Представьтесь, пожалуйста!
Сегодня каждая команда должна проявить свою сообразительность, показать свою эрудированность, быть внимательной, и только одна из вас получит звание «Знатоков».
Ваш результат – количество заработанных баллов, которые будут подсчитаны в конце игры.
Итак, мы начинаем.
На беду компьютер Мишка раздобыл,
Что такое свежий воздух позабыл!
И теперь он дни и ночи напролет
С виртуальным хулиганом бой ведет.
Он с компьютером играет в дурака
И раскладывает карты «паука».
Позовет к себе невидимых гостей
И играет с ними в карты, дуралей!
На охоту он давно не выходил,
Запах пищи, вкус воды совсем забыл!
Он осунулся и очень похудел –
Игровой азарт медведя одолел.
Не осталось у него медвежьих сил,
И сейчас его бы заяц победил!
Как с компьютером беднягу развести?
Как Мишутку от напасти нам спасти? (Бацанова Н.)
Современный ребёнок, как наш Мишка в стихотворении, рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техники. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а мирно сидят дома за компьютером. В результате взрослые порой не подозревают, какую информацию черпает их ребёнок из интернета. Они не догадываются, что машина становится для ребёнка не только «няней» или источником знаний, но и начинает эмоционально заменять ему родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. Определение термина «информационная безопасность детей» содержится в Федеральном законе №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», регулирующем отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию». Согласно данному закону, «информационная безопасность детей» – это состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. В соответствии с Федеральным законом №436-ФЗ информацией, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, является:
- информация, запрещенная для распространения среди детей;
- информация, распространение которой ограничено среди детей определенных возрастных категорий.
Итак, разыгрываем право первого хода! Нужно разгадать ребус, смотрим на экран:
Умнички, это слово «Безопасность»! Мы определили команду, которая сделает первый ход. Прошу вас выбрать из следующих модулей цену вопроса!
Каждый модуль своими вопросами приводит к определенным правилам поведения в сети Интернет, к примеру, модуль «Мошенники и преступники».
Формулируем правило № 1: Многие люди рассказывают о себе в интернете неправду. Общайся в интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники). Из правила вытекает следующее: «Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в интернете».
Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
Ты на встречу не иди!
Итак, модуль «Вредоносные программы»
Мрачный врач компьютер вынес
Из квартиры на руках.
Он сказал: «Ужасный вирус…
Всей системе – полный крах»
«Нахватала с почтой спама…»,
- Причитала в спальне мама.
«Доигрался! Крах!! Конец!!!»
- Закричал в сердцах отец.
Тихо бабушка сказала:
«Может, плохо протирала?»
«Нет, - печально буркнул дед,
- Я залазил в Интернет!»
Я шепнул, потупив взор:
«Я… чихнул на монитор!» (Анохина Е.)
О безопасности своего компьютера должен заботиться каждый, поэтому необходимо знать названия антивирусных программ, их логотипы.
Итак, модуль «Персональные данные»
Стало модно говорить,
Чтоб себя нам защитить-
Хорошо б молчать о том,
Кто таков и где твой дом! (Игорь Данилов)
Формулируем правило № 2: Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
Итак, модуль «Ребусы»
Отгадывая ребусы, мы развиваем логическое мышление. Ну и конечно, зарабатываем баллы.
И заключительный модуль – это «Этикет в Интернете»!
С грубиянами в сети-
Разговор не заводи
Ну и сам не оплошай
Никого не обижай!
Итоги
Вот и подошла к концу наша Игра.
Какова была тема нашего мероприятия?
Верно, «Безопасный Интернет».
Что вы запомнили?
Закрепляем правила, которые сформулировали в ходе игры:
1. Помни, что многие люди рассказывают о себе в интернете неправду.
2. Общайся в интернете с теми, кого ты знаешь лично (друзья, одноклассники).
3. Не встречайся с людьми, если ты познакомился с ними в интернете.
4. Не размещай личную информацию о себе, семье и свои фотографии.
5. Подбирай надежный пароль и никому не сообщай его.
6. Каждый компьютер должен быть защищен антивирусной программой.
7. Будь вежлив.
Итак, итоги игры (озвучиваются результаты). Спасибо всем за отличную игру!
Заключение
Проведение квиз-игры позволило привлечь внимание детей к проблеме компьютерной зависимости; обобщить знания в области Интернет безопасности; сформировать навыки противодействия Интернет угроз, защиты персональных данных, заражения компьютера и мобильных устройств. Данное мероприятие – профилактика информационной безопасности учащихся, которое прививает навыки культурного, ответственного и безопасного общения в сети Интернет.
© Люшненко А.А., Асеева Н.А., 2021
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.