Безотметочное (но не безоценочное!) обучение в I классе
Для многих учителей и родителей безотме- точное обучение — плод воображения или экспериментальных изысков ученых-пси- хологов, весьма далеких от повседневной жизни. Однако если говорить о безотме- точном обучении в I классе, то это требова- ние законодательно оформлено в совре- менных документах. Однако сегодня безот- меточное обучение в I классе — лишь дек- ларация, и оно будет оставаться таким до тех пор, пока в руках учителя не появится реальная технология — инструмент орга- низации безотметочного оценивания на на- чальном этапе обучения. В настоящее вре- мя каждый учитель выходит из этой не- простой ситуации по-своему, решая проб- лему без должной методической поддерж- ки, иногда заменяя одни отметки на дру- гие, баллы на ордена, похвальные листы или печати и карточки с изображением зайчиков, солнышек и т.д.
Необходимо, чтобы учитель принципи- ально изменил процедуру оценивания, ор- ганизовав его как совместное действие, пос- тепенно передавая инициативу оценки уче- нического действия в руки самого ребенка. Именно в этом состоит суть технологии бе- зотметочного обучения, которое не являет- ся безоценочным.
Но именно это положение часто не на- ходит полной поддержки как со стороны ряда родителей, так и некоторых учителей. Безотметочное обучение — это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки суще-
ствующей «отметочной» системы оценива- ния, перечисленные ниже.
1. Отметка не дает полноценной воз- можности для формирования у учащихся оценочной самостоятельности, которая се- годня признана ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования.
2. Отметка является малоинформатив- ной. В силу формализованности и скрыт- ности критериев отметки по ней часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя опреде- лить вектор дальнейших усилий — что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ученика.
3. Отметка затрудняет индивидуализа- цию обучения, так как учителю трудно за- фиксировать и положительно оценить ре- альные достижения каждого конкретного школьника в сравнении с предыдущими ре- зультатами его обучения. Даже если учи- тель склонен к оценке индивидуального ре- зультата ребенка, говоря, например: «Для тебя три ошибки — это хорошо, ты моло- дец!» — то официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить три») сводит не нет все старания педагога.
4. В отметках сосредоточена вся власть взрослых, так как:
• отметки сменили множество форм фи- зического наказания в школах, перело- жив часть педагогического воздей- ствия на родителей (пусть родители
решают, какие им принимать меры вос- питания);
• отметки — это прежде всего контроль за процессом учения детей;
• сформировалось недоверие к детям в том, что они смогут учиться без подсте- гивания;
• отметки стали олицетворять всю лич- ность ребенка — его нравственность, интеллект, направленность (хорошим учеником считается тот, кто получает хорошие отметки, плохим — плохие);
• право выставления отметок имеет толь- ко учитель.
5. Отметка стала главным и единствен- ным средством общения между школой и семьей. Для ребенка плохая отметка — предвестник неприятностей в семье.
6. Отметка — валютная купюра на школьном и семейном рынках. Часто детям отметки нужны не как действительные из- мерители их знаний и умений, а как валюта, на которую можно приобрести чуть больше свободы, более доброе и доверительное рас- положение к себе близких, товарищей, ка- кие-то льготы, получить в подарок игруш- ку, прогулку и т.д. Ребенок хочет получить высокую отметку любой ценой, независимо от того, заслуживает он ее или нет.
7. Отметка — способ соревнования де- тей. Соревновательность — полезное чувство, но отметка в действительности вы- зывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащих- ся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения.
Рассмотрев отрицательную сторону от- меток, необходимо перечислить аргументы за безотметочное обучение.
1. У учащихся отсутствует страх. На уроках царит свобода мысли, сотрудничест- во как с учителем, так и между учащимися. Отметка как мотив учения исчезает, и пос- тепенно формируется главный познава- тельный мотив.
2. Отсутствие отметок позволяет ребен- ку открыто сказать о своем незнании. Для мотивированного обучения ученику необ- ходимо определить качество его знаний: что ему удается и как, какие проблемы в своих знаниях и умениях следовало бы воспол- нить и каким образом это можно сделать.
3. Отсутствие отметок дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную деятельность. Выпадение любого из компонентов учебной деятельности (в том числе контроля и оценки) делает ее не- полной и неполноценной. Сильный оценоч- ный компонент со стороны прежде всего са- мого школьника и его товарищей обяза- тельно обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможнос- тях, формирует интерес к познанию.
4. Отсутствие отметок положительно скажется и на конкретных предметных зна- ниях и умениях учащихся. Однако, как бы школьники ни научились контролю и оцен- ке (самоконтролю и самооценке), все равно им хочется знать учительскую оценку, чувствовать оптимистическое и чуткое от- ношение к себе педагога, чья контрольно- оценочная деятельность в педагогическом процессе никогда не должна быть прекра- щена, она не должна и слабеть, а должна только качественно меняться. Основная за- дача педагога — обращать внимание школь- ников на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотрудничес- кие формы общения и развивая самостоя- тельность и чувство свободного выбора.
Организуя безотметочное обучение пер- воклассников, мы ориентируемся на основ- ные результаты образования на конец I клас- са, сформулированные А.Б. Воронцовым.
1. К концу переходного этапа у учителя должны сложиться отношения доверия как с детьми, так и с их родителями.
2. У первоклассников должны сложить- ся отношения учебного сотрудничества. Они должны пытаться решать возникшие проблемы неагрессивно, проявляя само- критичность и дружелюбие.
3. Уже к концу I класса дети могут пы- таться строить свое действие с учетом действий партнеров; обнаруживать разли- чие эмоциональных состояний участников совместного действия.
4. Ученики могут стать инициативными в: а) поиске недостающей информации с помощью «умных» вопросов; б) предложе- нии партнеру плана совместного действия; в) организации совместного действия.
Достоинства взаимообучения Недостатки взаимообучения
Для ребенка-учителя
Находясь в позиции учителя, ребенок часто усваивает те знания и умения, которые не мог или не стал осваи7 вать, находясь в позиции ученика;
усвоенные знания, после того как они были преподаны другим, становятся значительно более глубоко понят7 ными и систематизированными;
освоение социальных навыков помощи, поддержки, положительного оценивания;
изменение поведения благодаря социальной фиксации доверия взрослых;
рост самоуважения и самодисциплины за счет освое7 ния позиции лидера, влияющего на реальное благопо7 лучие других людей;
более уважительное отношение к учителям Ребенок7учитель имеет меньше времени на изучение нового учебного материала, возможно сокращение объема знаний, которые он в состоянии был бы осво7 ить за это же время
Для ребенка-ученика
Ребенок получает больше индивидуального внимания и эмоциональной поддержки;
растет мотивация учения;
школа доставляет ребенку большее удовольствие; усвоение учебного материала в целом не хуже, а не7 редко и лучше, чем при работе с учителем обогащаются навыки общения с другими детьми Возможно грубое, оскорбительное поведение ребенка7 учителя;
возможна неквалифицированная, неадекватная по7 мощь;
недостаток внимания взрослого для некоторых детей нежелателен и болезнен
Для учителя
Учитель может более рационально распределять свое время и внимание, помогая гораздо активнее детям с личностными и интеллектуальными проблемами; учителя тратят меньше времени на преодоление дис7 циплинарных трудностей;
ученики, имеющие собственный опыт учительства, от7 носятся к учителям более уважительно Трудно наладить взаимообучение как постоянно действующий механизм;
учителям трудно контролировать процесс взаимообу7 чения;
в случае неудачи ребенка7учителя процесс переучива7 ния его ученика более сложен, он должен включать элементы коррекционной работы с эмоционально травмированным ребенком
5. В области контроля и оценки своих действий ученики способны: а) оценивать свою работу по заданным педагогам крите- риям с помощью принятых в классе спосо- бов; б) соотносить свою оценку с оценкой учителя; в) обнаруживать совпадение, сходство и различие результата своих действий с образцом; г) пользоваться «дос- кой достижений».
6. Ученики должны выработать и овла- деть средствами (знаки, жесты) для обеспе- чения взаимодействия друг с другом в рам- ках принятых норм.
Таким образом, при переходе от до- школьного к младшему школьному возрас- ту основной акцент в деятельности детей
должен делаться не на продвижении в предметном материале, а на осмыслении и освоении норм и способов сотрудничества, форм оценивания, укладов школьной жиз- ни, способов общения, с помощью которых ученики на следующем этапе будут актив- но осваивать предметное содержание. В этот период освоение учебного материала совершается мелкими шагами, объем его незначителен. Ученики как бы накаплива- ют потенциал для того, чтобы в дальней- шем сделать резкий рывок в предметном содержании.
Охарактеризуем приемы педагогичес- кой технологии, используемые при безот- меточном обучении в I классе.
Взаимообучение. Постановка ребенка в позицию учителя позволяет создать усло- вия для развития у него теоретической по- зиции: ведь обучая другого, он должен бу- дет выделить способ выполнения той или иной деятельности и структурировать его, найти адекватные варианты передачи его своим ученикам. В этом случае школьник получает возможность освоить не только исполнительскую, но и контрольно-оценоч- ную часть совместного действия. Предста- вим достоинства и недостатки взаимообу- чения в виде таблицы (см. с. 105).
Тетрадь продвижения. Лучше исполь- зовать такие тетради при анализе одно- типных заданий, чтобы иметь возмож- ность увидеть степень продвижения уче- ников. Например, учитель проводит дик- танты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству допущен- ных ошибок.
Безударные гласные (15 слов)
Без ошибок 1 ошибка
2 ошибки
3 ошибки
4 ошибки
5 ошибок
10.10 05.11 08.12 20.01 15.02
Такие тетради продвижения помогают:
• формировать у учащихся навык само- контроля и самооценки;
• наглядно увидеть процесс формирова- ния предметного знания у учащихся и обеспечить его целенаправленную и своевременную коррекцию;
• сделать оценку содержательной и для ученика, и для родителей;
• сделать оценку работы оптимистичной для ученика, который наглядно видит свои результаты;
• сделать тетрадь «справочником изучен- ного»;
• обеспечить соблюдение принципа пре- емственности в обучении.
При четких критериях отметки можно наглядно видеть, какая тема усвоена ребен- ком не в полной мере.
Папка достижений готовится ребенком для родителей в конце года. В нее можно
вложить лучшие работы по разным направ- лениям: рисунки, образцы каллиграфичес- кого письма, успешные контрольные зада- ния и т.д. Ученик может сам написать нем- ного о том, что дал ему первый год школь- ной жизни.
Характеристика на ребенка, которая адресована прежде всего самому ученику. В ней указываются положительные лич- ностные качества первоклассника, его ус- пехи в учебе, достижения в разных сферах деятельности. Заканчивается характерис- тика пожеланиями на следующий учеб- ный год. Характеристика зачитывается публично, дополняется одноклассниками, а затем вкладывается в папку достижений. Например, в конце учебного года педагог может подарить каждому ученику открыт- ку, где написано: «Юля! Мне очень нра- вится в тебе... Хотелось бы, чтобы в следу- ющем году...»
Оценка — не отметка. Учитель оцени- вает работу школьников словами, интона- цией: жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками.
Расширение поля оценки. Учитель мо- жет увеличить свой «оценочный арсенал» с помощью записей в дневник (папку дости- жений), вручения грамот, доски почета и т.д. Важно, чтобы ученики обязательно участвовали в оценке работы своих одно- классников: вместе аплодировали, оформ- ляли грамоты и т.д.
Знакомство детей с критериями. На уроках необходимо обсудить проблему оценки. Полезно, чтобы каждый ученик сам оценил свою работу и сравнил свою оценку с учительской, чтобы школьники оценива- ли работы друг друга.
Своя «валюта» позволяет решить проб- лему оценивания кратких ответов с места, удачных реплик и вопросов. Подкрепить успех нужно! Например, за удачный ответ ученик получает красный кружок. Накопив пять кружков, учитель дает ему большой кружок, накопив пять больших кружков — учитель делает запись в дневник, папку дос- тижений и т.п. Этот прием вводится на не- которое время, если требуется расшевелить пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать учитель уходит от этого приема.
Для обеспечения плавного перехода к отметочному обучению можно использо- вать следующие приемы:
Райтинг (от англ. right — правильно) вводится на период согласования критери- ев отметки. Ученик сначала сам ставит от- метку за работу, затем ее оценивает учи- тель. Отметки записываются дробью, нап- ример: 4/5. Через некоторое время числи- тель и знаменатель все чаще совпадают. Прием полезен и для приучения ученика к регулярному оцениванию своего труда.
Защитный лист, в который ученик до урока записывает свою фамилию, если он неготов к ответу. Теперь он может быть уве- рен, что его сегодня не спросят. Учитель, подшивая листы, держит ситуацию под контролем.
Отсроченная отметка. Неудовлетвори- тельную отметку можно сразу не выстав- лять в журнал, ограничившись оценочным суждением и дав тем самым ученику допол- нительное время для подготовки.
Кредит доверия может использоваться, например, при выставлении спорной четве- ртной оценки: «Давай попробуем поставить тебе высокую отметку, а в следующей чет- верти станет ясно, насколько мы были пра- вы». Дети ценят доверие!
Нами сформулированы правила оце- ночной безопасности, список которых яв- ляется открытым, постоянно дополняется и уточняется.
• Не скупиться на похвалу (необязатель- но словесную: часто достаточно улыб- ки, одобрительного кивка и т.д.).
• Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение. Вместо «Ты сделал три ошибки в этом примере» продук- тивнее сказать: «Давай с тобой найдем в этом примере три ошибки».
• Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на
нем. Необязательно сообщать ученику о его чудовищном неуспехе: «При чте- нии ты ошибся в восьми словах!» Луч- ше сказать: «В этом рассказе двадцать слов. Ты прочитал верно двенадцать слов. Победа уже близка!»
• Ставить перед ребенком только конк-
ретные цели. Вместо инструкции:
«Постарайся быть внимательным и не пропускать букв» эффективнее уста- новка: «В прошлом диктанте ты про- пустил шесть букв, сегодня — только пять. Если завтра ты пропустишь четы- ре, а послезавтра — три, то к пятнице ты напишешь диктант без ошибок!»
• Перед маленьким школьником надо
ставить не более одной задачи. Если вы сегодня ставите задачу — не забыть точки в конце предложения, — то прос- тите ему, что он забыл, как пишется заглавная буква Д.
• Формула «опять ты НЕ...» — верный способ выращивания неудачника.
• Взрослый, начни практику оценочной безопасности с собственной само- оценки.
Приемов педагогической технологии ве- ликое множество. Они являются результа- том местного творчества учителей, объеди- ненных любовью к своему делу и професси- онализмом.
РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отмет- ка. М., 1980.
Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: Обра- зовательная система Д.Б. Эльконина — В.В. Да- выдова. М., 2002.
Цукерман Г.А. Оценка без отметки. М., 1999.
Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.