Безработица. Технологическая карта урока

  • docx
  • 01.11.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала тех карта урока.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Автор: Попова Анастасия Алексеевна

МОБУ «Подколкинская СОШ»

ПРЕДМЕТ: Обществознание

Тема: Безработица

Цель: Изучить материалы по теме безработица, ознакомится с законодательной базой и методами успешного трудоустройства

Тип: Изучение нового материала, комбинированный с элементами исследования.

Планируемые результаты

Предметные: определять, что такое спрос и предложение и как они действуют на рынке труда; виды безработицы; как государство регулирует занятость населения; оценивать действия субъектов социальной жизни; формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам.

Метапредметные: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в Документе – «Закон РФ о занятости населения в Российской Федерации»; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения, вести дискуссию.

Личностные: вступать в речевое общение с учителем и сверстниками, участвовать в диалоге; работать с книгой; документами, взаимодействовать с окружающими; работать в пара,формулировать вопросы.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в парах. (Учитель выступает в роли тьютера.)

Методы, приемы организации учебной деятельности: частично-поисковый, сократическая беседа, интерактив.

Межпредметные связи: профориентация.

Ресурсы урока: Конституция РФ, местная газета

Учебно-методический комплекс: учебник Обществознания 8 класс.

Опорные понятия, термины: Рынок труда, занятость, безработица

ХОД УРОКА

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА

Мотивационно - целевой

Целеполагание. Создание условий для решения учебных задач. Обнаружение затруднений.

На основе проблемной ситуации формулируют тему и определят задачи урока. Выявляют затруднения и формулируют этапы процесса познания.

Проблемный вопрос:

Определите трудовой статус гражданина РФ:

ü  Гражданин К… работает на заде Н… В течении 20 лет занимает должность инженера.

ü  Гражданина В… работающего на заводе Н… сократили в связи с уменьшением производства.

 

 

(учащиеся по жизненной ситуации определяют два понятия: работающий и безработный)

 

Рассмотрим эпиграф к уроку:

 

Томас Карлейль писал: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы»

 

-Подумайте и назовите основные понятия, встретившиеся в данных высказываниях

-Назовите проблему или область общественной жизни, которая касается этих понятий

-Исходя из всего сказанного, как мы можем сформулировать тему урока?

-Назовите проблему или область общественной жизни, которая касается этих понятий

-Вывод: (определение проблемы) Безработица – спутник рыночной экономики.

- Рассмотрим график, какие экономические факторы присущи каждому возрасту (Приложение 1)

 

 

 

Примерные ответы учеников

 

 

(Бездействие, безделье, работа)

(отсутствие работы, безработица).

 

(Безработица).

 

 

(отсутствие работы, безработица).

 

 

(ответы учащихся)

Проектировочный

Историческая справка: (приложение 2)

 

( индивидуальное выступление сильного обучающегося)

1)      Работа с документом

-Безработица – это добро или зло? 

-Нарушает ли безработица право человека на труд?

(имеем в наличие в качестве раздаточного материала сборники Конституции РФ, издания 2020 года)

ЗАДАНИЕ

-Перед вами Конституция РФ, дайте определения, что она регламентирует.

-Вспомним,  кто является гражданином РФ?

-Какие права по конституции имеете вы как граждане РФ

 

Пользуясь основным законом страны, найдите статью, в которой регламентируется право на труд гражданина РФ.?

 

(ответы учащихся)

 

 

 

Статья 37 Конституции РФ.

       Труд свободен. ...

       Принудительный труд запрещен.

Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Разбор ситуаций

Причины безработицы (запись в тетрадь)

      Изменение потребительского спроса

      Поиск и ожидание работы

      Спад производства

      Внедрение новых технологий

      Политика правительства и профсоюзов

      Изменения в демографической структуре

Работа с высказыванием

Как вы понимаете высказывание?

Самый страшный вид безработицы - неработающая голова.

Что нужно учитывать, что бы не оказаться в числе безработных?

 

Опираясь на жизненный опыт и предоставленные жизненные ситуации, учащиеся формулируют причины безработицы. (Форма работы – сократическая беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

(предположение учащихся)

Процессуальный этап

РАБОТА СО СХЕМОЙ  «Зона оптимального выбора»

      Беседа по схеме. (Приложение 3)

 

 

ü  Не посмотреть ли нам в газету:

ü  Проанализируем, как правильно читать объявления (в смысле подходит оно вам или нет).

ü  А какая вакансия заинтересовала именно вас, объясните почему.
 

 

 

Интерактив «Телефонный звонок»

Вызываются два добровольца, которые обыгрывают ситуации, пройдя жеребьевку из «веселой шляпы». Желаемый результат: подготовить сценку телефонного разговора.

 

Составление резюме

       Упражнение «Самореклама»

Составьте резюме для удачного собеседования при устройстве на работу.

Учащиеся должны прийти к выводу: КАК ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ НА РЫНКЕ ТРУДА (составление рекомендаций для соискателя)

Критерии: «Нравится – востребованность»

Раздаточный материал – местная газета (задание в парах)
Алгоритм поиска работы:

- ищем название работы, но должны подумать:
-какие навыки у меня есть для этой работы?
-какое образование?
-есть ли опыт работы?
-подхожу ли я по возрасту?
-какие возможности открывает эта работа?
-что нужно знать об этой работе?

      Работодатель - Список требований для сотрудника

      Работник - Самопрезентация

      Итог – пример телефонного разговора

 

 

 

 

 

Составляют резюме соискателя.

Рефлексивно-оценочный

Закрепление изученного материала (карточка)

Какие способы поиска работы вы предложите?
 
1.
2.
3.
4
 
Какие причины безработицы назовёте?

1.
2.
3.
4

На основе полученных знаний учащиеся самостоятельно выделяют и заполняют пункты раздаточного материала.

Н/Р:

1.       Поиск объявления на интернет порталах Авито, Работа Ру. HH.ру итд

2.       Обращение в ЦЗН

3.       Просмотр местной газеты

4.       Самопрезентация, размещение резюме.

 

 

1.       Структурные сдвиги в экономике

2.       Экономический спад

3.       Изменения в демографической структуре

4.       Недостаток образования или квалификации

Ответы могут отличаться!!!

Домашнее задание: п.9 вопросы. Выписать термины в тетрадь. Практика – интерактивное задание на профориентацию. https://bilet.worldskills.ru/

Дополнительное творческое домашнее задание: Создать мини-проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость в нашем поселке».

Дополнительные материалы для подготовки к ОГЭ (для учащихся, определившихся с выбором экзамена):

КАРТОЧКА

Когда возникает естественный уровень безработицы? Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида. Каким категориям людей угрожает фрикционная безработица? Укажите три категории.

Безработица

Если человеку предоставляется свобода выбора рода деятельности и места работы, в каждый данный момент некоторые работники оказываются в положении «между работами». Одни уходят сами в поисках более интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит на рынок труда (это относится в первую очередь к молодежи). Все эти разновидности объединяются понятием «фрикционная безработица».

Бывает и так, что спрос на некоторые виды профессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает из-за изменений спроса на товары и услуги и, как следствие, спроса на рабочую силу. В результате немало людей, не способных быстро овладеть другими навыками, оказываются в числе безработных. Например, много лет тому назад высококвалифицированные стеклодувы остались без работы вследствие изобретения станков, на которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработицы называют структурной. Число безработных растет и в определенной фазе экономического цикла, в условиях кризиса производства. Такая безработица называется циклической. При этом распределяется безработица неравномерно среди различных категорий работоспособного населения.

Полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы. Он возникает тогда, когда количество ищущих работу равно числу свободных мест. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, возникает дефицит спроса и как следствие безработица. С другой стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы ниже естественного уровня.

Таким образом, определенный уровень безработицы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рассматривают это явление даже как положительное, оздоровляющее и стимулирующее развитие экономики в целом.

 

Задание типа 21 

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задания  типа 22 

Какие виды безработицы выделяют авторы? Укажите три вида.

Задание типа 23 

Чем, по мнению авторов, характеризуется естественный уровень безработицы? Опираясь на обществоведческие и исторические знания, приведите два конкретных примера ситуаций, при которых безработица в той или иной стране была существенно выше естественного уровня

Задание типа 24 

В тексте отмечается, что некоторые исследователи рассматривают безработицу как положительное явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

Приложение 2

Самые редкие профессии:

      Торговец мечтами. Почтовый клерк мечтает стать на одну ночь великим актером. Бизнесмен мечтает управлять многотонным составом. Психиатр мечтает за 20 выходных дней познакомиться с 20 девушками из 20 разных стран. Как же сделать их мечты реальностью? Одна из чикагских компаний занимается воплощением в жизнь любых фантазий и желаний своих клиентов. Все что надо это придти в их офис, рассказать, о чем вы мечтаете и заплатить сумму, которую вам назовут специалисты. Однако помните, что минимальная стоимость воплощения мечты составляет 150000 долларов.

      Подбиратель мячей. Такие вакансии можно встретить в крупных гольф-клубах. В обязанности подбирателя мячей входит следить за тем, чтобы на прилегающих к площадке для гольфа территориях не было мячиков, случайно попавших туда.

      Ловец муравьев. Ловец муравьев должен отлавливать в муравейнике лучших особей, которые в последствии послужат для продолжения рода на искусственных муравьиных фермах.

      Запаховед. Вакансия запаховеда открыта в некоторых компаниях, занимающихся производством дезодорантов. Запаховеды наносят дезодорант на подмышки участников эксперимента и в течение дня следят за тем, как меняется запах дезодоранта.

      Разбиватель яиц. Основная обязанность работника этой профессии - отделять белки от желтков при помощи специальной машины, в которую он должен класть целые куриные яйца.

      Оператор, определяющий пол цыплят. Когда возраст цыплят составляет 1 сутки, важно безошибочно определить их пол, поскольку от этого будут зависеть их дальнейшее питание и условия содержания.

      Расправитель морщин. В дорогих обувных бутиках есть люди, которые специально занимаются тем, чтобы на обуви, которую меряют покупатели, не оставалось морщин. Они их расправляют.

      Натиратель клюшек для гольфа. В роскошных гольф клубах есть «специалисты», в обязанности которых входит натирание клюшек клиентов специальной смазкой для обеспечения лучшего контакта клюшки и мяча.

      Нюхатель яиц. В некоторых кондитерских есть так называемые «нюхатели яиц». Они следят тем, чтобы протухшие куриные яйца не использовались для производства кондитерских изделий.

      Выравниватель подушек. В мебельных магазинах, специализирующих на продаже спальных гарнитуров, есть вакансии выравнивателей подушек. Эти люди должны ходить в торговом зале и следить за тем, чтобы на подушках не было складок.

      Собеседник. Ритм жизни в Токио даже быстрее, чем в Москве. А значит, появление профессии собеседника там вполне закономерно. Товарищи эти сидят в своих будочках в самых оживленных районах столицы и выслушивают всех желающих. За неделю каждый профессиональный собеседник дает шанс пооткровенничать почти 10000 жителей страны.

      Стояльщик в очереди. Откровенно порадоваться можно за британцев. В стране появилась контора, обещающая гражданам, что они не будут стоять в очередях. За них это сделает специально обученный «стояльщик». Услуги стоят не дешево – почти 40 баксов в час. Если учесть, что каждый англичанин за свою жизнь стоит в очереди больше года, то экономия на лицо!

 

 

Приложение 3


 

Скачано с www.znanio.ru