Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке
Оценка 4.8

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
библиотека +1
Взрослым
02.04.2018
Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке
Современные функции библиотек образовательных учреждений не просто меняются, но и резко расширяются. Меняется сама миссия библиотеки: из учебно-вспомогательного подразделения библиотека должна стать структурным центром школы, определяющим информационно-библиотечное обеспечение, базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования информационной культуры личности. Это требует определенного эволюционного скачка: в формировании фондов, в техническом оснащении, наконец, в изменении профессионального сознания самих библиотечных работников. Процесс этот выливается в разнообразные инновации на местах.
Библиог. обслуж. чит..docx
Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке Актуальность темы не вызывает сомнения, т.к. современные функции библиотек  образовательных учреждений не просто меняются, но и резко расширяются. Меняется сама миссия библиотеки: из учебно­вспомогательного подразделения библиотека должна стать  структурным центром школы, определяющим информационно­библиотечное обеспечение,  базой развития критического мышления, медиаобразования, формирования  информационной культуры личности. Это требует определенного эволюционного скачка: в  формировании фондов, в техническом оснащении, наконец, в изменении  профессионального сознания самих библиотечных работников. Процесс этот выливается в  разнообразные инновации на местах. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи необходимые для успешного  существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую  роль. Школьные библиотеки прививают учащимся потребность в постоянном  самообразовании, развивают воображение, воспитывают гражданскую ответственность. Библиотека предоставляет обучающие программы, книги и иные информационные ресурсы всем членам школьного коллектива, тем самым побуждая пользователей развивать  критическое мышление и эффективно использовать все виды информации.  Школьные библиотеки претерпевают концептуальные изменения, связанные с развитием  библиотек на современном этапе и активным внедрением в работу этих учреждений  современных информационных технологий. Она должна предоставлять пользователям обновленное, расширенное информационное  пространство, которое сможет обслужить возрастающий диапазон образовательной  активности, создаст условия для различных стилей обучения современного поколения. Современная стратегия развития школьной библиотеки строится на принципе  посредничества библиотеки между миром информации и потребностями субъектов  образовательной среды. Концепция доступа к информации дополнятся активной ролью  библиотеки как посредника, связующего звена между информацией и пользователем. Основными видами библиографического обслуживания, осуществляемого в  библиографических подразделениях библиотеки, являются библиографическое  информирование и справочно­библиографическое обслуживание. Библиографическое информирование ­ это библиографическое обслуживание без запросов  и/или в соответствии с постоянно действующими запросами. Длительность действия  запроса может быть неограниченной (например, для преподавателя по определенной  учебной дисциплине) и ограниченной сроком решения определенной производственной  задачи ­ подготовки школьного мероприятия и т.д. Цель библиографического информирования ­ активное доведение новой  библиографической информации до потребителей, раскрытие информационных ресурсов  библиотеки. По охвату потребителей различают массовое и дифференцированное  библиографическое информирование. Массовое библиографическое информирование представляет собой регулярное и эпизодическое доведение библиографической  информации по значимым темам до широкого круга потребителей. Главные цели массового библиографического информирования заключаются в пропаганде фонда документов  школьной библиотеки и в информировании о новых поступления в ее фонд. Формами массового библиографического информирования являются бюллетени,  картотеки, БД новых поступлений. Единицей учета работы но массовому  библиографическому информированию является мероприятие ­­ выставка, устный  библиографический обзор, День информации и т.д. Учет всех форм массового  библиографического информирования производится по количеству мероприятий,  зарегистрированных в дневнике работы библиотеки (журнале учета массовых  мероприятий). Дополнительно ведется учет экспонируемых и выданных изданий  (документов), а также число участников мероприятий. При дифференцированном библиографическом информировании выделяют групповое и  индивидуальное библиографическое информирование. Групповое обслуживание  представляет собой регулярное или эпизодическое доведение до группы потребителей,  объединенным сходством информационных потребностей. Группы могут быть формально  организованными (педагоги определенной учебной дисциплины) или неформальными  (организуются во время регулярных или эпизодических массовых мероприятиях). В связи с большой трудоемкостью индивидуального информирования и ограниченных возможностей  школьной библиотеки число абонентов индивидуального библиографического  информирования обычно невелико. При небольшом числе абонентов их можно оповещать  устно ­­ по телефону или при личном общении во время очередного посещения библиотеки. Преимущество такого способа передачи информации заключается в оперативности и  возможности установить с потребителем непосредственный контакт, что позволяет сразу  же выяснить его отношение к подготовленным материалам (абонент сам отбирает те из них, которые ему понадобятся, и вписывает в свой формуляр). Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных  обзоров и других библиографических сообщений во время проведения различных  мероприятий в школьной библиотеке. Обязательным элементом библиографического информирования является регулярное и  полное отражение новых поступлений. Регулярность может варьироваться произвольно в  зависимости от количества новых поступлений в фонд школьной библиотеки. Анализ  эффективности библиографического информирования необходимо проводить регулярно,  корректируя запросы и изменяющиеся требования потребителей. Влияние различных форм  массового библиографического информирования на востребованность литературы можно  наблюдать в ходе ее выдачи, особенно после просмотра читателями списка. СБО является одним из основных видов библиографического обслуживания и  представляет собой совокупность процессов приема разовых запросов и вызванных ими  библиографического поиска и выдачи читателям библиографической информации. Единицей измерения СБО является библиографическая справка. Технологически  библиографическая справка включает в себя разовый библиографический запрос +  библиографический поиск + ответ пользователю. В СБО справкой именуют также ответ  пользователю. В этом значении слово «справка» употребляют в сочетании со значением  «выдача». Библиографические справки подразделяются на: тематические, уточняющие, адресные, фактографические. В процессах СБО справки нередко дополняют либо  заменяют библиографические консультации. Согласно ГОСТ 7.26­80 «Библиотечное дело. Основные термины и определения»  справочно­библиографический аппарат (СБА) библиотеки есть совокупность справочных и библиографических изданий, библиотечных каталогов и картотек, предназначенная для  пропаганды произведений печати и других документов и целенаправленного руководства  чтением. Справочно­библиографический аппарат библиотеки представляет собой не только  средство библиографического и фактографического поиска, осуществляемого в самых  различных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической  деятельности библиотеки, всей работы с читателями. СБА любой библиотеки состоит из двух основных частей: справочно­библиографического  фонда (СБФ) и системы каталогов и картотек. В составе СБА обычно выделяют: ∙ фонд справочных и библиографических изданий; ∙ систему каталогов и картотек (базы данных); ∙ архив выполненных справок; ∙ единый алфавитно­предметный указатель или ключ к СБА. Справочные и библиографические издания выделяются в отдельный фонд, который  располагается на полках открытого доступа в читальном зале. Единственные экземпляры  справочных изданий используются читателями в стенах библиотеки и на дом не выдаются. Система каталогов и картотек включает: алфавитные и систематические каталоги,  систематические картотеки статей краеведческие картотеки, картотеки  библиографических и методических пособий, указатели заглавий произведений  художественной литературы, каталоги и картотеки отдельных видов изданий и материалов. Фонд справочных и библиографических изданий включает издания руководящих  материалов, издания документов правительства, законодательных и других официальных  органов. К справочным изданиям относятся универсальные и отраслевые энциклопедии,  толковые языковые и терминологические словари, справочники административно­ хозяйственного деления РБ, статистические (по народному хозяйству и культуре),  географические атласы и аналогичные издания краеведческого характера. Система каталогов и картотек отражает фонд в разных аспектах. Соответственно элементы системы различаются по следующим признакам: охват и характер фонда, способ  группировки библиографических записей, виды отражаемых изданий и документов,  читательское назначение. Исходя из способа группировки библиографических записей, в библиотеке организуются  алфавитные и систематические каталоги и картотеки. Алфавитный каталог ­ библиотечный каталог, в котором библиографические записи  располагаются в алфавитном порядке имен или фамилий индивидуальных авторов,  наименований коллективных авторов или заглавий произведений печати и других  документов. Алфавитный каталог позволяет найти все произведения одного автора,  различные издания одного и того же произведения. Систематический каталог ­ библиотечный каталог, в котором библиографические записи  располагаются по отраслям знаний в соответствии с определенной системой библиотечно­ библиографической классификации. Указатель заглавий произведений художественной литературы ­ вспомогательный аппарат  к алфавитному каталогу, который помогает установить фамилию автора конкретного  произведения. Карточки указателя содержат два элемента ­ заглавие и фамилию автора.  Отдел комплектования и обработки составляет карточку и вместе с книгой передает ее в  отдел обслуживания, который ведет и редактирует указатель. Систематический каталог выполняет в библиотеке две функции: информационную и  педагогическую. Информационная функция выражена в том, что он раскрывает  содержание библиотечного фонда, предоставляя читателям информацию о литературе по  различным отраслям знаний. Во всех случаях, когда читатель нуждается в тематическом  поиске и не знает библиографических сведений о нужных ему книгах, он обращается к  систематическому каталогу. Информационная функция каталога взаимосвязана с педагогической. Работая с  систематическим каталогом, читатель знакомится с систематикой наук, обнаруживает  новые, ранее незнакомые темы и вопросы. Систематический каталог используется сотрудниками библиотеки для изучения состава  фондов, комплектования, в справочно­библиографической и информационной работе, при  организации выставок, массовых мероприятий, связанных с пропагандой литературы.  Систематическому каталогу в библиотеках отводится роль ведущего элемента СБА;  основным для него являются требования соответствия уровню развития науки,  своевременного отражения новых явлений в общественно­политической жизни. АПУ ­ вспомогательный аппарат, представляющий собой алфавитный перечень  предметных рубрик, раскрывающих содержание отраженных в систематическом каталоге,  систематической картотеке статей произведений и других документов с указанием  соответствующих классификационных индексов. АПУ постоянно пополняется. Систематическая картотека статей (СКС), картотека журнальных статей, картотека статей из сборников дополняют СК, так как включают карточки на статьи и материалы из  периодических изданий, статьи из сборников, посвященных актуальным вопросам. Порядок расстановки карточек обратнохронологический, что дает возможность для  читателя ознакомиться с новейшими публикациями, облегчает библиотекарю расстановку  карточек, изъятие материала за старые годы. Краеведческая картотека имеет ряд особенностей, существенно отличающих его от других  картотек. Эти особенности проявляются в отборе материала для отражения в картотеке.  Основными критериями отбора краеведческой литературы является научная и художественная ценность материала, отражающего особенности развития экономики,  культуры, истории края. Картотека включает книги, брошюры, статьи из журналов,  сборников и продолжающихся изданий, газет, рецензии, атласы, альбомы и другие  документы. При этом в краеведческой картотеке дублируется информация об изданиях  краеведческого содержания, включенная на основании общих правил в алфавитный и  систематический каталоги. Такой состав СБА ­ результат его длительного исторического развития. Первоначально в  него входили каталоги, раскрывающие состав и содержание документального фонда  библиотеки. Затем в СБА стали включаться различные справочные издания,  библиографические пособия, в том числе создаваемые в библиотеке, библиографические  картотеки, а также копии наиболее значительных, ранее выполненных письменных  библиографических справок, как в данной, так и в других библиотеках. Функции СБА по расширению информационного потенциала любой библиотеки за счет  предоставления сведений об отечественных и зарубежных документах безотносительно к  их местонахождению конкретизируется первоочередным требованием: обеспечить  читателям доступ к единому библиотечному фонду страны. Чрезвычайно важным аспектом развития СБА библиотек в современных условиях является все более широкое использование новейших технических средств, в том числе ЭВМ,  создание в библиотеках крупных автоматизированных баз библиографических данных.  Только на этой основе возможно обеспечить практическую реализацию прогрессивных  интеграционных тенденций, кооперацию и координацию СБА библиотек на различных  уровнях (ведомственном и межведомственном, региональном и республиканском), в  конечном итоге ­ создание единого справочно­библиографического аппарата всех  библиотек страны. Наиболее общие требования к СБА отдельной библиотеки сводятся к тому, что он должен: ∙ соответствовать объему и содержанию работы библиотеки определенного типа, всемерно  способствовать решению стоящих перед ней народнохозяйственных, воспитательных и  других задач; ∙ оперативно пополняться новыми материалами и освобождаться от устаревших,  неиспользуемых и дублирующих друг друга источников; ∙ профилироваться в соответствии с договорами о кооперации и координации с другими  библиотеками; ∙ сохранять единство, совершенствовать свои системные качества на основе всемерного  развития специфических функций составляющих его частей и, вместе с тем, усиления  взаимодействия между ними. Задачи, для решения которых используется СБА, разнообразны и связаны с направлениями  деятельности библиотеки: ∙ комплектование и докомплектование фонда библиотеки; ∙ пропаганда фонда библиотеки; ∙ библиографическое информирование читателей библиотеки; ∙ справочно­библиографическое обслуживание читателей библиотеки; ∙ руководство чтением читателей библиотеки; ∙ подготовка библиографических пособий; ∙ в работе по повышению уровня библиографической подготовки библиотекарей и  читателей; ∙ в методической работе библиотек ­ региональных и отраслевых научно­методических  центров. В отделах обслуживания тоже создается свой СБА, который обычно включает  руководящие документы, основные энциклопедии, словари, справочники,  рекомендательные указатели, картотеку рекомендательных указателей и др. В читальных  залах все эти материалы представлены обычно на полках открытого доступа. Состав СБА библиотеки в значительной степени зависит от особенностей обслуживаемого  региона. СБА специальной библиотеки должен быть ориентирован на выполнение всех  типов запросов, поступающих в библиотеки. Поэтому он обычно включает издания  документов правительства, универсальные энциклопедии, словари, справочники,  библиографические пособия. Но в основном СБА имеет отраслевую (или  многоотраслевую) направленность, создается с учетом особых групп документов,  приобретаемых библиотекой. Чем квалифицированнее и опытнее библиограф, тем меньше он тратит время на  выполнение библиографических запросов. Библиотекарь школьной библиотеки, знающий  свой фонд, может «с закрытыми глазами» найти хорошо известное ему издание в своем  фонде. Хорошим помощником в удовлетворении библиографических запросов читателей может  стать компьютер. Применение компьютерных технологий позволяет сконцентрировать в  одном месте сконцентрированные сведения обо всех доступных библиографических и  фактографических источниках. Поиск по электронному каталогу пользователями обычно  осуществляется самостоятельно, то уменьшается количество тематических запросов, а  также запросов, связанных с поиском конкретных изданий. Запросы фактографического характера можно удовлетворять, используя различные  электронные энциклопедии, справочники и словари: ежегодно обновляемую Книгу фактов  ЦРУ, содержащую текущую информацию по всем странам мира и крупным  международным организациям, таблицу химических элементов Менделеева, ежедневный  календарь энциклопедии Britanica, перечень учреждений и лиц, занимающихся проблемами  СПИД и т.д. При этом следует учесть, что электронные источники обновляются  оперативнее, чем печатные издания, и поэтому, содержат свежую информацию. Таким образом, использование ресурсов глобальных компьютерных сетей позволяет  расширить информационный потенциал библиотеки и компенсировать недостаток или  отсутствие множества ценных зарубежных справочных и библиографических изданий. Сегодня для большинства школьных библиотек весьма проблематичным является сам  вопрос подключения к Интернет. Качественная и полная связь с глобальными сетями пока  дорога, и изыскать средства на это из собственного бюджета сложно. Рациональное использование Интернета требует особых знаний, навыков, обучения. Нужно  не только уметь найти необходимую информацию в Сети, но и уметь управлять  найденными материалами: оценить и систематизировать их, объединить и интегрировать в  свою работу. Перечисленные методы работы с информацией хорошо знакомы  профессионалам ­ библиотекарям­библиографам. Аккумуляция и систематизация всех ресурсов на базе одной, специально предназначенной  для этого структуры решает сразу ряд задач: ­ существенно облегчается создание единого информационного образовательного  пространства школы; ­ минимизируется потеря информации любого вида, предназначенной для процесса  обучения; ­ сведение всех информационных полей на базе одной структуры облегчит создание  проектов информационного развития школы, выходящих за рамки данного  образовательного учреждения. Под Интернет­ресурсами понимается размещенная на сайтах Интернет (серверах)  текстовая, графическая и мультимедиа информация, которая может быть доставлена на  компьютер пользователя по его запросу в форме файлов или наборов файлов (в том числе  архивов) различных форматов (HTML, DOC, PDF, TXT и др.). Использование (чтение,  просмотр) этой информации требует наличия соответствующих программных средств  (браузеров) на компьютере пользователя. На сервере информация может храниться  статически (в файлах) или формироваться динамически в зависимости от запроса  пользователя (из базы данных). К Интернет­ресурсам также относятся размещенные на  серверах исполняемые программы (дистрибутивы), которые могут по запросу пользователя передаваться на его компьютер для дальнейшего использования. Под образовательными Интернет­ресурсами понимаются: ­  Интернет­ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения  (учебные, учебно­методические, научно­методические и дополнительные текстовые и  иллюстративные материалы, системы тестирования и др.) на определенной ступени  образования и для определенной предметной области; ­  Интернет­ресурсы, предназначенные для информационного обеспечения системы  образования в целом, деятельности образовательных учреждений или органов управления  образованием (правовая, нормативная, статистическая, справочная информация). ­ Образовательные Web­ресурсы представлены в виде образовательных сайтов и  образовательных порталов. Сайт, в широком смысле это группа Web­страниц, принадлежащих одному автору или  одному издателю и взаимосвязанных общими гиперссылками. Понятие сайта можно определять как набор технологических процессов (обычно именуемых Web­технологиями)  и, накладывающий, с одной стороны, ограничения на форму информационного и  эмоционального воздействия, а с другой ­ дающий такое разнообразие подобных форм,  какое принципиально недостижимо ни для устного, ни для письменного способа передачи  информации. Понятие образовательного сайта включает в себя группу взаимосвязанных общими  гиперссылками Web­страниц, информационное наполнение которых целиком посвящено  образовательным ресурсам конкретного учебного процесса, а именно, модели процесса  обучения и ее основному системообразующему элементу содержанию обучения  конкретному учебному предмету. Отбор содержания обучения для образовательного сайта  осуществляется в рамках концепции образовательного процесса с использованием  специальных методов технологии отбора содержания обучения и представляется в виде  логической структуры понятий с помощью специальных методов (например,  топологической сортировки) в виде конструктивной модели с помощью структур данных  концептуального графа или семантической сети. Электронная реализация конструктивной  модели содержания обучения с помощью Web­технологий и является образовательным  сайтом. Образовательные порталы в большинстве случаев предлагают посетителям только ссылки  на образовательные ресурсы сети Internet. Такие ссылки либо собираются создателями  портала, либо предлагаются посетителями портала, желающими разместить на портале  ссылку на свой сайт. Данные ссылки классифицируются по рубрикам, количество которых  зависит от объема охватываемой порталом информации. Таким образом, на  образовательном портале представлена информация о многочисленных ресурсах сети,  посвященных различным областям знаний. Становится актуальной проблема  достоверности ссылок. На портале может быть представлен ресурс, который уже или  изменил адрес или вообще прекратил свое существование. Образовательный сайт не имеет  такого недостатка, т.к. его информационные ресурсы контролируются создателями. Интернет­среда становится важнейшим в современном обществе источником информации,  в том числе, образовательной. Учителя­словесники не могут не учитывать этого в своей  повседневной педагогической практике. Освоение Интернет­технологий в самое  ближайшее время станет одной из базовых компетенций учителя. Интернет­ресурсы, во­ первых, должны стать значимым источником новой информации и предоставлять  эксклюзивный материал для моделирования уроков, во­вторых, стать источником и  организатором самообразования учителя­словесника и как филолога и как методиста, в­ третьих, способствовать профессиональной рефлексии собственного и чужого опыта. Польза от сотрудничества педагогов и библиотекарей очевидна: 1. Библиотекарь оказывает учителю весомую поддержку и помощь в нахождении и  систематизации интернет­ресурсов. 2. Итоговым продуктом такой деятельности библиотекаря (поиск, изучение, оценка,  систематизация ресурсов Сети) может быть создание предметной вебографии (по аналогии  с библиографией). Перечень информационных ресурсов по предмету окажет значительную  помощь и учителям, и ученикам. 3. Кроме того, в ходе такой деятельности библиотекари могут создать справочный портал  с веб­адресами по курсам, темам, специфическим задачам, выполняемым данной школой. 4. Регулярное сотрудничество библиотекарей и педагогов, а также составителей учебных  планов способно оказать существенное воздействие на содержание и методику обучения.  Результатом такого сотрудничества может стать создание диалоговых обучающих модулей  по предметам (опорные конспекты). Модули разрабатываются как страницы Сети,  предназначенные для обучения школьников. Такие модули ­ это организованная и  систематизированная информационная среда по предметам учебного плана (химия, физика, иностранный язык и т.д.) Впоследствии отдельные модули соединяются в единую  обучающую систему. Рассмотрим, какие виды работы с ресурсами Сети возможны в классе, в школе. 1. Работа с одним сайтом. Найдя и систематизировав интернет­ресурсы, педагог планирует  урок на основе одного сайта. Это оправдано в том случае, если педагог только начинает  осваивать пространства Интернета или если информационное поле данного ресурса  довольно обширно. Или если подготовка школьников недостаточна для сложного,  расширенного поиска. 2. Работа с несколькими сайтами. Имея подготовленных учеников, педагог предлагает  детям познакомиться с несколькими сайтами, дав задание оценить эти ресурсы. В ходе  такой работы школьники должны уметь: ­ оценить качество и правдоподобность информации, ­ сравнить освещение одной и той же темы в разных источниках, ­ использовать справочные издания, ­ грамотно систематизировать информацию, ­ обобщить полученные сведения и изложить их письменно в исследовательском отчете, ­ корректно ссылаться на использованные источники информации, ­ публично представить выполненные задания (общеизвестно, что материал лучше  понимается тогда, когда его объясняют друг другу). 3. Помимо занятий в классе, ученики могут самостоятельно вести поиск информации.  Сведения из Интернета нужны для подготовки к факультативным занятиям, для написания  рефератов, для организации внеклассных мероприятий. 4. Кроме того, школьники могут обмениваться полученными знаниями, объединяясь с  учениками других классов. Не исключена и возможность размещения в Интернете  материалов, авторы которых ­ дети. Надо помнить, что успешность такой работы будет  обеспечена регулярным взаимодействием с педагогами. Обучение с привлечением интернет­ресурсов неизбежно приводит к выходу за рамки урока и предмета. Такое расширение может вестись в следующих направлениях: а) пересмотр педагогами предметных ограничений занятий, возможность проведения  интегрированных уроков; б) создание телеполей путешествий: перемещение между основными понятиями предмета и вне его рамок по просторам Сети с помощью ссылок и отсылок ­ таким образом ярко и  наглядно могут быть продемонстрированы межпредметные связи; в) работа педагога вместе с учениками по созданию собственного веб­сайта, на котором  разместятся: тексты некоторых лекций; часто задаваемые вопросы; веб­лаборатория для  проведения экспериментов и опытов; материалы школьников; информация класса; г) использование в работе телеконференций; д) модернизация имеющейся техники. Проводя уроки с использованием ресурсов Сети, надо понять степень эффективности и  качества такой работы, ее целесообразность и органичность. Другими словами, применяя  что­то новое, не обойтись без скрупулезной оценки, мониторинга. Термин “медиатека” возник в нашем языке сравнительно недавно, и различные специалисты толкуют его по­разному. При этом возникают существенные различия не столько в  словарном значении, сколько в представлении о том, что включает в себя понятие  “медиатека” в школе. Под медиатекой подразумевается собрание информационных  ресурсов (на всех видах носителей), направленных на обеспечение содержания и методики  учебного процесса и воспитательной работы. В медиатеку в данном понимании не входят  ресурсы, организующие учебный процесс (электронные классные журналы, расписание  уроков и звонков, личные дела и т. п.). Развитие медиатек в школе невозможно обсуждать вне контекста общего процесса  модернизации образования. Само по себе формирование фонда на нетрадиционных  носителях информации хорошо, но не имеет особенного смысла, если деньги вкладываются лишь с целью создания факта такого фонда. Медиатека в школе должна иметь значительно  более широкие функции, чем просто обеспечение информацией учебного процесса.  Информация на небумажных носителях важна тем, что она дает возможность применения  иных технологий в обучении, кроме традиционной ­­ получение в готовом виде, усвоение и  воспроизведение знаний и связанных с ними умений и навыков. Небумажные носители  информации дают возможность учителю сделать обучение активным процессом добывания  и формирования знаний самим учеником, ввести в значительно большей степени проектное  обучение, обучающие игры и конструктивные задания по любому предмету с помощью  компьютерных технологий. В связи с этим особо возрастает роль школьной библиотеки и  медиатеки как ее части в обучении детей работе с информацией. Именно на базе  библиотеки­медиатеки, где сконцентрированы все информационные ресурсы, в  большинстве стран Европы детей учат не только находить, но и оценивать, сортировать,  проверять и отбирать информацию, учат навыкам формирования любого запроса, формам  организации и представления информации. Требования к организации библиотеки­ медиатеки в школе, к ее специалистам и их функционал подробно разработаны  международными библиотечными ассоциациями (IFLA, IASL) и существуют в переводе на  русский язык. Можно сделать вывод, что мультимедийные технологии позволяют значительно расширить  границы предъявления информации, создавать разнообразные информационные продукты. Чрезвычайно важно оценить состояние фондов школьных библиотек, их соответствие  образовательным и воспитательным задачам модернизации содержания образования.  Следует отметить, что в структуре фондов школьной библиотеки все большую роль играют фонды нетрадиционных носителей информации: аудио­, видео­, электронные издания.  Именно школьная библиотека должна дать возможность доступа к самой разнообразной  информации, предоставить широкие возможности всем участникам образовательного  процесса (педагогам, школьникам, родителям) формировать информационную культуру,  культуру умственного труда, развивать логическое и творческое мышление, используя на  практике достижения новых информационных технологий. Создание медиатек на базе  библиотек, формирование библиотек­медиатек ­ это наиболее научно разработанный в  настоящее время путь развития школьных библиотек. В последнее время в библиотечной практике не пользуются методами руководства  чтением, ибо считают, что принцип свободы в получении информации в библиотеке  реализуется через самостоятельный выбор читателем ассортимента и объема необходимой  литературы. Исключение функции консультанта, методиста, воспитателя книжной  культуры из профессиональной деятельности библиотекаря, превращает массовую  библиотеку из культурно­информационного центра в простое книгохранилище. На сегодняшний день снижение интереса к чтению вызывает тревогу у всех, кто занимается этой проблемой профессионально. Физиологами установлено, что у не читающих людей  снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает,  атрофируется, заболевает. Именно чтение, более чем что­либо дает максимальную  нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с тем от душевной  черствости, от нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Следствием неумения  читать является как минимум функциональная неграмотность, т.е. неспособность  гражданина цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные,  общественные и жизненные обязанности. Навык самостоятельного чтения формируется с  детства, именно с детства закладываются необходимые читательские умения. Чтение книг  ­ это особый вид общения, беседы между автором и читателем, а посредником при этой  беседе является текст. Содержание текста ­ это взгляд автора на мир, его умение выразить  этот взгляд словами, делающими этот текст увлекательным и понятным читателю. Но для  школьника понимание текста ­ очень трудоемкая работа. Слово ­ знак вторичной  сигнальной системы, но именно в слове собираются все наши ощущения, восприятия,  чувства. Оно лежит в основе чтения. Отсутствие специальной подготовки в работе с книгой приводит к тому, что ученик охладевает к учебе вообще. Почему школьники так мало читают, как сделать класс читающим, как дойти до каждого,  чтобы чтение стало интересным и нужным занятием, как научить ребят думать,  воспитывать в них неутомимую потребность в чтении? Не секрет, что значительная часть  школьников, кроме учебников читает только то, что рекомендует учитель или то что  «модно». Наиболее успешно руководство чтением осуществляется на уроках внеклассного  чтения. Для планирования таких уроков большое значение имеет отбор книг. Это должны  быть произведения доступные и интересные школьнику. Данные социологов: ∙ Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%. ∙ А тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34% ∙ 40% читают книги от случая к случаю. За эти годы произошло падение числа людей, которые приобретают книги. Если в 1994  году книги покупали 58%, то в 2004­только 20%. (Книжное обозрение,№39, 2005 г.). Интерес­это единственное из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на  читателя. Многие считают телевидение не только конкурентом книги, но и из­за обилия  вредной информации­главной помехой воспитания в целом Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Необходимо от  просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника ­ предложить ему  прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей  оказывает и компьютер, но через Интернет школьнику открыт доступ к мировым запасам  информации. Не выходя из дома, ребенок может получить оперативную информацию по  любому вопросу. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать,  создавать информацию. Вместе с тем, компьютер используется ребенком во вред самому  себе, когда он просиживает часы за компьютерными играми.

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке

Библиографическое обслуживание читателей в школьной библиотеке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018