РАБОТА НА ТЕМУ:
«РУССКИЕ ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ»
Автор работы
Пурганова А.А.
педагог доп. образования
Пенза
2020
Содержание
Введение 3
1 История возникновения русского хоровода 4
2 Характеристика и формы русских хороводных игр 8
Заключение 14
Список использованных источников 15
Введение
О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирались девицы и молодцы «хороводились и играли кругами».
Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.
Доподлинно неизвестно, где и у какого народа появились хороводы, вероятнее всего они были частью культуры многих народов, появившись как круговые песни и пляски.
Самобытность русского хоровода заключается в многообразии его видов, в неразрывной связи его содержания с действительностью, бытованием, характером исполнения и преемственность его с первобытными обрядами.
Актуальность работы в необходимости сохранения, изучения и развития русского народного танца, передаче богатства и красоты русского фольклора молодому поколению.
Объектом данной работы является русское народное творчество.
Предметом работы – русские хороводные игры.
Цель работы: раскрыть в полном объёме красоту русского народного хоровода как яркого, красочного творения народа, ознакомиться с историей возникновения, с характеристикой и форм хороводных игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
1. Рассмотреть историю происхождения хоровода.
2. Рассмотреть характеристику и формы русских хороводных игр.
1 История возникновения хоровода
Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. История русского народного танца неразрывно связана с историей русского народа и несёт в себе отпечаток его эмоционального характера и условий его жизни. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т. п.). Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т. п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен (IV – VII вв. н.э.) существуют народные игрища (сходбища), где встречались племя, род, на характер танца налагали отпечаток языческие религиозные представления. Обожествляя природные явления, славяне поклонялись им. На игрищах они веселились и совершали обряды, которые представляли собой коллективное совершение определённых действий, чтобы умилостивить богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, плясками, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложил отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик – праздник, связанный с весенним земледельческими работами – посевом; обжинки, спожинки – окончание жатвы, сбор урожая; осенины – проводы лета и встречи осени; коляда – зимний праздник; радуница, русалии – зимне-летние праздники в память об умерших; Ярилин день – праздник солнца – Ярилы; таусень – Новый год.
Наиболее древней и распространенной формой русского танца, дошедшей до наших дней, являются хороводы – танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи.
Однако даже поверхностное знакомство с тематикой русских хороводов говорит о их достаточно позднем происхождении. В хороводах человек выступает уже как социальный тип, отображается в свете взаимоотношений с обществом, в то время как в обрядах человек выступает еще не отделившись от природы. Это говорит о том, что русский народный хоровод – результат более усложненный культуры. Ему предшествовали ранние, начальные виды древнего танцевального творчества, в частности, обрядовые пляски.
В этих обрядовых хороводах принимали участие все жители, от детей до стариков. Такие хороводы можно наблюдать и сейчас в некоторых районах русского Севера, где старообрядцы сохранили древнюю самобытную культуру русского народа. И, пожалуй, именно у восточных славян хороводы окончательно становятся не только массовым обрядовым танцем, но и веселой молодежной игрой на свежем воздухе, сопровождаемой песней и танцами. Хороводы можно назвать отражением русской девичьей души, где игривость и непринужденность сплетаются с восхитительными русскими напевами.
С развитием истории русского народа, вера в магическую силу обряда, обрядовые танцы начинают угасать. Они постепенно превращаются в развлечение. Эволюция обряда в игру, забаву еще связано с тем, что начал меняться бытовой уклад землепашца. Постепенно из обрядов стали выделяться отдельные произведения (песни, игры, хороводы) и исполняться в качестве развлечения.
В VIII-IX веках складывается первое древнерусское государство – Киевская Русь. Принятие христианства способствует развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. В этот период появляются скоморохи, в лице которых популяризируется русский народный танец, и зарождаются его сценические формы.
Непримиримая борьба христианства с язычеством, носившая жестокий и острый характер, отразилась на общем укладе русской жизни. Духовный мир русского человека был приведен в смятение этой беспощадной борьбой. Это серьезным образом сказалось и на русской хореографии, однако она вышла из борьбы обновленной, возродилась и приняла более организованные формы, постепенно утратив первоначальную стихийность.
Ко времени деятельности создателей славянской азбуки Кирилла и Мефодия можно, например, отнести возникновение на Руси бытовых хороводов и тематических плясовых импровизаций, чему способствовала постепенно вылившаяся за пределы церкви, в народ мелодическая музыка, быстро принявшая остронациональный характер, и зарождавшаяся на ее основе двухголосая и многоголосая песня.
Татаро - монгольское иго, продолжавшееся свыше двухсот лет, прервало полнокровную жизнь Руси и задержало развитие русской культуры. Многие национальные ценности были уничтожены, но русский народ не был покорен. В эти тяжелейшие времена он сохранил свою культуру, искусство, свою самобытность, традиции, свое народное творчество, хороводы, пляски, песни, игры – настолько глубоко все это было заложено в душе и характере русского человека.
Тяжелым этапом для народной хореографии был допетровский период (XVII век). В это время в русское искусство проникают европейские влияния. Утверждается театральное действо европейского типа и обостряется нерасположение правящей верхушки к народному искусству, в частности к народной хореографии. Используемая в театральных представлениях, она в этот период теряет самостоятельность и самобытность. Продолжающееся религиозное наступление окончательно искореняет еще живущий в народе своеобразный, эмоциональный первоначальный языческий жест. Это расчищает почву для бытовых танцев.
В более чем двухсотпятидесятилетнем этапе‚ дореволюционного развития нашей отечественной хореографии особенно выделяются два столетия: ХVIII и ХIХ. Это период расцвета придворного балета и постепенного вытеснения (в городах) национальных народных русских танцев.
XVIII век – эпоха, связанная с именем Петра I – блестящего реформатора своего времени, с появлением нового государства – Российской Империи. Это и эпоха видоизменения русского народного танцевального искусства. Танец приобретает более светский характер. При дворе становятся популярными европейские танцы. И в народе танец не только сохраняется, но и приобретает новые формы. Попадая в деревню, они коренным образом изменяются, приобретая типично русские местные черты, манеру и характер исполнения. В русском бытовом танцевальном творчестве появляются новшества «игры парами». Исполнители хороводов и плясок группировались в пары. Отношения партнеров в паре являются главными.
Выход русского народного танца на большую сцену происходит во втором десятилетии XX века. Это период начала мощного развития русского народного творчества всех его видов и жанров. Русский танец приобретает массовый характер в своей сценической форме.
2 Характеристика и формы русских хороводных игр
Хоровод, являясь всегда массовым танцем, способным воспринимать различные песенные ритмы и формы построения, украшать любые праздники, те или иные события в жизни русского человека, можно разделить на две основные группы.
В старину хороводы водились на особенных местах, каждое из которых получало свое название. Это были озера, реки, лужайки, рощи, пустоши, огороды, дворы. На одних местах собирались хороводы только праздничные, на других – повседневные. Для праздничных хороводов селяне пекли пироги, караваи, красили в желтый цвет яйца.
В основе одной группы лежит игра, которая раскрывает содержание песни. Здесь средствами пластики, движениями, жестами изображают то, о чём поется в песне. Называются эти хороводы – игровыми.
В зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его значение. Из игрового хоровода он переходил в орнаментальный и, наоборот, при этом не менялось ни количество участников, ни структура, ни хореография, ни стиль исполнения. Участники могли передавать различные настроения.
Форма в игровых хороводов до нас дошла почти в неизменном виде. Это небольшие законченные музыкально-драматические сценки, в которых разыгрывают содержание песни исполняемой остальными участниками стоящих или двигающихся по кругу.
Игровой хоровод имеет тесную связь с обрядами, обнаруженную в характере действия. Как обряд, так и хоровод, представляют, из себя действо, игру. Во всех русских обрядах мы находим признаки игры. Не случайно их называют «игрищами». Так, во время масленицы спор между зимой и весной, в похоронах Костромы наличествуют свои персонажи в роли – Весна и Кострома.
Хороводы «Бояре», «А кто с нами пашенку пахать», «Просо» - построены в форме диалога. Под пение своих реплик группы танцующих, то наступают одна на другую, то отступают назад.
Игровому хороводу присуща и театрализация. Например, в хороводах «Ленок», «Конопелька», «Мак» изображался процесс выращивания и обработки этих культур. В игровых хороводах участники показывали, как надо: пахать землю, сеять, полоть, вязать и складывать снопы, молотить, веять и т.д. В тоже время один и тот же игровой хоровод может менять свою тематику, в зависимости по какому поводу он исполняется.
В русском народном танце, наряду с игровыми хороводами, где отдельные солисты разыгрывали сюжет песни, появляются новые виды, которые впоследствии будут называться в народе хороводами «наборными», «разборными» или «разводными». Существует множество классификаций хороводов у различных авторов, но все они не противоречат друг другу. Их объединяет деление хороводов на две группы. В основе одних лежит игра сюжетной стороны песни, в основе других – игра эмоциональной стороны песни.
Хороводы с обрядом заключается в отражении в них любовной, семейно-бытовой, трудовой деятельности и т.д. Наиболее древними из них следует считать те хороводы, которые знаменовали времена года и делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние.
Хороводы весеннего цикла, делились на: «мартовские», «георгиевские», «никольские» и «троицкие», в то же время не имели особых различий. Любой из них мог встретиться на протяжении всех трех месяцев. (Кроме свадебных хороводов, заканчивающихся в апреле).
«Мартовские» хороводы в своей основе отражали земледельческие темы, водились, главным образом на юге России. В северо-восточных областях связано больше с посадкой капусты, появлением первой травы и набуханием почек. К этому периоду относятся хороводы «Просто», «Плетень», «Мак».
«Георгиевские» хороводы, включали в себя весенние игры, с добавлением игр, приуроченных к первому выгона скота. С этого времени ночное веселье принимало более бурный характер. В светлые утра в эти дни народ купался в росе.
«Никольские» и «Троицкие» хороводы имели землевладельческую тематику. Здесь изображается посев льна, гороха, гречки и т.д. Рассказывают они и о семейных взаимоотношениях.
Эти хороводы в основном отличаются сдержанностью, своеобразностью, лирикой, медлительными темпами. Водили их главным образом девушки, молодые женщины; мужчина в подавляющем большинстве выступали лишь в качестве зрителя, их активное участие в хороводом действии приходилось в конце весны.
Заканчивался весенний хороводный цикл «троицкими» ликованиями.
К летнему периоду относится «ивановские», «петровские», «пятницкие», «ильинские» и «успенские» хороводы. Все летние хороводы отличались богатством и разнообразием тем, отражающих думы о будущем урожае. Участниками хороводов этого периода были как девушки, так и мужчины и носили веселый, иронический характер, сюжеты их были более реальным, затрагивали насущные житейские темы.
« Ивановские хороводы» продолжались 2 дня. Игрища этих бурных празднований не обходились без кругового действия, им обычно начинался этот праздник.
«Петровские» хороводы совпадали с самым горячим рабочим временем и нередко палящей жарой, поэтому водились вечером.
Общие ночные купания с песнями, когда молодежь, разделившись на две большие группы парней и девушек, перебрасываясь венками из кувшинок, будя притихшую реку смехом и криками, не прекращались до зари.
На «Пятницких» хороводах молодежь и старики выходили разряженными. Стали приурочивать всякого рода торги и ярмарки, здесь же проводились и суды. Но все же эти хороводы связывали с молодежью, оплодотворение земли и свадьбами.
«Ильинские» хороводы отличались сюжетом на бытовые темы, сопровождались пиршествами.
« Успенские» хороводы по форме представления обычное хождение по кругу без особых фигур, их специфичность заключалась, главным образом, в текстах песен.
Завершали это время года игрища с продолжительным несложным действием. По мере приближения к осенним дням темп и ритмы хороводного действия учащались, принимали и бурный и, даже вакхический характер.
Большинство игрищ и гуляний конца лета, в которых хороводы играли не последнюю роль, сопровождали примитивными, но мирскими пирушками.
С середины августа месяца, начинались осенние хороводы.
Эти хороводы связаны с трудовым процессом, сбором осенних ягод. Они чередовались с обычными спокойными, а чаще игровыми хороводами, которые по сюжетам своим, казалось бы, не имели никакого отношения к полевым работам. Большинство из них, рассказывая и семейной жизни, не только развлекало игру, но одновременно как бы поучало молодежь готовиться к осенним свадьбам.
Хороводы осеннего периода водились в закрытых помещениях, только некоторые водились на природе. Один из них является «семеновский» хоровод. Это был обычный хоровод, который начинался рано утром. Двигался по кругу, в центре которой стояла пожилая женщина с овсяным караваем на полотенце.
Кроме «семеновского» хоровода, к этому периоду относятся также «капустинские», «покровские» и «Катерининские».
В «капустинские» хороводы девушки надевали лучший наряд и переходили из дома в дом для рубки капусты.
В «покровских» хороводах для руководства посиделок назначалась хороводница, которая как, как правило, была разумная пожилая женщина. Она была главным действующим лицом и командовала всеми забавами. Рассаживала молодежь по кругу, да не просто, а «в прослойку» так, чтобы девки не сбивались «гнездом», и попутно пересказывала, как будто причитала, слова песни, которую потом сама запивала, вовлекая участников в общую хороводную игру.
«Катерининские» хороводы в основном были в домах, поэтому они больше были посиделочными, вечерочными.
Зимние праздники, включавшие хороводные игры, делятся на два периода: Коляда им Масленица.
Хороводы в период Коляды, не насыщены драматическими элементами. Это, за редким исключением, обычно по форме сомкнутые круги, состоявшие из цепи участников, двигавшихся шагом или бегом, с притоптыванием и приплясыванием обязательно в том же направлении, как движение солнца – «посолонь». Все «колядские» хороводы водили под специфические песни.
Святки и масленица не имели прямого отношения к хороводу, но они сплетались с ним одной непрерывной нитью. Подавляющее большинство святочных и масличных обрядов игр, плясок, гаданий связанных с круговой и элипсообразной формы во всех ее разновидностях. Большинство народных масленичных плясок исполнялась в хороводах, то есть посреди хороводного хоровода.
«Сидит дрема под окошком» – это игровой хоровод, в котором по замкнутому кругу мерным шагом, взявшись за руки, двигались девушки. В центре находилась девушка, различными жестами изображавшая ленивицу. Если роль сонливой играла талантливая, изобретательная и ритмичная исполнительница, игра остановил захватывающей, нравоучительной и привлекало много зрителей.
«Судьи» – это наборный хоровод-игра, исполнялся он под задорные плясовые наигрыши гармониста.
Участники делились на две группы – судьи и подсудимые. Трое судей садились на стулья в середине комнаты. Начинала его исполнение хороводница. Она приглашала юношу, после чего двигалась за ним по кругу. Молодой человек приглашал еще девушку, и все двигались по кругу за этой девушкой, а она выбирала следующего юношу и т.д. Исполнители в цепочке, двигаясь по кругу, каждый раз меняли направление. Важным условием хоровода было нечетное количество избранных участников. За этим, как правило, следили судьи, которые подавали сигнал гармонисту. Когда набор заканчивался, крайние брались за руки и замыкали круг. Музыка неожиданно останавливалась. В этот момент всем нужно было организовать пару, кому не досталась пара, судьи назначили шуточные наказания.
«Женихания» устраивались на разных гуляниях. Но основное место им уделялось на беседах. Названный «жених» вставал в круг и начинал быстро ходить по кругу. При определенных словах песни он платком дотрагивался до головы или плеч, выбранной им девушки. Выбранная девушка подходила к выбравшему ее юноши и также при определенных словах песни они три раза целовались. После поцелуев «жених» становился в круг, а оставшаяся в центре круга девушка выбирала другого юношу и, поцеловавшись с ним, оставляла его в центре круга, а сама становилась круг. Оставшись в кругу, юноша выбирал в свою очередь девушку, и действие продолжалось.
Хоровод может начинаться, когда все стоят по кругу, а в центре кто-то солирует. Или все сидят, а один солирует. Тогда после поцелуев заходят в круг или садятся на места пригласившего.
Женихи и невесты держат себя очень скромно. Девушки ходят и сидят почти постоянно с опущенными глазами, а движения их во время танцев своей монотонностью и вялостью напоминают, по выражению самих же, исполнителей, движения людей нездоровых.
Заключение
Сколько бы ни говорилось, не писалось о русском танцевальном творчестве, это тема, вероятно, никогда не будет исчерпана. Россия огромна по своим масштабам. Она многонациональна, но большую часть населения составляет русский народ. Каждый край, регион, область имеет свою культуру, свои особенности исполнения русского фольклорного и сценического танца. Каждый район, село, деревня окрашивают, толкуют обряд, игру, хоровод, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему, в соответствии с местными фольклорными традициями.
В этой работе было прослежено становление народной хореографии, а точнее, развитие русского хоровода от истоков до настоящего времени. Он – не музейное искусство прошлого, не представляет собой что-то неизменное, застывшее.
Проблемы развития многовековых традиций подлинно народного творчества, воссоздания образов, идеи народного танца, продолжение танцевальных традиций местного народного искусства в настоящее время как никогда актуальна. Сегодня, в силу утраты народных танцевать истоков, все больше хореографических коллективов не придают значения формированию своего репертуара. Многие коллективы народного направления танцуют в «общерусской» манере. Красота, привлекательность, целомудрие заменяется на сцене стилизованным пластическим языком.
Важность русских хороводов для нашего народа столь велика, что мы не знаем ничего более значимого. Занимая собой четыре годовые эпохи – зиму, весну, лето и осень, - хороводы представляют собой особенные черты нашей народности – разгул и восторг! В них вся творческая сила народной поэзии и самобытность вековых созданий. В этом только аспекте наша народность не имеет подобного.
Список использованных источников
1 Бочкарева Н. И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / Н. И. Бочкарева. – М.: Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. – 179 с.
2 Голейзовский К.Я. Образы русской народной хореографии / Общая ред. и послесл. М. Левина.– М.: Искусство, 1964. 368 с.
3 Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 1: Хороводы / Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2015. – 95 с.
4 Заикин Н.И. Русский народный танец: учебное пособие. Ч. 8: Танцевальное искусство Костромской области / Заикин Н.И., Заикина Н.А.– М.: Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2018. – 128 с.
5 Климов А.А.Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. Изд. 3-е / Климов А.А.– М.: Издательство Московского государственного университета культуры и искусств, 2004. – 320с.
6 Михайлова Л.И. Народное художественное творчество как социокультурное явление. / Михайлова Л.И.– М.: Пермь, 1994. – 176 с.
7 Фарманянцева Е.Г. «Народно-сценический танец: история и современность» / Фарманянцева Е.Г, Кудрявцева Ж.В, Кудрявцева К.Г. // Academia: Танец. Музыка. Театр. Образование: периодическое издание. – М.: Москва: Московская гос. акад. Хореографии, 2014. – 13-21 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.