Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. Химия на полях

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 37.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.  Химия на полях Два совершенно одинаковых поля были вспаханы одной и той же бригадой и засеяны одной и той же пшеницей, одно и то же время. Казалось, что и урожай будет   равным.  Однако   осенью  выяснилось,  что   на  первом  поле   с  каждого гектара собрано по 46 центнеров зерна, а на втором поле — только по 22. Чем это объясняется? На первое поле внесли минеральные удобрения, а на второе — нет. Растения   нормально   растут   и   развиваются,   если   они   получают   из   почвы достаточно азота, фосфора, калия, кальция и других химических элементов. Ни один из этих элементов не может заменить другой. На втором поле не хватило некоторых питательных веществ, и пшеница голодала. В почве, великой лаборатории природы, все удобрения, как органические, так и минеральные, превращаются в питательные «блюда» растений. Ученым­агрономам   известно,   что   при   внесении   в   почву   органических   и минеральных   удобрений   продуктивность   сельского   хозяйства   может повыситься в 6—7 раз. Азот, фосфор и калий — фундамент агрохимии. Еще в начале прошлого века ученые   начали   искать   сырье   для   производства   минеральных   удобрений. Месторождения   фосфоритов   и   калийных   солей   были   найдены   во   многих местах. А как получить необходимый для растений азот? Его   много   в   воздухе.   Растение   со   всех   сторон   окружено   беспредельным океаном азота, купается в нем, соприкасается с ним каждой своей частицей, но использовать его не может. Только некоторые виды бактерий, в том числе живущие   в   клубеньках   бобовых   культур,   усваивают   из   воздуха   азот   и снабжают им своих хозяев. Человек делает то, что недоступно растению. На химических заводах азот извлекают   из   воздуха   и   при   высокой   температуре,   давлении,   действии катализаторов заставляют его соединиться с водородом. Из образовавшихся аммиака и азотной кислоты, производят удобрения.В широко распространенных минеральных удобрениях основных питательных элементов — азота, фосфора, калия — значительно меньше, чем примесей. Это удорожает перевозку удобрений. Промышленность начала вырабатывать концентрированные   удобрения:   двойной   суперфосфат,   аммофос,   —   в которых   основного   вещества   гораздо   больше,   чем   в   обычных   удобрениях. Появились   и   сложные   удобрения:   в   их   составе   не   одно,   а   два—три питательных вещества: фосфор, азот, калий. Известна   эффективность   жидких   удобрений:   аммиака,   аммиачной   воды, некоторых растворов солей, содержащих азот, фосфор и калий. Они также повышают   урожайность,   что   и   твердые   удобрения,   производство   же   их значительно дешевле. На осушенных болотах растения болеют из­за недостатка меди. По той же причине   растения   болеют   и   на   некоторых   дерново­глеевых   и   подзолисто­ песчаных почвах. Если в почве мало бора, сахарную свеклу поражает тяжелое заболевание   —   гниль   сердечка.   Бор   необходим   также   льну,   многолетним бобовым  травам,  масличным  культурам,  овощам  и  еще   многим  растениям. Удобрения, содержащие медь, бор, марганец, цинк и другие элементы, нужные растениям в микроскопических дозах, называют микроэлементами. Обычно таких удобрений вносят всего по нескольку килограммов на гектар. Микроэлементы нужны и животным. Недостаток меди, например, вызывает у коров   болезнь   —   лизуху. Кобальт входящий   в   состав   витамина   B12, предохраняет   животное   от   малокровия.   Марганец,   йод,   цинк   и   другие химические   вещества   участвуют   в   важнейших   жизненных   процессах. Микроэлементы можно не только вводить в корм животных, но и удобрять ими поля. Тогда они принесут пользу сначала в растениеводстве, а затем в животноводстве. Минеральные удобрения изменяют и качество урожая. Под их воздействием возрастает сахаристость свеклы и винограда, крахмала в картофеле, белка в зерне, прочность волокна. Растения растут сильными, выносливыми, стойкими к   заболеваниям,   легко   переносящими   неблагоприятные   условия   внешней среды — засуху, холод. Крайне важна химическая мелиорация почв, которая коренным образом их преобразует,   создаст   хорошие   условия   для   питания   сельскохозяйственных культур. Если в кислые дерново­подзолистые почвы внести тонну извести, то в течение 6—7 лет можно дополнительно получить около 5 центнеров зерна с гектара.   Бесплодные   солонцы   преображаются   под   действием   гипса   и начинают давать высокие урожаи. Сельскому   хозяйству   одновременно   нужны   как   минеральные,   так   и органические   удобрения,   в   число   которых,   кроме   навоза   и   торфа,   входят зеленые удобрения: клевер, люцерна, люпин и другие.