В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Химия на полях
Два совершенно одинаковых поля были вспаханы одной и той же бригадой и
засеяны одной и той же пшеницей, одно и то же время. Казалось, что и урожай
будет равным. Однако осенью выяснилось, что на первом поле с каждого
гектара собрано по 46 центнеров зерна, а на втором поле — только по 22.
Чем это объясняется?
На первое поле внесли минеральные удобрения, а на второе — нет.
Растения нормально растут и развиваются, если они получают из почвы
достаточно азота, фосфора, калия, кальция и других химических элементов.
Ни один из этих элементов не может заменить другой. На втором поле не
хватило некоторых питательных веществ, и пшеница голодала.
В почве, великой лаборатории природы, все удобрения, как органические, так
и минеральные, превращаются в питательные «блюда» растений.
Ученымагрономам известно, что при внесении в почву органических и
минеральных удобрений продуктивность сельского хозяйства может
повыситься в 6—7 раз.
Азот, фосфор и калий — фундамент агрохимии. Еще в начале прошлого века
ученые начали искать сырье для производства минеральных удобрений.
Месторождения фосфоритов и калийных солей были найдены во многих
местах.
А как получить необходимый для растений азот?
Его много в воздухе. Растение со всех сторон окружено беспредельным
океаном азота, купается в нем, соприкасается с ним каждой своей частицей,
но использовать его не может. Только некоторые виды бактерий, в том числе
живущие в клубеньках бобовых культур, усваивают из воздуха азот и
снабжают им своих хозяев.
Человек делает то, что недоступно растению. На химических заводах азот
извлекают из воздуха и при высокой температуре, давлении, действии
катализаторов заставляют его соединиться с водородом. Из образовавшихся
аммиака и азотной кислоты, производят удобрения.В широко распространенных минеральных удобрениях основных питательных
элементов — азота, фосфора, калия — значительно меньше, чем примесей.
Это удорожает перевозку удобрений. Промышленность начала вырабатывать
концентрированные удобрения: двойной суперфосфат, аммофос, — в
которых основного вещества гораздо больше, чем в обычных удобрениях.
Появились и сложные удобрения: в их составе не одно, а два—три
питательных вещества: фосфор, азот, калий.
Известна эффективность жидких удобрений: аммиака, аммиачной воды,
некоторых растворов солей, содержащих азот, фосфор и калий. Они также
повышают урожайность, что и твердые удобрения, производство же их
значительно дешевле.
На осушенных болотах растения болеют изза недостатка меди. По той же
причине растения болеют и на некоторых дерновоглеевых и подзолисто
песчаных почвах. Если в почве мало бора, сахарную свеклу поражает тяжелое
заболевание — гниль сердечка. Бор необходим также льну, многолетним
бобовым травам, масличным культурам, овощам и еще многим растениям.
Удобрения, содержащие медь, бор, марганец, цинк и другие элементы, нужные
растениям в микроскопических дозах, называют микроэлементами. Обычно
таких удобрений вносят всего по нескольку килограммов на гектар.
Микроэлементы нужны и животным. Недостаток меди, например, вызывает у
коров болезнь — лизуху. Кобальт входящий в состав витамина B12,
предохраняет животное от малокровия. Марганец, йод, цинк и другие
химические вещества участвуют в важнейших жизненных процессах.
Микроэлементы можно не только вводить в корм животных, но и удобрять
ими поля. Тогда они принесут пользу сначала в растениеводстве, а затем в
животноводстве.
Минеральные удобрения изменяют и качество урожая. Под их воздействием
возрастает сахаристость свеклы и винограда, крахмала в картофеле, белка в
зерне, прочность волокна. Растения растут сильными, выносливыми, стойкими
к заболеваниям, легко переносящими неблагоприятные условия внешней
среды — засуху, холод.
Крайне важна химическая мелиорация почв, которая коренным образом их
преобразует, создаст хорошие условия для питания сельскохозяйственных
культур. Если в кислые дерновоподзолистые почвы внести тонну извести, то
в течение 6—7 лет можно дополнительно получить около 5 центнеров зерна с
гектара. Бесплодные солонцы преображаются под действием гипса и
начинают давать высокие урожаи.
Сельскому хозяйству одновременно нужны как минеральные, так и
органические удобрения, в число которых, кроме навоза и торфа, входят
зеленые удобрения: клевер, люцерна, люпин и другие.